«Человек эпохи Возрождения», «универсальный гений» — именно так биографы чаще всего описывают Леонардо да Винчи. Его таланты и области интересов были многочисленными и разнообразными. Он был человеком поистине уникальным, талантливым практически во всех областях науки и искусства, которыми он занимался. Художник и писатель, музыкант и скульптор, анатом и архитектор, изобретатель и философ – все это Леонардо да Винчи.
Уважаемые читатели! Приглашаем вас на мероприятие: АРТ-портрет «Леонардо да Винчи: загадка и гармония»
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано в окрестностях городка Винчи, что неподалеку от Флоренции. Собственно, «да Винчи» это и означает «из Винчи». Он был сыном 25-летнего нотариуса Пьеро ди Бартоломео и его возлюбленной крестьянки Катерины. Таким образом, Леонардо родился не в браке – жениться на простой крестьянке нотариус не собирался. Первые годы детства Леонардо провел с матерью. Его отец Пьеро тем временем женился на богатой девушке своего круга, но решил забрать трехлетнего Леонардо на воспитание. Так мальчика навсегда разлучили с матерью. Несмотря на то, что Леонардо был незаконнорожденным ребенком, его детство оказалось на удивление счастливым. Отец будущего художника не только обеспечил будущее матери мальчика Катерине, удачно выдав ее замуж, но и принял внебрачного сына в свою семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые сложности, однако он же во многом сыграл мальчику на руку. С одной стороны, из-за того, что он был незаконнорожденным, ему был заказан путь в университеты, и поэтому все науки ему пришлось постигать самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило да Винчи оставаться не предвзятым, не скованным правилами, и сохранить веру в то, что не существует ничего невозможного.
Неизвестно, как развивались бы таланты Леонардо, если бы он не получил соответствующего воспитания в духе эпохи Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и постигал основы ремесел, которые пригодились ему в будущем. Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, и поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным.
Детство художника прошло в сельской местности, и во всех его биографиях однозначно утверждается то, что животных да Винчи любил больше, чем многих людей. И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал чертежи военной техники, то даже мысль о нанесении вреда животным казалась ему невыносимой. Леонардо не ел мяса, предпочитал одежду из хлопка и покупал на рынках птиц, отпуская их затем на свободу. Однажды художник сказал: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».
Что касается юного Леонардо, то его отец сначала пытался приобщить сына к профессии правоведа, но отрок был к ней совершенно равнодушен. И отец, в конечном итоге, смирился и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую Верроккьо подмастерьем к художнику. Мастерская находилась во Флоренции – тогдашнем центре наук и искусств, культурной столице Италии. Именно здесь Леонардо да Винчи постигал не только основы изобразительного искусства, но и гуманитарные и технические науки. Юноша интересовался рисованием, скульптурой, черчением, металлургическим делом, химией, изучал литературу и философию.
Здесь Леонардо учился самостоятельно изготавливать кисти и растирать краски, постигал основы анатомии и принципы изображения человеческих фигур. Кроме того, в мастерской Вероккьо он значительно расширил свои знания и навыки в разнообразных ремеслах, обучился ювелирному делу и резьбе по камню и дереву. Мастер стал поручать талантливому ученику выполнение деталей на своих работах. Их последним совместным произведением стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой кисти Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела и пейзаж на заднем плане. Существует легенда, придуманная биографом Джорджо Вазари, согласно которой Вероккьо после окончания работы над «Крещением Христа» не написал больше ни одной картины, поскольку ученик его превзошел.
Двадцати лет от роду Леонардо стал работать самостоятельно, благо к этому были все возможности. Кроме очевидного таланта к живописи и скульптуре, он обладал широким кругозором в гуманитарных и естественных науках, отличался прекрасной физической подготовкой – умело фехтовал, демонстрировал большую силу. Но во Флоренции, которая была перенасыщена талантливыми людьми, для него не нашлось места.
Леонардо да Винчи отправился в Милан. Именно в Милане прошли следующие 17 лет жизни великого художника, здесь он превратился из юноши в зрелого мужа, приобрел широкую известность. Интересно, что здесь да Винчи реализовался и как изобретатель и как инженер. Так, по поручению миланского герцога Лодовико Моро он занялся прокладкой водопровода и канализации. Затем да Винчи начал работать в монастыре Санта Мария делле Грацие над фреской «Тайная вечеря». Это была одна из самых удачных его работ.
Созданные Леонардо да Винчи живописные образы за несколько веков превратились в культурные иконы, бесконечно цитируемые и пародируемые. Достаточно вспомнить такие картины Леонардо да Винчи, как «Леда», «Спаситель мира» и прекрасная «Мона Лиза» — уникальные, узнаваемые, написанные с величайшим мастерством. Шедевры мастера, столь же притягательные и загадочные, как и много веков назад, всегда будут вызывать интерес самой широкой аудитории: от ценителей искусства до историков и ученых.
Смотря на произведение искусства, наблюдатель не только видит то, что изображено на нем. Самое главное, что происходит – он соприкасается с внутренним миром живописца и узнает его самого. Быть может, поэтому сдержанная, почти эфемерная улыбка Джоконды будоражит сердца и умы людей своей непостижимостью вот уже столько времени? В ней ощущается вся мудрость знания истинной природы окружающих предметов, накопленная Леонардо да Винчи. Возможно, через своё любимое детище сам художник смотрит на нас с легкой усмешкой. Кажется, что весь опыт мира, воплощенный в форму женщины, собран в этом небольшом портрете. Проникнуть в тайну Джоконды то же самое, что постичь гения её создавшего. Так, уже в начале XX века «Мона Лиза» стала самым узнаваемым произведением в истории мирового искусства, а споры и разговоры о ней продолжаются, и по сей день.
Особенности творчества художника Леонардо да Винчи: все созданные им портреты выполнены с потрясающей анатомической точностью. Да Винчи всю жизнь интересовался устройством человеческого тела и потратил много лет на изучение этой области науки. Кроме того, в числе изобретений Леонардо да Винчи — живописный прием сфумато: с помощью нанесения тончайших слоев краски достигается эффект «дымчастости» изображения, смягчения очертаний фигур и предметов. Споры о подобной технике письма до сих пор не утихают. Есть мнение, что подобный потрясающий эффект на картинах Леонардо да Винчи — подтверждение того, что он, как и многие другие художники Ренессанса, использовал для работы различные оптические приспособления. Даже если это и так, данное предположение нисколько не умаляет заслуг автора, а только подтверждает его высочайшее мастерство, широту взглядов и многогранность таланта.
Глядя на творческое наследие великого живописца, можно явственно увидеть, как глубина проникновения Леонардо в основы основ научных знаний о мире наполняла его картины жизнью, делая их все более правдивыми. Создается впечатление, что с людьми, изображенными мастером, можно легко завести беседу, предметы, нарисованные им, повертеть в руках, а в пейзаж войти и затеряться. В образах Леонардо, загадочных и удивительно реалистичных одновременно, очевидна глубина и одухотворенность.
Известные картины Леонардо да Винчи: «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Витрувианский человек». Знамениты во всем мире работа «Иоанн Креститель», написанная живописцем на склоне лет, «Портрет Жиневры де Бенчи» и автопортрет мастера, датируемый 1514-1516 годами. Кроме картин, отдельного внимания заслуживают многочисленные эскизы и чертежи Леонардо да Винчи. Анатомические рисунки художника, поражающие своей точностью, входят в Королевскую коллекцию королевы Британии Елизаветы II, которая располагается в данный момент в Виндзорском замке.
В те времена художники настаивали на том, что их труд должен считаться интеллектуальным, поскольку головой они работают в той же мере, что и руками. Для того, чтобы их творения были правдоподобными и натуралистичными, живописцам приходилось становиться исследователями и изучать человеческую анатомию, математику, геометрию и линейную перспективу.
Интерес к человеческой анатомии Леонардо да Винчи начал проявлять в конце 1480-х, когда он был придворным художником Сфорца, правителя Милана. Однако в те годы у мастера было слишком мало доступа к анатомическим материалам, которые он мог бы изучать. Вернуться к изучению анатомии художника Леонардо да Винчи побудила работа над фреской «Битва при Ангиари». Для того, чтобы достоверно изобразить динамичные фигуры всадников, мастеру требовалось досконально исследовать работу мускулатуры. Несмотря на то, что Леонардо был далеко не единственным художником эпохи Возрождения, изучавшим человеческую анатомию, его интерес к этой области науки был гораздо более глубоким. В последние годы жизни мастер был по-настоящему одержим работой и строением сердечных клапанов. Он создал стеклянную модель аортального клапана, через которую пропускал воду с семенами и наблюдал за движением жидкости, фиксируя особенности работы клапана. Мастер создал эту модель в 1513 году, а после него подобные исследования начнут проводиться лишь в ХХ веке.
Общепризнанный гений, считающийся одним из величайших художников всех времен. Леонардо да Винчи, кроме прочего, считается изобретателем парашюта, вертолета и танка. Объединяя теорию и практику, Леонардо да Винчи создал множество изобретений для военных целей, включая подводную лодку, экспериментировал с чертежами летательных аппаратов.
Именно Леонардо впервые пришла идея разработать некий прототип современного вертолета. Конечно, конструкция вряд ли могла бы подняться в воздух, но это не умаляет смелости научного поиска автора. Управлять подобной машиной должна была команда из четырех человек. Не менее впечатляют и разработки парапланов с хлопающими крыльями. Для да Винчи полет человека над землей был настоящей мечтой и он надеялся, что кто-нибудь ее осуществит. Прошли столетия и то, что казалось невероятным в XVI веке, осуществилось. Человек полетел не только в небо, но и в космос, появились не только парапланы, самолеты и вертолеты, но и космические корабли.
Хотя Леонардо да Винчи никогда не имел отношения к вооруженным силам, он, как и многие передовые изобретатели и мыслители своего времени, задумывался и над тем, как улучшить действия войск, морского флота. Так, Леонардо разработал концепцию вращающегося моста. Он считал, что именно такой мост будет оптимальным для быстрого передвижения. Мост из легких и прочных материалов, прикрепленных к канатно-роликовой системе, позволит войску быстрее передвигаться и разворачиваться в необходимом месте.
Знаменит и проект скафандра для ныряния. Леонардо да Винчи жил в эпоху Великих географических открытий. Многие знаменитые путешественники того времени были его земляками – выходцами из Италии, а итальянские города Венеция и Генуя «держали» средиземноморскую морскую торговлю. Да Винчи разработал подводный костюм из кожи, который был соединен с тростниковой дыхательной трубкой и колокольчиком, который находился на поверхности воды.
В 1502 году Леонардо да Винчи создал чертеж, на котором, по мнению многих современных историков, изображен некий прообраз подводной лодки. Но этот чертеж не был подробным и изобретатель, по его собственному признанию, избежал подробностей вполне сознательно. Леонардо, бывший гуманистом, написал рядом с чертежом, что не публикует метод создания приспособления, с помощью которого люди получат возможность длительного нахождения под водой, для того, чтобы некие злобные люди не занялись бы «предательскими убийствами на дне морей, разрушая корабли и топя их вместе с командой». Как видим, да Винчи предугадал появление подводного флота и его использование для атак на надводные корабли и суда.
Был у Леонардо и чертеж некоего подобия современного танка. Конечно, это не танк, но специфическая боевая повозка.
Еще один проект да Винчи в сфере вооружения – знаменитый пулемет. Он был разработан Леонардо потому, что стрельба из огнестрельного оружия в то время требовала постоянной перезарядки стволов, которое отнимало очень много времени. Для того, чтобы избавиться от этой досадной необходимости, Леонардо придумал многоствольное орудие. По задумке изобретателя, оно должно было стрелять и перезаряжаться практически одновременно.
В 1515 Леонардо да Винчи получил от короля Франциска I необычный заказ: ему предстояло сконструировать фигуру механического льва, который мог ходить, а в его груди открывалась камера, заполненная лилиями. Восхищенный мастерством, король Франциск предложил ему место «Главного художника, инженера и архитектора короля» с ежегодным жалованием в тысячу экю.
Последние годы жизни Леонардо да Винчи прошли во Франции. Король Франции Франциск I, ставший покровителем и другом художника, в 1516 году пригласил да Винчи поселиться в замке Кло-Люсе, рядом с королевским замком Амбуаз. Таким образом, под конец жизни художник добился официального титула и признания, получил и возможность спокойно мыслить и действовать, пользуясь финансовой поддержкой французской короны.
За годы, проведенные во Франции, да Винчи практически не писал картин, занимаясь по большей части переработкой и редактированием своих научных исследований, трактатов о живописи и анатомии.
В 1517 году у Леонардо да Винчи произошел инсульт, в результате которого онемела правая рука. Художник с трудом передвигался. Последний год жизни он провел в постели. 2 мая 1519 года Леонардо да Винчи скончался.
Неуемное стремление к познанию Леонардо коснулось практически всех областей человеческой деятельности. За свою жизнь мастер смог проявить себя как музыкант, поэт и литератор, инженер и механик, скульптор, архитектор и урбанист, биолог, физик и химик, знаток анатомии и медицины, геолог и картограф. Гений да Винчи нашёл своё применение даже в создании кулинарных рецептов, разработке одежды, составлении игр для дворцовых развлечений и проектировании садов.
Леонардо мог похвастаться не только необычайно разносторонними знаниями и широким спектром умений, но и почти идеальной внешностью. По словам современников, он был высоким, красивым человеком, прекрасно сложенным и наделенным большой физической силой. Леонардо отлично пел, был блестящим и остроумным рассказчиком, танцевал и играл на лире, обладал изысканными манерами, был обходителен и просто очаровывал людей одним своим присутствием.
Спустя столетия мастер остается символом безграничных устремлений человеческого разума, творцом, гением и провидцем, наделенным почти сверхчеловеческими способностями. Все попытки проникнуть в тайны, которые художник оставил в наследство людям, сродни стремлению понять суть самого искусства, как высшего проявления человека.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!