Час искусства «Игорь Моисеев – сотворивший танец»

О народном артисте СССР Игоре Александровиче Моисееве, русском балетмейстере и хореографе, создателе блистательного ансамбля одна из зарубежных газет писала: «Если концерты русского балета не заставят вас аплодировать, неистовствовать, топать ногами от удовольствия, значит, вы не совсем нормальны».

Моисеев Игорь Александрович — величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры.

Жизнь великого балетмейстера — настоящий учебник, по которому можно изучать историю страны. Он прошел через двадцатый век, пережив все его революции и войны. «Неизбежное встречай достойно» любил повторять Игорь Моисеев. Так он давал понять, что ход событий человек изменить не может, но в его власти достойно прожить собственную жизнь. Смысл своей он видел в творчестве, которому преданно служил двадцать четыре часа в сутки.

Игорь Моисеев родился 21 января 1906 года в Киеве.

Семья Моисеевых жила очень бедно. Отец — в прошлом юрист, пытался заработать уроками французского языка. Мать прекрасно шила и бралась за любую работу. Однако случались дни, когда в доме было нечего есть. Игорь часто болел — так на его здоровье сказались безденежье и голод.  Отец сказал, что запишет его в балетную школу, чтобы уберечь от дурного влияния.

Педагоги только руками всплеснули, когда увидели, какой талант к ним привели. Мальчик обладал хорошими данными, был очень пластичным и музыкальным. Уже через месяц Игорь оказался в лучшей кузнице балетных кадров страны — хореографическом техникуме Большого театра. Моисеев занимался в студии Веры Мосоловой, бывшей танцовщицы Большого театра, о котором она много рассказывала своему ученику. Но он мечтать даже не смел о том, что Большой скоро войдет в его жизнь.

Спустя 3 месяца с начала занятий она отвела юношу в хореографический техникум. Вера Ильинична верила, что Игорь без труда туда поступит. Она оказалась права, юноша стал студентом балетмейстера главного театра России – Александра Горского.

Моисееву хотелось не только танцевать, но и ставить танцы самому, быть режиссером, художником. Вскоре так и произошло. С 1930 года Моисеев начал работать балетмейстером. Дебют в новом качестве оказался удачным. Моисеев поставил балет «Футболист», который прошел с успехом. Потом поработал над танцами в спектакле «Принцесса Турандот», затем – в «Кармен».

То, что делал Моисеев, нравилось начальству Большого. Но идеи молодого хореографа уже простирались дальше – он мечтал создать целый ансамбль народного танца. И написал письмо с таким предложением председателю Совета народных комиссаров Вячеславу Молотову. Тому идея понравилась, он наложил резолюцию: «Предложение хорошее. Поручить автору его реализовать». Но в той благосклонности таилась и скрытая угроза: не справишься – пощады не жди…

«Я не вижу более праздничного, жизнелюбивого вида искусства, чем народный танец, Он румянит щеки, зажигает кровь мышечной радостью. У народного танца нет служебного хореографа, он рождается из окружающей среды. Мы не коллекционеры танцев и не накалываем их, как бабочек, на булавку. Мы подходим к народному танцу как к материалу для творчества, не скрывая своего авторства».

Игорь Моисеев первым выработал художественный метод обработки фольклора, соединивший приемы народного и профессионального искусства, чтобы дать фольклору новую, сценическую жизнь.

Моисеев часто повторял, что живет по принципу древнекитайского философа Лао Цзы: «Созидай, но не обладай, трудись, не ища выгоды, добивайся цели, но не гордись».

Артистов он никогда не хвалил, даже после грандиозных концертов. В его ансамбле не было солистов – каждый мог заменить каждого. «У нас все равны – и в классе, и на сцене. В одном танце можно солировать, а в другом – стоять в кордебалете. Как в большой семье».

Однако при всей твердости и непреклонности нрава, Игорь Александрович не считал себя жестким, тем более, диктатором. «Я – строгий», – поправлял он. И уточнял: «Не только по отношению к танцорам, но и к себе».

Сам Игорь Моисеев отличался необыкновенной работоспособностью и внимательностью к деталям. Поэтому его танцевальный коллектив изначально выделялся среди других народных ансамблей не только идеальной хореографией, но и абсолютной стилистикой исполнения танцев народов мира.

Профессия артиста балета — это тяжелый, ежедневный, кропотливый труд! Помимо того, что Игорь Александрович хореограф, которому нет равных в мире, он — великолепный режиссер. Возьмите любой его танец — это отдельный мини-спектакль. Атмосфера на репетициях всегда была творческая, Игорь Александрович точно знал, на что способен каждый артист, и что от него можно требовать. При постановке нового танца Игорь Александрович прежде всего тщательно подбирал музыку. Много раз слушал ее, и в это время у него рождались первые движения. Но на репетиции он многое менял, какие-то движения возникали сиюминутно. И еще: он всегда отталкивался от конкретного исполнителя.

Игорь Александрович любил все свои постановки. Особенно «Сюиту старинных русских танцев». Это первый номер, который Игорь Моисеев поставил в только что созданном (1937 год) ансамбле. Номер и сегодня пользуется огромным успехом. Игорь Александрович в свои 95 гениально репетировал его с молодыми артистами, читая наизусть «Песню о купце Калашникове» — чтобы они глубже проникли в русскую душу, лучше поняли русский характер.

Еще один из любимых номеров Игоря Александровича — «Арагонская охота» на музыку Глинки, греческая сюита «Сиртаки».

Моисеев был счастливым человеком. Всю свою жизнь он занимался любимым делом. Он никогда никого не обманул, считал, что народное искусство танца имеет право быть профессиональным, и сделал это первым, создав новый жанр — первый в мире профессиональный ансамбль народного танца. Моисеев очень любил животных — лошадей и собак, спорт — легкую атлетику и, особенно, художественную гимнастику. Прекрасно играл в шахматы, отлично плавал, владел французским языком.  Мало кто знает, что Моисеев увлекался филателией. Основу его коллекции составляли марки Венгрии, подаренные ему вместе с кляссером во время гастролей по этой стране, марки Испании, а также марки, посвященные танцам и костюмам мира. Помимо этого, он великолепно знал историю, живопись, литературу, музыку. В какую бы страну ансамбль ни приезжал, лучше Игоря Александровича никто экскурсию провести не мог! Будь то Лувр, галерея Уфицци, Метрополитен музей. Как он рассказывал обо всем! Я никогда не видела, чтобы Моисеев говорил «по бумажке».

В быту Игорь Александрович был удивительно простым человеком. Каждый день делал собственную полуторачасовую гимнастику с элементами йоги, более сорока лет не ел мясо, никогда не ел после 6 часов вечера.

Одновременно с работой в ансамбле Моисеев в разные годы был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных юбилейным датам страны.

…Уже в очень преклонном возрасте его спросили, достиг ли он всего, о чем мечтал. Мэтр сделал большие глаза: «Конечно, нет! Что-то надо закончить, а за что-то еще даже не принимался. Планов много, и отдыхать пока рано».

Игорь Александрович работал с коллективом до самого ухода. Уже совсем слабый, в больничной палате, смотрел репетиции, записанные на видео, и давал рекомендации.

Смерти он не боялся. Тревожило другое – на кого оставить ансамбль, в который вложил семь десятилетий своей жизни: «Меня спрашивают: почему вы не воспитали себе наследника? Мне приходится прибегать к таким, может быть, дерзким примерам: «А почему Пушкин не воспитал себе наследника? Почему Лев Толстой не воспитал?» Талант не наследуется. Талант питается собственными усилиями. Он ни в коем случае не должен быть похож на того, кто был до него. Он должен быть самим собой…»

Игорь Моисеев умер 2 ноября 2007 года в Москве от гипертонической болезни и ишемической болезни сердца и был похоронен 7 ноября 2007 на Новодевичьем кладбище.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

1. «Ноги потом, сначала неси душу», — говорил Игорь Моисеев на репетициях. Труппа первого в мире ансамбля народного танца объездила весь Советский Союз. Исчезающие переплясы и обряды артисты переносили на сцену прямо из фольклорных экспедиций.

2. Как танцуют в Болгарии, Венгрии, Румынии… Программе «Танцы славянских народов», которая до сих пор живет на сцене, уже 70 лет. Ставил ее Игорь Моисеев, не выезжая за рубеж. И на первых же гастролях специалистов поразила точность попадания.

3. Концертный зал Чайковского — родная сценическая площадка моисеевцев. Ансамблю, уже известному и даже выступавшему на приемах в Кремле, было негде репетировать. Сталин лично предложил выбрать здание. Игорь Моисеев предпочел бывший Театр Мейерхольда на Тверской.

4. «ГАНТ СССР» — Государственный ансамбль народного танца… и танк. Во время Великой Отечественной войны коллектив объехал Сибирь, Забайкалье, Дальний Восток. Артисты заработали полтора миллиона рублей и отдали деньги на строительство танка для Советской армии.

5. Творческий прорыв железного занавеса. Ансамбль Моисеева стал первым советским коллективом, попавшим на гастроли в капстрану. Франция восторженно приняла танцоров. В прессе ансамбль окрестили балетом, признав его высокое искусство.

6. И снова единственный в мире. Моисеевцы — обладатели невиданной для танцевального коллектива роскоши: собственного симфонического оркестра. 35 музыкантов классических и народных инструментов сопровождают выступления танцоров с 1940-х годов.

7. «Кто назовет себя солистом — сразу уволю», — говорил создатель коллектива. В ансамбле нет солистов и нет кордебалета: «Все учат всё». Зато есть своя школа и собственный стиль. Отбор в коллектив жесткий, все артисты танцуют и в сольных партиях, и в массовке.

8. Высшая форма признания для моисеевцев — тот факт, что творчество коллектива народ считает своим. Как танец «Бульба». Игорь Моисеев придумал его, наблюдая за сбором картошки в Белоруссии, а годы спустя увидел свою постановку уже в качестве фольклора.

9. Ансамбль Моисеева встречали аншлагом 60 стран мира. Танцоры выступали на лучших концертных площадках планеты, в том числе в Ла Скала и Опера Гарнье. За свои постановки Игорь Моисеев получил около 30 иностранных наград и и медаль «Пять континентов» ЮНЕСКО.

10. Хореографические миниатюры и балеты, танцевальные картины и сюиты. Высокий стиль Игорь Моисеев привнес в народный танец из танца академического. Солист и балетмейстер Большого 70 лет руководил своим ансамблем, поставил 300 танцев.

НАГРАДЫ

Народный артист СССР (1953)

Творчество балетмейстера было отмечено многочисленными наградами. Он был лауреатом Государственных премий СССР (1942, 1947, 1952, 1985) и России (1995), Ленинской премии (1967). В 1976 году ему было присвоено звания Героя Социалистического труда. Награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Ленина, Октябрьской революции, а также российскими орденами «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степеней. Среди его иностранных наград — болгарский орден Святого Александра, румынский орден Офицера культуры, польский орден Полония Реститута, югославский орден «Братство и Единство», ливанский орден «Золотой Кедр», чехословацкий орден Белого Льва, почетный орден Аргентины De Mayo Al Mtrito.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!