Лауреат Государственной премии СССР (1987, посмертно).
Вошёл в историю как автор-исполнитель своих песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару. Среди многочисленных бардов Высоцкий до сих пор остается немеркнущей звездой.
В его песнях в первую очередь уделяется внимание тексту и содержанию, а не форме (с противопоставлением себя эстраде).
Как исполнитель своих песен он отличался нетрадиционной манерой пения – Высоцкий интонировал не только гласные, но и согласные. Большую известность получил за «песни на надрыве» – такие как «Кони привередливые» или «Райские яблоки».
Будучи актёром Театра драмы и комедии на Таганке, он сыграл десятки ролей. В кинематографе наиболее примечательны его роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Короткие встречи», «Плохой хороший человек».
* * * * *
Сын военнослужащего, Владимир, согласно его же свидетельству из песни «Баллада о детстве», родился в столице: «Дом на Первой Мещанской, в конце».
В послевоенные годы Высоцкие поселяется в Большом Каретном переулке («Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном…»). Там и сложился дружеский круг, которому Владимир показывал свои первые песни.
Высоцкий не сразу определился, что хочет быть актером – сначала поступил в Московский инженерно-строительный институт, но проучившись полгода, бросил его. В новогоднюю ночь он заявил: «Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это – не мое…».
Интерес к авторской песне у него пробудился после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, которого Высоцкий считал своим учителем. Позже он напишет «Песню о Правде и Лжи», посвященную Окуджаве.
С 1964 года творческая жизнь Владимира Семёновича связана с Театром на Таганке, который по выражению самого Высоцкого, стал для него «своим театром».
«Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Я согласился послушать одну песню, то есть… не более 5 минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа», – вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке.
Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов – целая палитра образов, созданных им вместе с Юрием Петровичем. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким – прощание Владимира Семеновича со зрителями…
Параллельно с работой в театре были киноработы. Самая известная и самая любимая роль – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». И действительно, персонаж получился очень реалистичным, многие были убеждены, что Глеб Жеглов – не выдуманный персонаж. После показа фильма еще долго шли письма по адресу: «МВД, капитану Жеглову».
А потом пришла любовь – Марина Влади вошла в его жизнь в 1967 году. Высоцкий влюбился в нее после просмотра кинофильма «Колдунья». Через несколько лет они поженились. Марина Влади была с ним рядом 12 лет. «Я жив, двенадцать лет тобой храним…» – успеет написать он… И все эти годы Марина Влади пыталась замедлить бешеный ритм жизни Высоцкого.
«Работать надо!» – была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон – 3-4 часа, остальное – работа. Песни Высоцкий писал в основном ночью.
Их принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Надо было прожить несколько жизней, чтобы прочувствовать все персонажи, обрисованные в песнях. В каждой песне была правда жизни.
Сам Высоцкий так говорил об авторской песне: «Я хочу сказать и заверить, что авторская песня требует очень большой работы. Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».
«Кому сказать спасибо, что – живой!» – написал он в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня в людской памяти благодаря его стихотворениям, драматургическим произведениям, киноролям, песням…
Скончался Владимир Семёнович Высоцкий 25 июля 1980 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.
* * * * *
Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях); в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.
Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, а чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии фильмов не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и др.).
Источник опубликования:https://366days.ru/article/1789
Фото из открытых источников интернета