Уважаемые читатели!
Одну из ярчайших страниц в истории нашей Родины вписал выдающийся советский ученый и конструктор Сергей Павлович Королев, которому 12 января 2022 года исполняется 115 лет со дня рождения.
Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашает вас на Час памяти «Главный конструктор будущего».
Будучи человеком огромной энергии, С.П. Королев сочетал в себе мечтательность и трезвый рационализм, качества терпеливого воспитателя и жесткого руководителя. Благодаря его трудам человечество вступило в новую эру, а СССР стал самой передовой космической державой…
Запуск первого искусственного спутника Земли, создание программ в области ракет и кораблестроения — это заслуга выдающегося советского конструктора Королева Сергея Павловича. Его биография наполнена разными событиями. На пути к успеху и всемирному признанию ученому пришлось пройти весь ад тюремного заключения, недоверия властей и осуждение окружающих.
Родился С.П. Королев 30 декабря 1906 года (по новому стилю — 12 января 1907 года) в городе Житомире в семье учителя русской словесности Королёва Павла Яковлевича и учительницы, дочери нежинского купца Москаленко Марии Николаевны.
После распада семьи, с трёх лет маленький Сергей Королёв жил в городе Нежине (ныне — Черниговской области) у бабушки с дедушкой по материнской линии.
В 1915 году он поступил в подготовительные классы гимназии в Киеве,
в 1917 году пошёл в первый класс Одесской гимназии, куда переехала его мать — Мария Николаевна и отчим — педагог и инженер Георгий Михайлович Баланин.
После закрытия гимназии, в течение четырёх месяцев Сергей Королёв учился в единой трудовой школе. Затем он благодаря матери и отчиму продолжил обучение дома. Ещё в школьные годы Сергей интересовался новой тогда авиационной техникой, и проявлял к ней исключительные способности.
В 1921 в Одессе он познакомился с летчиками местного авиаотряда и много времени проводил в их компании, интересуясь тонкостями их ремесла. Смышленому юноше показывали из чего состоит аэроплан, как он летает, разрешили сесть за штурвал самолета и сказали: чтобы стать летчиком, надо хорошо учиться.
В 1922-1924 годах он учился в Одесской профсоюзной строительной школе, и одновременно занимался во многих кружках и на разных технических курсах.
Поступив в 1924 году в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Сергей Королёв за два года успешно освоил в нём общие инженерные дисциплины и стал спортсменом-планеристом.
Осенью 1926 года он перевёлся в Московское высшее техническое училище (ныне — Московский Государственный технический университет имени Н.Э. Баумана).
Одновременно Сергей разносил газеты, работал грузчиком, столяром, кровельщиком: на что-то нужно было жить.
Во время учебы в МВТУ Королев был уже известен как молодой способный авиаконструктор и опытный планерист. С четвертого курса он совмещал учебу с работой в конструкторских бюро.
В 1929 г. Королев посетил в Калуге Константина Циолковского, и увлекся идеей создания летательных аппаратов ракетного типа.
А в 1931 году Сергей вместе с Ф. Цандером создают группу изучения реактивного движения. Уже в 1933-м ГИРД становится государственным Реактивным научно-исследовательским институтом. Королев проектирует и начинает испытывать ракеты.
В 1938 году в СССР проходила массовая чистка: искали шпионов, врагов народа. Пострадали многие ученые, конструкторы, инженеры. По доносу одного из сослуживцев Сергея Королева арестовывают и приговаривают к десяти годам лагерей. Почти год Королев проводит в одиночной камере. На допросах его пытали, сломали челюсть, он получил сотрясение мозга.
По ходатайству оставшихся на свободе ученых его перевели осенью 1940 года в закрытое конструкторское бюро под руководством знаменитого авиаконструктора Туполева. Работая в «шарашке» Королев участвует в создании фронтового бомбардировщика Ту-2. Во время войны в Казани, где содержались заключенные — ученые и инженеры он занимается разработкой ракетных двигателей новых типов, которые можно было бы поставить на самолеты.
Лагерную робу Королев смог снять только в 1944 году.
В 1945-м Королев уже руководит группой советских инженеров, которые занимаются изучением немецкого ракетного оружия Фау-2. В Германии Сергей Павлович проектирует собственную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км.
В 1956 году создается первая отечественная стратегическая ракета, ставшая основой ракетного ядерного щита страны. Еще через четыре года -первая межконтинентальная ракета Р-7. Именно она стала прототипом ракеты «Союз». На этом носителе, правда доработанном и модернизированном, до сих пор стартуют на орбиту космонавты.
Но Королев понимает, что ракеты могут выполнять не только боевые задачи. Они нужны, чтобы выводить на орбиту спутники. И безумная по тем временам идея — на них смогут летать космонавты.
Королев был настолько увлечен своей работой, что буквально дневал и ночевал в лабораториях, на испытательных полигонах, космодроме. Он не считался с собой, со временем, с рабочим коллективом – он жил своим любимым делом и отдавался ему полностью.
Уже 4 октября 1957 года был запущен на околоземную орбиту первый в истории человечества искусственный спутник Земли. Еще через два года — три автоматических космических аппарата уже отправляются к Луне!
А 12 апреля 1961 года, через четыре года после запуска простейшего спутника состоялся полет первого в мире пилотируемого космического корабля, который получил имя «Восток-1». Его командир Юрий Гагарин стал известен и любим во всем мире! Корабль тоже создается «в ведомстве» Королева. И дальше следует неимоверный темп в работе.
Через четыре месяца Герман Титов на орбите проводит сутки! Еще через год в космос друг за другом улетают уже два корабля — «Восток-3» и «Восток-4». Меньше чем через год еще один парный полет, но командир одного из кораблей — женщина, Валентина Терешкова. Через четыре года после полета Гагарина Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Корабль у него новый — «Восход-2».
Но Королев продолжает ставить фантастические задачи: он хочет отправить на орбиту долговременную станцию, чтобы экипажи на ней менялись, постоянно дежуря над Землей. И одновременно готовит экспедицию на Луну. Конструируется и испытывается мощнейшая «лунная ракета», готовится корабль, отрабатывается схема полета.
Интересные подробности о жизни известного конструктора Сергея Королева:
Известны знаменитые разносы главного. «В Москву, по шпалам!» — так это звучало на космодроме. Один из сотрудников опытного завода ОКБ-1 рассказал эпизод. Когда в цехе собирали первый «Восток», ему нужно было закрепить один из приборов в кабине корабля. Он поднялся к люку по стремянке и обнаружил Королева сидящим в кресле пилота с полузакрытыми глазами. «И сколько вы уже тут сидите?» — вырвалось у рабочего. «Полчаса, — говорит главный. — А вы лично сколько времени сидели в корабле?» — «Ни разу». И тут Королев взорвался: «А вы посидите! И поймете тогда, что при такой компоновке кресла, как у вас, космонавт больше суток в корабле не протянет! Околеет без всяких там нештатных и аварийных ситуаций! Это надо же, слепить такую каракатицу: похлеще, чем для коровы седло!»…
Но было и другое. Один раз слесарь уронил гайку внутрь космического агрегата. Пришел к Королеву ни жив, ни мертв: так, мол, и так. Думал, все, голова долой. А Сергей Павлович спокойно говорит: «Молодец, что не скрыл. Иди работай, но впредь будь внимательнее».
По четвергам, когда Королев принимал по личным вопросам, его кабинет ломился от посетителей. Главный помогал доставать лекарства, устраивал в больницы, выбивал жилье… Знали: если дело срочное, надо перехватить его утром у входа в КБ. Пока проводишь до кабинета — решишь вопрос.
«Часто приходилось слышать о суеверии Королева, о его благоговейном трепете перед некоторыми приметами, — вспоминал доктор технических наук Марк Галлай. — Такого, конечно, не было! Но нельзя и утверждать, что он ими совсем пренебрегал». Королев страшно не любил пуски ракет по понедельникам. Но иногда они случались, и в такие дни он «бомбил» всех попадавшихся под горячую руку. Еще ненавидел, когда натыкался на старте на женщин». А еще Сергей Павлович всегда носил в правом кармане пиджака две монетки — на счастье.
Он ушёл из жизни за день до своего 59-летия в 1966 году. И только тогда страна и весь мир узнал имя и фамилию человека, которого пресса, радио и телевидение называли просто Генеральный конструктор.
Именем Королева названы институты, проспекты и улицы, исследовательские корабли, пик на Памире. Имя его увековечено и в космосе: астероид 1855, кратеры на Марсе и Луне. Мемориальные дома музеи открыты в Москве, Житомире и на Байконуре.
Выдающийся основоположник практической космонавтики Сергей Королев прожил трудную, но яркую жизнь. Память о нем в его делах. Только после его смерти фотографию конструктора напечатали в газете, и все узнали имя человека, который открыл миру дорогу в космос.
Советуем прочитать:
Спасибо за внимание! До новых встреч!