Час-реквием «Дыша одним дыханьем с Ленинградом»

Уважаемые читатели!

Публичный центр правовой информации подготовил для вас Час-реквием «Дыша одним дыханьем с Ленинградом».

 Посвящается Дню снятия блокады — 27 января 1944года.

 В годы войны лишения испытывала вся страна, но на долю ленинградцев выпали самые страшные испытания. Блокада Ленинграда длилась ровно 872 дня. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Для Гитлера Ленинград был «лакомым куском»- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли.

Ленинград был важным городом для СССР. В городе и его окрестностях в 1941 году проживало почти 3 миллиона человек. В нём были расположены военные заводы, которые производили снаряды, мины, танки, самолёты и др. Из Ленинграда в другие города России шли железные дороги.

Блокада началась 8 сентября 1941 года и была снята 27 января 1944 года.

Захвату Ленинграда нацистское руководство придавало огромное стратегическое и политическое значение. Для решения этой задачи были выделены солидные силы – группа армий «Север», в авангарде которой шла мощная танковая группа. Наступление на Ленинград началось 10.07.1941 и, несмотря на ожесточённое сопротивление Красной Армии и серьёзные потери, развивалось оно успешно. Финские войска, наступавшие на Карельском перешейке, заблокировали город на Неве с севера.

В августе 41-го тяжёлые бои развернулись уже на самых подступах к городу. В конце августа вермахтом были перерезаны все железнодорожные ветки, что связывали Ленинград с остальной страной. 8 сентября гитлеровцы взяли Шлиссельбург и уже полностью отрезали город от «Большой земли» с суши.

В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах — в хранилище стратегических запасов города — спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового «стратегического запаса» не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю.

Ещё 17 июля в Ленинграде вводят карточки, с помощью которых можно было получить в магазинах еду. А с 1 сентября стало запрещено продавать товары: их можно было получить только по карточкам. Причём норма дневного пайка постоянно снижалась. Так, к 20 ноября из еды ленинградцы могли получить только хлеб: 250 грамм хлеба в день для рабочих (а по некоторым данным — 200 гр.), остальным – 125 граммов. Из-за нехватки муки хлеб делали из жмыха, мучной пыли и целлюлозы. Ели и столярный клей, и цветы (из них получались лепёшки), ботву и корни растений. В еду шёл и корм для птиц. Люди умирали от дистрофии, цинги, туберкулёза

Зима 1941 года стала самой тяжёлой. Ударили сильные морозы, закончились запасы еды, перестало работать электричество, остановились трамваи и троллейбусы.

Люди жгли печки «буржуйки». На растопку шло всё — мебель, книги, деревянные дома. За водой с вёдрами ходили к реке.

Сообщение с городом происходило только через воздушное пространство с помощью самолётов и по Ладожскому озеру. Путь по озеру называли «Дорогой жизни», которая была жизненно необходима осаждённому Ленинграду. В город доставляли боеприпасы, еду, топливо. По этой же дороге эвакуировали людей.

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни — пульс блокадного Ленинграда. Летом — водный, а зимой — ледовый путь, соединяющий Ленинград с «большой землёй» по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом — вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам — баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.

Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей «Дорога жизни».

12 сентября приплыли первыми корабли с зерном и оружием. Навигация была очень сложной задачей: Ладожское озеро всегда было неблагоприятным местом для судоходства из-за сильного ветра и волн. Когда пришла зима, навигация прекратилась. Нужно было дождаться сильных морозов, чтобы лёд замёрз. Первым грузом стали санные упряжки с 63 тоннами муки, которые прошли по льду 21 ноября 1941 года. Доставка груза и эвакуация людей были крайне опасными занятиями. Фашистские войска постоянно бомбили и обстреливали этот путь. Второй проблемой был незамёрзший лёд, который не выдерживал веса груза.

Для обеспечения города топливом и электричеством в июне 1942 года советская армия проложила трубу и кабель по дну Ладожского озера. Город стал получать горючее и электроэнергию.

Ленинград сопротивлялся, на заводах 75% рабочих составляли женщины. Мужчины сражались на фронте. Главной задачей по-прежнему было прорвать блокаду и отбросить врага.

По плану Гитлера, следовало уничтожить город и всех его жителей. Это должно было лишить советскую армию военных заводов и подорвать геройский дух.

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей, переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до — 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы — город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Несмотря на отсутствие электричества, нехватку продовольствия, жесточайший голод и холод, город продолжал функционировать и сопротивляться захватчикам. Заводы работали, люди устанавливали баррикады и препятствия для танков.

Осаждённый Ленинград героически продолжал производить боеприпасы для советской армии, ремонтировал технику и оружие для солдат. Были сформированы народные ополчения — то есть группы жителей города. Они сооружали огневые точки для ответного обстрела, укрепляли оборону.

Многие жители блокадного Ленинграда, несмотря на жесточайшие условия, сдавали донорскую кровь. Она предназначалась для раненных солдат Советской армии.

            Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию — заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо — доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д. Шостаковича, названная позже «Ленинградской». Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Наперекор планам фашистов, город не только не умер, он — жил. Жил и яростно сопротивлялся.

В осаждённом городе жила и писала стихи Ольга Берггольц, которая была собеседницей, утешительницей, вдохновительницей ленинградцев с первого до последнего дня блокады.

«…Я говорю с тобой под свист снарядов,

угрюмым заревом озарена.

Я говорю с тобой из Ленинграда,

страна моя, печальная страна…»

            В Ленинграде были установлены громкоговорители. На улице или дома по радио люди могли узнать об обстановке в городе. Вещание шло круглосуточно, а когда дикторы молчали, то было слышно звук метронома. Жители города говорили, что этот звук -живое сердца Ленинграда, которое бьётся.

2 декабря 1942 года в Ставке Верховного Главнокомандующего принято решение прорвать фашистскую оборону и объединить два фронта — Ленинградский и Волховский. Эту операцию назвали «Искра». За её проведение отвечали маршал К. Е. Ворошилов и генерал Г. К. Жуков. Операция проводилась с 12 по 30 января 1943 года.

12 января 1943 года советская армия начала наступление. 18 января двум фронтам удалось прорвать блокаду и объединиться. Тогда же враг был выбит из Шлиссельбурга и с южного берега Ладожского озера. От Шлиссельбурга за 18 дней была построена железная дорога в Ленинград. Её назвали «Дорогой победы». В город стали поставлять топливо, электричество, продовольствие. Наладилась работа военных предприятий.

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

            Впервые число погибших в блокаду было публично озвучено на Нюрнбергском процессе в качестве обвинения фашистского руководства в злодеяниях и затем опубликовано в 1952 году в материалах процесса. В них, в частности, указывалось: в блокаду в Ленинграде от обстрелов и бомбежек погибло 16 747 человек, ранено — 33 782, а погибло от голода 632 253 человека.

            Пискаревское мемориальное кладбище — скорбный памятник жертвам Великой Отечественной войны, свидетель общечеловеческой трагедии и место всеобщего поклонения. Мемориал посвящён памяти всех ленинградцев и защитников города. Люди свято помнят о героях обороны Ленинграда и строки из эпитафии Ольги Берггольц «Никто не забыт и ничто не забыто»

«Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

они защищали тебя, Ленинград,

колыбель революции.

Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,

так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням,

никто не забыт и ничто не забыто».

Каждое историческое событие, даже такое трагическое имеет свой смысл, посыл в будущее. Второго Ленинграда в истории современных войн не было. Ни одному городу не довелось выдержать столь жестокую и продолжительную осаду и остаться неприступным. Ни один город не принес для победы такую жертву.

Блокада Ленинграда — трагичная и великая страница российской истории. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся в памяти потомкам — такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко, но ёмко описала Вера Инбер, её строчки — гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.

«Слава и тебе, великий город,

Сливший воедино фронт и тыл.

В небывалых трудностях который

Выстоял. Сражался. Победил»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!