Час исторического просвещения   «Отечества Великие умы»              

(к 300-летию Российской академии наук)

Уважаемые читатели!

Крупнейший в стране центр фундаментальных исследований — Российская академия наук отмечает 300 лет со дня основания. Указом императора она была основана 8 февраля, и все эти три столетия несет важную миссию — обогащает нашу науку новыми достижениями, работает на благо и процветание страны.

Наша страна подарила миру немало учёных, которые совершили важнейшие научные открытия, во многом изменившие жизнь не только своей страны, но и всего человечества. Научный потенциал России велик, что неоднократно отмечалось и Нобелевским комитетом, и другими престижными международными премиями.

За годы своего существования российская наука дала миру много великих имён и открытий. Эти учёные известны всем: М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев, Н. И. Пирогов, А. М. Бутлеров, Э. К. Циолковский, И. М. Сеченов, В. И. Вернадский, И. И. Мечников, И. В. Курчатов, С. П. Королёв, Н. И. Вавилов, А. Д. Сахаров.

Российская академия наук существует без малого 300 лет и объединяет под своим крылом тысячи ученых, которые работают на благо людей и делают нашу жизнь более комфортной, безопасной и интересной.

Много ли мы знаем о Российской академии наук? Как, когда и кем она создавалась?

Академия своим рождением обязана широкой реформаторской деятельности Петра I. Он стремился, помимо прочего, вовлечь Россию в процесс культурного развития Европы. Создание Академии рассматривалось им как составная часть преобразования страны, оно диктовалось потребностями роста промышленности, торговли, укрепления государства и его внешнеполитических позиций.

Первым домом, в котором поселилась Российская академия наук, называвшаяся тогда Академией наук и художеств в Санкт-Петербурге, было здание Кунсткамеры на Васильевском острове. Это здание знают все, кто хоть однажды посетил этот прекрасный город на Неве. Его проектирование и строительство было начато в 1718 г. сначала для экспонатов музея, а затем для Академии наук и ее библиотеки.

Как известно, без книги нет науки. Петр I понимал это, как никто другой. Замысел царя о формировании Библиотеки складывался, видимо, спонтанно, исходя из опыта собственного обучения и увиденного за границей, а также из общения с учеными и государственными деятелями. Однако ясно было одно – новая царская библиотека должна была принадлежать, как и прежде, государю и одновременно быть публичной. Придавая большое значение роли Библиотеки в просвещении страны, Петр I стремился открыть ее двери для посетителей. Когда Петру предложили установить плату за вход в Библиотеку и Кунсткамеру, тот заявил, что никто не будет ходить туда за деньги. «Я еще приказываю, – сказал Петр, – не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компаниею смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки, либо чем-нибудь иным, в самых этих комнатах». Во исполнение приказа царя библиотекарю выдавали ежегодно на угощение посетителей 400 руб.

Значение этого факта даже сегодня трудно переоценить. С маленького объявления в петербургской газете «Ведомости» от 26 ноября 1728 г. в России закрепляется важнейшее правило библиотечной работы – обеспечение общедоступности национального книгохранилища для всех читателей.

Построенное на берегу Невы в стиле петровского барокко, это здание вмещало в себя Кунсткамеру, Академию наук и ее библиотеку и соседствовало с наиболее важными постройками столицы – домом «Двенадцати коллегий», Биржи, дворцами ближайших сподвижников и членов царской семьи. Кунсткамера по праву считается одним из самых ранних музейных зданий в мире.

Здание Кунсткамеры и по сей день является символом и логотипом Российской академии наук.

Еще до создания Академии начали закладываться элементы ее инфраструктуры. Петербургская библиотека Академии наук считает датой своего рождения 1714 год. За 10 лет до создания Академии Петр сделал общедоступным свое личное собрание книг, взял библиотекаря, которому поручил навести в собрании порядок и пополнять его. Первый музей, впоследствии вошедший в состав Академии как ее важная часть, Кунсткамера, начал формироваться тоже до ее создания — в 1718 г. Была образована первая типография гражданского назначения. Своего библиотекаря, Шумахера (того самого, с которым 20 лет спустя боролся М.В. Ломоносов), в 1721 г. Петр направил в Европу изучать опыт создания и функционирования научных и учебных заведений и подобрать ученых для работы в России, хотя и до этого, с 1715 г., уже велись переговоры с крупными зарубежными учеными о их возможном приезде в Петербург на работу по контракту.

22 января 1724 года Петр I представил на обсуждение в Сенате «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств», подготовленный придворным врачом Л.Л. Блюментростом,

подписал «Определение об Академии», и 28 января вышел именной Указ об ее учреждении. Положение об Академии Петр утвердить не успел, однако в течение 20 лет его использовали как первый Устав.

Реальное образование Академии приходится на начало царствования Екатерины I.  В декабре 1725 года состоялось ее торжественное открытие.

Екатерина I всячески содействовала созданию Академии. Уже летом 1725 года она приняла у себя всех приехавших ученых — почесть, неслыханная в Европе. Помимо Петра и Екатерины I, еще два человека приложили руку к созданию этого научного учреждения — Блюментрост и Шумахер. Лейб-медик Лаврентий Блюментрост был важным действующим лицом в создании этого замечательного учреждения. Кстати, он был единственным из академиков первого набора, родившимся в России, хотя, конечно, корни у него были иностранными. При подготовке Проекта положения об Академии он руководствовался установками Петра, и успешно вел от его имени, а затем от имени Екатерины I переписку с иностранными учеными об их приезде в Россию.

Следует напомнить, что в России тогда не было не только собственных ученых, но и практически не существовало подготовленных для такой деятельности людей. Не было высшего образования.

Петр и Блюментрост стремились пригласить в Петербург ученых первой величины. Это удалось лишь частично, в основном ехали смелые, молодые, подающие надежды, рекомендованные мэтрами. Приезжали преимущественно из Германии.

Четвертый участник процесса образования Академии – Шумахер, фактически основал библиотеку Академии наук. Долгие годы Шумахер, будучи начальником канцелярии, вел дела Академии, в том числе в периоды, когда не было президента. Он был трудолюбив, по-немецки последователен и аккуратен, но плохо понимал специфику научной работы.

Немцы многое сделали для становления российской науки, но в 40-е годы появились первые русские ученые, они расправили плечи и стали считать, что немцев слишком много. О борьбе Ломоносова с засильем иностранных ученых особенно много писали в годы борьбы с космополитизмом.

Создаваемая Петром Академия, несмотря на влияние западного опыта, строилась отличной от существовавших учреждений такого типа. Она сразу и практически навсегда создавалась как государственное учреждение. Получая жалование от государства, члены Академии должны были обеспечивать его научно-техническое обслуживание. Казалось бы, при таком подходе у Академии на первом плане должны быть дела текущие, практические, а не вечные проблемы. Однако прагматик Петр I, создавая Академию, считал, что основным занятием этого научного учреждения будет наука фундаментальная, а не прикладная. Стоит еще раз удивиться уму и прозорливости этого государственного деятеля.

Далее Петр решил сразу осуществить программу «Интеграция», которую мы сейчас развиваем. Академия, университет и гимназия задумывались одновременно, как единый комплекс. В университете должны были преподавать академики, в гимназии — их помощники, которых стали называть адъюнктами. Адъюнктами начинали Леонар Эйлер, Даниил Бернулли, Михаил Ломоносов.

Академия быстро развернула экспедиционную и издательскую деятельность, с 1728 г. стала издавать свой журнал. В том же году появилось массовое академическое издание как приложение к газете «Ведомости», причем подписчиков у этого приложения было больше, чем сейчас у многих наших научных журналов.

С лабораторной базой было хуже. Был создан физический кабинет, химической лаборатории не было до 1748 г., хотя кафедра химии была предусмотрена с самого начала.

Огромную роль в Академии, как и во всей российской науке, сыграл М.В. Ломоносов. Об этом ученом и его вкладе в химию, физику, астрономию и многие другие области науки широко известно.

С 1728 г. стал издаваться журнал, или, точнее, ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» (на латинском языке), который приобрел в ученом мире популярность и авторитет одного из ведущих научных изданий Европы. Также при Академии работала собственная типография, которая быстро завоевала прекрасную репутацию, и ей было поручено издание всей литературы в стране, кроме церковной. Это сразу обозначило ведущую роль Академии в общем развитии российской культуры. Велись работы по геодезии и картографии. В 1745 г. была создана первая генеральная карта страны — «Атлас Российский».

Развитие математики и механики на начальном этапе работы Академии было связано, прежде всего, с именем Леонарда Эйлера. С 20 лет  и до конца жизни научная деятельность этого великого ученого была связана с Академией наук России.

В 1742 г. в Академию наук пришел М.В. Ломоносов, многогранная деятельность которого составила целую эпоху в истории развития отечественной науки. В 1748 г. М.В. Ломоносов выдвинул принцип сохранения вещества и движения. Новое слово сказал он в геологии и географии, уделял много внимания совершенствованию горного дела, металлургии, конструированию навигационных и других приборов. Ломоносов явился преобразователем русского литературного языка и русского стихосложения. Он был автором первой грамматики русского языка, первого курса риторики на русском языке, исследований по стилистике, истории русского государства.

Большое внимание Ломоносов уделял подготовке молодой научной смены, развитию образования и просвещения в стране. При его активном участии в 1755 г. был основан Московский университет, ныне носящий его имя.

В конце 18- начале 19 века в России появляется сеть университетов и научных обществ, функции академии меняются, и, помимо того, что Петербургская академия наук переименовывается в Императорскую Академию, теперь ее деятельность начинает носить исследовательский характер. Именно поэтому в 1803 году принят новый устав, определивший функции академии как ведущего научного учреждения страны. Академический университет и гимназия прекратили свое существование, и академию теперь составляют физико-математическое и историко-филологическое отделения. Подобная реформа академии

преобразила российскую науку до неузнаваемости! Благодаря таким великим ученым-математикам, как Чебышев, Остроградский, Буяковский и, конечно же, Лобачевский, Россия, с тех самых пор, стала одним из мировых лидеров в области математики! Также, именно в тот период, в российской науке происходит множество значимых открытий в аэродинамики, астрономии, химии, биологии, и многих других областях, которые просто сложно перечесть!

Все названные реформы способствовали укреплению роли Академии наук как мощнейшего канала социальной мобильности, силы, преодолевающей преграды сословных, должностных, финансовых и прочих привилегий. Это стало возможным только потому, что с первых дней своего существования Академия являлась государственным учреждением, и только благодаря государству она развивалась. Устав Императорской Санкт-Петербургской академии наук, утвержденный 8 января 1836 года Николаем I, оказался самым долговечным нормативным документом за всю 300-летнюю историю Академии. С незначительными изменениями, внесенными после Февральской революции 1917 года, он продолжал действовать вплоть до 1927 года и не утратил силу даже в то время, когда Академия наук перестала быть Императорской Санкт-Петербургской.

После Октябрьской революции была определена цель развития науки – формирование научного потенциала страны, и эта цель была достигнута, несмотря на массовые репрессии, жесткий контроль со стороны власти, национальные проблемы в целом. Нельзя недооценивать вклад

советских ученых в развитие мировой науки.

Именно в 1917-1941 годах была заложена основа для дальнейшего усиления обороноспособности СССР во время Великой Отечественной войны. За этот период было налажено массовое производство военной техники и стратегически важных материалов. Кроме того, была создана мощная научная база, которая позволила совершить важнейшие научные

открытия в последующие годы. Большие успехи были достигнуты учеными в области физики, механики, химии, биологии и других. Эти успехи, к сожалению, сопровождались огромными жертвами, вызванными репрессиями, намеренным замалчиванием тех или иных открытий.

К 1941 году Академия насчитывала уже 8 тематических отделений по всем основным направлениям научного поиска: физико-математическому, химическому, геолого-географическому, биологическому, техническому, истории и философии, экономики и права, литературы и языка. Были образованы филиалы, которые позже преобразованы в республиканские академии наук; несколько научных баз, 47 институтов, 76 лабораторий, станций, обсерваторий. Кадровый состав Академии увеличился до 305 человек: 123 академика и 182 члена-корреспондента АН СССР.

В целом в учреждениях Академии трудились 4700 научных и научно-технических сотрудников.

В августе – сентябре 1941 года руководство Академии при участии Государственного комитета обороны разработало комплексный план работы АН в условиях войны, который включал в себя

245 приоритетных тем, связанных с разработкой для армии, авиации, флота новых вооружений. И многие, многие ученые сделали свой вклад в Победу: каждый на своем месте, в своей области делал все, что мог, чтобы спасти жизни солдат и мирных людей, сохранить военную технику, усовершенствовать вооружение и его производство и так далее.

Зинаида Ермольева – ее называли  Мисс Пенициллин, сначала она разработала фаговую терапию холеры  и  не допустила эпидемии во время Сталинградской битвы, а затем нашла отечественный вариант грибка, производящего пенициллин – крустодин, который при сравнении с английским вариантом оказался лучше.

Игорь Курчатов вместе с будущим президентом АН СССР Анатолием Александровым уже в 1941 году отправились в Севастополь, для того чтобы научиться размагничивать корабли Черноморского флота для противоминной защиты. Позже под руководством Курчатова была создана более эффективная танковая броня, а затем он же разработал более качественную схему размещения топливных баков на боевых самолетах, производившихся в Казани. Всем известны его работы по созданию атомного оружия.

Первооткрыватель сверхтекучести гелия и будущий нобелевский лауреат Петр Капица изобрел турбодетандер для получения жидкого кислорода, необходимого для производства взрывчатки.

Математик Мстислав Келдыш (тоже будущий президент АН СССР) сумел

разобраться с двумя явлениями, влияющими на безопасность самолетов,

– флаттером (резонансные вибрации при полете, разрушающие самолет) и шимми – самовозбуждающимся колебанием передней стойки шасси. Келдыш построил теорию этих явлений и дал советы, как избежать их.

Огромна роль Академии в развитии страны и в послевоенный период: борьба за генетику, теоретическую физику, бурное развитие атомного и космического проектов, которые вывели нашу страну на передовые рубежи, превратили ее в научную сверхдержаву.

Новый этап в жизни Академии наступил в начале 1990-х годов после распада СССР, вызвавшего тяжелейший экономический и политический кризис. Была развязана грязная кампания по дискредитации Академии наук, звучали призывы к ее ликвидации как последнего «оплота коммунизма».

Но Академия снова выстояла. Большое значение имел Указ Президента РФ от 21 ноября 1991 года № 228 «Об организации Российской академии наук». Была восстановлена Российская академия наук как высшее научное учреждение России. РАН стала общероссийской самоуправляемой организацией, действующей на основании законодательства РСФСР и собственного устава. После февраля 2022 года ситуация начала кардинально меняться. Если раньше страна жила в некоем «глобальном супермаркете», в котором можно было купить новые технологии и передовые продукты за рубежом, не вкладывая силы и средства в развитие собственной науки, то сейчас остро встал вопрос суверенного научного развития России.

Названия, которые носила академия за всю историю своего существования:

1724 – Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге;

1747 – Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге;

1803 – Императорская академия наук (ИАН);

1836 – Императорская Санкт-Петербургская академия наук;

1917 – Российская академия наук (РАН);

С 25 июля 1925 года – Академия наук СССР (АН СССР);

С 21 ноября 1991 года – Российская академия наук (РАН).

Академия наук — уникальная научная структура, считать этот институт немодным или ненужным могут только люди, не знакомые с историей науки и историей России. Пожалуй, наша Академия в начале века была одним из родоначальников самой идеи научно-исследовательских институтов.

В послевоенное время по образу и подобию АН СССР были созданы академии наук практически во всех социалистических странах, большинство из которых действует и сейчас, а некоторые, такие как Китайская, Польская и Венгерская академии, весьма сильны и влиятельны. Академии наук, первоначально созданные во всех бывших союзных республиках как филиалы АН СССР, существуют и сейчас.

Выдающимися достижениями советского периода в истории Российской академии наук стали: развитие современной математики и ее приложений; важнейшие результаты были получены в области механики; широкое признание получили достижения Академии в области астрономии и астрофизики. Фундаментальные результаты и исследования в области физики связаны с именами: Игоря Тамма, Андрея Сахарова, Игоря Курчатова, Петра Капицы, Льва Ландау и многих других.  Создано новое направление в химии — химия элементоорганических соединений, которую А. Н. Несмеянов называл «третьим континентом химии». Большое развитие получили многие другие направления современной химии и ее приложений. Ученые-химики внесли неоценимый вклад в развитие отечественной промышленности в XX в.

Особенно велика роль Академии в изучении и освоении космического пространства. Запуск в 1957 году первого в мире искусственного спутника Земли и полет Юрия Гагарина стали возможными благодаря работам научных коллективов, возглавляемых Сергеем Королевым, Мстиславом Келдышем, Владимиром Барминым, Алексеем Богомоловым, Валентином Глушко, Виктором Кузнецовым, Николаем Пилюгиным и другими учеными.

За многолетнюю историю в состав Академии входили многие выдающиеся деятели своей эпохи, прежде всего выдающиеся ученые, чей вклад в мировую науку не может быть переоценен. В числе первых членов Академии были математики Николай и Даниил Бернулли, Христиан Гольдбах, физик Георг Бюльфингер, астроном и географ Жозеф Делиль, историк Г.Ф. Миллер. В 1727 г. членом Академии стал Леонард Эйлер. Именно Эйлер воспитал первых российских математиков, ставших членами Академии. Целую эпоху в истории Академии составила деятельность великого ученого-энциклопедиста Михаила Васильевича Ломоносова.

Говоря о следующем историческом этапе, уместно процитировать С.И. Вавилова, считавшего, что «в XVIII в. и в начале XIX в. русская Академия была вообще синонимом русской науки». В те годы почетными членами и членами-корреспондентами стали более 160 иностранных ученых, среди них Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Даламбер, К. Линней, Б. Франклин и другие. В 1841 г. в Академию наук влилась часть членов упраздненной Российской академии, составив Отделение русского языка и словесности. Об  авторитете Академии свидетельствует и тот факт, что среди ее иностранных членов есть имена блистательных писателей и ученых XIX в. Это выдающиеся личности А.М. Ампера, Ж.-Л. Гей-Люссака, Т.Г. Гексли, У. Гершеля, И.В. Гёте, А. фон Гумбольдта, Ч.Р. Дарвина, Ж. Кювье, Ч. Лайеля, И.Ю. Либиха, Т.Р. Мальтуса, О.-Л. Коши, Ж.-Б.-Ж. Фурье. В 1818 г. Почетным членом Академии был избран Н.М. Карамзин.

Можно долго продолжать перечислять блистательных ученых, не забывая и ныне здравствующих членов РАН. Почти 300-летняя история Российской академии наук от ее основателя Петра Великого до наших дней — не только летопись выдающих исследований и открытий, но и череда взлетов и трагедий, успехов и провалов.

Каково состояние российской науки сегодня? Какие открытия делают ученые?

РАН сегодня – это ведущий центр координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук.

Занимаясь наукой в школе, посещая дополнительные программы и участвуя в мероприятиях, каждый из вас абсолютно точно сможет проявить себя в создании новых продуктов, интересных исследованиях и научной деятельности.

«Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по которым наука пойдет дальше».

Эта цитата эта принадлежит Сергею Ивановичу Вавилову, основателю научной школы физической оптики. С его именем связано становление советской физики. Признанный ученый, яркий организатор, историк и популяризатор науки, общественный деятель, а также младший брат советского ученого-генетика Николая Вавилова. Как правильно заметил Сергей Иванович, «Процесс научного познания бесконечен – каждый раз, достигнув очередной вершины, мы видим новые пути развития. Сотни тысяч ученых, инженеров, проектировщиков работают сейчас в нашей стране и каждый день «открывают новые дороги».

Вы тоже можете пойти дальше предела и попробовать новый путь – путь знакомства с наукой и технологиями. Не бойтесь пробовать новое.

300-летие Российской академии наук — прекрасный повод с благодарностью вспомнить яркие достижения ее членов. Пусть эти открытия станут источником вдохновения для новых поколений отечественных исследователей и на церемониях вручения Нобелевской премии еще не раз прозвучат имена тех, кто трудится под эгидой главной научной организации нашей страны.

Рекомендательный список литературы «Наука России» :

Гуртов В. К., Наука России — основа для возрождения страны. // Инновации. — 2015. — № 10. — С. 3-7. : рис. — (Инновационная Россия. Проблемы и опыт)

Колчинский Э. И., Академия наук и русские революции 1917 года. // Вестник Российской академии наук. — 2017. — Т. 87, № 2. — С. 166-176. : фот. — (Былое)

Ляшко Т. В., Траекторию развития задает Малая академия наук «Интеллект будущего». // Дополнительное образование и воспитание. — 2022. — № 1. — С. 20-22. : фот. — (Педагогический Олимп)

Николаевская Т., Великие женщины — ученые России. // Инженер. — 2023. — № 3. — С. 30-31. (Коротко о разном)

Печерская А. Н. Михаил Ломоносов: [биография великого человека: 6+]. Москва, 2015 (Будь как я)

Прашкевич Самые знаменитые ученые России. Москва, 2000 (Самые знаменитые)

Самин Д.К. Сто великих ученых. М., 2000 (100 великих людей, мыслителей, ученых)

Саркисов А. А., Российская академия наук: какой ей быть?. // Вестник Российской академии наук. — 2012. — Т. 82, № 12. — С. 1108-1118.

Ученые, изменившие мир: от Гиппократа до Бернерса-Ли: [88 великих ученых в истории]. Москва, 2011 (Они изменили мир)

Фигуровский Н. А. Дмитрий Иванович Менделеев: 1834-1907. Москва, 1983 (Академия наук СССР)

Черешнев В. А., Академия наук: взгляд из глубин истории. интервью. // В мире науки. — 2014. — № 10. — С. 30-35. : 2 ил., 2 фот. — (История науки)

Шубинский В. И. Ученые собратья: рассказы из жизни профессора и советника Михайлы Васильевича Ломоносова и его по Российской Императорской Академии Наук товарищей. Санкт-Петербург. ДЕТГИЗ, 2011 (Серия «Великая Россия»)

Дополнительную информацию можно найти в НЭБ (Национальная электронная библиотека):

ВИКТОРИНА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!