Степь научила М. А. Шолохова многому. Литературоведы изумляются тонкости его наблюдений за её природой, точности топографического описания местности, разнообразию эпитетов и метафор, которые он применял к степи. Этот образ пунктиром прошёл по всем произведениям писателя. Степь представала в его описании то живым существом, то местом действия, то олицетворением казачьей истории. Она перестала быть просто природным явлением. Для писателя она превратилась в рабочий инструмент, который кормил его так же, как настоящая степь казаков-землепашцев.
«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу… Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!» (М. А. Шолохов).
Каждый раз, когда автор хотел показать внутреннее состояние героев, он описывал донскую степь. Автор ценил людей труда и мог красочно рассказать о работе на степном просторе. По отношению к степи, к земле и хлебопашеству он делил своих героев на положительных и отрицательных. Те, кто пашет, сеет, жнёт – всегда положительные герои. Те, кто не даёт этого делать – отрицательные. Самые яркие моменты такого деления можно увидеть в «Донских рассказах», в более поздних произведениях М. А. Шолохов старается не выставлять этот приём напоказ. В «Тихом Доне» отрицательные герои появляются только при описании послереволюционных событий, а в «Поднятой целине» деление по признаку отношения к земле, к степи уже не бросается в глаза, но проходит пунктиром через весь сюжет романа.
Самой яркой находкой писателя было видение степи, как исторической колыбели казачества, а знаками исторической преемственности народов для него служили древние курганы, на которые ходили и деды, и прадеды, и новые поколения казаков, чтобы побыть наедине с собой, размышляя о своей жизни.
Фото из открытых источников интернета