День исторического просвещения «И звалась та страна Россия великая»

Уважаемые читатели!

С 2005 года 4 ноября в нашей стране отмечается государственный праздник – День народного единства. 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и перенесение государственного выходного дня с 7 ноября на 4 ноября.

Дата выбрана не случайно: 4 ноября 1612 года вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами. В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники.

В рамках участия в Акции ко Дню народного единства «Что ты знаешь о Дне народного единства?» читатели нашей библиотеки прошли анкетирование. Цель — выяснить, что знают горожане о грядущем празднике? 

Потому и назван праздник Днем народного единства.

О некоторых исторических личностях принято говорить совместно, объединяя их в единое целое. Герцен и Огарев, Маркс и Энгельс, Минин и Пожарский. Без последней пары немыслима российская история Смутного времени. Друзья в жизни и в служении Отечеству остались друзьями и в памяти народа.

Это было в 1611 г. Тяжёлые времена переживала тогда русская земля. Беглый монах Гришка Отрепьев явился под именем царевича Дмитрия, став первым русским самозванцем. После убийства Б. Годунова, Федора, его матери и самого Гришки появился второй Лжедмитрий. Страна находилась в глубоком династическом кризисе. Москва лежала в руинах, многие города были разрушены и сожжены, в Угличе сломаны все мосты.

Бедственное положение спровоцировало интервенцию поляков и шведов.

Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия.

К осени 1611 г. положение России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие русские города на западе. В сентябре интервенты уже вошли в Кремль.

Шведы захватили все побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной. В стране процветало мародерство, организованная и обычная преступность.

По всей Руси гремят набаты – будущее Московского государства под угрозой.

Отряды врагов рыскали по городам и сёлам в поисках добычи, грабили, убивали. В Москве, как у себя дома, распоряжались захватчики – польские паны. Многие бояре готовились перейти на сторону польского королевича Владислава. А шведы, которых позвал на подмогу против поляков боярский царь Василий Шуйский, под шумок захватили большой кусок страны на севере. Казалось, потеряла уже Россия свою свободу, грозил русскому народу иноземный гнёт.

С этим легко смирились бояре и вельможи, да не могли смириться простые русские люди, честные патриоты. Партизанские отряды постоянно досаждали захватчикам. Но разрозненные выступления враги легко подавляли. Нужно было сплотить в одну армию всех, кто ненавидит врага и хочет с ним бороться. И такие организаторы нашлись.

В этот тяжелой для страны момент огромную роль сыграло русское духовенство. Под руководством игумена Троице-Сергиева монастыря архимандрита Дионисия, впоследствии канонизированного Русской Православной Церковью, монахи стали призывать русский народ к ополчению для того, чтобы изгнать врагов земли русской, прежде всего шляхтичей. Аналогичные воззвания и грамоты рассылал и патриарх Гермоген, множество других священников ходило по городам и деревням, призывая народ к освобождению страны. Церковное, особенно монастырское, слово имело тогда огромный авторитет.

Одна из грамот патриарха Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина (Сухорука). Был он простым мясником, происхождения невысокого, но человеком был набожным, умным и энергичным. А главное – был большим патриотом. Как и другие посадские люди участвовал в военных походах. С осени 1611 скромный торговец стал главным человеком в городе. Простой русский человек, скорбя о тяжелой судьбе отечества и думая о помощи ему, стал призывать порадеть о России. Призыв церкви к ополчению был им услышан, он немедленно приступил к делу и стал собирать людей. Осенью 1611 г. в большом и богатом городе Нижнем Новгороде (ныне – город Горький) Кузьма Минин, староста горожан, выступил на торговой площади с призывом – не жалеть ничего для спасения родины. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».

Электронная презентация «День народного единства в живописи»

План Минина был прост: создать народное ополчение, всем русским людям объединиться, чтобы выгнать врагов из Москвы. А чтобы снарядить войско, купить оружие, доспехи, лошадей, прокормить ратников, каждый должен был дать треть своего имущества. Минин, человек небогатый, первым показал пример. Правда, нашлись богатые купцы, которые пожалели денег на народное дело. Но таких насильно заставляли развязывать кошельки. Минин собирал пожертвования, объясняя народу, куда пойдут их деньги, став практически финансовым директором ополчения.

Ни сам Минин, ни другие посадские люди (как называли тогда горожан) не имели боевого опыта. Возглавить ополчение просили искусного воеводу князя Дмитрия Михайловича Пожарского,  принадлежавшего к потомкам Рюрика. Князь верно служил и Борису Годунову, и Василию Шуйскому, и взошедшему потом на престол шестнадцатилетнему князю Михаилу Романову. Пожарский всегда занимал высокие должности, имел опыт успешного руководства  несколькими военными операциями. В начале 17 века защищал Коломну и окрестности Москвы от разбойничьих шаек. Героически сражаясь против поляков, захвативших столицу в 1611 году, был ранен. На лечение его отправили в нижегородскую Пурецкую волость. По приказу Минина сюда явились послы с предложением возглавить местное ополчение, которое поднялось для защиты Москвы. В ответ на это князь Пожарский высказал пожелание иметь в нем выборного человека от посадских в лице Минина.

Именно эти два человека сыграли центральную роль в освобождении отечества от иноземцев.

По зову Минина Пожарский приехал в Нижний, и ополчение выступило в поход.

Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы.

Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» – эти слова стали девизом войска.

За зиму 1611-1612 гг. к ополченцам Нижнего Новгорода присоединились многие другие из отечественных городов и весей, недовольные  засильем иноземцев. До того как идти на Москву, Пожарскому пришлось усмирить бунты в Поволжье. На это ушло все лето 1612 г. Зимой Пожарский собрал Земский Собор в Ярославле и передал ему управление всей Московской землей. На Собор прибыли представители всех сословий почти из всех русских городов, чтобы обсудить план дальнейших действий. В том числе и похода на Москву. Но вскоре стало известно, что польский король Сигизмунд уже выслал большое войско, и  Пожарский решил не откладывая, сразу же выступать в поход.

В августе 1612 г. войско ополченцев подошло к Москве. Под знамена Пожарского и Минина собралось более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество.

С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней. Началась осада польского гарнизона. С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня. Исход боя решил Минин. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю. Простой мясник оказался талантливым военачальником.  

4 ноября командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию и выпустило из Кремля московских бояр и других знатных лиц, на следующий день гарнизон сдался. Ополчение Минина и Пожарского вошло в Кремль. Борьба с интервентами окончилась победой.

После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 года, в течение почти трех лет, Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде.

Минину новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной – селом Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 года герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы.

20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора.

Казанский собор в Москве, возведенный в память о событиях 1612 года

До середины XIX века центральное место на гробнице занимала надпись — «Избавитель Москвы – Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.

Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.

Благодарные потомки по достоинству оценили вклад Минина и Пожарского в дело освобождения отечества и на собранные всем миром деньги воздвигли героям монумент на главной площади страны. Первоначально памятник планировали установить еще в 1812 г., к 200-летию героических событий, но этому помешала война с Наполеоном. И лишь в 1818 г. на деньги, собранные в складчину, работа скульптора И. Мартоса была установлена в самом центре Красной площади. Однако в 1930 г. памятник посчитали помехой для праздничных демонстраций и перенесли его ближе к собору Василия Блаженного, где он стоит и поныне.

Почему День народного единства так важен для России?

Идея единения всегда была центральной для русского народа – во всех смыслах: в религиозном, политическом или национальном. Достаточно вспомнить «Слово о полку Игореве», автор которого прямо призывает русичей объединиться, забыв все обиды и разногласия. Только вместе мы можем быть сильным и великим народом – вся наша история показывает это, поэтому взаимное уважение и сохранение традиций жизненно необходимы для стабильности и целостности государства, для согласия и понимания в обществе, для нашего счастья и благополучия.

И неважно, какую веру мы исповедуем, на каком языке говорим и каких политических взглядов придерживаемся: мы все – россияне, и у нас одна судьба и одно будущее. Любовь к своему Отечеству спасала наш народ во все времена, помогала одолеть любых врагов и справиться с любыми трудностями – давайте же будем помнить об этом!

Мы желаем всем народам России здоровья, успехов, взаимопонимания, любви, добра и счастья – ведь все эти вечные ценности зависят только от нас.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж и дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства.

Единство – возвестил оракул наших дней,

Быть может спаяно железом лишь и кровью.

Но мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней…

Ф. И. Тютчев

Родина и единство… Такой глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!

Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Позже, из-за революции 1917 года и последовавших за ней событий, традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась.

Таким образом, можно сказать, что День народного единства не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

Сегодня 4 ноября – это государственный выходной день, и считается, что он фактически перенесён с 7-го числа. Можно считать и так, однако всё проще: в настоящее время празднование революции 1917 года изжило само себя, и наши ценности стали другими. Мы не отказываемся от своей истории – это было бы малодушием, но вряд ли уместно считать праздником день, который стал началом разрушения многих ценностей России и русского народа. Впрочем, для многих людей старшего поколения он остаётся любимым праздником — они продолжают отмечать его по-своему, и для них это нормально.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. Нижний Новгород. Саранск, 2005
  2. Костылев, В. И. Минин и Пожарский: повесть: [для сред. шк. возраста]. Москва, 2006
  3. Поротников, В. П. Минин и Пожарский: [исторический роман]. — Москва, 2012
  4. Савельев, А. Н. 1612. Минин и Пожарский. Преодоление смуты: 400 лет борьбы русского государства против самозванцев, цареубийц, мятежников, революционеров и террористов. Москва, 2013 (Русской славы имена)
  5. Скрынников, Р. Г. Минин и Пожарский. Москва, 2011 (Жизнь замечательных людей: серия биографий/ основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким. вып. 1540 (1340))
  6. Соколов, А. Н. Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский. — Нижний Новгород, 2007

Викторина «День народного единства»

Ответственный: Коробов Э. Д.