Одним из красивейших видов народного творчества является русская лаковая миниатюра. Древнейший центр этого искусства – посёлок Палех Ивановской области.
Уважаемые читатели!
Приглашаем вас на час культуры «Сердцем писан Палех…»
Палехская миниатюра известна на весь мир и существует почти сто лет. Но на самом деле этой художественной традиции несколько веков. Палех стал центром иконописного промысла еще в XVII веке. Палешане занимались не только иконописью, но и монументальной живописью: принимали участие в росписи и реставрации Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
Дореволюционный Палех славился иконами миниатюрной, или, как их называли, мелочной, работы. Это были небольшие молельные иконы, мелкие житийные иконы, композиции с изображением иконостасов. Особенностью этого типа икон было сохранение чистоты и строгости канона, ювелирная тщательность письма, виртуозная иконописная техника, но главное — на небольшой поверхности иконной доски размещалось множество тонко прописанных композиций или образов. Это умение — одна из основ палехского стиля.
Основной доход приносили качественно написанные дорогие иконы по старым подлинникам, служившим руководством по иконописанию, но не мешавшим «свободному художеству». Их писали в сравнительно небольшом количестве. Лучшие мастера подписывали иконы и иногда — подготовительные рисунки к ним. Такая подписная икона особенно ценилась. Имя ставилось, конечно, на тыльной стороне доски. Новое искусство дало возможность художникам подтверждать уникальность своих произведений подписью на лицевой стороне в правом нижнем углу.
В 1917 году иконопись попала под запрет, и палехским художникам пришлось искать новые сферы для творчества. Уже через год мастера занялись росписью по дереву и объединились в Палехскую художественную декоративную артель. Позднее художники открыли для себя папье-маше, которое уже давно применяли в своем творчестве миниатюристы села Федоскино. На этот материал палешане перенесли характерную для иконописи стилистику и технику темперной живописи. В 1924 году несколько палехских мастеров основали Артель древней живописи. Через год палехские шкатулки отправились на Всемирную выставку в Париж.
Изящные работы, выполненные вручную золотой росписью на черном фоне, стали необычайно популярны как в СССР, так и в Европе. С 1934 года на дне шкатулок ставилась золотая подпись «Made in USSR» (после 1992 года – «Made in Russia»), служащая знаком подлинности изделия. Позднее появился и знаменитый товарный знак палехской миниатюры – Жар-птица. А число мастеров с каждым годом росло. В 1954 году были открыты Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.
Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость. Типичные сюжеты для работ позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов, – все в изделиях с палехской миниатюрой восходит к древнерусским традициям, а потому так близко и дорого русскому сердцу.
Но Палех — это не только живописные лаковые миниатюры, это ещё и уникальные иллюстрации палехских художников ко многим сказкам А.С. Пушкина («Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др..).
Выполнение палехской росписи на шкатулке, ларчике, иных изделиях — очень трудозатратный промысел и требует соблюдения определенных последовательных этапов:
1 этап – делают папье-маше из картона и клейстера, прессуют его и просушивают в течение нескольких дней;
2 этап — полуфабрикат пропитывают льняным маслом – для этого его на сутки погружают в чан с горячим маслом, после чего высушивают в печи в течение 2 суток при температуре 100°.
3 этап — из получившихся «болванок» папье-маше вытачивают заготовки для будущих изделий, грунтуют специальным составом из смеси масла, сажи и красной глины и покрывают лаком – 2 – 3 слоя черного лака с внешней стороны и масляным лаком с киноварью с внутренней стороны. Затем наносят еще семь слоев светлого лака, обязательно просушивая в печи каждый слой;
4 этап — изделие становится годным к росписи, – мастер слегка проходится по поверхности изделия пемзой, выводит контуры рисунка карандашом и затем расписывает его тонкой кистью из беличьей шерсти (отдельные рисунки в композиции бывают настолько малы, что приходится использовать увеличительное стекло);
5 этап — расписанное изделие просушивают и закрепляют картинки специальным лаком. После этого мастер приступает к росписи сусальным золотом и серебром и полирует все это. Затем изделие снова покрывается несколькими слоями лака, сушится и полируется до зеркального блеска. Из-за большого количества лаковых слоев палехскую роспись называют еще лаковой миниатюрой.
Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.
Ассортимент расписываемых в Палехе изделий весьма широк — брошки, бочонки, банки, баулы, бисерницы, блокноты, марочницы, ножи для разрезания бумаги, папиросницы, табакерки, портсигары, пудреницы, пластинки, очечники, чайницы, перчаточницы, письменные приборы, пасхальные яйца, шкатулки.
В 1934 году был создан Государственный музей палехского искусства. Его коллекция насчитывает более 15,4 тысячи единиц хранения. В ее состав входят 1,5 тысячи икон XIV-XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI-XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии.
Палехская миниатюра ценна еще и тем, что содействует развитию у нас эстетического вкуса, художественного мышления, приобщает к истокам культурного наследия России.
Написано о Палехе:
Бакушинский А. В. Искусство Палеха. М.–Л., 1935.
Зиновьев Н. М. Искусство Палеха. Л., 1968.
Кривцова Л. А. Индустриальный город в палехской лаковой миниатюре 1920–30-х годов. Проект «Манчестер»: прошлое, настоящее и будущее индустриального города: сборник научных статей. Под ред. М. Ю. Тимофеева. Иваново, 2012.
Кривцова Л. А. Конструирование «народности» советской культуры: пути развития палехской лаковой миниатюры (на материале совещания
Некрасова М. А. Палехская миниатюра. Л., 1978.
Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства. Альбом. М., 1994.
Алюбадель М.Ф., Поляк Е. В. «Русская лаковая миниатюра». Палех, Мстера, Фидоскино, Холуй — СПб. Изд. Яркий город, 2007 г.
Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону. Феникс. 2007. Русская лаковая миниатюра. Палех. Мстёра. Федоскино. Холуй — СПБ: Яркий город, 2007 г.
Интернет-ресурсы:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geo/5165/Федоскино
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7205.php
http://l-i-c.narod.ru/2000_5-6/lack-paint.htm
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!