
«…Моя жизнь навсегда связана с авиацией. Без неба я жить не могу. Продолжаю совершенствовать свое летное мастерство на современных отечественных самолетах, мечтаю о том, что, может быть, мне доведется поднять мирный летательный аппарат в космические дали» — писал в 1969 году в своих мемуарах прославленный ас.
Уважаемые читатели!
Иван Никитович Кожедуб – самый успешный пилот времен Великой Отечественной войны еще до ее окончания стал легендой советской и мировой истребительной авиации.
Иван Никитович родился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка Черниговской губернии (ныне Сумская область) Украины. Иван был младшим, пятым ребенком в семье. От отца перенял жажду приобретения новых знаний и в раннем возрасте научился читать, а от матери унаследовал способности к рисованию. «Рисование выработало у меня глазомер, зрительную память, наблюдательность. И эти качества пригодились мне, когда я стал летчиком».
В тринадцатилетнем возрасте научился поднимать и выжимать одной рукой двухпудовую гирю. С детства Ваня увлекался спортом, предпочитая гимнастику и тяжёлую атлетику. Отец часто ругал его за изрытый гирями двор. Но в результате физических занятий будущий защитник Отечества выработал великолепный вестибулярный аппарат и выносливость. Позднее, участвуя в многочисленных воздушных боях, не раз убеждался, какое огромное значение для летчика имеет физическая подготовка.
Резкие снижения с большой высоты на малую, минутные перегрузки, от которых порой темнеет в глазах, — все это легко переносит физически закаленный человек. Иногда в бою, выполняя каскад фигур, на мгновение теряешь сознание. Придешь в себя, сейчас же включаешься в боевую обстановку и снова действуешь на любой высоте, при любой скорости, в любом положении
С детства Кожедуб хотел связать себя с военной службой. Впоследствии окончил химико-технологический техникум и Шосткинский аэроклуб, где освоил самолет По-2 и совершил несколько парашютных прыжков. Обучаясь в техникуме, Иван записался в клуб Осоавиахима. В то время в СССР был очень популярен лозунг «Молодёжь – на самолёт!», тысячи парней и девушек просто бредили небом. Загорелся мечтой об авиации и Кожедуб. Увлекался черчением — приобрел навыки, которые потом очень ему пригодились при освоении боевого самолета.
В 1940 году после призыва в ряды Красной Армии Иван настоял на том, чтобы его направили в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. Учился с огромным желанием: изучал вопросы тактики, конспектировал описания воздушных боёв, вычерчивал схемы и летал до самозабвения. Одно расстраивало: огневая подготовка давалась Кожедубу с трудом. Инструктор мотивировал курсанта примером первопроходца полярного неба Валерия Чкалова, который был кумиром для молодёжи. Он уже блестяще пилотировал, но стрелял неважно. Молодой офицер откровенно рассказал об этом командиру части и начал усиленно тренироваться. Валерий Павлович достиг замечательных результатов: вышел на первое место по всем видам стрельбы. Осенью 1940 года он успешно окончил авиашколу и как один из лучших курсантов был оставлен инструктором в учебном заведении.
С первых дней войны сержант Кожедуб заваливает начальство рапортами с просьбой о переводе в действующую армию, но каждый раз получает один и тот же ответ: «Ваш долг – готовить пилотов для Красной Армии. Фронт несёт большие потери». В конце 1941 года училище перевели в Чимкент, в Казахстан. Только через год лётчик добился своего. Он был зачислен в 240-й истребительный авиаполк. И уже в марте 1943 года совершил свой первый боевой вылет, который закончился неудачно: его истребитель Ла-5 в бою получил повреждения, а при возвращении на родной аэродром был еще и обстрелян своей же зенитной артиллерией. Чудом спас свой самолет и себя.

В июне 1943 года младший лейтенант Кожедуб стал старшим летчиком, затем командиром звена, в августе получил звание лейтенанта и был назначен командиром эскадрильи. Каждый вылет, каждый бой стал для него уроком, из которого он извлекал пользу. Свои размышления и расчёты Иван заносил в дневник. Вечерами после полётов он часами рисовал и дотошно разбирался в схемах воздушного боя, анализировал сильные и слабые стороны противника. Многие даже посмеивались над «уроками рисования» Кожедуба. Однако, когда счёт сбитых самолётов неумолимо пополз вверх, смешки как-то сами по себе прекратились. С каждым боевым вылетом повышалось лётное мастерство офицера. Множились и его победы.
Благодаря постоянной работе над ошибками Иван быстро научился делать противозенитный манёвр, совершать короткие удары в вертикальной плоскости. 23 июля он был удостоен первой награды – ордена Боевого Красного Знамени.
Первым серьезным испытанием для него стала Курская битва. Летчики совершали по нескольку вылетов в день. 6 июля будущий ас сбил первый самолет противника — пикирующий бомбардировщик «Юнкерс».
В первые дни боев на Курской дуге я понял, что воздушный бой — это действительно испытание морально-боевых и физических качеств бойца, это величайшее напряжение нервов.
Самой же удачной в боевой биографии аса стала дата 2 октября 1943 года, когда он лично уничтожил три юнкерса и один мессершмитт.
4 февраля 1944 года старшему лейтенанту Ивану Кожедубу, сбившему к тому времени 20 немецких самолётов, было присвоено звание Героя Советского Союза. Через несколько месяцев ему торжественно передали новый истребитель Ла-5ФН – именной самолёт, построенный на личные сбережения пчеловода Василия Конева из колхоза «Большевик» Сталинградской области. Машина носила имя односельчанина и однофамильца Конева – командира 21-го гвардейского истребительного авиаполка Героя Советского Союза гвардии подполковника Георгия Николаевича Конева, погибшего в неравном воздушном бою в декабре 1942 года. На этом самолёте за семь дней боёв в небе Румынии Кожедуб сбил восемь вражеских машин.
В боевой характеристике за 1943 год указывалось, что он успешно выполнил 173 боевых задания, провел 52 воздушных боя, в которых лично сбил 25 самолетов противника. В феврале 1944-го за лично сбитые самолеты противника и за проявленный героизм в бою Кожедубу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В августе 1944-го за победы в воздушных сражениях истребитель-ас был удостоен второй Звезды Героя, получил капитанские погоны и назначен на должность заместителя командира 176-го гвардейского полка. Согласно документам, к январю 1945 года лётчик сбил 48 самолётов противника.
В середине февраля 1945 года в бою над Одером Иван одним из первых в мире уничтожил новейший реактивный истребитель-бомбардировщик люфтваффе Me-262.
Малоизвестный факт: в самом конце войны Кожедуб пополнил свой боевой счёт ещё и двумя американскими истребителями Ф-51 «Мустанг», которые по ошибке попытались атаковать его над Берлином, но были немедленно сбиты при отражении атаки.
Взыскательный и требовательный к себе, неистовый и неутомимый в бою, феноменально выносливый, Кожедуб был идеальным воздушным бойцом, инициативным и исполнительным, дерзким и расчётливым, отважным и умелым. «Точный манёвр, ошеломляющая стремительность атаки и удар с предельно короткой дистанции», – так прославленный лётчик определял основу воздушного боя. Впрочем, сам он, будучи отличным снайпером, предпочитал атаковать противника с 200–300 метров, редко, по обстоятельствам, сближаясь на более короткую дистанцию. Все его полёты представляли собой каскад всевозможных манёвров – разворотов и змеек, горок и пикирований. Движения Кожедуба были отработаны до автоматизма – он поражал цель из любых положений самолёта. Причём всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и не подставлялся сам. За всю войну мастер наступательного поединка ни разу не был сбит, хотя нередко его машины получали серьёзные повреждения.
День Победы доблестный лётчик встретил в советской столице. К тому времени благодаря прессе, в том числе и нашей газете «Красная звезда», Кожедуб уже был известен всей стране. Увидев Героя на улице, люди подхватывали его на руки и качали под восторженные возгласы: «Ура сталинским соколам! Ура советской авиации!».
По окончании Великой Отечественной войны продолжил службу в Военно-воздушных силах, освоил реактивный истребитель МиГ-15, воевал в Корее. В 1985 году ему было присвоено звание маршала авиации.
Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелёгкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года.
Имя легендарного аса золотыми буквами вписано в историю отечественной авиации, а судьба Героя служит нравственным ориентиром для россиян. Иван Кожедуб по-прежнему остаётся примером для тех, кто хочет покорять небо, стать таким же, как и он, рыцарем без страха и упрёка.
Спасибо за внимание!