Мария – сестра Надежды (литературный псевдоним – Тэффи) и Николая (был генералом) Лохвицких.
К концу 1890-х годов достигшая творческого пика и массового признания, вскоре после смерти Лохвицкая была практически забыта.
В 1980-90-е годы интерес к творчеству поэтессы возродился; её считают основоположницей русской «женской поэзии» XX века, открывшей путь А.А. Ахматовой и М.И. Цветаевой.
В 1882 году Мария поступила в Московское Александровское училище (позже переименованное в Александровский институт), где обучалась, живя пансионеркой за счёт родителей.
В 15-летнем возрасте она начала писать стихи, и на её поэтическое дарование тут же обратили внимание. Получив свидетельство домашней учительницы, Мария в 1888 году вернулась в Петербург.
Литературный дебют поэтессы состоялся в 1889 году с публикации стихотворений в петербургском журнале «Север».
В той или иной степени в семье Лохвицких литературные способности проявились у всех детей – известности достигла и младшая сестра поэтессы, Надежда, (прославившаяся под псевдонимом Тэффи), и старший брат, Николай, впоследствии сделавший блестящую военную карьеру.
Первой была Мирра (так называли Марию друзья и знакомые). Дебют Надежды должен был состояться не раньше отлучения старшей сестры от литературы. Выстраивая такие планы на будущее, девочки-подростки едва ли полагали, что так и произойдет в действительности.
Творчество Лохвицкой принесло ей быструю известность: принципиально новым в нем было утверждение чисто-женского взгляда на мир – в этом отношении Лохвицкую можно считать основоположницей русской «женской поэзии» XX века, она проложила путь для Ахматовой, Цветаевой и множества других русских поэтесс.
Первый сборник стихотворений Лохвицкой вышел в 1896 году и был сразу же удостоен престижной Пушкинской премии. За 16 лет литературной деятельности поэтесса выпустила 5 сборников стихотворений. Перу Мирры Лохвицкой принадлежит несколько драматических произведений.
По стилю поэтесса была близка к символистам первой волны, которые, однако, не признали в ней родственного духа. Исключением может считаться её творческая связь с К. Бальмонтом (их стихотворная перекличка охватывает сотни стихотворений).
В конце 1890-х годов здоровье Лохвицкой стало стремительно ухудшаться. Она жаловалась на боли в сердце, хроническую депрессию и ночные кошмары.
Скончалась Мария Александровна Лохвицкая 9 сентября 1905 года в Санкт-Петербурге, похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Посмертно она обрела роль некой Прекрасной Дамы для Игоря Северянина, благоговейно чтившего ее память.
После революции творчество поэтессы подверглось насильственному забвению, поскольку ни её любовная, ни религиозно-философская лирика не вписывались в идеологию советской эпохи. Отголоски её поэзии различимы у многих поэтов XX века – вплоть до И. Бродского.
Источник опубликования: https://366days.ru/article/1552
Фото из открытых источников интернета