Дорогие друзья!
Сегодня, 10 июня, отмечается 90 — летний юбилей со дня рождения известного советского и российского художника, педагога, академика РАХ, Народного художника СССР Ильи Глазунова.
Главная тема творчества Глазунова, его всеобъемлющая страсть, любовь и боль — Россия. Вокруг имени этого художника вот уже несколько десятилетий не стихают споры. Восторгам публики сопутствует острая критика, но, несмотря ни на что, интерес к творчеству этого незаурядного человека не ослабевает.
Имя Ильи Глазунова всегда было одним из самых громких в истории советского и российского искусства. Отношение искусствоведов к его творчеству неоднозначно. Ярые почитатели и не менее ярые критики сопровождали Глазунова всю жизнь, как во времена СССР, так и в первые десятилетия XI века. Свое виденье мира, отношение к истории и современности художник переносил на свои произведения. Мастер иллюстрации и портрета, создатель живописных серий и монументальных исторических полотен, выдающийся педагог – Глазунов оставил огромное творческое наследие.
Художник является автором более 3 тысяч произведений. Наиболее известные полотна – «Мистерия XX века», «Вечная Россия», циклы «Русь», «Поле Куликово» и др. Эти картины отражают историю России и уникальный взгляд на нее Ильи Глазунова.
Известные работы Ильи Глазунова
Биография Ильи Сергеевича насыщена событиями, судьбоносными поворотами и яркими драматическими эпизодами.
Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Его отец Сергей Глазунов был историком, экономистом, доцентом Ленинградского государственного университета. Мать Ольга Глазунова, урождённая Флуг, была дочерью действительного статского советника.
В детстве Илья учился в школе искусств, затем — в художественной школе на Петроградской стороне.
Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде умерли родители и ближайшие родственники будущего художника. В 1942 году 11-летнего Илью вывезли по «Дороге жизни» в деревню Гребло Новгородской области.
Память о войне всегда жила в душе художника.
Детские годы Илья прожил в старинной деревеньке Гребло, затерянной в дремучих новгородских лесах. Эти годы оставили глубокий след в сознании будущего художника, им он во многом обязан пониманием русского характера, ощущением поэтики русского пейзажа.
В 1944 году Илья вернулся в Ленинград и поступил в среднюю художественную школу при Институте имени И.Е. Репина Академии художеств СССР, а затем на живописный факультет этого института, где занимался в мастерской Б.В. Иогансона.
Уже будучи студентом Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления о блокаде и войне в картине «Дороги войны». Глазунов предложил её в качестве дипломной работы.
Академическое начальство единодушно отвергло картину, назвав её антисоветской, искажающей правду и смысл Великой Отечественной войны советского народа:
— Война характерна победой, а вы смакуете отступление советских войск — такого ещё не было в советском искусстве.
Картину несколько лет не выставляли. На знаменитой пятидневной выставке, которая проходила в Манеже в 1964 году, он всё-таки осмелился её показать. Однако выставка была закрыта, а картина — передана в Дом офицеров, где была уничтожена.
В середине 1980-х годов художник написал повторение уничтоженной картины. Она находится теперь в художественном музее Алма-Аты.
В студенческие годы Глазунов написал полотно «Последний автобус», положившее начало циклу произведений на тему будней большого города и жизни современника (позднее сюда вошли картины «Ленинградская весна», «Город», «Ушла» и др.).
В 1956 году Глазунов получил Гран-при на IV Международном конкурсе молодых художников в Праге за портрет Юлиуса Фучика. Молодой художник подошёл к этой теме смело и неожиданно. Он показал колодец тюремного двора, куда заключённых вывели на прогулку, то, как они уныло бредут по кругу, глядя в землю. И только один, чем-то напоминающий своими чертами самого молодого художника, осмелился поднять высоко голову и смотреть на красоту тающих в небе облаков и кружащихся в вечернем закате птиц.
Эта картина потрясла не только международное жюри в Праге, но и советскую публику. Что послужило основанием для проведения первой выставки молодого художника в Москве в 1957 году, которая имела большой успех у посетителей, но вызвала столь же большое недовольство и раздражение со стороны руководителей Союза художников.
В том же году, после окончания института, он переехал в Москву.
Со времени выставки в ЦДРИ прошло пять лет. Все эти годы Глазунов напряжённо работал, у него скопились десятки новых талантливо написанных картин и портретов, которых почти никто не видел. Однако добиться от союза выставки своих работ он не может. У него нет своей творческой мастерской, какие имеют многие московские живописцы
В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», к деятельности которого были привлечены многие авторитетные люди страны. Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего легальную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.
В этот же период Глазунов создал картины «Русский Икар», «Андрей Рублев», открывающие цикл произведений на темы русской истории.
Более 40 лет посвятил художник циклу «История России». «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Проводы войска», «Канун», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и многие другие полотна воспевают судьбу Руси.
Создавая свои исторические картины «Борис Годунов» (1967), «Легенда о царевиче Димитрии» (1968), «Князь Олег и Игорь» (1972), «Иван Грозный» (1974), «Дмитрий Донской» (1979), художник сочетал темперную живопись на доске с инкрустацией цветными стёклами, парчой, металлом, по-своему преломляя приёмы древнерусского искусства.
Вершинами философского осмысления процессов мировой и отечественной истории стали всемирно известные живописные полотна «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в пасхальную ночь».
В 1978 году Илья Глазунов начал преподавать в Московском государственном художественном институте имени В.И. Сурикова. Вскоре ему было присвоено звание профессора по кафедре живописи и композиции этого института и звание Народного художника СССР. В 1981 году по поручению Министерства культуры СССР он организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. В 1987 году стал ректором созданной по его инициативе Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.
Важный этап творчества художника – иллюстрация литературных произведений таких знаменитых писателей и поэтов, как Ф.Достоевский, Н.Лесков, А.Блок, П.Мельников-Печерский, А.Куприн, А.К. Толстой, И.Никитин, Н.Некрасов, М.Лермонтов… Цикл подобных произведений составляет своеобразную живописную энциклопедию русской жизни былых времен.
Творческая биография мастера неразрывно связана и с театром. Он создал потрясающее оформление и костюмы к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А.Бородина и «Пиковая дама» П.Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А.Хачатуряна в Одесском оперном театре…
Помимо циклов на тему «Города» и «Истории России», еще один цикл работ Глазунова составляют портреты современников
«Пишу молча», — рассказывает Илья Сергеевич.
— Мне необходимо почувствовать внутреннюю музыку души того человека, портрет которого я пишу.
Особо интересен портрет жены Глазунова — «Нина». Художница из знаменитой династии художников Бенуа, Нина стала спутницей, другом, помощником Глазунова. Их дети, Ваня и Вера, тоже сделались прототипами персонажей многих картин Глазунова.
Он создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей науки и искусства: Сальвадора Альенде, Урхо Кекконена, Индиры Ганди, Короля Испании Хуана Карлоса I, Федерико Феллини, Давида Альфаро Сикейроса, Джины Лоллобриджиды, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентия Смоктуновского, Виталия Севастьянова, Сергея Смирнова, Сергея Михалкова, Валентина Распутина, Леонида Брежнева…
Также он автор серий работ с мест, где бывал — «Чили глазами художника», «Никарагуанский дневник», работ о сражающемся Вьетнаме, «Русский Север. Родина», «Кирилло-Белозерский монастырь», «БАМ». По просьбе ЮНЕСКО Глазунов создал монументальное панно «Вклад народов СССР в развитие мировой культуры и цивилизации», ныне украшающее один из холлов здания штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Но Глазунов — это не только живописец, но и общественный деятель. Все знают, что главным делом жизни для него стало создание Академии живописи, ваяния и зодчества, ставшей преемником одного из ведущих художественных учебных заведений Российской империи — Московского училища живописи, ваяния и зодчества. История академии началась в 1987 году — отдельная глава его жизни. Что важно — и здесь Глазунов шел против течения. В новое время, когда современное искусство и отказ от традиции стали тенденцией, Глазунов выступил как хранитель классической школы. Когда все вокруг создают новые формы, он отчаянно бьется за сохранение традиций: не зная академической живописи, невозможно создать новое. Интересная деталь: сегодня одна из выпускниц академии Наталья Царькова является главным художником Ватикана.
Сегодня мало кто помнит, что в 1981 году Глазунов стал первым директором Государственного музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, куда вошел и будущий музей-заповедник «Царицыно». На тот момент ансамбль, созданный по проекту архитекторов Василия Баженова и Матвея Казакова, был почти руинами. Часть построек еще занимали коммуналки, другие были почти разрушены. Глазунов дал тот самый толчок, благодаря которому на этой территории началась новая жизнь и путь сложной реставрации. А в 1970-е годы Глазунов выступил против Генплана реконструкции Москвы, угрожавшего разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками он писал письма наверх и составлял альбом о «старой» Москве. В итоге Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. Но он шел и на более радикальные меры, чем сбор подписей. Например, когда власти объявили о срочном сносе Белых палат и еще нескольких исторических зданий на Пречистенке, Глазунов со своими учениками вышел на улицы и перегородил дорогу бульдозерам. Скандал сработал — Пречистенку удалось отстоять.
В Глазунове была страсть, которая проявлялась на холсте, в отношениях, в любом деле. Например, он был увлеченным коллекционером. Находил картины и иконы в антикварных лавках, выискивал по деревням и селам. Собирательством занимался с той же страстью, как и собственным творчеством. А за год до смерти передал большую часть своей коллекции в дар Москве.
Илья Сергеевич принимал деятельное участие в возрождении былого великолепия Старой Москвы. Среди его работ последних лет – непосредственное участие в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского дворца. Он автор книг «Дорога к тебе», «Россия распятая».
По опросу ВЦИОМ 1999 года Глазунов был признан «Самым выдающимся художником 20 века». По Постановлению Правительства города Москвы в 2004 году была торжественно открыта в центре города Московская Государственная галерея Ильи Глазунова.
Народный художник СССР, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Российской академии художеств, профессор, бессрочный ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре, почетный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер «Золотой медали Пикассо» награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, лауреат премии Джавахарлала Неру – Глазунов награжден орденом Трудового Красного Знамени, знаком отличия «За заслуги перед Москвой», орденом преподобного Андрея Рублева I степени (РПЦ).
Илья Сергеевич был женат. Его супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа, с которой он познакомился еще в институте, — умерла в 1986 году. Их дети – сын Иван и дочь Вера – пошли по стопам родителей и тоже стали художниками.
Скончался Илья Сергеевич Глазунов 9 июля 2017 года в Москве на 88-м году жизни.
При всей своей сложности, он был действительно любим многими людьми.
В творчестве он был и художником, и гражданином. Он очень любил Россию и до конца говорил о ней.
А еще своим творчеством он был понятен практически каждому.
Кроме того, он был обаятельным человеком. Он мог зацепить за душу, заразить человека любовью к прекрасному. Даже если люди общались с ним хотя бы 15 минут, они запоминали его, и потом не могли забыть всю оставшуюся жизнь. У него была особенная магия, которую он излучал вокруг себя. И он делился этой магией с людьми рядом. Наверное, в этом и была его сила как художника и как человека.
Образ России, созданный Ильей Глазуновым, прост и сложен одновременно. Прост, так как близок и ясен каждому. Сложен, поскольку отражает всю глубину исторических процессов, их философское, религиозное содержание. Знакомство с творчеством художника поможет понять переплетения и контрасты эпох, событий, личностей прошлого и современности.
Мы смотрим на его картины и пытаемся объяснить феномен художника, но его большой талант по-прежнему остаётся загадкой. Наш великий современник, мастер традиций русского реализма, европейского импрессионизма в отечественной культуре. Искусство Глазунова-всегда вызов. Вызов надругательству над национальными святынями, нарушению духовных основ русской культуры. Призыв к борьбе за вечную Россию!
Коробкова, Е. Пять самых известных работ Ильи Глазунова /Е. Коробкова. – Режим доступа: https://www.krsk.kp.ru/daily/26702/3726964/
Видеопрезентация «Русский гений»: к 90-летию со дня рождения И.C. Глазунова
Илья Глазунов. Личность в истории. Документальный фильм
Документальный фильм «ИЛЬЯ ГЛАЗУНОВ. ВОПРЕКИ»