День информации «Дети — территория закона» (к Всемирному дню ребенка)

Уважаемые читатели! И взрослые, и  дети!

Сегодня, 20 ноября, отмечается Всемирный день ребенка.

Как утверждал известный русский писатель Максим Горький, дети — живые цветы земли. Именно в них закладывается будущее нашей цивилизации, то, каким будет выглядеть следующее поколение человечества. Становление фундамента нашей личности происходит именно в детстве, из того опыта, что мы приобретаем в первые годы жизни. Немудрено, что существует множество праздников, посвященных детству, и один из самых известных — Всемирный день ребенка.

Праздник, посвященный Всемирному дню ребенка, призван напомнить именно об этом — о хрупкости детства и детей, о том, насколько они ценны для нас.

Дети очень уязвимы, а потому нуждаются в особой защите и помощи. Поэтому этот день еще отмечается и как Всероссийский день правовой помощи детям.

Сегодня мы и будем говорить о  правах наших маленьких граждан.

20 ноября празднуется Всемирный день ребенка. Это не совсем обычный день. Он задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых.

Всемирный день ребенка (Universal Children’s Day) отмечается ежегодно 20 ноября. Это  праздник, принадлежащий детям всей планеты.

В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала всем странам ввести в практику празднование этой даты, как дня мирового братства и взаимопонимания детей, посвященного деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

ООН предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным, и предположила, что всеобщее празднование Всемирного дня ребёнка послужит укреплению солидарности и сотрудничества между нациями.

20 ноября 1959 года была принята первая Декларация прав ребёнка, которая провозглашала равные права детей в области образования, воспитания, духовного и физического развития, социального обеспечения независимо от национальности, цвета кожи, имущественного положения, общественного происхождения и т.п.

Так как документ носил лишь рекомендательный характер и не имел обязательной силы, то требовались другие  законы,  для  чего ровно через 40 лет, 20  ноября  1989  г. ,  ООН  приняла Конвенцию  о  правах  ребенка,  которую подписала 61 страна.  Она приняла статус международного правового документа. Именно поэтому название праздника иногда именуется как Международный день прав ребенка.

В 1996 году, по инициативе Франции было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

Всемирный день ребёнка имеет свой флаг. На зелёном фоне, символизирующем гармонию, рост, плодородие и свежесть, изображен символ Земли, вокруг которого расположены стилизованные фигурки людей – жёлтая, красная, белая, синяя и чёрная. Эти человеческие яркие фигурки символизируют терпимость и разнообразие. Символ Земли, находящийся в самом центре флага, является знаковым символом нашего общего дома.

В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

В День ребёнка в разных странах для помощи нуждающимся детям также силами общественных и коммерческих организаций проводятся благотворительные акции и мероприятия. 

К примеру, известная во всем мире сеть ресторанов фаст-фуда McDonald΄s в этот день направляет часть суммы из вашего чека в фонды детских домов и госпиталей для тяжелобольных.

Дети и подростки — самые уязвимые члены любого общества. К сожалению, в современном мире их интересы и права часто нарушаются, причем как в беднейших, так и в развитых странах. Неудовлетворительные условия — одно из самых распространенных нарушений прав детей. Без достойного и безопасного жилья, без санитарных условий проживания детям гораздо сложнее жить и развиваться. Здоровье не может быть крепким в антисанитарных условиях, а право на игру не может быть осуществлено при отсутствии безопасного места для игр.

К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых.

По данным ООН, ежегодно одиннадцать миллионов детей умирают, не дожив до своего пятого дня рождения, еще десятки миллионов остаются физически или умственно больными, не имея возможности для взросления, жизни и развития. Многие из этих смертей вызваны легко предотвращаемыми или легко излечиваемыми болезнями; другие — губительными последствиями нищеты, невежества, дискриминации и насилия. Все вместе эти причины приносят тяжелые утраты семьям, общинам, государствам и всему миру.

Не только в раннем детстве приходится сталкиваться с силами, угрожающими жизни и благосостоянию детей. Они становятся более незащищенными, поскольку зачастую лишены прав, в том числе права на образование, на участие в общественно-политической жизни, на защиту от нанесения вреда здоровью.

Каждый год все больше людей и общественных деятелей направляют свои усилия на помощь и защиту ребенка. Создаются фонды поддержки тяжелобольных детей, сообщества, наблюдающие за неблагополучными семьями, на базе Организации Объединенных Наций основан Детский фонд.

Детский фонд ООН ведет обширную работу по всем аспектам детского здоровья — от предродового периода вплоть до юности. Фонд принимает меры по обеспечению беременным женщинам доступа к надлежащему медицинскому наблюдению до и во время родов, укреплению возможности для семей справляться с детскими болезнями в домашних условиях, консультирует общины по вопросам обеспечения максимального уровня здравоохранения.

Детский фонд прилагает особые усилия, добиваясь, чтобы дети, потерявшие родителей из-за ВИЧ/СПИДа, получали такой же уход, как и их ровесники. Он также помогает обеспечить достойную жизнь женщинам и детям, больным СПИДом.

Больших успехов достигла система здравоохранения — сейчас многие детские болезни, раньше считавшиеся неизлечимыми, побеждены силой современной медицины. Оказывается помощь беременным женщинам, в некоторых странах проводятся бесплатные консультации для будущих мам.

Еще на уроках в школе малыши узнают о своих гражданских правах и не боятся высказывать собственное мнение. Детей с ранних лет учат основам безопасности жизнедеятельности и правилам оказания первой помощи.

Все это произошло благодаря Всемирному дню ребенка, главной и единственной задачей которого всегда были защита и сохранение детей, обеспечение достойного уровня жизни в любом уголке планеты, независимо от расы, пола и социального класса.

ВСЕРОССИЙСКИЙ ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

В соответствии с решением Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» с 2013 года ежегодно во Всемирный день ребенка 20 ноября в Российской Федерации осуществляется проведение Всероссийского дня правовой помощи детям.

Основная задача проведения Всероссийского дня правовой помощи детям – правовая помощь детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, а также широкое информирование граждан о возможностях системы бесплатной юридической помощи. В этот день во всех субъектах Российской Федерации организуются пункты бесплатных юридических консультаций по вопросам прав детей, опеки, попечительства и детско-родительских отношений.

«КАЖДЫЙ РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО»

Права несовершеннолетних детей

Невзирая на незрелость (психологическую и физическую), в отношении имеющихся прав несовершеннолетний мало чем отличается от взрослого: должен иметь имя и фамилию, получать образование, медицинскую помощь и уход. Самые важные права ребенка дают ему возможность расти гармоничной личностью вне зависимости от социального и финансового статуса родителей, расы и места проживания.

Гражданские права ребенка

Права ребенка-человека-гражданина начинают свое действие с первой же секунды жизни. С первым вздохом младенец становится гражданином государства, причем в некоторых странах для этого хватает самого факта рождения на ее территории, а в других необходимо, чтобы гражданство имел кто-то из родителей.

Итак, какими же правами обладает новоиспеченный гражданин:

  1. На имя. При этом при достижении подросткового возраста несовершеннолетний получает возможность сменить имя (фамилию) по собственному желанию, которая до 14 лет реализуется его родителями (представителями).
  2. На жизнь, личную неприкосновенность и свободу. Никто (включая и родителей) не в праве причинять несовершеннолетнему вред, проводить с ним незаконные медицинские манипуляции, лишать его свободы и т.д.
  3. На беспрепятственное выражение собственного мнения, которое берется во внимание с учетом возраста. Согласие на те или иные перемены в жизни (усыновление, смену имени, проживание с мамой или папой) начинают спрашивать после 10-летия. С 14-летней отметки подросток имеет возможность самостоятельного обращения в суд и правозащитные организации.
  4. На свободу выбора религии.
  5. На уход и материальное содержание. Если несовершеннолетний вынужден жить не в семье, его обязаны содержать опекуны или государственные органы.
  6. На заботу и обеспечение потребностей.
  7. На образование и посещение различных учреждений.
  8. На защиту от насилия и вовлечения в прием наркотических веществ.

Политические права ребенка

Было бы ошибкой думать, что ввиду нежного возраста политические права детишкам не нужны. Но это не так. Каждый ребенок имеет право состоять в различных детских (с 8 лет) и юношеских (с 14 лет) общественных организациях, ориентированных на организацию досуга, развитие творческих и спортивных способностей. Государство (на различных уровнях) должно всячески способствовать деятельности подобных организаций, организовывая рекламные кампании, давая им налоговые льготы и муниципальные помещения в пользование, поощряя привлечение спонсоров и меценатов для улучшения материальной базы.

Экономические права ребенка

Независимо от места появления на свет, национальности и цвета кожи ребенок имеет право быть защищенным от непосильного труда – законодательными актами фиксируются минимальный возраст приема на работу, особые условия труда и оплаты. Кроме этого, несовершеннолетние граждане подлежат и социальной защите, то есть им положены пособия, оздоровление и т.д. Есть у них и законная возможность совершать бытовые сделки мелкого масштаба. Подростки (с 14 лет) получают возможность свободно пользоваться своими финансами: подарками, стипендиями.

Социальные права ребенка

Главная задача взрослых – создать условия, в которых ребятишки могут расти здоровыми и всесторонне развитыми.

В определенный законами срок родители или законные представители должны реализовать право ребенка на образование, то есть отдать его в подходящий под их требования детский сад, школу или организовать домашнее обучение. Кроме школы и сада можно заниматься в кружках и секциях, посещать спортивные, художественные и музыкальные школы. При этом администрация основного места учебы не правомочна препятствовать получению дополнительного образования.

Права ребенка в семье

Первые годы жизнь малыша полностью зависит от родителей или тех людей, которые их заменяют. Рассмотрим подробнее, какие права у ребенка в семье:

Личные неимущественные:

  • на информацию о родителях — права ребенка на знакомство с кровными родителями особенно важны в случае усыновления или лишения последних родительских прав;
  • на проживание и беспрепятственное общение с родственниками — без существенных причин, оговоренных в законах, никто не может забрать малыша у родителей или запретить с ними общаться, это же право распространяется и на других родственников;
  • на получение заботы от обоих родителей — и отец, и мать обязаны воспитывать свое дитя и обеспечивать ему всестороннее развитие.

Имущественные — подразумевают получение от родителей (опекунов) материального содержания, необходимого для жизни и развития: жилого пространства, одежды, обуви, питания и т.д. Кроме того, малолетним может принадлежать имущество или денежные средства, полученные по наследству или в качестве подарка. Распоряжаться этим в полной мере они могут лишь с момента совершеннолетия, а до этого времени задача представлять их интересы ложится на плечи родителей (опекунов).

Права ребенка в обществе

С определенного возраста малыш становится полноценным участником общественной жизни – идет в детский сад, а затем в школу. И если до недавнего времени любые действия воспитателей или учителей было принято рассматривать как часть воспитательного метода, то сейчас идет тенденция к защите права ребенка на психологический комфорт в обществе:

Права ребенка в детском саду:

  • на безопасность, неприкосновенность и уважение к личности – воспитатели не имеют права кричать на малыша, воспитывать его силой, к чему-либо принуждать или оскорблять.
  • на развитие способностей – воспитатели должны проводить занятия по развитию речи, творческих и физических возможностей.
  • на медицинское обслуживание – в случае необходимости воспитанник должен получить медицинскую помощь.

В школе:

  • на обучение по общим или индивидуальным планам;
  • на пользование библиотекой и столовой;
  • на комфортные и безопасные условия обучения – помещения школы должны соответствовать санитарным нормам и не нести опасность для здоровья;
  • на посещение дополнительных занятий (как платных, так и бесплатных);
  • на помощь психолога и учителя;
  • на медицинскую помощь.

На улице:

  • на свободу перемещения;
  • на безопасность;
  • на пользование детскими площадками, парками и т.д.

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

До четырнадцатилетнего возраста люди ни физически, ни психологически не способны отстаивать свои интересы. Защита прав несовершеннолетних детей возлагается на плечи родителей (опекунов), которые обращаются с соответствующими заявлениями в суд и прокуратуру. В случаях когда несовершеннолетним нужна защита от их же родителей (побои, жестокое обращение, насилие или невыполнение родительских обязанностей) все мероприятия выполняются органами опеки и попечительства.

ДОКУМЕНТЫ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Жителям благополучного 21 века трудно поверить, что еще столетие назад не было документа фиксировавшего права ребенка. Малыши и подростки полностью принадлежали своим родителям и только те решали, как сложится их жизнь: где они будут жить, получат ли образование и когда начнут работать.

Вопрос защиты детей от насилия различного рода острейшим образом возник в 1924 году. Тогда и была создана Декларация прав ребенка.

В  неё  вошли  статьи,  призывающие  родителей,  государственные  органы, национальные правительства, местные власти, а также неправительственные и добровольные организации признать и соблюдать изложенные в ней права и свободы детей и обеспечить им счастливое детство.

Так как документ носил лишь рекомендательный характер и не имел обязательной силы, то требовались другие  законы,  для  чего20  ноября  1989  г.  ООН  приняла Конвенцию  о  правах  ребенка,  которую подписала 61 страна.

Для  стран-членов  ООН Конвенция,  в  отличие  от Декларации,  носит  характер  обязательного  для исполнения документа и обязывает все страны обеспечить детям хорошую жизнь. Поэтому те права детей, которые прописаны в Конвенции, должны неукоснительно соблюдаться.

Конвенция ООН о правах ребёнка — международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН.

Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Основная    цель Конвенции — это    наилучшее    обеспечение    интересов    ребёнка. Положения Конвенции сводятся  к  основным  обеспечивающим  права  детей  требованиям,  таким,  как: выживание,  развитие,  защита  и  обеспечение  активного  участия  в  жизни  общества.  Главный  принцип, который провозглашает Конвенция-признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Конвенция подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.    Ратификационная грамота сдана на хранение Генеральному секретарю ООН 16 августа 1990 г. Для СССР Конвенция о правах ребенка вступила в силу 15 сентября 1990 года.

Положения о защите прав ребенка также содержатся и в таких основополагающих документах, как Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 23 и 24) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).

Почему вопрос о правах ребенка провозглашается в отдельном документе? Ответ очевиден. Потому что он слабее взрослых, не может сам себя защитить и первым попадает под удар в случае военных катаклизмов и экономических кризисов.

ДОКУМЕНТЫ РФ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА РЕБЕНКА

Сейчас в России права детей защищает Федеральный закон N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый 24 июля 1998 года.

На  государственном  уровне  решается  определённый  круг  задач,  таких  как:  укрепление  здоровья  и здорового  образа  жизни  детей;  профилактика  детской  инвалидности  и  оптимизация  жизнедеятельности детей-инвалидов;  профилактика  социального  сиротства  и  беспризорности  несовершеннолетних; повышение качества жизни многодетных семей и защита прав детей-сирот.

Каждый понимает, что ни один ребёнок без исключения не способен выжить без помощи и поддержки со стороны взрослого и с самого раннего возраста нуждается в любви, внимании, надежной опоре, защите и заботе со стороны взрослых. Это относится ко всем детям: и растущим с родителями, и детям-сиротам, и одаренным  детям,  и  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья,  испытывающим  трудности  в обучении, т.е. ко всем детям, независимо от их социального положения и происхождения.

Поэтому, очень важно  своевременно реагировать на каждый возникший случай нарушения прав ребёнка или на каждую конкретную детскую беду.

Помощь детям-сиротам, а также детям семей, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Значительной  проблемой  во  всем  мире  являются  дети-сироты,  не  получающие  достаточного  тепла  и заботы семьи, а в дальнейшем и сломанные судьбы таких детей. Поэтому, очень важно не забывать о детях, лишённых родительской заботы, оказывать им помощь и поддержку. Осуществить это не сложно семьям, в которых дети подросли (ведь, дети растут быстро), а после них остаются  достаточно  хорошие  вещи,  которые  стали  малы,  и  полезные  развивающие  игрушки,  ставшие ненужными подросшим детям. Такие вещи и игрушки можно постирать или почистить и собрать подарок детям  в  детский  дом,  где  такие  обновки  очень  могут  пригодиться  и,  наверняка,  очень  будут  кстати, особенно,  во  Всемирный  День  Ребёнка.  Для  этого,  необходимо  связаться  с  теми  организациями  или волонтёрами, которые шефствует над детьми-сиротами, оказывая им помощь и заботу.

 Общественные организации по защите прав детей

Чтобы нормы и параграфы Конвенции про права ребенка не оставались лишь строчками на бумаге, в каждой стране, подписавшей этот документ, осуществляется строгий контроль за его выполнением.

Какая организация защищает права детей? Основная нагрузка приходится на Уполномоченного по защите прав ребенка или омбудсмена.

Кроме этого существует множество общественных организаций, помогающих трудным подросткам, брошенным детям и одиноким матерям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Армашова А. В., Права детей-беженцев и Конвенция ООН о правах ребенка. // Аграрное и земельное право. — 2020. — № 8. — С. 136-139. (Международное право; европейское право)

Астахов П. А. Права ребенка. Москва, 2010 (Новейший юридический справочник)

Права ребенка в Российской Федерации и проблемы их осуществления: монография. Москва, 2019

Дроздова А., Права ребенка. // Социальная политика и социальное партнерство. — 2021. — Т. 16, № 6. — С. 470-473. (Право и общество)

Медведева И., Права ребенка как инструмент «мягкой силы». // Православная беседа. — 2016. — № 3. — С. 74-79. : 2 фот. — (Вавилон)

Сидоркин С. С., Социальные права ребенка: понятие, сущность, место в системе прав человека. // Закон и право. — 2022. — № 11. — С. 60-66. (Право. Юридические науки) (Публично-правовые (государственно-правовые) науки)

Смирных С. Е., Вопросы осуществления права детей на наследование в международном публичном и международном частном праве. // Наследственное право. — 2020. — № 2. — С. 44-47. : 1 фот. — (Международный опыт)

Чирков С. А., О некоторых вопросах права детей на пенсию по случаю потери кормильца в свете современных репродуктивных технологий. // Пенсия. — 2022. — № 2. — С. 21-26. (Правоприменительная практика)

В электронных ресурсах:

  1. Конвенция ООН о правах ребенка [Электронный ресурс] : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
    20.11.1989; вступила в силу для СССР в 15.09.1990 //
    КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Режим
    доступа : http://www.consultant.ru/document/
    cons_doc_LAW_9959/. – Загл. с экрана.
  1. Всемирная декларация об обеспечении выживания,
    защиты и развития детей [Электронный ресурс] : принята в г. Нью-Йорке 30.09.1990 // КонсультантПлюс :
    справ. правовая система. – Режим доступа: http://
    www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?
    base=INT&n=15898&req=doc#0. – Загл. с экрана.
  2. Декларация прав ребенка [Электронный ресурс] : провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 // Организация объединённых наций : [офиц. сайт]. – Режим доступа:
    http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/
    childdec.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Конечно  же,    главная обязанность  взрослых, – работа  по  защите  прав  детей  и  по  решению  их проблем, должна осуществляться не один день в году – в праздник, а постоянно и ежедневно.

Спасибо за внимание!

Фото из открытых источников интернета