Час литературного классика «Чтоб чувства добрые в читающем рождать»

Уважаемые читатели и подписчики!

16 февраля 2021 г. исполняется 190-летний юбилей со дня рождения Н. С. Лескова.

Николай Семёнович Лесков — один из самых незаслуженно забытых русских писателей и при этом один из самых гениальных. Многие помнят его со школьных лет по таким произведениям как «Левша», Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник».

Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашает вас на час литературного классика  «Чтоб чувства добрые в читающем рождать».

«Я смело, может быть, даже дерзко думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу». Н.С. Лесков

Удивительный рассказчик, знаток русской души и христианин — таким мы знаем писателя Николая Лескова.

Николай Семенович Лесков – самобытный и оригинальный художник слова с ярко выраженной своеобразной манерой письма. На страницах его произведений запечатлены самые различные слои русского общества: помещики, чиновники, священники, купцы, военные, крестьяне, интеллигенты и рабочие; а их язык – сочный, подлинно народный, изобилующий меткими изречениями, не может оставить равнодушными любого читателя.

Так сложилось, что Николаю Семёновичу Лескову суждено было стать одинокой звездой на небосклоне русской литературы второй половины 19 века.

Он входил в литературу вне каких-либо движений, течений. И уже отсюда проистекала его «беспощадная распря с современным ему обществом». Лескова не примут ни левые, ни правые, равно как и он их, продолжая до конца оставаться «не народником, не славянофилом, не западником, не либералом, не консерватором». Он исповедовал только то, что должно было остаться в будущем – праведную Россию и верил больше в «хороших» людей, чем в «хорошие» порядки.

«Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих…. Лесков – тоже волшебник слова, но он писал не пластически, а – рассказывал и в этом искусстве не имеет равного себе. Его рассказ – одухотворенная песнь, простые, чисто великорусские слова, снизываясь одно с другим в затейливые строки, то задумчиво, то смешливо звонки, и всегда в них слышна трепетная любовь к людям, прикрыто нежная, почти женская; чистая любовь, она немножко стыдится себя самой. Люди его рассказов часто говорят сами о себе, но речь их так изумительно жива, так правдива и убедительна, что они встают пред вами столь же таинственно ощутимы, физически ясны, как люди из книг Л. Толстого и других, – иначе сказать, Лесков достигает того же результата, но другим приемом мастерства.» — это цитата из статьи Максима Горького, по сути дела, вернувшего Лескова русскому читателю.

Его карьера начиналась просто и буднично, обычный казенный служащий с небольшим жалованием. Писать Николай Лесков начал только в 28 лет, его первые работы – публицистические статьи для популярных изданий тех лет. Но вскоре его творческая карьера пошла вверх, он стал автором многочисленных пьес и повестей, романов и сказов.

Отличительная черта произведений Лескова – это особый художественный стиль, так называемый сказ, основоположником которого считают именно Лескова и его коллегу-писателя Николая Гоголя.

«ЛЕСКОВ: ЖИЗНЬ ИЗВЕСТНАЯ, НЕИЗВЕСТНАЯ, ЗАГАДОЧНАЯ…»

Семья и детские годы

«Любезный мой сын и друг! Николай Семёнович! Итак, выслушай меня и, что скажу, исполни:

1-е. Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих.

2-е. Уважай от всей души твою мать до ее гроба.

3-е. Люби вообще всех твоих ближних, никем не прене­брегай, не издевайся.

4-е. Ни к чему исключительно не будь пристрастен; ибо всякое пристрастие доводит до ослепления, в особенности ж к вину и к картам. Нет в мире зол заманчивей и пагубней их. Я просил бы, чтобы ты вовсе их не касался.

5-е. Вообще советую тебе избирать знакомых и друзей, равных тебе по званию и состоянию, с хорошим только воспитанием.

6-е. По службе будь ревностен, но не до безрассудства, всегда сохраняя здоровье, чтобы к старости не быть кале­кою.

7-е. Более всего будь честным человеком, не превозно­сись в благоприятных и не упадай в противных обстоятель­ствах.

8-е. Между 25 и 35 годами твоего возраста советую тебе искать для себя подруги, в выборе которой наблюди осто­рожность, ибо от нее зависит все твое благополучие. Ни ранее, ни позднее сих лет я не желал бы тебе вступать в супружеские связи.

9-е. Уважай деньги как средство, в нынешнем особенно веке открывающее пути к счастию; но для приобретения их не употребляй мер унизительных, бесславных.

10-е. Будь признателен ко всем твоим благотворителям. Черта сия сколько похвальна, столько же и полезна.

11-е. Уважай девушек, дабы и сестра твоя не подверглась иногда какому ни есть нареканию.

12-е. Кстати, о сестре, она тебя моложе… пятью годами. Когда будешь в возрасте, замени ей отца, будь ей руководи­телем и заступником. Нет жалчее существа, как в сиротстве девица, заметь это и поддержи последнюю мою о ней к тебе просьбу, ты утешишь тем меня даже за могилою.

13-е. Преимущественно хотелось бы мне, чтобы ты шел путем гражданской службы, военная по тягости своей и по слабости твоего сложения скорее может тебя погубить.

Я хотел бы излить в тебя всю мою душу, но довольно. Остальное предпишет тебе мать твоя и собственное твоё благоразумие. Бог тебе на помощь!» — такое завещание писал своему 5-летнему сыну готовившийся к скорой кончине, но проживший ещё около 12 лет, Семён Лесков.

По удивительно точному и образному замечанию Юрия Нагибина: «Две горячие крови слились, чтобы подарить миру чудо».

И действительно, отец и мать Лескова имели характеры волевые, категоричные и страстные.

«По происхождению я принадлежу к потомственному дворянству Орловской губернии, но дворянство наше молодое и незначительное, приобретено моим отцом по чину коллежского асессора. Род наш собственно происходит из духовенства, и тут за ним есть своего рода почетная линия. Мой дед, священник Димитрий Лесков, и его отец, дед и прадед все были священниками в селе Лесках, которое находится в Карачевском или Трубчевском уезде Орловской губернии. От этого села «Лески» и вышла наша родовая фамилия — Лесковы.»

Семён Дмитриевич Лесков  пресёк карьеру священника сразу же по окончании семинарии, не чувствуя никакого расположения к этой стезе, чем едва не свёл в могилу родителя. Выгнанный за это из дома с сорока копейками, переданными матерью через «задние ворота», он отправился в Орёл. Семинарское образование позволило ему сделать карьеру заседателя орловской уголовной палаты, он стал отличным следователем, распутавшим не одно тяжкое преступление. Он первым в роду стал потомственным дворянином.

Помимо этого, он учительствовал в семьях дворян, где в  1830 году встретил свою будущую жену — дворянку Марию Алферьеву. Разница в их возрасте была просто огромной. На тот момент Семену исполнилось 40, его любимой всего 16.

 Они поженились, в браке родилось 5 детей: три мальчика и две девочки.

 16 (4 по старому стилю) февраля 1831 года у них родился первенец – Николай. Родина известного русского писателя Николая Лескова – небольшое село Горохово в Карачевском уезде Орловской губернии.

Дом, где родился Н. С. Лесков

Как говорил потом Николай Лесков, его отец был замечательным умником и дремучим семинаристом, был умен, честен и придерживался своих убеждений, из-за чего имел множество врагов.

Находясь на должности следователя Орловской уголовной палаты и будучи человеком неудобным из-за своей принципиальности, Семён Дмитриевич был отправлен в отставку. Он вынужден был продать орловский дом и перебраться на хутор Панино,  где у него было небольшое имение в 40 десятин земли.  Ему пришлось ютиться с семьёй  в крошечном домике, покрытом соломой и  самому сеять поле, смотреть за садом и мельницей, что получалось у него не очень хорошо. Николай Семенович вспоминал:

«В деревне я жил на полной свободе, которой пользовался, как хотел. Сверстниками моими были крестьянские дети, с которыми я и жил и сживался душа в душу. Простонародный быт я знал до мельчайших подробностей и до мельчайших же оттенков понимал, как к нему относятся из большого барского дома, из нашего «мелкопоместного курничка», из постоялого двора и с «поповки». А потому, когда мне привелось впервые прочесть «Записки охотника» И.С. Тургенева, я весь задрожал от правды представлений и сразу понял: что называется искусством. … Народ просто надо знать, как самую свою жизнь…»

У родителей не было достаточно средств, чтобы организовать Николаю домашнее обучение, поэтому мальчика отдали Страховым, богатым родственникам по материнской линии, где он и получил первоначальное образование.

Николай Лесков в детстве

В десятилетнем возрасте Коля поступил в Орловскую гимназию, проучился там пять лет, но сумел окончить только два класса. Учиться он категорически не хотел. По мнению биографов писателя, виновата в этом система образования того времени, детей не заинтересовывали а просто заставляли зубрить материал, отбивая таким образом охоту к наукам. Особенно страдали от такой системы творческие неординарные личности, как будущий писатель Лесков.

После пятилетнего пребывания в гимназии осенью 1846 года одарённый юноша отказывается от переэкзаменовки в 4-ый класс и получает свидетельство, в котором говорится о пройденном им на текущий момент и не оконченном полном курсе гимназии. Не получивший систематического образования Лесков впоследствии называл себя «самоучкой», иногда с гордостью, но на самом деле он глубоко сожалел о том, что в своё время бросил учёбу.

С учебой не задалось, и у Николая началась трудовая биография. В 1847 году Лескова (не без помощи отца, конечно) приняли в качестве писца в Орловскую палату уголовного суда. Там же служил и его отец.  

Отец умер в 1848 году от холеры и мать Лескова в 35 лет осталась вдовой. После мужа ей остались кипы бумаг и «нужда почти крутая». Мало того, дом Лесковых сгорел полностью, со всем скарбом, и это внесло свои коррективы в судьбу будущего писателя. Выжить с пятью детьми на руках помог характер. Марья Петровна была женщиной «большой воли, трезвого ума, крепких жизненных навыков, чуждой сентиментальности и филантропии…»

Осенью 1849 года он получил приглашение от родного дяди по материнской линии С. Алферьева, который трудился в Киевском университете на должности профессора-медика. Тот звал племянника в Киев, и Лесков не преминул воспользоваться этим предложением.

К концу 1849 года его приняли в рекрутский стол ревизского отделения Киевской казенной палаты в качестве помощника столоначальника. По роду деятельности Николаю приходилось часто бывать в уездах, где он наблюдал за народным бытом, занимался самообразованием, учил языки, много читал.

Накоплению жизненного опыта способствовала и работа у второго дяди, супруга-англичанина сестры его матери.  Дядя предложил Николаю поработать в его фирме «Шкотт и Вилькенс». И снова по роду службы ему доводилось часто бывать в командировках по всем российским городам. Впоследствии Лесков назовет эти годы лучшими в своей жизни.

«Очарованный Русью странник…»

Мысль заняться писательством посещала Лескова много лет. Первый раз он задумался над этим вопросом, когда работал представителем компании «Шкотт и Вилькенс», и много часов находился в дороге. Ему доводилось встречать интересных людей, быть свидетелем ярких событий, которые хотелось увековечить на бумаге.

Позже он советовал всем молодым литераторам выезжать подальше от столиц – в Уссурийский край, в Сибирь, в Южные степи:

«Книги и сотой доли не сказали мне того, что сказало столкновение с жизнью».

Перелом в карьерном плане связан в жизни Лескова с переездом в Петербург, где он начал писать для многих столичных газет и журналов: «Отечественных записок», «Русской речи», «Северной пчелы» и других. 

Первая проба пера Лескова состоялась в качестве публициста. Первая его крупная статья «Очерки винокуренной промышленности» была опубликована в апреле 1861 года в «Отечественных записках».

 Он публиковал свои заметки в киевских и петербургских изданиях, обвинял в коррупции чиновников разных мастей, врачей, полицейских. Его публикации пользовались успехом, власти реагировали на них должным образом, проводили в отношении фигурантов служебные расследования.

Вступив на публицистическое поприще, Лесков дал волю своему гражданскому чувству. Это чувство отражается во всех его статьях: и об «ужасающем небрежении» со стороны властей к «народному здоровью», и когда рассуждает о «детском холопстве», и когда защищает «неотъемлемые права человеческой свободы». Он верил в силу печатного слова, формирующего общественное мнение и создающего атмосферу гласности.

Довольно быстро Лесков приобретает в петербургских журналистских кругах репутацию человека хорошо осведомлённого в практических вопросах народной жизни, энергичного, разносторонне образованного, наделённого большим творческим потенциалом. В этот период его волнуют вопросы, связанные с жизнью народа в условиях «общественных неправд», одновременно не поддерживая идею революционного преобразования, надеясь на государственные реформы.

Как практик, будущее России он видел в развитии отечественной промышленности и торговли, а улучшение жизни народа — в уничтожении остатков крепостничества, просвещении и религиозной гуманности.

Предметом литературы для Лескова всегда было и будет «то, что перед глазами», для него это было реальное состояние русской жизни.

В 1863 году Николай Лесков написал свои первые повести — «Житие одной бабы» и «Овцебык». Современное   название «Жития одной бабы» – «Амур в лапоточках». Повесть опубликовали в журнале «Библиотека для чтения».

 «М. Стебницкий» – так были подписаны его первые произведения «Овцебык» и «Житие одной бабы». Свое имя Николай Степанович долго скрывал от читателя. «М. Стебницкий» – это самый популярный, но не единственный псевдоним писателя. Самыми необычными были, пожалуй, «Кто-то» и «Член общества».

Эта первая проба пера показала, что Николай обладает большим жизненным опытом, что ему доводилось встречать немало женщин трудной судьбы, а главное, что он умеет все это донести до читателя.

В то же время в журнале «Библиотека для чтения» вышел его роман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым.

Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе — ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды.

Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница»   Лесков сумел ярко передать женские образы из различных социальных слоев, исполненные глубокого трагизма.

Тогда начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа. Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян.

В его произведениях темная сторона жизни каким-то непостижимым образом переплеталась с сарказмом и индивидуальным юмором. Возникал какой-то неизвестный до этого, невероятный по своей уникальности стиль, который впоследствии назовут сказом.

В целом ранняя проза Лескова свидетельствовала о приходе в русскую литературу писателя большого таланта. Однако у такого необычного и трудного человека, каким был Николай Семёнович, уже и в начальные годы всё было не так просто.

Позже Лесков занялся драматургией. В 1867 году вышла его первая пьеса для театра. Самую большую популярность получило произведение Лескова под названием «Расточитель».

Вскоре все узнали Лескова и как романиста. Его книги «Обойденные», «Некуда», «На ножах» обличали нигилистов и революционеров, автор открыто говорил, что в России невозможны радикальные перемены, страна просто не готова к ним.

По поводу романа «Некуда» разгорелись возмущенные споры, сопровождаемые слухами, что автор написал роман по заказу третьих лиц. Лесков ответил, что это гнусная клевета, но его произведения надолго закрыли писателю доступ к популярным изданиям. Современники не простили Лескову его антидемократических устремлений.

В 1870 году Николай Лесков написал роман «На ножах». Новое произведение против нигилистов автор считал своей «наихудшей» книгой: чтобы издать ее, писателю пришлось несколько раз редактировать текст.

Он писал:

«В этом издании чисто литературные интересы умалялись, уничтожались и приспосабливались на послуги интересам, не имеющим ничего общего ни с какою литературой».

Однако роман «На ножах» стал важным произведением в творчестве Лескова: после него основными героями произведений писателя стали представители русского духовенства и поместного дворянства.

«После злого романа «На ножах» литературное творчество Лескова сразу становится яркой живописью или, скорее, иконописью, — он начинает создавать для России иконостас ее святых и праведников».   Максим Горький

После такой явной критики в сторону революционеров-демократов, редакторы многих изданий отказались публиковать романы Лескова. Согласился на сотрудничество с литератором только редактор журнала «Русский вестник» Катков, однако он поддавал все рукописи нещадной правке, и это вносило свои трудности в работе с ним.

Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации — и хвалебная, и язвительная.

Лесков писал:

«Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».

В «Левше» прозаик восхвалял мастеров оружейного дела, причем в своем неповторимом стиле, с использованием оригинальных неологизмов, наслоением событий и действующих лиц. Теперь уже никто не сомневался – Лесков сильный писатель.

Мультфильм «Левша». 1964 г. Режиссер и автор сценария: Иван Иванов-Вано.

https://www.youtube.com/watch?v=P2O4Y1jR-TY&t=407s

В 70-е годы для писателя наступили тяжелые времена. По приказу Министерства народного просвещения Лесков получил кресло оценщика новых произведений. Теперь от него зависела судьба книги, быть ей опубликованной или нет. За это платили очень мало. В добавку к этим трудностям, произведения самого Лескова перестали печатать, в частности ни один из редакторов не взялся за публикацию его повести «Очарованный странник», даже Катков.

По задумке автора, это произведение должно было стать альтернативой привычному жанру романа. Повесть состоит из несвязанных между собой сюжетов, к тому же еще и незаконченных. Такая «свободная форма» получила массу критических отзывов, поэтому Лесков печатал повесть небольшими фрагментами, причем в разных изданиях.

В последующие годы из-под его пера выйдут семейно-исторические хроники «Соборяне» (1872) и «Захудалый род» (1873). Говоря о последней, Лесков признавался в письме А.С. Суворину:

«Я люблю эту вещь больше «Соборян» и «Запечатлённого ангела».

Работая над этими романами Лесков впервые за все писательские годы испытывает чувство творческого удовлетворения.

Исторические хроники стали своеобразным переломом в его творческой биографии, кроме того с героев этих хроник – протопопа Туберозова и княгини Протазановой можно вести отсчёт будущих лесковских героев-праведников, исповедующих вечные ценности добра и справедливости, которыми, по мысли Лескова, можно спасти мир.

Николай Лесков в творческом процессе

В последующих произведениях Николая Семеновича появляются идеализированные персонажи. Возникает целый цикл рассказов о «праведниках»: «Однодум», «Пигмей», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован», «Русский демократ в Польше», «Инженеры-бессребренники», «Человек на часах».  

Он стал автором сборника рассказов под названием «Праведники», в который вошли зарисовки «Фигура»,  «Человек на часах», и многие другие. Персонажи – сплошь и рядом совестливые люди, которые когда-либо встречались Лескову в жизни. Но и эти зарисовки не понравились критикам и коллегам писателя. В 80-е годы у праведников проявились религиозные черты, автор обратил свое внимание на героев раннего христианства и описывал их в своих произведениях.

Осенью 1890 года Лесков завершил повесть «Полунощники» — к тому времени у писателя в корне поменялось отношение к церкви и священникам. Под его критическое перо попал проповедник Иоанн Кронштадский.

Николай Лесков писал Льву Толстому:

«Повесть свою буду держать в столе. Ее, по нынешним временам, верно, никто и печатать не станет».

Однако в 1891 году произведение опубликовали в журнале «Вестник Европы». Критики ругали Лескова за «невероятно причудливый, исковерканный язык», который «претит читателю».

На закате жизни Николай Семенович вновь обратился к изобличению чиновников, военных, представителей церкви, подарив литературе произведения «Зверь», «Тупейный художник», «Пугало». А еще именно в это время Лесков написал рассказы для детского чтения, которые с радостью брали редакторы журналов.

В последние годы жизни Николай Лесков готовил к изданию собрание собственных сочинений. В 1893 году их выпустил издатель Алексей Суворин.

Стоит отметить, что в последние годы жизни Лескова его произведения часто подвергались цензуре. Лишь после революции смогли увидеть свет его романы «Соколий перелет» и «Незаметный след», повесть «Заячий ремиз».

Сам Николай Семенович писал, что его последние произведения жестоки своей правдивостью:

«Мои последние произведения о русском обществе весьма жестоки. «Загон», «Зимний день», «Дама и фефела»… Эти вещи не нравятся публике за цинизм и прямоту. Да я и не хочу нравиться публике. Пусть она хоть давится моими рассказами, да читает. Я знаю, чем понравиться ей, но я больше не хочу нравиться. Я хочу бичевать её и мучить».

В произведениях Лескова поражает глубина образов, часто отсутствие характерного трагизма для русских писателей.  . Он поистине народный писатель. В своих произведениях он пишет о крестьянах, работодателях, прислуге, о солдатах и офицерах, о священниках и паломникам, о монахах и о дочерях купцов, о цыганах, школьниках, царях, оленеводам, татарах и т.д. Никто так правдиво не улавливал разнообразие национального характера.

У Николая Лескова нашлось немало поклонников и последователей из среды русских писателей более позднего поколения. В частности Лев Толстой писал, что Лесков – самый русский писатель, а Чехов и Тургенев считали Николая Семеновича своим наставником.

Личная жизнь

Если в творческом плане Лесков успешно состоялся, то в личной жизни ему, можно сказать, не повезло. Он был женат дважды, причем повел вторую жену под венец, когда еще первая была жива.

Николай Лесков с первой женой Ольгой Смирновой

Первый раз писатель женился в возрасте 22 лет на Ольге Смирновой. Ее отец был богатым киевским коммерсантом. Супруга родила Лескову сына Дмитрия, который умер еще младенцем и дочку Веру. Позже выяснилось, что у Ольги серьезное психическое заболевание, и в 1878-м ее поместили в больницу Св.Николая в Петербурге, расположенную на реке Пряжке. Должность главного врача этой лечебницы занимал известный в те годы психиатр О.Чечотт, попечителем этого медицинского учреждения был прославленный С.Боткин.

https://www.youtube.com/watch?v=jiICmiStGzU

Оставшись один с малолетней дочерью, Николай решился на второй брак, гражданский. Его супругой стала вдова Екатерина Бубнова (Савицкая). Писатель воспитывал ее детей от первого брака – Николая, Бориса, Веру.

В 1866-м родился их совместный сын – Андрей , который годы спустя стал биографом отца.  В 1892 году у Андрея родился сын Юрий, который после свадьбы с баронессой Еленой Медем переехал во Францию. В этом браке родилась дочь Татьяна (1922 год), ставшая единственной правнучкой Николая Лескова. Она  – известная балерина, педагог, способствовала развитию и становлению балета Бразилии. В 2001-м и 2003-м годах приезжала в Орел, побывала в доме-музее своего прадеда, поделилась семейными реликвиями – значком лицеиста и лицеистскими кольцами своего отца.

Николай Лесков и Екатерина Бубнова

Со второй супругой Лесков тоже не обрел счастье в личной жизни, они разошлись спустя одиннадцать лет.

Завершение пути

На протяжении всей жизни писателя мучила астма, особенно участились приступы в последние годы.

Новое обострение болезни случилось 21 февраля (5 марта) 1895 года, и Лесков с ним не справился.

«Самым скромным и дешевым порядком» просил Лесков организовать свои похороны и никогда не ставить на могиле «никакого иного памятника, кроме обыкновенного, простого деревянного креста».

Похоронили писателя 7 марта на Литераторских мостках Волковского кладбища Петербурга.

Могила Н. С. Лескова

Интересные факты

1. Лесков всю жизнь придерживался вегетарианства, он был против убийства одних живых существ ради пропитания других. Писатель даже издал статью, в которой условно разделил всех вегетарианцев на две категории. В одну попали те, кто питается мясом с соблюдением своеобразного поста, во вторую – ярые противники убийства животных. Себя причислял ко второй. Лесков выдвинул идею создания поваренной книги для веганов России, причем с блюдами из доступных продуктов питания. Такое издание вышло в свет в 1893-м году.

2. Лесков имел страсть к коллекционированию. Он собирал картины, часы и старые книги.

3. Лесков считал, что распространение питейных заведений пагубно сказывается на простых людях. Он обвинял государственную власть в безразличии по данному вопросу, считая, что подобный заработок на человеке недопустим.

4. Многие свои произведения Лесков основывал на уже существующих сюжетах древних преданий различных народов.

5. Самым лучшим его произведением считается «Левша», которое изучают в школе. Худшим своим произведением сам автор считал произведение «На ножах». Перед публикацией он неоднократно проводил редактуру текста, что, по его мнению, уничтожило и приспосабливало литературное достояние текста.

6. Один из самых известных рассказов Лескова – «Левшу»   критики посчитали записью старинной легенды. Во многом этому способствовало предисловие рассказа: «…Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого». Позднее этот абзац автор вычеркнул.

7. Николай Семенович Лесков писал не только романы и рассказы, но и пьесы.

8. Николай Семёнович Лесков наряду с Гоголем считается одним из родоначальников такого литературного жанра, как сказ.

9. Свои первые произведения Н. С. Лесков публиковал под псевдонимом «М. Стебницкий». Всего же разных псевдонимов он использовал несколько десятков.

10. Биография Лескова на протяжении долгих лет писалась его сыном Андреем. Опубликована она была в 1954 году.

Копилка цитат Н.С. Лескова

Приглашаем вас принять участие в литературной викторине «В мире Николая Лескова», ответить на вопросы которой можно, перейдя в наше сообщество ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf Желаем удачи!

Видео-лекции о жизни и творчестве Н. Лескова

Лев Аннинский. «Николай Лесков — жизнь и наследие» https://www.youtube.com/watch?v=m4zOP8HNWH4

Майя Кучерская. Лекция «Лесков: путь в литературу и из нее» https://www.youtube.com/watch?v=2ThD2KZO81Q

«Дело N. Николай Лесков: изгнанный за правду». Телеканал «Культура». Гость программы – писатель Майя Кучерская https://www.youtube.com/watch?v=9nrgcfJv3OE

Юрий Нагибин. «Николай Семенович Лесков. Страницы жизни и творчества» (1983).   https://www.youtube.com/watch?v=PYlzGpnWFqQ&feature=emb_logo

Русская литература Лекция 32. Н С Лесков. https://www.youtube.com/watch?v=V-nOTk8kchY&feature=emb_logo

Аудиокниги по произведениям Н. С. Лескова:

Лесков Н. С. «Административная грация» (рассказ). Читает Аркадий Бухмин https://www.youtube.com/watch?v=Hgr_Wo56Acw

Лесков Н. С. «Воительница» (читает Ф.Раневская, 1965) https://www.youtube.com/watch?v=s6Qo1sTPlgU

Лесков Н. С. «Грабеж». Читает Б.Чирков (1976) https://www.youtube.com/watch?v=39xyoNm7mHY

Лесков Н. С. «Дурачок» https://www.youtube.com/watch?v=YxiYPZyetZQ

Лесков Н. С. «Маленькая ошибка» Аудиокнига»https://www.youtube.com/watch?v=vZaVR866_mo

Лесков Н. С. «Неразменный рубль» https://www.youtube.com/watch?v=NfElRAgmMFQ&feature=emb_logo

Лесков Н. С. «Язвительный» https://www.youtube.com/watch?v=S0YSSYzzTto&feature=emb_logo

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ:

Статьи о жизни и творчестве Н. С. Лескова из Интернет-ресурсов:

Краткая биография Лескова Николая Семеновича https://reshator.com/sprav/literatura/biografija/leskov-nikolaj-semenovich/

Николай Лесков https://www.culture.ru/persons/8216/nikolai-leskov

Николай Лесков https://24smi.org/celebrity/9741-nikolai-leskov.html

Николай Семёнович Лесков https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-leskov/

Самый русский из русских писателей. 20 фактов о Николае Лескове https://www.pravmir.ru/samyj-russkij-iz-russkih-pisatelej-20-faktov-o-nikolae-leskove/

60 интересных фактов о писателе Николае Лескове https://fishki.net/3568159-60-interesnyh-faktov-o-pisatele-nikolae-leskove.html

Дорогие друзья!

Благодарим вас за внимание.    До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета