Международный день демократии привлекает внимание к состоянию демократии во всем мире и повышая осведомленность общественности о ней. Каждый год выбирается новый лозунг и тема, чтобы подчеркнуть один из аспектов демократии и способствовать ее продвижению и укреплению.
Подавляющему большинству стран мира присущ такой политический режим как демократия. Но откуда появился данный термин? А самое главное, унаследовали ли мы черты античной демократии?
Международный день демократии (International Day of Democracy) установлен Генеральной ассамблеей ООН в 2007 году (резолюция A/RES/62/7) и отмечается ежегодно 15 сентября. Эта дата приурочена к 20-й годовщине первой международной конференции новых и восстановленных демократий, которая отмечалась в 2008 году. ООН предложила государствам, а также региональным, межправительственным и неправительственным организациям принять новый праздник, как повод обратить внимание на состояние демократии в мире. Ведь демократия — это не только цель, но и процесс, и только при полном участии и поддержке международного сообщества, государственных органов власти, общества и отдельных граждан идеалы демократии можно осуществить для каждого человека в каждом уголке мира. Термин демократия состоит из двух греческих слов: «demos» – народ и «kratos» – сила, власть, что в совокупности дает «власть народа». Под этим термином подразумевается политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Демократия основана на свободном волеизъявлении народа и тесно связана с обеспечением правопорядка и осуществлением прав и основных свобод человека. Современное общество относит демократию к универсальным ценностям и принципам. Ведь демократия является выражением интересов людей. Она основана на инклюзивности, равноправии и равном участии и является одним из базовых элементов обеспечения мира, устойчивого развития и прав человека. Связь между демократией и правами человека зафиксирована в статье 21(3) Всеобщей декларации прав человека, гласящей: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
История демократии насчитывает собой не одно тысячелетие. Можно сказать, что формы организации власти, в какой-либо мере основанные на демократии, уходят корнями в родовой строй.
Первой в мире демократической системой была Афинская демократия до нашей эры. Любой гражданин имел право и даже обязанность участвовать в работе Народного собрания. Как отмечают, в эпоху расцвета афинской демократии около трети граждан одновременно занимали ту или иную государственную должность. В регионах древней Скандинавии родовитые люди принимали участие в «тингах» – народных собраниях. На них они решали вопросы, касавшиеся дома (племени), голосовали или налагали вето. В древней и средневековой Руси и на территории славянских государств существовало вече – совет, или народное собрание для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной и политической жизни. Участниками вече могли быть главы свободных семейств. Наибольшую известность имеет Новгородское вече. Демократическим путем решались военно-административные вопросы и в Запорожской сечи, существовавшей до XVIII века.
Демократия ведет свое начало с античных времен, а именно с Древней Греции и Рима. Наиболее известен Афинский вариант демократии, при котором объектом управления был город-полис, а электоратом являлось все свободное население (не считая женщин и рабов). Для обсуждения важных вопросов собиралось народное собрание – экклесия, на котором, при помощи поднятия руки голосовали по вопросу или по занятию той или иной должности. Античная демократия давала своим гражданам возможность участия в самоуправлении, но не гарантировала защиту прав и свобод индивида. Принимая во внимание древнегреческий уровень развития общества, Афинский вариант является идеальным способом управления государством: свободное население задействовано в управлении, граждане могут беспрепятственно голосовать, избираться. Но, несмотря на это, она подвергалась критике со стороны великих философов, таких как Платон, Аристотель, Сократ, они осуждали власть «толпы», которая может быть подвергнута чужим мнениям или перерасти в тиранию. И в течение многих лет демократия подвергалась критике до начала таких событий как «Война за независимость США» и «Великая Французская революция», где были предприняты попытки включить основополагающие принципы античной демократии в основной закон государства.
Проделав небольшой экскурс в историю, мы задаемся вопросом, а что унаследовала современная демократия от своих истоков? Проводя сравнительный анализ, можно выявить как сходства, так и различия между древнегреческой демократией и ее современным вариантом. И в Античности и в современном мире голосование было свободным. Каждый мог поддержать выбранного кандидата. Но в современном мире мы голосуем «тайно», в то время как в Античности голосование было открытым, прилюдным. Существование выборных должностей сохранилось и в наши дни. Так же и античное и современное государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин участвовал в политических процессах. Но следует отметить огромный минус, это наличие рабства в античном государстве, рабы не могли голосовать и быть избраны, как и женщины. Современная демократия гарантирует права и свободы граждан, она также защищает частную собственность и интересы личности, только она способна дать равные стартовые возможности для населения и не сможет перерасти в деспотизм. А что мы видим в Античной демократии? Она не гарантирует защиту прав, она не избавляет от неравенства и может перерасти в деспотию, как это и произошло с Римской империей.
Итак, можно сделать вывод, что некоторые черты Античной демократии присутствуют в современной общественной жизни, другие претерпели изменения в потоке времени. Ведь идеи демократии прошли многие десятилетия, философы разных эпох критиковали их, а другие соединили с идеями либерализма и получили ту демократию, которую мы сейчас знаем.
В действительности, демократическое государство, каким является Россия − это государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство — важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на свободе людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.
Среди основных признаков демократии можно выделить следующее:
- Идеологическое разнообразие и плюрализм мнений;
- Свободные выборы;
- Разделение властей;
- Многопартийность;
- Народ – источник власти (суверенитет народа);
- Независимость средств массовой информации;
- Широкие и гарантированные права и свободы граждан;
- Принятие политико-управленческих решений по воле большинства, но с учётом и гарантией прав меньшинства.
Наличие всех данных признаков необходимо для существования полноценного демократического государства. Кроме того, согласно ч.2 ст.1 Конституции РФ признание и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, что также является важным условием для демократии.
Для дальнейшего упрочения демократии как политического режима целесообразно решение следующих задач:
Привлечение внимания граждан к управлению государством;
Правовое закрепление полномочий ветвей государственной власти;
Повышение уровня социальной защиты;
Повышение эффективности борьбы с коррупцией на всех уровнях;
Осуществление реальной защиты прав и свобод граждан.
При этом необходимо руководствоваться принципами публичности, открытости, равенства, независимости, свободы, соответствия закону. Если реформы, намеченные государственным аппаратом, будут иметь продуманный характер и в конечном итоге одержат успех, то в будущем становится возможным усиление в России демократических тенденций.
Любая политическая система не может быть сформирована без должного и эффективного функционирования институтов гражданского общества, утверждения демократического правового государства.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!