Уважаемые читатели!
24 января 2021 года исполняется 245 лет со дня рождения немецкого писателя-романтика, дирижера и композитора, художника и юриста Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Он является ярким представителем немецкого романтизма. Разносторонне одаренный, Гофман известен и как музыкант, и как художник, и, конечно же, как литератор. За свою биографию ему удалось создать множество гениальных произведений в области литературы и музыки.
Произведения Гофмана, в большинстве своем непонятые современниками, после его смерти вдохновляли таких великих писателей, как Бальзак, По, Кафка, Достоевский, и многих других.
Публичный центр правовой информации сегодня приглашает вас на Час классики «Здесь оживают сказочные сны».
В биографии Гофмана много драматических моментов, о которых мы сегодня вам расскажем.
ЗАГАДОЧНЫЙ И МНОГОЛИКИЙ Э. Т. А. ГОФМАН
Эрнст Теодор Амадей Гофман – в этом имени есть что-то магическое. Впрочем, на самом деле Гофман был волшебник.
Да-да, не просто сказочник, как братья Гримм или Перро, а самый настоящий волшебник.
Судите сами, ведь только истинный маг может творить чудеса и сказки… из ничего. Из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся рожей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше.
Правда, Гофман не носил чёрной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.
Из-под пера немецкого писателя Эрнста Гофмана выходили претенциозные новеллы и романы, поражающие готическими образами. Его Крошка Цахес уродлив и груб, но обладает незаурядным талантом, а несчастный Щелкунчик вынужден до скончания века дробить зубами орехи. При ужасающей канве повествования Гофман умел создавать красивые, чувственные сказки…
История жизни Гофмана — это история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы полны его произведения.
Детство Гофмана
Эрнст Теодор Вильгельм Гофман появился на свет 24 января 1776 года в Кёнигсберге, Восточная Пруссия (сейчас – Калининград, Россия). В семье мальчик стал последним из трех детей. Кенигсберг был многонациональным городом, где жили немцы, поляки, русские, литовцы… В жилах писателя, помимо немецкой, текла польская и венгерская кровь.
При крещении мальчика назвали Эрнстом Теодором Вильгельмом, но позже, в 1805-м, он сменил имя Вильгельм на Амадей – в честь своего музыкального кумира Вольфганга Амадея Моцарта. —
Его отец Кристоф Людвиг Гофман служил адвокатом при прусском верховном суде. По воспоминаниям, это был необыкновенно способный, не чуждый музам человек, но при этом, увы, горький пьяница. Он был женат на своей кузине Альбертине Дерфер, фанатично набожной и несколько истеричной женщине. Явно тяготясь пуританскими добродетелями жены, через несколько лет после рождения сына он оставил семью и забрав сына Иоанна Людвига, уехал в Инстербург (ныне – Черняховск, город в Калининградской области), а мать с Эрнстом остались в Кёнигсберге. Средний сын умер в младенчестве.
После развода родителей трехлетний Эрнст воспитывался в доме своей бабушки по матери. Мать была все время больна, и душевные муки совсем отвратили ее от мира сего, поэтому, в воспитании сына участия совсем не принимала. Получилось, что Гофман рос почти сиротой.
Большое влияние на становление мировоззрения мальчика, которое отчетливо проявляется в дальнейших вехах биографии и творчества Гофмана, оказал его дядя. Как и отец Эрнста, он был юристом по профессии, человеком талантливым и умным, склонным к мистицизму, однако, по мнению самого Эрнста, ограниченным и чрезмерно педантичным. Несмотря на сложные отношения, именно дядя помог Гофману раскрыть свои музыкальные и художественные таланты, способствовал его образованию в этих областях искусства.
В 1781-1792 годах мальчик обучался в лютеранской школе Burgschule. Он самостоятельно изучал творчество Шиллера, Гете, Свифта, Стерна, Руссо и Жана Поля.
Около 1787 года Эрнст подружился с Теодором Готлибом фон Гиппелем, в будущем политическим деятелем, который познакомил его с творчеством Иммануила Канта.
В 1790-х годах писатель много переезжал: сначала в Глогув, затем в Дрезден, где Гофмана поразили картины Рафаэля и Корреджо, потом – в Берлин.
Юношеские годы: обучение в университете
По семейной традиции, Гофман поступил в Кёнигсбергский университет на отделение правоведения в 1792 году. Однако приверженность семейному делу сыграла с ним злую шутку. Блестяще окончив Кёнигсбергский университет, молодой человек покинул родной город и несколько лет служил судейским чиновником в Глогау, Познани, Плоцке, Варшаве.
Однако, как и многие талантливые люди, Гофман постоянно ощущал неудовлетворенность тихой мещанской жизнью, пытаясь вырваться из затягивающей рутины и начать зарабатывать на жизнь музыкой и рисованием.
Во время обучения в университете Эрнст Гофман зарабатывал на жизнь уроками музыки.
Его ученицей стала Дора (Кора) Хатт — очаровательная 25-летняя женщина, мать пятерых детей, жена виноторговца, человека, вдвое старше ее, вполне земного в своих устремлениях, далекого от всего, что не касалось его занятий.
Гофман видит в ней родственную душу, понимающую его стремление сбежать от серых монотонных будней.
Любовь к Доре Хатт была долгой, трепетной и трагичной для Гофмана. Только в прекрасном мире парения духа они ощущали себя свободными: Дора — от оков супружеской жизни, Гофман — от серых будней земного мира, в который он входил трудно и болезненно.
После нескольких лет отношений по городу поползли сплетни, а после рождения шестого ребенка Доры родственники Эрнста решают отослать его из Кёнигсберга в Глогау, где жил еще один его дядя.
Периодически он возвращается, чтобы повидаться с возлюбленной. Последняя их встреча состоялась в 1797 году, после чего их пути навсегда разошлись – Гофман, с одобрения родственников, заключил помолвку со своей кузиной из Глогау, а Дора Хатт, разведясь с мужем, снова выходит замуж, на этот раз за школьного учителя.
Гофман — музыкант, писатель, юрист
В 1795 году Гофман окончил Кенигсбергский университет. После недолгой практики в суде города Глогау (Глогув) Гофман в Берлине успешно сдал экзамен на чин асессора и получил назначение в Познань.
Здесь молодой человек знакомится со своей будущей женой – Михаэлиной Рорер-Тжчиньской.
Мария Михалина Текла Рорер-Тшциньская, Рорер (Maria Thekla Michalina Rorer-Trzynska) (1780 – 1859) – дворянка, дочь позненского писаря, милая темноволосая голубоглазая девушка, будущая супруга и верная спутница Гофмана до самой смерти. Ее отец, служивший в городской управе, после утверждения прусской администрации и начавшейся германизации был вынужден изменить фамилию путем ее перевода на немецкий язык и начал именоваться Рорер (“тшцина” по-польски значит “тростник”, по-немецки “pop”), но все же был вскоре уволен из-за плохого знания немецкого языка.
В 1802 г. Гофман разрывает помолвку с кузиной, Минной Дерфер, и, приняв католичество, женится на Михаэлине. Интересен факт, что ради будущей супруги он принял католичество.
О своем решении писатель впоследствии не жалел никогда. Эта женщина, которую он ласково называет Мишей, до конца жизни во всем поддерживала Гофмана, была его надежным жизненным партнером в трудные времена, каких в их жизни было немало. Можно сказать, она стала его тихой гаванью, которая была так необходима истерзанной душе талантливого человека.
Спустя 4 года их уединенную личную жизнь нарушило рождение дочери Цецилии. Имя выбрано не случайно: новорожденную называют в честь Мудрой Цецилии, принявшей в 230 году мученическую смерть и ставшей в XIV веке святой покровительницей музыки.
Жизнь девочки оказалась короткой – ребенок умер в возрасте 2 лет.
В 1802 году после скандала, вызванного его карикатурой на представителя высшего сословия, Гофман был переведен в польский городок Плоцк, в 1793 году отошедший к Пруссии.
17 октября 1803 в дневнике он пишет примерно следующее:
«О, боль, я все больше становлюсь государственным советником! Кто мог подумать об этом года три назад! Муза убегает, сквозь архивную пыль будущее выглядит темным и хмурым… Где же мои намерения, где мои прекрасные планы на искусство?»
В 1810 году, будучи женатым мужчиной, влюбился в юную ученицу Джулию Марк.
Юлия Марк (Юлиана, Julia Mark, Juliana Marc) (1796–1864) – старшая дочь консула, хороша собой и имеет прекрасный голос.
Начиная с 1809 года, Гофман постоянно бывает в доме Марков. Его восхищает голос Юлии, он считает девочку своей музой и испытывает к ней что-то вроде нежной привязанности.
Между тем Юлия Марк расцветает у него на глазах и в конце 1810 года тихая влюбленность перерастает в бушующую страсть.
Чувства Гофмана были настолько очевидны, что родители поспешили выдать дочь замуж, и от горя писатель едва не свел счеты с жизнью.
В декабре 1812 Юлия сочеталась браком с Грепелем. Несчастная любовь и закрытие театра подталкивают Гофмана к отъезду. Ему предложено место капельмейстера в Дрездене и в 1813 он навсегда покидает Бамеберг, назвав этот город «самый злой из всех времен».
Неудавшемуся роману посвящена новелла «Дон Жуан» (1813).
В 1816 году Гофман вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил до конца жизни.
Болезнь и смерть писателя
В 1818 г. самочувствие великого немецкого сказочника Гофмана, биография которого изобилует взлетами и падениями, начинает ухудшаться.
Дневная работа в суде, требующая значительного умственного напряжения, за которой следовали вечерние встречи с единомышленниками в винном погребке и ночные бдения, во время которых Гофман стремился записать все пришедшие в голову днем мысли, все фантазии, порожденные разгоряченным винными парами мозгом – такой образ жизни значительно подорвал здоровье писателя.
С 1818 года у писателя развивалась болезнь спинного мозга, которая в течение нескольких лет привела к параличу.
В это же время осложняются отношения литератора с властями. В своих поздних произведениях Эрнст Гофман высмеивает полицейский произвол, шпионов и доносчиков, деятельность которых так поощрялась прусским правительством.
Одновременно с подступающей смертью Гофман боролся с судебной несправедливостью. В романе «Повелитель блох» (1822) писатель имел неосторожность воссоздать карикатуру на комиссара Кампца.
Советник Гофман, как член апелляционного суда заступился за несправедливо обвинённого человека, вызвав гнев полицей-директора фон Камптца. Мало того, дерзкий писатель изобразил этого достойного деятеля прусского государства в повести «Повелитель блох» (1822) под видом тайного советника Кнаррпанти, который сначала арестовывал преступника, а потом подбирал ему подходящее преступление.
Когда того сделали председателем комиссии политического инакомыслия, учрежденной королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III, он решил отомстить Гофману, то есть арестовать его. Король поручил выписать автору выговор, а «Повелителя блох» подвергнуть цензуре.
В январе 1822 г. состояние здоровья писателя резко ухудшается. Болезнь достигает кризиса. У Гофмана развивается паралич. За день до кончины паралич достиг шеи композитора.
В одном из последних рассказов — «Угловое окно» — в лице кузена, «лишившегося употребления ног» и способного только наблюдать жизнь в окно, Гофман описал самого себя.
Через несколько дней полиция конфискует рукопись его повести «Повелитель блох», в которой прототипом одного из персонажей как раз является Кампц. Писателя обвиняют в разглашении судебной тайны.
Благодаря заступничеству друзей, судебное разбирательство удалось отложить на несколько месяцев, и 23 марта, уже прикованный к постели Гофман, диктует речь в защиту самого себя. Расследование было прекращено при условиях правки повести в соответствии с требованиями цензуры. «Повелитель блох» выходит этой же весной.
Паралич писателя быстро прогрессирует и 24 июня достигает шеи. Умер Э.Т.А. Гофман в Берлине 25 июня 1822 г. в возрасте 46 лет, не оставив в наследство жене ничего, кроме долгов и рукописей.
Через несколько дней кредиторы распродали с торгов вещи писателя: мебель, платье, шитый мундир советника, гитару, скрипки, золотые часы, книги, гравюры Калло.
Могила Гофмана находится на Иерусалимском кладбище Берлина.
На надгробии указано имя писателя при рождении и его регалии:
«Советник суда, превосходный в своем красноречии, поэт, музыкант, художник, преданный своим друзьям».
В немецком городе Бамберг, в доме, где на втором этаже жили Гофман с супругой, открыт музей писателя. В Бамберге установлен памятник писателю, держащему на руках кота Мурра.
В 1823 Гитциг напишет прекрасную биографию о своем друге (Aus Hoffmann’s Leben and Nachlass), а газета «Der Zuschauer» напечатает его «Угловое окно». Через несколько лет будут опубликованы «Последние рассказы», а уже намного позже, в 1847, Михалина подарила прусскому королю партитуры Гофмана, состоящие из 19-ти оригиналов его музыкальных произведений, в том числе «Ундины». Он передал их в Королевскую библиотеку, где они и хранятся отныне.
Музыкальное творчество Гофмана
В 1804 году Гофман переехал в Варшаву, где весь свой досуг посвящал музыке, в театре были постановлены несколько его музыкально-сценических произведений. Стараниями Гофмана было организовано филармоническое общество и симфонический оркестр.
Годы, проведенные Гофманом в старинном баварском городе Бамберге (1808 — 1813), — это период расцвета его музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности.
В 1808-1813 годах он занимал пост капельмейстера в театре города Бамберг (Бавария).
В этот же период он подрабатывал уроками пения для дочерей местной знати. Здесь же он написал оперы «Аврора» и «Дуэттини», которую посвятил ученице Юлии Марк. Помимо опер Гофман был автором симфоний, хоров, камерных сочинений.
Также Гофман проявил себя как музыкальный критик, причем интересовали его как современники, в частности, Бетховен, так и композиторы прошлых веков. Как было сказано выше, Гофман глубоко почитал творчество Моцарта. Подписывал свои статьи он также псевдонимом: «Иоганн Крейслер, капельмейстер». В честь одного из своих литературных героев.
Первые его статьи были помещены на страницах «Всеобщей музыкальной газеты», сотрудником которой он был с 1809 года. Гофман представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого.
Он явился одним из основоположников романтической эстетики, представлял музыку как «неведомое царство», раскрывающее человеку смысл его чувств и страстей.
Среди наиболее известных его произведений – множество сонат для фортепиано (1805–1808 гг.), оперы «Аврора» (1812 г.) и «Ундина» (1816 г.), балет «Арлекин» (1808 г.).
Ярким выражением музыкально-эстетических взглядов Гофмана стали его новеллы «Кавалер Глюк» (1809), «Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера» (1810), «Дон Жуан» (1813), диалог «Поэт и композитор» (1813). Рассказы Гофмана позднее были объединены в сборнике «Фантазии в духе Калло» (1814-1815).
В 1816 году была поставлена самая известная опера Гофмана «Ундина», но пожар, уничтоживший все декорации, положил конец ее большому успеху.
Литературное наследие писателя
За свою жизнь Гофман сочинил десятки сказок, повестей и романов. По его произведениям снято немало мультипликационных и художественных фильмов. Кроме этого во всем мире ставятся спектакли по пьесам драматурга.
Литературный прорыв Гофмана случился в 1809 году с публикацией дебютной новеллы «Кавалер Глюк». Согласно сюжету мужчина якобы встречает почившего мир живых композитора Кристофа Виллибальда Глюка. Это произведение – дань термину Жана Поля «доппельгангер», в литературе эпохи романтизма означающего «темную» личность человека.
После этого он написал еще немало новелл, которые были позже объединены в сборник «Фантазии в манере Калло». Книжка имела успех, и автор сразу стал знаменитым.
«Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям».
Период 1814–1822 гг., отмеченный возвращением писателя к юриспруденции, известен как время его расцвета в качестве писателя.
Творец-мечтатель Гофман, обреченный на заурядную канцелярскую службу, то и дело сбегает в мир своих фантазий, где царит волшебство, дух романтизма и необыкновенная любовь.
С момента выпуска «Кавалера Глюка» в творчестве Гофмана наступили золотые времена. В 1814 году вышла повесть «Золотой горшок», завершилось сочинение оперы «Ундина».
Тогда же автор начал писать роман «Эликсир сатаны» (1815), которого про себя называл «эликсир жизни» — он надеялся, что успех романа принесет прибыль. Надежды обернулись явью.
В 1816 г. Гофман получил в Берлине место советника юстиции, обеспечивающее твёрдый доход и позволяющее посвящать время искусству. В литературном творчестве он проявил себя как классический романтик.
«Щелкунчик и Мышиный король» (1816), задуманный как сказка для детей друга, стал культовым произведением. Доказательство – балет Петра Чайковского, многочисленные экранизации и мультипликации.
Сказка повествует об игрушечном человечке, который умеет только разгрызать твердые орехи. Однажды девочка Мари, которой подарили Щелкунчика, наблюдает картину боя человечка против Мышиного короля. Оказывается, что Щелкунчик – юноша, заколдованный королевой Мышильдой. Чтобы вернуть прежний облик, ему нужно побороть короля и найти свою прекрасную даму.
История про Щелкунчика подходит для чтения детям, в отличие от других внушающих ужас произведений Гофмана. Например, в сборнике «Ночные этюды» собраны злобные мистические поверья: «Песочный человек», «Майорат», «Церковь иезуитов в Г.».
В 1819 году «рождается» уродливый и циничный «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер».
После заклинания доброй феи окружающие перестают замечать внешнее несовершенство карлика Цахеса. Напротив – его злобные идеи кажутся блестящими, сальные шутки – верхом остроумия. Прежним Цахеса видят студент Бальтазар и другие люди творчества.
Бальтазар влюблен в Кандиду, дочь ученого. Уродец, понимая желания молодого человека, очаровывает ничего не подозревающую девушку. Чтобы не допустить роковой ошибки, Бальтазар вступает в борьбу с Цахесом.
В том же 1819 году на свет появился первый том «Житейских воззрений Кота Мурра».
?
Повествование ведется от лица животного, которое проживает при дворе капельмейстера Иоганнеса Крейслера. Периодически в рассказ вплетаются отрывки, не имеющие ничего общего с содержанием. Оказывается, что кот в порыве творческих мук вырывал страницы из жизнеописаний своего хозяина – гениального композитора.
Образы главных героев автобиографичны: Крейслер – это сам Гофман, а Мурр – котенок писателя, которому посвящен роман. Животное скончалось от болезни под финал второго тома. В заключении книги сказано:
«Разумного, высокопросвещенного, философического и поэтического кота Мурра посреди его блистательного жизненного поприща настигла неумолимая смерть».
Второй том издан в 1821 году.
Роман Гофмана «Повелитель блох» (1822) привел к конфликту с прусским правительством, компрометирующие части романа были изъяты и опубликованы только в 1906 году.
Художественное слово стало для писателя основным средством выражения внутреннего «я», единственным путем олицетворения своего отношения к внешнему миру и его обитателям.
Основную тему произведений Гофмана — взаимоотношения искусства и жизни, художника и обывателя — подсказало писателю само его существование.
В новеллах, повестях «Золотой горшок» (1814 г.), «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819 г.), романе «Эликсир дьявола» (1816 г.) мир представлен словно видимый в двух планах: реальном и фантастическом, причём фантастический постоянно вторгается в реальный (феи пьют кофе, колдуньи торгуют пирожками и т. п.). Писателя влекла область таинственного, запредельного: бред, галлюцинации, безотчётный страх — его излюбленные мотивы.
Неординарная фантазия, рассказанная строгим и понятным слогом, приносит Гофману литературную славу. Своих парадоксальных героев автор помещает в не примечательную бытовую обстановку, такой контраст создает непередаваемую атмосферу гофмановским сказкам.
Сказки и новеллы Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни. В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман.
Произведения Гофмана оказали влияние на немецких композиторов Карла Марию фон Вебера, Роберта Шумана, Рихарда Вагнера.
Поэтические образы Гофмана получили воплощение в творчестве композиторов Шумана («Крейслериана»), Вагнера («Летучий голландец»), Чайковского («Щелкунчик»), Адольфа Адана («Жизель»), Лео Делиба («Коппелия»), Ферруччо Бузони («Выбор невесты»), Пауля Хиндемита («Кардильяк») и др.
Сюжетами для опер послужили произведения Гофмана «Мастер Мартин и его подмастерья», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Принцесса Брамбилла» и др. Гофман – герой опер Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана».
П. И. Чайковский создал в 1892 г. балет по его сказке «Щелкунчик».
В России творчество Гофмана стало набирать популярность с 30-х годов XIX века, чему немало посодействовал Белинский, который очень высоко ценил немецкого писателя:
«Гофман — великое имя. Я никак не понимаю, отчего доселе Европа не ставит Гофмана рядом с Шекспиром и Гёте: это — писатели одинаковой силы и одного разряда».
Тогда же появилось литературное общество, которое называло свои собрания «серапионовскими вечерами» (под впечатлением от романа «Серапионовы братья»; «Гофман у нас был тогда в большом ходу», — свидетельствует Иван Панаев в «Воспоминаниях»).
Литературная суббота #15 — Великий немецкий романтик Эрнст Теодор Гофман
Лекция посвящена жизни и творчеству гениального музыканта, художника и литератора, великого немецкого романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана. О борьбе светлых и темных сил не только в произведениях Гофмана, но и его судьбе, о том, что помогало ему выдержать самые сложные испытания. Его автопортреты в карикатурах и литературных произведениях.
История жизни Гофмана — это история непрестанной борьбы за обретение себя в искусстве, за свое достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы полны его произведения.
10 интересных фактов из жизни Гофмана
- Настоящее имя Гофмана – Эрнст Теодор Вильгельм. Но впоследствии, став большим поклонником музыки Моцарта, он изменил одно из своих имён на Амадея.
- Таланты юного Эрнста признали еще в протестантской школе, куда он был отдан в обучение. Мальчик не только блестяще учился, но и хорошо играл на музыкальных инструментах – к двенадцати годам он свободно играл на гитаре, органе, скрипке и даже арфе.
- В юности Гофман любил отчаянные проделки. Например, когда однажды он влюбился в воспитанницу женского пансиона, располагавшегося по соседству, они с приятелем попытались прорыть туда подземный ход, а когда попытка была пресечена – соорудили настоящий воздушный шар, который, правда, взорвался над двором пансиона (видимо, распугав всех воспитанниц).
- Гофман прекрасно рисовал. В 1796‑м году, живя в городе Глогау (ныне Глогув) он помог своему знакомому художнику Алоису Молинари расписать местную иезуитскую церковь. Некоторые залы Варшавского «Музыкального собрания», одним из учредителей которого был Гофман, были украшены его росписями.
- В 1799 году Гофман дебютировал в амплуа композитора, написав несколько коротких опер, которые были с успехом поставлены на сцене театра города Познань, где он в то время жил. Среди других музыкальных сочинений Гофмана – симфония и соната для фортепиано, которые он написал в Варшаве. Гофман дирижировал на премьерах, а иногда даже исполнял некоторые вокальные партии – у него был хороший тенор.
- Первый рассказ Гофмана, «Кавалер Глюк», был опубликован в 1809 году. Авторской подписи под ним не стояло, так как Гофман не хотел отвлекать внимание публики от своей более успешной музыкальной деятельности.
- В 1814 писатель поселился в Берлине и продолжил работу на ненавистной ему государственной службе. Свои мрачные мысли он регулярно «запивал» в одном местном винном погребке. Но его репутация по-прежнему была на высоте: гостям города этот погребок и его завсегдатая рекомендовали как местную достопримечательность.
- У Гофмана действительно жил очень любимый им кот Мурр. Писатель утверждал, что пушистый друг не только спит на его рукописях, но и любит лазить за ними в ящик его стола, чтобы читать вслух. Кот вполне имел возможность прочитать вслух первый том сатирического романа Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра», вышедший в 1819 году, однако до выхода второго тома (1821 г.) он уже не дожил.
- Первый русский перевод повести Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.) имел название «Сказка о Щелкуне» (1834 г). Второй перевод назывался «Кукла г‑н Щелкушка» (1835 г). Но настоящую всероссийскую (и всемирную!) известность эта повесть получила во многом благодаря балету Петра Ильича Чайковского. Идея балета была предложена Чайковскому хореографом Мариусом Петипа, который в качестве основы для своего либретто взял не саму повесть Гофмана, а ее несколько «смягченное» переложение, выполненное Александром Дюма-отцом в 1844 г.
- При жизни писателя немецкие критики не очень жаловали его книги – им не нравился сарказм, присущий многим произведениям Гофмана. Зато за пределами Германии, в Европе и Америке у него было много поклонников. Очень любили Гофмана и в России – его книгами зачитывались Жуковский и Пушкин, мотивы его творчества использовали в своих произведениях Погорельский и Лермонтов, а Достоевский прочел все сочинения Гофмана в оригинале.
Аудиокниги:
Гофман Эрнст Теодор Амадей «Золотой горшок» (читает А.Линьков) https://www.youtube.com/watch?v=CcxBVOLTHak
Гофман Эрнст Теодор Амадей «История о пропавшем отражении» https://www.youtube.com/watch?v=80H6sFQhHWo
Гофман Эрнст Теодор Амадей «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер». Сказка https://www.youtube.com/watch?v=XgMCvBAQtHQ
Гофман Эрнст Теодор Амадей «Неизвестное дитя» https://www.youtube.com/watch?v=Gu15JvW55Jc
Гофман Эрнст Теодор Амадей «Песочный человек» https://www.youtube.com/watch?v=mEpL0u4j74A
Гофман Эрнст Теодор Амадей — Щелкунчик (радиоспектакль на музыку Чайковского) https://www.youtube.com/watch?v=Wmll4lZY-N8
Мультфильмы
Мультфильм «Гофманиада» смотреть онлайн https://www.ivi.ru/watch/172251?yclid=61547161213237392&utm
Завораживающий кукольный фильм «Гофманиада» стал одним из самых масштабных проектов «Союзмультфильма», работа над которым велась почти 15 лет.
Более ста оживших кукол, сделанных вручную по эскизам художника Михаила Шемякина, воплощают образы из сказок великого писателя-романтика Э. Т. А. Гофмана.
В основу мультфильма легла история жизни и творчества немецкого гения рубежа XVIII-XIX веков.
Молодой Эрнст Гофман коротает дни в ненавистной канцелярии, зато в свободное время он путешествует по миру искусства и волшебства. Перед ним открывается другая реальность, где живут герои сказок «Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек», «Крошка Цахес», «Золотой горшок». Скромный клерк превращается в романтического юношу Ансельма, который ищет и находит чудеса, приключения и чистую любовь.
Фильмы
«Орех Кракатук» Мюзикл https://www.youtube.com/watch?v=N7dOq_j013M&list=PLnwrsb_xxSKUxjd2_CFBGvR05k-1gVfgv&index=8
Как называют сами авторы – это музыкальный видеофильм, а попросту мюзикл по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Копилка цитат Эрнста Теодора Амадея Гофмана
ГОФМАН Александр Кушнер
Одну минуточку, я что хотел спросить:
Легко ли Гофману три имени носить?
О, горевать и уставать за трех людей
Тому, кто Эрнст, и Теодор, и Амадей.
Эрнст – только винтик, канцелярии юрист,
Он за листом в суде марает новый лист,
Не рисовать, не сочинять ему, не петь –
В бюрократической машине той скрипеть.
Скрипеть, потеть, смягчать кому то приговор.
Куда удачливее Эрнста Теодор.
Придя домой, превозмогая боль в плече,
Он пишет повести ночами при свече.
Он пишет повести, а сердцу все грустней.
Тогда приходит к Теодору Амадей,
Гость удивительный и самый дорогой.
Он, словно Моцарт, машет в воздухе рукой…
На Фридрихштрассе Гофман кофе пьет и ест.
«На Фридрихштрассе»,– говорит тихонько Эрнст.
«Ах нет, направо!» – умоляет Теодор.
«Идем налево,– оба слышат,– и во двор».
Играет флейта еле- еле во дворе,
Как будто школьник водит пальцем в букваре.
«Но все равно она,– вздыхает Амадей,–
Судебных записей милей и повестей».
Статьи из Интернет-ресурсов, посвященные жизни и творчеству Эрнста Теодора Амадея Гофмана:
Биография Эрнста Теодора Амадея Гофмана https://tunnel.ru/post-gofman-ehrnst-teodor-amadejj#
Биография Эрнеста Теодора Амадея Гофмана https://ria.ru/20160124/1362842079.html
Овчаренко Алла. Сказочник Гофман: биография и творчество https://www.syl.ru/article/331499/skazochnik-gofman-biografiya-i-tvorchestvo
Эрнст Гофман https://24smi.org/celebrity/29223-ernst-gofman.html
Эрнст Теодор Амадей Гофман — немецкий писатель-романтик https://litfest.ru/biografii/gofman.html
Дорогие друзья!
Вот и подошел к своему завершению наш виртуальный час классики, посвященный великому немецкому писателю-романтику Эрнсту Теодору Амадею Гофману.
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Фото из открытых источников интернета