АВИАЦИЯ РОССИИ В ЛИЦАХ:
СЕМЁН АЛЕКСЕЕВИЧ ЛАВОЧКИН
(к 125-летию со дня рождения)

80-летию Великой Победы посвящается
Приветствуем читателей и гостей нашего блога!
Семен Лавочкин — выдающийся авиаконструктор XX столетия, результаты работы которого оказали огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой авиации.
Наиболее значительные достижения русского инженера связаны с годами Великой Отечественной войны — в это время он работал над созданием истребителей, ставших впоследствии легендами авиации.
Семёном Лавочкиным был спроектирован знаменитый боевой самолет ЛаГГ-3, который стал одним из мировых лидеров своего времени по мощности и скорости.
Под руководством советского авиаконструктора был создан одномоторный истребитель Ла-5, один из самых эффективных в военные годы, а после победы над нацистской Германией — серия уникальных беспилотных самолетов-разведчиков, сверхзвуковые истребители-перехватчики и дальние истребители-ракетоносцы.
Достижения Семена Лавочкина помогли Советскому Союзу стать лидером в области самолетостроения и укрепили авторитет страны на международной арене.
О нём наш сегодняшний рассказ.
Конструктор с большой буквы «К»
Семен Алексеевич Лавочкин происходил из семьи смоленского учителя, преподававшего в начальной еврейской школе. Получил образование в Рославльском городском училище, а накануне революционных событий осени 1917 года окончил гимназию в Курске с золотой медалью. Увлечение техникой и особенно летательными аппаратами подтолкнула его к выбору профессии инженера. Однако мысль о высшем образовании пришлось отложить – началась Гражданская война.
Практически сразу Семен Лавочкин добровольцем вступает в Красную гвардию, где пригодилась его любовь к машинам. Молодой красногвардеец помогал ремонтировать боевые бронеавтомобили, занимаясь переборкой и восстановлением их моторов. Командование отметило знания и увлеченность юноши, командировав его в конце 1920 года на учебу в Московское высшее техническое училище (МВТУ). Здесь он окончательно определился в призвании, поступив на факультет аэродинамики.
Закончив в 1927 году курс теоретической программы, Семен Лавочкин, прежде чем приступить к дипломному проекту, должен был поработать некоторое время на производстве в качестве студента-практиканта для накопления опыта в проектировании самолетов. Одновременно он определился с темой будущей выпускной работы, которой стала разработка конструкции бомбардировщика.
Возможно, выбор был определён тем, что преддипломную практику выпускник МВТУ проходил в ЦАГИ, в отделе, которым руководил А.Н. Туполев – создатель советской бомбардировочной авиации.
Под его началом Лавочкин проходил практику на заводе, где готовили к выпуску ТБ-1 (первый советский тяжёлый бомбардировщик конструкции А.Н. Туполева), занимаясь вопросами прочности самолёта.
Это стало отличной школой для будущего главного конструктора.
ШЛИ ГОДЫ
Инженер С.А. Лавочкин по приглашению А.Н. Туполева переходит на административную работу в Главное управление авиационной промышленности Наркомтяжпрома (НКТП), где тот работал главным инженером.
Но даже работая в управлении, С.А. Лавочкин не оставлял мысли о создании скоростного истребителя, который должен был сочетать в себе скорость, манёвренность и огневую мощь.
Вечерами после работы в Наркомате авиаконструктор делает аэродинамические и прочностные расчеты задуманного им боевого самолета.
Инженер С.А. Лавочкин по приглашению А.Н. Туполева переходит на административную работу в Главное управление авиационной промышленности Наркомтяжпрома (НКТП), где тот работал главным инженером.
Но даже работая в управлении, С.А. Лавочкин не оставлял мысли о создании скоростного истребителя, который должен был сочетать в себе скорость, манёвренность и огневую мощь.
Вечерами после работы в Наркомате авиаконструктор делает аэродинамические и прочностные расчеты задуманного им боевого самолета.
В 1939 году С.А. Лавочкин становится главным конструктором ОКБ-301 по самолетостроению.
С группой инженеров он решает принять участие в конкурсе на лучший истребитель, в котором участвовали и другие авиаконструкторы: Н.Н. Поликарпов работал над истребителем И-180, В.П. Яценко готовил проект самолета И-28, А.С. Яковлев заканчивал свой Як-1, А.И. Микоян и М.И. Гуревич думали над проектом первого МиГа.
После рассмотрения всех предложенных на конкурс проектов государственное одобрение получает и проект С.А. Лавочкина в соавторстве с В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым.
Создание нового образца Лавочкин с коллегами завершил в начале 1940 года, а в марте прошли успешные испытательные полеты нового самолета И-301 (известного как ЛаГГ-1). После небольших доработок образец пошёл в серийное производство под названием ЛаГГ-3. За создание оригинального боевого истребителя С.А. Лавочкину, В.П. Горбунову и М.И. Гудкову в марте 1941 года была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

Великая Отечественная война
С самого начала Второй мировой войны Советский Союз ощутил необходимость в разработке истребителей, которые могли бы успешно справляться с вражеской авиацией. В результате, конструкторское бюро Лавочкина, Горбунова и Гудкова начало работу над серией истребителей, которые впоследствии стали именоваться Ла-серией.
ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ
С 1945 года по заданию правительства в ОКБ С.А. Лавочкина начинают решать проблему достижения звуковых и сверхзвуковых скоростей полёта на самолетах с турбореактивным двигателем.
В конце 40-х годов XX века главной целью истребителей становятся тяжелые реактивные бомбардировщики – носители ядерного оружия.
В связи с этим ОКБ С.А. Лавочкина приступает к созданию всепогодных сверхзвуковых истребителей-перехватчиков, оснащенных радиолокационными станциями. Уже в декабре 1948 года была достигнута скорость звука. Этот опытный образец дал основу для серийного производства реактивного истребителя Ла-15. А ещё через два года, в феврале 1951 года, истребитель-перехватчик Ла-190 с тонким стреловидным крылом в 55 градусов и ромбовидным оперением, оснащённый турбореактивным двигателем АЛ-5, показал в полете скорость, равную 1,03 скорости звука, то есть преодолел звуковой барьер.
За выдающиеся достижения в создании новых типов боевых самолетов в июне 1948 года С.А. Лавочкину в четвертый раз была присуждена Сталинская премия.

В 1954 году Семён Алексеевич начал прорабатывать два проекта, которые подвели итог его конструкторской деятельности, – это создание сверхзвуковой межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» и зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) дальнего действия «Даль» (ЗРК «Даль» предназначался в первую очередь для защиты Москвы, Ленинграда и других крупных промышленных центров на дальних подступах).
Крылатая ракета «Буря» (или Ла-350), оснащённая сверхзвуковым прямоточным двигателем и предназначенная для доставки ядерного заряда с дальностью не менее 8 000 км, вышла на испытание в июле 1957 года, а испытания ЗРК «Даль» начались с 1958 года.
Комплекс позволял поражать автоматически до 10 воздушных целей на удалении до 180 км. 9 июня 1960 года был произведен удачный запуск ракеты, которая поразила мишень…
Однако в день успешных испытаний Генерального конструктора Семена Алексеевича Лавочкина не стало.
Он умер от сердечного приступа в ночь с 9 на 10 июня, не дожив до своего 60-летия всего три месяца.
За свою многолетнюю конструкторскую деятельность С.А. Лавочкин был награжден 3 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Суворова 1-й и 2-й степеней, медалями, в том числе «За боевые заслуги».
Похоронен А.С. Лавочкин в Москве на Новодевичьем кладбище.
В 1960 году, сразу после смерти Семёна Алексеевича решением правительства СССР ОКБ-301 получило новое наименование – Машиностроительный завод имени С.А. Лавочкина. Ныне известен как научно-производственное объединение имени С.А. Лавочкина.
Именем авиаконструктора названы улицы в Москве, Смоленске, Химках Московской области и в Хадера (Израиль).
