В феврале1852 года состоялось торжественное открытие Нового Эрмитажа — первого в России публичного художественного музея, для хранения и показа экспонатов которого было построено специальное здание.
Более 4 миллионов человек ежегодно приезжают в Эрмитаж со всего мира, чтобы увидеть уникальную коллекцию живописи и скульптуры. Но как же появилась на свет эта коллекция Петербурга?
Приглашаем вас на АРТ историю «Сокровищница вечных шедевров» (170 лет со дня открытия музея Эрмитаж в Петербурге)
История Эрмитажа началась с пришедшей к власти императрицы, которая решила построить рядом с царской резиденции небольшой особняк, где можно было бы скрыться от глаз придворных. Отсюда и говорящее название «Эрмитаж», которое в переводе с французского означает «место уединения». Коллекции императорского Эрмитажа начали складываться в середине 1760-х гг., когда Екатерина II издала указ, согласно которому специально обученные люди путешествовали за границу в поисках шедевров мирового значения. Первыми экспонатами музея стали 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школ. Вплоть до середины XIX в. эти коллекции были доступны лишь небольшому кругу лиц.
Новый Эрмитаж строился с 1842 по 1851 годы. Автором идеи был Лео фон Кленце, а строительство возглавил В.П. Стасов.
Указ о приобретении шедевров мирового значения стал приносить результаты – в Россию привозили всё больше исключительных экспонатов. Переломным моментом в истории Эрмитажа стало приобретение личной коллекции барона Кроза – 600 картин, среди которых работы Рафаэля, Рембрандта, Рубенса и Тициана.
Вот некоторые из экспонатов музея:
Знаменитую «Флору» Рембрандт написал в 1634 году. Это был один из самых счастливых и светлых периодов его жизни. Он только что женился на Саскии ван Эйленбюрх, переживал творческий подъём, цвёл от любви, растущей славы и популярности. Молодая жена стала его главной моделью и натурщицей. Саския стоит на тёмном фоне с пышным венком из нежных цветов на голове и держит в руке жезл, также увитый цветами. Находясь рядом с «Флорой» можно физически почувствовать то чувство абсолютного умиротворения, которое она излучает.
Князь Дмитрий Алексеевич Голицын приобрёл картину для Екатерины II на распродаже коллекции Германа Арентса в Амстердаме в 1770 году.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта, Одно из первых произведений Высокого Возрождения было написано для миланских правителей. В 1864 году Эрмитаж купил картину у герцога Литта, представителя аристократической миланской семьи, в коллекции которого эта картина хранилась несколько столетий. Работа выставлена в зале 214 Большого Эрмитажа
С этого момента Эрмитаж Екатерины II перестал быть приватными
Помимо картин императорскую коллекцию стали пополнять скульптурами, античными реликвиями, старинными монетами и медалями.
Статуя Юпитера. Древний Рим, конец I в. Колоссальную скульптуру античного бога для Эрмитажа в 1861 году выкупил Александр II у разорившегося маркиза Кампана. Одна из самых больших статуй музея выставлена в зале 107 Нового Эрмитажа.
Роскошные часы с механизмом английскому ювелира Джеймсу Коксу для Екатерины II заказал ее чиновник (и фаворит) князь Потемкин. В 1781 году они были доставлены в Россию в разобранном состоянии, а известный механик Иван Кулибин собрал их и привел в действие. Сейчас часы выставлены в зале 204 Малого Эрмитажа.
К этому моменту Эрмитаж насчитывал уже более 2000 тысяч полотен. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин.
Ко времени правления ее внука императора Николая I стало ясно, что это собрание искусства давно переросло «частную семейную коллекцию». Романовы приняли решение предоставить широкой публике возможность насладиться шедеврами. В предыдущие десятилетия эта привилегия была доступна лишь избранным, по особому разрешению. Например, Пушкин сумел попасть в залы только благодаря рекомендации Жуковского — наставника цесаревича. Очень мечтали об открытых залах члены Академии художеств: так, Карл Брюллов старался водить во дворец своих учеников, чтобы разбирать с ними творчество Рубенса и Ван Дейка.
Дальнейшее развитие Эрмитажа Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже. Следуя примеру европейских государств, Николай I решил создать новый музей, открытый для публики. Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе.
Новый Эрмитаж стал первым в России профессионально спроектированным музеем со специальными выставочными помещениями для отдельных коллекций, систематизированных в соответствии с научными принципами. Для шедевров античного искусства и для каждой национальной художественной школы: итальянской, французской, голландской, испанской, фламандской и русской отводились отдельные залы.
Сейчас коллекция Государственного Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов, начиная с каменного века и до нашего столетия. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал. Коллекция изобразительного и прикладного искусства насчитывает свыше одного миллиона произведений, более 1,1 миллиона экспонатов составляют памятники нумизматики, свыше 800 тысяч – археологические памятники, более 14 тысяч – оружие.
Общая площадь залов Эрмитажа составляет свыше 233 тысяч квадратных метров, экспозиционно-выставочная площадь – 100 тысяч квадратных метров.
Красота и величественность Эрмитажа никого не оставят равнодушным. Картины и скульптуры завораживают каждого настолько, что хочется приходить сюда снова и снова, смотреть и наслаждаться.
Как ориентироваться в Эрмитаже?
В приведённом ниже списке даны номера залов постоянной экспозиции. Жирным шрифтом выделены названия наиболее интересных разделов.
Первобытная культура | Зимний дворец, первый этаж, 11-27 |
Культура и искусство народов Средней Азии | Зимний дворец, первый этаж, 55-66* |
Культура и искусство Античного мира | Малый и Большой Эрмитаж, первый этаж, 101-131 |
Искусство Голландии, Фландрии и Нидерландов XV-XVIII веков | Большой Эрмитаж, второй этаж, 245-254, 258, 261-262 |
Культура и искусство Древнего Египта | Зимний дворец, первый этаж, 100 |
Искусство Англии XVII-XIX веков | Зимний дворец, второй этаж, 298-300 |
Ювелирные изделия Фаберже | Зимний дворец, второй этаж, 307 |
Искусство Франции XV-XVIII веков | Зимний дворец, второй этаж 143-146 |
Искусство Франции XIX-ХХ веков (трофейное искусство) | Зимний дворец, второй этаж, 143-146 |
Искусство Германии XV-XVIII веков | Зимний дворец, второй этаж, 263-268* |
Искусство Италии XIII-XVI веков | Большой Эрмитаж, второй этаж, 207-230 |
Искусство Италии XVI-XVIII веков | Большой Эрмитаж, второй этаж, 231-238 |
Современное западноевропейское искусство | Большой Эрмитаж, третий этаж, 314-350 |
Нумизматическая коллекция | Большой Эрмитаж, третий этаж, 398-400* |
Культура и искусство зарубежного Востока | Большой Эрмитаж, третий этаж, 351-397 |
Русская культура | Зимний дворец, второй этаж, 151-173 |
Дворцовые интерьеры | Зимний дворец, второй этаж, 175-187 |
Искусство Испании XVI-XVIII веков | Большой Эрмитаж, второй этаж, 239, 240 |
Парадные залы | Зимний дворец, 155, 156, 188-198, 204, 271,282, 289, 304-307 |
Галереи драгоценностей | Зимний дворец, первый этаж, 42, Большой Эрмитаж, первый этаж, вход через зал 121 |
Если будете в Санкт-Петербурге – посетите Эрмитаж!
Спасибо за внимание!