Уважаемые читатели!
Сегодня, 20 ноября, отмечается Всемирный день ребенка.
Как утверждал известный русский писатель Максим Горький, дети — живые цветы земли. Именно в них закладывается будущее нашей цивилизации, то, каким будет выглядеть следующее поколение человечества. Становление фундамента нашей личности происходит именно в детстве, из того опыта, что мы приобретаем в первые годы жизни. Немудрено, что существует множество праздников, посвященных детству, и один из самых известных — Всемирный день ребенка.
20 ноября отмечается Всемирный день ребенка. Этот праздник приурочен ко дню, когда в 1959 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка, а в 1989 году – Конвенцию о правах ребёнка.
Всемирный день ребёнка акцентирует внимание на проблемах, правах и интересах детей и подростков, а также направлен на обеспечение благополучия маленьких членов общества по всему миру.
Дети очень уязвимы, а потому нуждаются в особой защите и помощи. Поэтому этот день еще отмечается и как Всероссийский день правовой помощи детям.
В правовом обществе права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека, даже самого маленького. Равноправие — это когда права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы судебной защитой.
Одной из приоритетных задач России в настоящее время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребёнка.
Сегодня мы и будем говорить о правах наших маленьких граждан.
20 ноября празднуется Всемирный день ребенка. Это не совсем обычный день. Он задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых.
Всемирный день ребенка (Universal Children’s Day) отмечается ежегодно 20 ноября. Это праздник, принадлежащий детям всей планеты.
В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование этой даты, как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.
ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным, и предположила, что всеобщее празднование Всемирного дня ребёнка послужит укреплению солидарности и сотрудничества между нациями.
20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребёнка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т.п.
Декларация прав ребенка, провозглашенная Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, установила 10 принципов, следовать которым призывались все желающие обеспечить детям счастливое детство.
Принцип 1
Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. Эти права должны признаваться за всеми детьми без всяких исключений и без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи.
Принцип 2
Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Принцип 3
Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.
Принцип 4
Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ему должно принадлежать право на здоровые рост и развитие. С этой целью специальный уход и охрана здоровья должны быть обеспечены как ему, так и его матери, включая надлежащий дородовой и послеродовой уход. Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Принцип 5
Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
Принцип 6
Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности. Малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям предоставлялись государственные или иные пособия на содержание детей.
Принцип 7
Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества. Наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение. Эта ответственность лежит прежде всего на его родителях. Ребенку должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием. Общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права.
Принцип 8
Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь.
Принцип 9
Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме. Ребенок не должен приниматься на работу до достижения надлежащего возрастного минимума. Ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятие, которые были бы вредны для его здоровья или образования или препятствовали его физическому, умственному или нравственному развитию.
Принцип 10
Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации. Он должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства, а также в полном сознании, что его энергия и способности должны посвящаться служению на пользу других людей.
В развитие этих принципов 20 ноября 1989 г. была принята Конвенция о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка примечательна во многих смыслах. Этот международный акт является первым и основным закрепившим права ребенка — человеческого существа в возрасте до 18 лет, — на самом высоком уровне.
Конвенция ратифицирована всеми странами — членами ООН (за исключением США и Сомали).
Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка в 1990г., чем приняла обязательства обеспечить соблюдение международных стандартов и принципов в области детства, в том числе обязалась принять все необходимые меры для защиты прав ребёнка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей. Она детализирует индивидуальные права каждого ребенка на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других злоупотреблений. Дано определение понятия «ребенок» и установлен приоритет его интересов перед интересами общества.
Провозглашены такие важнейшие права ребенка, как:
право на жизнь и здоровое развитие;
право на имя;
право на гражданство;
право знать своих родителей;
право на заботу родителей и совместное с ними проживание;
права и обязанности родителей по отношению к детям.
Установлены права детей на выражение своих взглядов или убеждений, на свободу ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
Закреплена ответственность государства в деле защиты прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
Согласно статье 8 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
В соответствии со статьёй 14 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка (статья 13 Конвенции).
На основании статьи 19 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения — как со стороны родителей, так и опекунов или вообще любого лица, заботящегося о ребенке.
Статьей 20 Конвенции установлено, что ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В соответствии со статьей 27 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества (ст. 23 Конвенции).
Ребенок имеет право на здравоохранение (статья 24 Конвенции) и социальное обеспечение, включая социальное страхование ( статья 26 Конвенции).
Согласно статье 29 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
По статье 30 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
Статьей 31 Конвенции о правах ребенка провозглашается его право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
На основании статьи 32 Конвенции о правах ребенка ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (статья 34 Конвенции).
Государства — участники Конвенции о правах ребенка обеспечивают, чтобы:
ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом;
каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Государства-участники обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства-участники принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Таким образом, признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности.
В России права детей регулируются следующими законодательными актами: Конституций РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральным закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными.
В соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации ребёнку предоставлены следующие неимущественные и имущественные права:
жить и воспитываться в семье (статья 54 СК РФ);
общаться с родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ);
на защиту (Статья 56 СК РФ);
выражать свое мнение (статья 57 СК РФ);
на имя, отчество и фамилию (статья 58 СК РФ);
право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи (статья 60 СК РФ);
право собственности на доходы, полученные им, на имущество, приобретенное на средства ребенка (статья 60 СК РФ);
право владеть и пользоваться имуществом родителей с их согласия при совместном с ними проживании. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию (п. 4 ст. 60 СК РФ).
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее — Закон о гарантиях прав ребенка) устанавливает, что ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.
Кроме того, данный Закон устанавливает цели государственной политики в интересах детей, в том числе:
осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ;
недопущение их дискриминации;
восстановление прав детей в случаях нарушений;
формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности.
Закон о гарантиях прав ребенка призван создать условия для реализации прав и законных интересов ребенка. Его часто называют декларацией, мол, много тут понаписано, но ничего не работает. Позволю себе отметить, что закон сам по себе и не должен работать. Его надо применять, максимально использовать возможности, им данные. А дано им очень и очень многое.
Закон затрагивает правовые, социальные, жилищные и прочие права ребенка. Некоторые из них ребенок может защитить самостоятельно. В защите некоторых должны помогать взрослые. Ценным качеством этого документа является то, что он дает полезные определения, которые могут применяться повсеместно.
Статья 7 Закона о гарантиях прав ребенка называет лиц, которые должны оказывать содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов. Такое содействие ребенок вправе получать от:
органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, должностных лиц указанных органов;
своих родителей или лиц, их заменяющих;
педагогических, медицинских, социальных работников, психологов и других специалистов;
общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций.
Родители или лица, их заменяющие, в случае нарушения прав ребенка имеют право и обязаны:
защищать жилищные права ребенка путем подачи исков о его вселении, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного, путем подачи заявления о предоставлении ребенку жилого помещения и пр.;
обращаться в вышестоящие инстанции или в суд при нарушении лечебным, учебным или иным учреждением права ребенка на получение медицинских, образовательных и прочих услуг;
подавать исковые заявления в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать ребенка;
принимать меры по защите прав собственности ребенка, в том числе подавать иски об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о признании права собственности, применять меры самозащиты;
предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью ребенка или его имуществу, о компенсации морального вреда, причиненного ему;
требовать по суду возврата ребенка, находящегося под опекой или попечительством, от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе и от близких родственников ребенка.
Органы государственной власти обязаны:
принимать соответствующие нормативные правовые акты;
проводить методическую, информационную и иную работу с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством РФ;
поощрять исполнение ребенком обязанностей;
поддерживать практику правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.
Многие задачи, связанные с защитой прав детей, призваны решать детские омбудсмены, например Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, а также уполномоченные по правам детей в регионах.
Должность Уполномоченного по правам ребенка введена Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986. Уполномоченный по правам ребенка назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ, а обеспечением его деятельности занимается Аппарат Общественной палаты РФ. Посты уполномоченных по правам ребенка, назначаемых органами законодательной власти, создавались с 2001 года во многих регионах России. Уполномоченные занимаются, в частности:
защитой прав конкретного ребенка, оказанием помощи в восстановлении его нарушенных прав;
проведением независимых проверок соблюдения прав детей учреждениями, организациями, должностными лицами;
экспертизой правовых актов, активно участвуют в законотворческом процессе, вносят предложения в государственные органы по улучшению механизмов защиты прав детей;
работой по правовому просвещению детей, их родителей, специалистов.
Путем независимого контроля уполномоченные призваны проверять соблюдение государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы прав детей во всех сферах их жизнедеятельности на:
жизнь и охрану здоровья;
отдых и оздоровление;
полноценное развитие;
воспитание и содержание;
образование;
информационную безопасность;
жилье.
Уполномоченный также занимается восстановлением нарушенных прав детей, уделяя особое внимание наиболее социально уязвимым группам несовершеннолетних:
детям-инвалидам;
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
детям, пострадавшим от жестокого обращения, сексуальной эксплуатации и других преступных посягательств;
безнадзорным и беспризорным детям;
несовершеннолетним правонарушителям;
иным категориям детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Уполномоченный занимается также:
обеспечением защиты прав ребенка и содействием восстановлению нарушенных прав ребенка;
правовым просвещением в области защиты прав ребенка;
направлением запросов и получением в установленном порядке необходимых сведений, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
посещением федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций;
проведением проверок деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получением от них соответствующих разъяснений;
направлением в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов;
привлечением в установленном порядке для осуществления экспертных и научно-аналитических работ, касающихся защиты прав ребенка, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
Статья 9 Закона о гарантиях прав ребенка устанавливает меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания. Право на образование — это одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Закон устанавливает основные гарантии ребенка в области образования и воспитания, дополняя Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Указанная статья провозглашает гарантии:
создания детьми общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников;
проведения по инициативе детей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений;
проведения собраний и митингов по вопросам защиты нарушенных прав;
доступности для детей и их родителей уставов и иных внутренних документов образовательных и воспитательных учреждений.
Образовательные учреждения и их работники не должны ущемлять права ребенка. К числу прав ребенка, связанных с получением образования, относятся:
право на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов;
право на ускоренный курс обучения;
право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
право на получение дополнительных образовательных услуг (в том числе на платной основе);
право на участие в управлении образовательным учреждением;
право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;
в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения право на перевод с согласия родителей в другие образовательные учреждения такого же типа;
право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет при наличии согласия родителей и органа управления образованием;
право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей или лиц, их заменяющих;
право на выбор формы образования, что в данном случае означает право родителей или лиц, их заменяющих, выбрать для ребенка форму обучения.
Ущемлением прав ребенка является, в частности, не только прямое нарушение прав ребенка, но и лишение права выбора или выражения своего мнения.
Дети в возрасте старше восьми лет вправе создавать и быть членами общественных объединений и организаций. Это возможно в школе или ином учреждении, обеспечивающем получение основного общего образования, но не в дошкольных учреждениях. Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию таких объединений и организаций. Такие объединения и организации не должны быть созданы политическими партиями либо являться детскими религиозными организациями.
Ученики и воспитанники вправе проводить собрания и митинги по вопросам защиты нарушенных прав — во внеучебное время.
Собрание — это совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Организаторами собраний и митингов могут быть один или несколько обучающихся или воспитанников образовательного учреждения или общественное объединение (организация) обучающихся, воспитанников (за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций). Условия проведения собраний и митингов на территории этого учреждения могут быть закреплены в уставе образовательного учреждения.
Статья 10 Закона о гарантиях прав ребенка устанавливает гарантии охраны здоровья детей.
Дети должны получать бесплатную медицинскую помощь по следующим направлениям:
профилактика заболевания;
медицинская диагностика заболеваний;
лечебно-оздоровительная работа, в том числе диспансерное наблюдение;
медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;
санаторно-курортное лечение детей.
В профилактическое направление включаются, в частности:
укрепление материально-технической базы родильных учреждений;
регулярное проведение вакцинации детей;
раннее выявление у подростков задержки полового созревания;
правильное и рациональное питание грудных детей, а также детей в детских дошкольных учреждениях и в школах.
Медицинская диагностика предполагает проведение в том числе диспансеризаций по месту жительства детей, а также специалистами по месту воспитания или обучения, а также проведение туберкулинодиагностики.
Предоставление бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях на территории Российской Федерации, а также бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении происходит на основании страхового полиса.
Статья 11 Закона о гарантиях прав ребенка определяет гарантии прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости.
Профессиональная ориентация — это подготовка к выбору профессии с учетом особенностей личности и кадровых потребностей работодателей, а также оказание помощи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Эти услуги подростки получают в службе занятости.
Профессиональная подготовка — совокупность специальных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять работу в определенной области деятельности. Подростки, не имеющие профессионального образования, могут направляться органами службы занятости в образовательные учреждения для получения соответствующего образования. Эти мероприятия проводятся в отношении детей, достигших возраста 14 лет.
Статья 14.1 Закона о гарантиях прав ребенка устанавливает перечень мер, призванных содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей. В этом содействии задействованы не только родители. Этим должны заниматься, в частности:
органы местного самоуправления;
органы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ;
органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации;
юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые заняты реализацией алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других подобных местах;
юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие торговлю в общественных местах, услуги в области пользования сетью Интернет, услуги в области развлечений, досуга;
лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, например центры реабилитации, дома-интернаты;
органы внутренних дел;
специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
Любой ребенок может попасть в ситуацию, когда ему может потребоваться защита. Ребенок, который находится в трудной жизненной ситуации, может обратиться за помощью не только к родителям (опекунам, попечителям). Право представлять интересы ребенка предоставлено:
работникам прокуратуры;
образовательным учреждениям;
медицинским учреждениям;
учреждениям по социальной защите и социальному обслуживанию ребенка;
Уполномоченному при Президенте РФ по правам ребенка;
уполномоченному по правам ребенка в соответствующем субъекте РФ.
Если речь идет о судебной защите, то в качестве истцов за защитой своих прав могут обращаться законные представители детей, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор. Законными представителями несовершеннолетних могут являться родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом (ч. 1 ст. 52 ГПК РФ).
Органы опеки и попечительства защищают права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Следует отметить, что во всех судебных и некоторых внесудебных процедурах, связанных с участием детей и защитой их прав и законных интересов, обязательным является учет мнения ребенка. Мнение ребенка учитывается при:
выборе родителями образовательного учреждения, формы обучения (п. 2 ст. 63 СК РФ);
разрешении родителями вопросов, касающихся семейного воспитания детей, их образования (п. 2 ст. 65 СК РФ);
разрешении судом спора о месте жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);
рассмотрении иска родственников ребенка об устранении препятствий к общению с ним (п. 3 ст. 67 СК РФ);
рассмотрении иска родителей о возврате им детей (п. 1 ст. 68 СК РФ);
отказе в иске о восстановлении в родительских правах (п. 4 ст. 72 СК РФ);
отказе в удовлетворении иска об отмене ограничения родительских прав в судебном порядке (п. 2 ст. 76 СК РФ);
рассмотрении дел об оспаривании записи об отцовстве (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.10.1996 N 9 «О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»).
Суд при рассмотрении дел, касающихся судьбы детей, обязан непосредственно исследовать доказательства по делу, в том числе:
заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения органа опеки и попечительства, консультации и пояснения специалистов;
ознакомиться с письменными доказательствами;
осмотреть вещественные доказательства;
прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи.
Закон устанавливает дополнительные гарантии защиты прав детей при:
регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов;
принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения.
Так, судебные решения, вынесенные в отношении ребенка, должны учитывать свойства его личности, возраст, социальное положение. Кроме того, в отношении детей предусмотрена возможность замены уголовного преследования мерами воспитательного воздействия (ст. 431 УПК РФ). Такая замена возможна, если будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания.
В некоторых регионах созданы так называемые ювенальные суды. Сама процедура адаптирована под детское восприятие (например, отсутствуют клетки, судьи называют обвиняемых по имени без употребления слова «подсудимый» и т.д.). Как правило, несовершеннолетних приговаривают к условным срокам, исправительным работам и к принудительному воспитанию в закрытой спецшколе.
Закон устанавливает также особенности судебного порядка разрешения споров с участием несовершеннолетних. Вред, причиненный ребенку, должен возмещаться по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный взрослому человеку. У ребенка может быть имущество, которое может пострадать, и здоровье, куда более хрупкое, чем здоровье взрослого. Ребенок также вправе получить возмещение морального вреда, т.е. компенсацию за нравственные и психические страдания. Так, в интересах детей предъявляются следующие иски о:
возмещении ущерба, причиненного некачественным товаром, работой или услугой в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
расторжении договоров купли-продажи вследствие нарушения договорных обязательств;
взыскании морального вреда;
возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием;
возмещении ущерба, нанесенного затоплением квартиры;
возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
По достижении 14 лет ребенок может обратиться в суд сам. Однако, как правило, права ребенка защищает законный представитель, т.е. родитель. Часто возникают вопросы относительно того, кто должен отвечать за вред, причиненный ребенку в школе.
На сегодняшний день за нарушения законодательства о правах ребенка, в результате которых создаются препятствия осуществлению ребенком прав и свобод либо ребенку причиняется имущественный и (или) моральный вред, должностные лица и граждане, виновные в этом, несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность.
Ребенок может обратиться в правоохранительные органы и органы опеки с заявлением о нарушении своих прав.
Так, в соответствии со статьей 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
За нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних их прав и интересов, выразившееся, в том числе в лишении права на общение с родителями или близкими родственниками, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей. А повторное совершение данного административного правонарушения — наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток.
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) в целях охраны и защиты прав и законных интересов ребенка предусмотрен более суровый вид ответственности.
Например, за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет (статья 150 УК РФ).То же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет.
Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до четырех лет (статья 151 УК РФ).
За то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет.
Статьей 156 УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до трех за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
В 1996 году, по инициативе Франции было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.
Всемирный день ребёнка имеет свой флаг. На зелёном фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей – жёлтая, красная, белая, синяя и чёрная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом нашего общего дома.
В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.
В День ребёнка в разных странах для помощи нуждающимся детям также силами общественных и коммерческих организаций проводятся благотворительные акции и мероприятия.
Дети и подростки — самые уязвимые члены любого общества. К сожалению, в современном мире их интересы и права часто нарушаются, причем как в беднейших, так и в развитых странах. Неудовлетворительные условия — одно из самых распространенных нарушений прав детей. Без достойного и безопасного жилья, без санитарных условий проживания детям гораздо сложнее жить и развиваться. Здоровье не может быть крепким в антисанитарных условиях, а право на игру не может быть осуществлено при отсутствии безопасного места для игр.
К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.
По данным ООН, ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие — губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру.
Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью.
Каждый год все больше людей и общественных деятелей направляют свои усилия на помощь и защиту ребенка. Создаются фонды поддержки тяжелобольных детей, сообщества, наблюдающие за неблагополучными семьями, на базе Организации Объединенных Наций основан Детский фонд.
Детский фонд ООН ведет обширную работу по всем аспектам детского здоровья — от предродового периода вплоть до юности. Фонд принимает меры по обеспечению беременным женщинам доступа к надлежащему медицинскому наблюдению до и во время родов, укреплению возможности для семей справляться с детскими болезнями в домашних условиях, консультирует общины по вопросам обеспечения максимального уровня здравоохранения.
Детский фонд прилагает особые усилия, добиваясь, чтобы дети, потерявшие родителей из-за ВИЧ/СПИДа, получали такой же уход, как и их ровесники. Он также помогает обеспечить достойную жизнь женщинам и детям, больным СПИДом.
Больших успехов достигла система здравоохранения — сейчас многие детские болезни, раньше считавшиеся неизлечимыми, побеждены силой современной медицины. Оказывается помощь беременным женщинам, в некоторых странах проводятся бесплатные консультации для будущих мам.
Еще на уроках в школе малыши узнают о своих гражданских правах и не боятся высказывать собственное мнение. Детей с ранних лет учат основам безопасности жизнедеятельности и правилам оказания первой помощи.
Все это произошло благодаря Всемирному дню ребенка, главной и единственной задачей которого всегда были защита и сохранение детей, обеспечение достойного уровня жизни в любом уголке планеты, независимо от расы, пола и социального класса.
ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
В соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» с 2013 года ежегодно во Всемирный день ребенка 20 ноября в Российской Федерации осуществляется проведение Всероссийского дня правовой помощи детям.
Основная задача проведения Всероссийского дня правовой помощи детям – правовая помощь детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также широкое информирование граждан о возможностях системы бесплатной юридической помощи. В этот день во всех субъектах Российской Федерации организуются пункты бесплатных юридических консультаций по вопросам прав детей, опеки, попечительства и детско-родительских отношений.
«КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО»
Права несовершеннолетних детей
Невзирая на незрелость (психологическую и физическую), в отношении имеющихся прав несовершеннолетний мало чем отличается от взрослого: должен иметь имя и фамилию, получать образование, медицинскую помощь и уход. Самые важные права ребенка дают ему возможность расти гармоничной личностью вне зависимости от социального и финансового статуса родителей, расы и места проживания.
Гражданские права ребенка
Права ребенка-человека-гражданина начинают свое действие с первой же секунды жизни. С первым вздохом младенец становится гражданином государства, причем в некоторых странах для этого хватает самого факта рождения на ее территории, а в других необходимо, чтобы гражданство имел кто-то из родителей.
Итак, какими же правами обладает новоиспеченный гражданин:
- На имя. При этом при достижении подросткового возраста несовершеннолетний получает возможность сменить имя (фамилию) по собственному желанию, которая до 14 лет реализуется его родителями (представителями).
- На жизнь, личную неприкосновенность и свободу. Никто (включая и родителей) не в праве причинять несовершеннолетнему вред, проводить с ним незаконные медицинские манипуляции, лишать его свободы и т.д.
- На беспрепятственное выражение собственного мнения, которое берется во внимание с учетом возраста. Согласие на те или иные перемены в жизни (усыновление, смену имени, проживание с мамой или папой) начинают спрашивать после 10-летия. С 14-летней отметки подросток имеет возможность самостоятельного обращения в суд и правозащитные организации.
- На свободу выбора религии.
- На уход и материальное содержание. Если несовершеннолетний вынужден жить не в семье, его обязаны содержать опекуны или государственные органы.
- На заботу и обеспечение потребностей.
- На образование и посещение различных учреждений.
- На защиту от насилия и вовлечения в прием наркотических веществ.
Политические права ребенка
Было бы ошибкой думать, что ввиду нежного возраста политические права детишкам не нужны. Но это не так. Каждый ребенок имеет право состоять в различных детских (с 8 лет) и юношеских (с 14 лет) общественных организациях, ориентированных на организацию досуга, развитие творческих и спортивных способностей. Государство (на различных уровнях) должно всячески способствовать деятельности подобных организаций, организовывая рекламные кампании, давая им налоговые льготы и муниципальные помещения в пользование, поощряя привлечение спонсоров и меценатов для улучшения материальной базы.
Экономические права ребенка
Независимо от места появления на свет, национальности и цвета кожи ребенок имеет право быть защищенным от непосильного труда – законодательными актами фиксируются минимальный возраст приема на работу, особые условия труда и оплаты. Кроме этого, несовершеннолетние граждане подлежат и социальной защите, то есть им положены пособия, оздоровление и т.д. Есть у них и законная возможность совершать бытовые сделки мелкого масштаба. Подростки (с 14 лет) получают возможность свободно пользоваться своими финансами: подарками, стипендиями.
Социальные права ребенка
Главная задача взрослых – создать условия, в которых ребятишки могут расти здоровыми и всесторонне развитыми.
В определенный законами срок родители или законные представители должны реализовать право ребенка на образование, то есть отдать его в подходящий под их требования детский сад, школу или организовать домашнее обучение. Кроме школы и сада можно заниматься в кружках и секциях, посещать спортивные, художественные и музыкальные школы. При этом администрация основного места учебы не правомочна препятствовать получению дополнительного образования.
Права ребенка в семье
Первые годы жизнь малыша полностью зависит от родителей или тех людей, которые их заменяют. Рассмотрим подробнее, какие права у ребенка в семье:
Личные неимущественные:
- на информацию о родителях — права ребенка на знакомство с кровными родителями особенно важны в случае усыновления или лишения последних родительских прав;
- на проживание и беспрепятственное общение с родственниками — без существенных причин, оговоренных в законах, никто не может забрать малыша у родителей или запретить с ними общаться, это же право распространяется и на других родственников;
- на получение заботы от обоих родителей — и отец, и мать обязаны воспитывать свое дитя и обеспечивать ему всестороннее развитие.
Имущественные — подразумевают получение от родителей (опекунов) материального содержания, необходимого для жизни и развития: жилого пространства, одежды, обуви, питания и т.д. Кроме того, малолетним может принадлежать имущество или денежные средства, полученные по наследству или в качестве подарка. Распоряжаться этим в полной мере они могут лишь с момента совершеннолетия, а до этого времени задача представлять их интересы ложится на плечи родителей (опекунов).
Права ребенка в обществе
С определенного возраста малыш становится полноценным участником общественной жизни – идет в детский сад, а затем в школу. И если до недавнего времени любые действия воспитателей или учителей было принято рассматривать как часть воспитательного метода, то сейчас идет тенденция к защите права ребенка на психологический комфорт в обществе:
Права ребенка в детском саду:
- на безопасность, неприкосновенность и уважение к личности – воспитатели не имеют права кричать на малыша, воспитывать его силой, к чему-либо принуждать или оскорблять.
- на развитие способностей – воспитатели должны проводить занятия по развитию речи, творческих и физических возможностей.
- на медицинское обслуживание – в случае необходимости воспитанник должен получить медицинскую помощь.
В школе:
- на обучение по общим или индивидуальным планам;
- на пользование библиотекой и столовой;
- на комфортные и безопасные условия обучения – помещения школы должны соответствовать санитарным нормам и не нести опасность для здоровья;
- на посещение дополнительных занятий (как платных, так и бесплатных);
- на помощь психолога и учителя;
- на медицинскую помощь.
На улице:
- на свободу перемещения;
- на безопасность;
- на пользование детскими площадками, парками и т.д.
ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА
До четырнадцатилетнего возраста люди ни физически, ни психологически не способны отстаивать свои интересы. Защита прав несовершеннолетних детей возлагается на плечи родителей (опекунов), которые обращаются с соответствующими заявлениями в суд и прокуратуру. В случаях когда несовершеннолетним нужна защита от их же родителей (побои, жестокое обращение, насилие или невыполнение родительских обязанностей) все мероприятия выполняются органами опеки и попечительства.
ДОКУМЕНТЫ РФ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА РЕБЕНКА
Как законы защищают детей в России
- Конституцией РФ;
- Семейным кодексом;
- Гражданским кодексом;
- Жилищным кодексом;
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- другими нормативно-правовыми актами.
В мае 2017 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ об объявлении 2018–2027 годов в России Десятилетием детства, целью которого является совершенствование госполитики в сфере защиты детей.
На государственном уровне решается определённый круг задач, таких как: укрепление здоровья и здорового образа жизни детей; профилактика детской инвалидности и оптимизация жизнедеятельности детей-инвалидов; профилактика социального сиротства и беспризорности несовершеннолетних; повышение качества жизни многодетных семей и защита прав детей-сирот.
Каждый понимает, что ни один ребёнок без исключения не способен выжить без помощи и поддержки со стороны взрослого и с самого раннего возраста нуждается в любви, внимании, надежной опоре, защите и заботе со стороны взрослых. Это относится ко всем детям: и растущим с родителями, и детям-сиротам, и одаренным детям, и детям с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в обучении, т.е. ко всем детям, независимо от их социального положения и происхождения.
Поэтому, очень важно своевременно реагировать на каждый возникший случай нарушения прав ребёнка или на каждую конкретную детскую беду.
Помощь детям-сиротам, а также детям семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию
Значительной проблемой во всем мире являются дети-сироты, не получающие достаточного тепла и заботы семьи, а в дальнейшем и сломанные судьбы таких детей. Поэтому, очень важно не забывать о детях, лишённых родительской заботы, оказывать им помощь и поддержку. Осуществить это не сложно семьям, в которых дети подросли (ведь, дети растут быстро), а после них остаются достаточно хорошие вещи, которые стали малы, и полезные развивающие игрушки, ставшие ненужными подросшим детям. Такие вещи и игрушки можно постирать или почистить и собрать подарок детям в детский дом, где такие обновки очень могут пригодиться и, наверняка, очень будут кстати, особенно, во Всемирный День Ребёнка. Для этого, необходимо связаться с теми организациями или волонтёрами, которые шефствует над детьми-сиротами, оказывая им помощь и заботу.
Общественные организации по защите прав детей
Чтобы нормы и параграфы Конвенции про права ребенка не оставались лишь строчками на бумаге, в каждой стране, подписавшей этот документ, осуществляется строгий контроль за его выполнением.
Какая организация защищает права детей? Основная нагрузка приходится на Уполномоченного по защите прав ребенка или омбудсмена.
Кроме этого существует множество общественных организаций, помогающих трудным подросткам, брошенным детям и одиноким матерям.
Тематическая подборка книг:
Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журн. рос. права. — 2013. — N 3. — С.21-32.
Армашова А. В., Права детей-беженцев и Конвенция ООН о правах ребенка. // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 8. — С. 136-139. (Международное право; европейское право)
Всё о правах ребёнка: сборник нормативных актов.-Москва: Проспект, 2017.-96c.: ил
Глисков А. Г. Права и обязанности несовершеннолетних: (комментарии к законодательству о правах несовершеннолетних и защите этих прав) / А. Г. Глисков, А. И. Забейворота, О. В. Самолюк; под ред. С. Н. Бабурина. ─ Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. ─ 634 с. ─ (Закон и общество).
Головистикова А. Н. Права человека: учебник / А. Н. Головистикова, Л. Ю. Грудцына. ─ М.: Эксмо, 2006. ─ 445 с. ─ (Российское юридическое образование)
Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций / Н. Ф. Дивицына. ─ Ростов-на-Дону: Феникс,2005. ─ 287 с
Дроздова А., Права ребенка. // Социальная политика и социальное партнерство. — 2021. — Т. 16, № 6. — С. 470-473. (Право и общество)
Кокорина М.С. Правовые основы защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в современной России/ М.С.Кокорина// Защити меня.-М., 2010.-№4.-С.13-15.
Конвенция о правах ребенка: [Извлечения наиболее нужных статей из кн.: «Права ребенка: Основные междунар. документы» (М.,1992.)// ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА.-2000.-№5.-С.3-8.
Летова Н.В. Гражданско-правовая защита личных неимущественных прав ребенка // Государство и право. — 2018. — N 11. — С.52-59.
Нечаева А.М. Деятельность органов опеки и попечительства по защите прав ребенка в семейно-правовой сфере // Рос. юстиция. — 2011. — N 11. — С.19-21; N 12. — С.10-12.
Нечаева А.М. Особенности судебной защиты семейных прав ребенка // Рос. юстиция. — 2017. — N 8. — С.14-17
Серебрякова А.А. Наследственные правоотношения с участием детей // Рос. юстиция. — 2017. — N 5. — С.12-13.
Сидоркин С. С., Социальные права ребенка: понятие, сущность, место в системе прав человека. // Закон и право. — 2022. — № 11. — С. 60-66. (Право. Юридические науки) (Публично-правовые (государственно-правовые) науки)
Смирных С. Е., Вопросы осуществления права детей на наследование в международном публичном и международном частном праве. // Наследственное право. — 2020. — № 2. — С. 44-47. : 1 фот. — (Международный опыт)
Федосеева Г.Ю. Медиация в семейных спорах как инструмент реализации права ребенка на общение с обоими родителями // Закон. — 2010. — N 2. — С.191-195.
Хуснетдинова Л.М. К вопросу о домашнем насилии в отношении детей // Рос. юстиция. — 2017. — N 5. — С.57-59.
Чирков С. А., О некоторых вопросах права детей на пенсию по случаю потери кормильца в свете современных репродуктивных технологий. // Пенсия. — 2022. — № 2. — С. 21-26. (Правоприменительная практика)
В электронных ресурсах:
- Конвенция ООН о правах ребенка [Электронный ресурс] : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989; вступила в силу для СССР в 15.09.1990 //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Режим
доступа : http://www.consultant.ru/document/
cons_doc_LAW_9959/. – Загл. с экрана.
- Всемирная декларация об обеспечении выживания,
защиты и развития детей [Электронный ресурс] : принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990 // КонсультантПлюс :
справ. правовая система. – Режим доступа: http://
www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
base=INT&n=15898&req=doc#0. – Загл. с экрана. - Декларация прав ребенка [Электронный ресурс] : провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 // Организация объединённых наций : [офиц. сайт]. – Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/
childdec.
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Как только ребенок появляется на свет, он объявляется гражданином своей страны. Это значит, что каждый человек с самого рождения наделяется правами. Дети – самое дорогое, что у нас есть! Пусть у каждого ребенка будет счастливое детство, безграничная любовь родителей и отличное здоровье, ведь это самое главное в жизни!
Конечно же, главная обязанность взрослых, – работа по защите прав детей и по решению их проблем, должна осуществляться не один день в году – в праздник, а постоянно и ежедневно.
Спасибо за внимание!
Фото из открытых источников интернета