Александр Николаевич Серебров, находившийся с Морозовым в приятельских отношениях, наблюдавший его в самой разной обстановке и к тому же от природы наделенный редкой проницательностью, отмечал:
«Я смотрел на него и удивлялся его способности к перевоплощениям: чудаковатый купец у себя на Спиридоньевке, министр — в конторе, лирический рассказчик в лесу; здесь, на фабрике, он в своей засаленной куртке, картузе и охотничьих сапогах был похож на энтузиаста-изобретателя из слесарей. Руки в смазочном масле, глаза жмурились от удовольствия, монгольские скулы лоснились от пота».
Савва Морозов был одним из самых богатых людей Российской империи. Потомственный предприниматель и меценат всё свое время посвящал семейному делу — его предприятие считалось одной из самых прибыльных компаний страны. Морозов был меценатом, которого знала вся Россия: он строил для рабочих больницы и дома, ввел на своих фабриках декретный отпуск, финансировал большевиков и добивался сокращения рабочего дня для тех, кто трудится на производствах. Савва Морозов финансировал строительство и развитие Московского художественного театра: помощь имя мецената и его портрет даже выгравировали на значке к 10-летию МХТ вместе с изображениями основателей театра Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко.
Уважаемые читатели!
Для вас подготовлен исторический портрет «Савва Морозов-меценат вне границ»
Родился Савва Морозов 3 февраля 1862 года в городе Зуево Московской губернии. Его родители были купцами-старообрядцами. Именно с деда Саввы Васильевича, бывшего крепостного, берет свое начало славная династия Морозовых. Отец мальчика – Тимофей Морозов стоял у истоков создания Никольской хлопчатобумажной мануфактуры, возглавлял Московскую биржу.
С детства у Саввы Морозова был упрямый характер, за что его иногда называли Бизоном. Подруга детства Мария Крестовникова вспоминала:
«Савва, годом меня старше, был невысок ростом, но коренасто сложенный. Прекрасные волнистые русые волосы и необыкновенно приятный рот с полными губами и белыми ровными зубами, а главное, необыкновенно прямая, добрая и милая улыбка по временам делала его очень красивым. Он… всегда всё первый знал и предугадывал и прекрасно, как мы это называли, вел политику с родителями».
Впервые родители проявили к нему интерес, когда Савва был уже подростком: домашние учителя объявили, что больше ничему Савву научить не могут — мальчик проявляет недюжинные способности к точным наукам и нуждается в серьезном образовании. Благодаря своему упорству он быстро схватывал учебный материал, который давали домашние учителя. Особенно преподаватели отмечали его способности к точным наукам. В 14 лет он пошел в Московскую мужскую гимназию №4. Морозов был круглым отличником по математике и физике.
Савва не отличался особым послушанием. По его собственным словам, еще в гимназии он научился курить и не верить в Бога. Характер у него был отцовский: решения принимал быстро и навсегда.
По окончании в 1881 году гимназии Савва поступил на физико-математический факультет Московского университета. Там серьезно изучал философию, посещал лекции по истории В.О.Ключевского. Потом продолжил образование в Англии. Изучал химию в Кембридже, работал над диссертацией и одновременно знакомился с текстильным делом. В 1887-м, после морозовской стачки и болезни отца, вынужден был вернуться в Россию и принять управление делами.
На отцовских предприятиях Савва провел полнейшую модернизацию производства: поставил новые станки, оборудовал все фабрики мощными паровыми машинами, провел электрическое освещение, сократил управленческий аппарат и ввел твердые расценки. Построил трехэтажные каменные общежития для семейных рабочих и дома дешевых квартир, перевел товарищество на девятичасовой рабочий день и открыл в Никольском первый публичный театр.
Построенная в те далекие времена больница до сих пор функционирует и называется Морозовской. Огромные кирпичные корпуса с просторными палатами и кабинетами и сегодня вызывают удивление и восхищение. Для снабжения больницы, яслей и богадельни мясомолочной продукцией в хозяйственных пристройках держали коров и кур. На окраине поселения был разбит прекрасный зеленый парк. Здесь рабочие отдыхали, по праздникам приносили самовары, накрывали столы, весело с песнями и плясками проводили время. У входа в парк возвышалась открытая сцена, знаменательная тем, что на ней 7 августа 1918 года пел Федор Шаляпин. Савва был инициатором постройки летнего театра, а позднее, в 1904 году, каменного здания театра на 1350 мест.
Создал первое в стране общество трезвости, открыл «сад отдыха», где для рабочих по вечерам играл специально нанятый оркестр, а по выходным на летней эстраде выступали приглашенные из столицы артисты и в котором рабочим бесплатно раздавали чай и сладости. На территорию сада запрещено было проносить спиртные напитки.
Как и все члены семьи, Савва Морозов занимался меценатством. На интересные, по его мнению, предприятия Морозов не жалел никаких денег. Мать говорила о нем:
«Горяч Саввушка!.. Увлечется каким-либо новшеством, с ненадежными людьми свяжется, не дай Бог».
В 1898 году новым детищем Морозова стал Московский художественный театр. Труппе требовалось новое помещение. Режиссеры Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко приглашали к участию богатых купцов. Морозов сразу согласился помочь.
«Морозов финансировал театр и взял на себя всю хозяйственную часть. Он вникал во все подробности дела и отдавал ему все свое свободное время. Будучи в душе артистом, он, естественно, чувствовал потребность принять активное участие в художественной стороне. С этой целью он просил доверить ему заведование электрическим освещением сцены»
Строительство закончили в рекордные сроки, всего за несколько месяцев.
Константин Станиславский вспоминал:
«Савва Тимофеевич Морозов не отставал от нас. Мы любовались, глядя, как он, солидный, немолодой человек, лазил по лестнице, вешая драпировки, картины, или носил мебель, вещи и расстилал ковры. С трогательным увлечением он отдавался этой работе…».
После открытия театра Морозов продолжал его финансировать. Он хотел, чтобы МХТ был общедоступным, а цены на билеты оставались низкими. Имя Саввы Морозова теперь украшает значок театра, выпущенный к десятилетней годовщине его основания. Там же есть и портрет Немировича-Данченко и Станиславского.
Не оставлял предприниматель без внимания и студентов, постоянно спонсируя Московский университет. Морозов участвовал в строительстве лечебниц, богаделен и приютов. Кроме этого Савва был известным конезаводчиком, разводил породистых рысаков, многие из которых выходили победителями в московских скачках.
Самый заметный след в истории развития отечественной экономики оставил купец Савва Морозов. Он был не только текстильным магнатом, купцом и меценатом, но высокообразованным человеком, оказывающим поддержку большевистской партии. Его часто называют «новым русским», но не таким, как современные нувориши, лишенные духовности самодуры-богачи.
Трудовая биография Саввы Морозова началась по возвращении на родину. К тому времени отец семейства серьезно болел, и молодому человеку пришлось стать во главе Трехгорного пивоваренного товарищества и возглавить Никольскую мануфактуру, носившую название «Саввы Морозова сын и Ко». Он начал с того, что занялся улучшением жизни и условий труда своих рабочих. Вскоре его люди уже жили в новых казармах, могли получить квалифицированную медицинскую помощь в медпунктах, для стариков Савва создал дом престарелых. Морозов не пожалел денег и на обустройство парка, в котором проходили народные гулянья, и на открытие библиотеки. Его работницы могли рассчитывать на оплачиваемый декретный отпуск, самых толковых и сообразительных рабочих Морозов отправлял на учебу в вузы и колледжи.
В итоге рабочие кадры на производстве Морозова были намного развитее и грамотнее, чем у других работодателей. Савва никогда не увольнял работников без веских причин, директорам, которые выгоняли людей неправомерно, грозило серьезное наказание. Ни одна выставка или ярмарок не обходились без участия Никольской мануфактуры, и ее продукция всегда удостаивалась первых призов. У рабочих Морозова был нормально обустроенный быт, поэтому и трудились они с большей отдачей. Выпускаемая ими продукция была более качественной, чем у соседей, и по количеству они тоже опережали конкурентов
Нельзя не отметить вклад Саввы Морозова в развитие отечественной химической отрасли. В 1890-м его фабрики в Пермской губернии начинают производить химические реагенты – древесный и метиловый спирт, уксусную кислоту, денатурат, ацетон, древесный уголь. В 1905-м он стал одним из создателей акционерного общества соединенных химических заводов «С.Т.Морозов, Крель и Оттман». В 90-е годы Морозов стал во главе Нижегородской ярмарки, вошел в члены Совета торговли и мануфактур, и в Общество по содействию развития легкой промышленности.
Савва Морозов входил в выборное Московское биржевое общество вплоть до 1905 года. Он долгие годы возглавлял Нижегородский выставочный павильон, и именно поэтому удостоился чести приветствовать царя, прибывшего на его открытие. Вклад Морозова в развитие российской промышленности отметило Министерство финансов, и в 1892-м ему вручили орден Святой Анны III степени, а в 1896-м он был награжден таким же орденом, только уже II степени. В первые годы двадцатого века российского предпринимателя Морозова всерьез увлекли либеральные идеи.
Несколько позже Морозов нелегально помогал революционному движению, даже укрыл в своем доме большевика Баумана. Савва лично знал Максима Горького и Леонида Красина.
22 января 1905 года в Петербурге разогнали митингующих, которые требовали у императора подписать Петицию о рабочих нуждах. Этот день вошел в историю как Кровавое воскресенье. После него Савва Морозов написал докладную записку «О причинах забастовочного движения. Требования введения демократических свобод», в которой высказал свое мнение по поводу стачек в стране. Он отстаивал права рабочих на свободу слова, печати, образования и неприкосновенности личности и считал, что не нужно привлекать полицию на любые мирные забастовки.
«Лишь при других условиях государственной жизни, при гарантиях личности, при уважении власти к законам, при свободе союзов различных групп населения, связанных общим интересом, законное желание рабочих улучшить свое положение может вылиться в спокойные законные формы борьбы, которые могут только содействовать расцвету промышленности, как это наблюдается в Европе и Америке…»
Из доклада Саввы Морозова «О причинах забастовочного движения…»
Он собирался отправить его в вышестоящие инстанции. Морозов писал, что нельзя расправляться с мирными забастовками, нельзя отнимать право рабочих на свободу слова и печати. Он призывал обеспечить всех школьным образованием и личной неприкосновенностью.
Однако, ни его мать Мария Морозова, ни основные пайщики Никольской мануфактуры, не стали на сторону Саввы. В марте 1905-го они собрали совещание и приняли решение уничтожить это послание. У Саввы началась депрессия, которая отягощалась глубоким нервным расстройством. Спустя месяц Мария Морозова сумела добиться созыва медицинского консилиума, в который входили известные врачи. Они тщательно изучили состояние Саввы и настоятельно рекомендовали ему продолжить лечение на курорте.
Незадолго до смерти Савва грустно сказал:
«У меня нет биографии. Я ведь не человек, я — фирма. Меня надо преподавать в университете по кафедре политической экономии.»
По настоянию медицинского консилиума, собранного его матерью, Морозов в мае 1905-го отправился сразу в Германию, а потом переехал в Канны. Его сопровождала жена и лечащий доктор. В личной жизни Саввы снова наступил мир и покой, он сблизился с супругой. Однако 26 мая его нашли застреленным в собственном номере престижной гостиницы «Ройяль-отель». Рядом с ним лежала записка, в которой предприниматель просил никого не винить в его смерти.
Христианская церковь запрещает погребать самоубийц по церковным канонам, поэтому родственникам Саввы пришлось заплатить много денег, прежде чем было получено разрешение на его достойное захоронение. Тело фабриканта привезли в Москву в закрытом металлическом гробу и похоронили на Рогожском кладбище на семейном участке, где покоятся останки четырех поколений династии Морозовых.
В знак уважения рабочие Никольской мануфактуры заказали на свои средства икону Саввы Стратилата, которая сейчас висит в церкви Рождества Богородицы села Нестерово под Орехово-Зуевым. На латунной табличке, прикрепленной к низу иконы, выбита надпись:
Сия святая икона сооружена служащими и рабочими в вечное воспоминание безвременно скончавшегося 13 мая 1905 незабвенного директора Правления, заведовавшего фабриками Товарищества, Саввы Тимофеевича Морозова, неустанно стремившегося к улучшению быта трудящегося люда.
Характеризуя С. Т. Морозова, его современники в один голос утверждали: это был человек большого ума. Человек удивительно тонкий, думающий, по словам князя С. А. Щербатова, — «умнейший из купцов». И к тому же — блестяще образованный. Щербатов писал:
«Грубый по внешности, приземистый, коренастый, с лицом типичного калмыка, Морозов поражал меня блеском ума и богатством заложенных в нем возможностей. Наизусть он цитировал целые страницы поэтов, обожал театр и щедрой рукой сыпал деньги на устройство нового первоклассного Художественного театра, которым славилась Москва».
Энциклопедические познания Морозова отмечал и Горький:
«Меня поразила широта интересов этого человека, и я очень позавидовал обилию его знаний».
Исчерпывающую характеристику Морозова дал публицист А. В. Амфитеатров:
«Он был из числа самых интересных людей, которых я знавал на своем веку: огромный ум, сильный характер, глубокая натура»
Интересные факты из жизни Саввы Морозова
1. Во время работы на Никольской мануфактуре Морозов контролировал все производственные этапы. Чтобы не зависеть от поставок из-за границы, он покупал в Средней Азии земли и выращивал на них собственный хлопок.
2. Савва Морозов развивал в России химическое производство. На фабриках в селе Всеволодо-Вильва Пермской губернии и на реке Иваке он выпускал разные реагенты: уксусную кислоту, древесный и метиловый спирт, ацетон, денатурат.
3. В усадьбе Покровское-Рубцово Морозов содержал конный двор. Ему принадлежали лучшие в России лошади: вороной рысак Ташкент и гнедая Наяда. Они участвовали в московских скачках и выигрывали призовые места.
4. Общие положения, которые Савва Морозов описал в докладной записке «О причинах забастовочного движения…», в 1905 году отразил председатель Комитета министров Сергей Витте в государственных документах. Среди них — царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» и первый закон о профсоюзах «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий». Эти законодательные акты объявляли свободу слова, собраний, союзов.
5. Через два года после смерти Морозова, жена продала особняк на Спиридоновке предпринимателю Михаилу Рябушинскому. Архитектурные детали здания в неоготическом стиле совпадают с описанием дома Маргариты из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Часть исследователей считает, что именно здесь автор «поселил» героиню.
6. Морозов стал прототипом персонажей во многих произведениях Горького, среди которых — «Егор Булычов и другие», «Дело Артамоновых». Их герои тоже занимались меценатством и помогали революционерам.
7. Родственники Морозова по линии Абрамовичей в конце ХIХ века собирали произведения европейских импрессионистов. В коллекции Ивана и Михаила Морозовых были работы Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Пабло Пикассо и многих других художников.
8. О жизни Саввы Морозова снимали фильмы российские режиссеры. В ленте 1967 года «Николай Бауман» купца сыграл Ефим Копелян, а в исторической драме «Красный дипломат. Страницы жизни Леонида Красина» — литовский актер Донатас Банионис. В 2007 году на экраны вышел сериал «Савва Морозов», а через четыре года режиссер Владимир Фатьянов снял документальный фильм «Роковая любовь Саввы Морозова». В него вошли документы и фотографии из архива семьи.
О Савве Морозове:
1. Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М., 1999. С. 518.
2. Олсуфьев Д.А. Революция: Из воспоминаний о девятисотых годах и об моем товарище Савве Морозове, ум. 1905 г. // Возрождение. 1931. 31 июля (N 2250). С. 5.
3. Зилоти В.П. В доме Третьякова. М., 1998. С. 51.
4. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма. М., 1989. С. 124.
5. Красин Л.Б. Дела давно минувших дней: Воспоминания. М., 1934. С. 93.
6. Красин Л.Б. Большевики в подполье. М., 1932. С. 50-51.
7. Амфитеатров А.В. Из литературных воспоминаний // Руль. 1922. N 552. 22 (9) сентября. С. 2.
8. Комаровская Н.И. Виденное и пережитое: Из воспоминаний актрисы. Л.-М., 1965. С. 61.
9. Подробнее см.: Федорец А.И. Савва Морозов. М., 2013.
10. См.: Серебров А. Время и люди: Воспоминания (1898-1905). М., 1960. С. 211-216.
11. Алданов М. Самоубийство: Исторический роман. М., 1993. С. 69.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Все материалы использованы из открытых источников.