Дорогие читатели и гости нашего блога!
Сегодня, 8 июня, исполняется 100 лет со дня рождения легендарного военного летчика, Маршала авиации, трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба. Мы подготовили к этому славному юбилею исторический сюжет мужества «В военном воздухе суровом…».
Советский военный деятель, воздушный боец и командир, офицер, беззаветно преданный своему делу, Иван Кожедуб – один из наиболее талантливых советских летчиков-истребителей.
Иван Никитович Кожедуб ни разу не был сбит во время Великой Отечественной войны, и хотя его подбивали, он всегда сажал свой самолёт. На счету Кожедуба также есть и первый в мире реактивный истребитель, немецкий Ме-262. В общей сложности за время войны он совершил 330 боевых вылета. В этих вылетах было уничтожено 64 вражеских самолёта.
У каждого лётчика – аса свой, присущий только ему одному, почерк в небе. Был он и у Ивана Кожедуба – человека, в характере которого гармонично сочетались мужество, отвага и исключительное хладнокровие. Он умел точно и быстро взвесить обстановку, мгновенно найти в сложившейся ситуации единственно верный ход.
Машиной он владел виртуозно, мог управлять ею даже с закрытыми глазами. Все его полёты представляли собой каскад всевозможных маневров – разворотов и змеек, горок и пикирований. Всем, кому приходилось летать с Кожедубом ведомым, нелегко было удержаться в воздухе за своим командиром. Кожедуб всегда стремился отыскать противника первым. Но при этом и «не подставиться» самому. Ведь в 120 воздушных схватках он ни разу не был сбит!
Иван Никитович Кожедуб родился в большой крестьянской семье на Украине в деревне Ображиевка Черниговской губернии. Он был самым младшим ребенком, имел трех старших братьев и сестру. Датой рождения официально принято считать 08 июня 1920 года, но, как известно, он добавил себе два года, которые были нужны для зачисления в техникум. Настоящей датой рождения Ивана Кожедуба является 06 июля 1922 года.
Родители Кожедуба жили бедно, мать сильно хворала — постоянная нужда подорвала здоровье: она умерла в 1936 году. Отец брался за любую работу, чтобы прокормить семью: работал на полях, нанимался рабочим к помещикам. Детей он воспитывал в строгости, старался привить им такие качества, как упорство, трудолюбие и исполнительность. С малых лет Иван помогал родителям по дому, сажал фруктовые деревья, смотрел за скотом, приносил воду из колодца, ходил в лес за дровами.
Именно отец привил Ване любовь к литературе: книгам Гоголя, Толстого, Чехова, Никита Илларионович даже сам сочинял стихи.
В 10 лет Ваня Кожедуб чуть не утонул в реке. Если бы не старший брат Александр, великого летчика мы могли бы и не узнать.
Когда Ваня пошел в школу, он уже умел писать и читать. Учился он хорошо, но школу посещал с перерывами, поскольку по окончании первого учебного года отец отправил его в соседнюю деревню работать подпаском.
В 1934 году Иван Кожедуб окончил семилетнюю школу и в 14 лет поступает в школу рабочей молодежи. До этого была попытка поступить в духовой оркестр, который располагался в воинской части в Шостке, однако Иван был слишком мал по возрасту.
Он всегда любил заниматься спортом, а в 13-летнем возрасте научился выжимать одной рукой двухпудовую гирю.
Ивана одновременно увлекали техника, педагогика и рисование. Отец мечтал, чтобы сын стал художником и с удовольствием показывал картины Ивана односельчанам.
Перед поступлением в химико-технологический техникум в 1934 году Иван Никитович успел поработать в библиотеке. На этой работе молодой Иван получил представление о мире книг. И, как водится, свою первую зарплату принес домой, купив конфет и хлеба.
1938 год стал переломным в судьбе юноши – тогда он начинает посещать Шосткинский аэроклуб Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМа), где обучали азам авиационной премудрости. У Кожедуба появилась возможность заниматься планеризмом и летать на биплане У-2, «учебной парте» и первом самолёте, в карьере каждого лётчика 30-х – 40-х годов прошлого века.
Весной 1939 года произошел первый его полет, который оставляет большое впечатление.
В начале 1940 года Иван с отличием закончил аэроклуб и был призван в ряды ВВС Красной Армии на срочную службу. Его отправили в одно из крупнейших военных авиационных училищ страны – Чугуевское, расположенное недалеко от Харькова. Сначала инструктор Кожедуба в Чугуевской школе пилотов охарактеризовал Кожедуба как «немного медлительного». Зато на следующих курсах он стал первым, кого допустили к самостоятельным полетам. Как одного из лучших курсантов его оставляют на должности инструктора.
После начала Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и все училище переводят в Казахстан, но после многочисленных рапортов, осенью 1942 года его отправляют в Москву. Здесь он попадает в 240 истребительский авиаполк под командование Игнатия Солдатенко.
Первый боевой вылет Иван Кожедуб совершил 26 Марта 1943 года на самолете Ла-5. Он был неудачным — во время атаки на пару Bf.110 его «лавочкин» был поврежден «мессером», а затем обстрелян зенитной артиллерией советской ПВО. Кожедуб сумел довести машину до аэродрома, но восстанавливать ее уже не стали…
Следующие вылеты он совершал на старых самолетах и только месяцем позже получил новый Ла-5, пятибачный вариант, с надписью на борту «Имени Валерия Чкалова» и бортовым номером «75». Целая эскадрилья таких машин была построена на средства собранные земляками великого летчика.
Курская дуга. 6 июля 1943 года. Именно тогда 23-летний пилот открывает свой боевой счет. В том поединке на его вооружении было, пожалуй, лишь одно – отвага. Он мог быть подбит, мог погибнуть. Но вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолетами, молодой летчик одерживает первую победу – сбивает пикировщик Ju.87. На другой день он одерживает новую победу. 9 Июля Иван Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя Вf.109. Так зарождалась слава выдающегося советского летчика, так к нему приходил опыт.
6 августа 1943 года Иван Никитович Кожедуб получает свою первую награду – орден Боевого Красного Знамени.
В это же время он сам начинает командовать эскадрильей.
К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го ИАП старший лейтенант Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолетов противника. Он уже на равных дерется с немецкими асами. В его активе — смелость, хладнокровие, точный расчет. Технику пилотирования Кожедуб умело совмещает с ведением огня, но перед ним — еще широкое поле шлифовки боевых приемов.
В боях за Днепр летчики полка, в котором воюет Кожедуб, встретились с асами Геринга из эскадры «Мельдерс» и выиграли поединок. Увеличил свой счет и Иван Кожедуб. Лишь за 10 дней напряженных боев он лично сбил 11 вражеских самолетов.
Осенью 1943 года его отправляют в тыл, впереди предстояли горячие тяжелые бои, нужно было восстановить силы.
После возвращения на фронт он решает поменять свою тактику, остановившись на бреющем полете, что требовало мужества и большого мастерства.
7 Ноября 1943 года он был награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за 26 лично сбитых вражеских самолета. 4 Февраля 1944 года ему присвоено звание Героя Советского Союза.
В Мае 1944 года командир эскадрильи Капитан Кожедуб получил новый Ла-5ФН — подарок колхозника В.В.Конева. Он внес свои деньги в фонд Красной Армии и попросил построить самолет имени своего племянника, подполковника Конева, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена и машину передали Кожедубу.
Это был отличный истребитель облегченного типа с номером «14» и надписями, выведенными белым с красной окантовкой: на левом борту — «Имени Героя Советского Союза Подполковника Конева Г.Н.», на правом — «От колхозника Конева Василия Викторовича».
На этой машине Кожедуб сбил 8 самолетов противника, доведя счет своих побед до 45. Сбил он и несколько известных немецких асов. Так, через несколько дней после получения самолета, на участке действия полка появилась группа немецких «охотников» на машинах, разрисованных черепами и костьми, драконами и прочими эмблемами в эдаком виде. На них летали асы, одержавшие немало побед на Западном и Восточном фронтах. Особенно выделялась одна пара – с черепами и костьми на фюзеляжах. В активный бой они не вступали, предпочитая действовать со стороны солнца, обычно сзади сверху. Выполнив атаку, как правило, быстро скрывались.
В одном из вылетов Кожедуб вовремя заметил приближение со стороны солнца пары «охотников». Мгновенно развернувшись на 180 градусов, он бросился в атаку. Ведущий вражеской пары лобовой атаки не принял и ушел разворотом вверх — на солнце. Ведомый же, не успев повторить маневр своего командира, поздно начал делать боевой разворот и подставил борт своего Fw.190 под удар «лавочкина». Мгновенно вписав в прицел фюзеляж вражеской машины, с намалеванными черепами и костьми, Кожедуб хладнокровно расстрелял его…
После перевода Кожедуба в другой полк, на «именном» Ла-5ФН воевал сначала Кирилл Евстигнеев, закончивший войну с 53 личными и 3 групповыми победами и ставший Дважды Героем Советского Союза, а затем – Павел Брызгалов, одержавший на этой машине 12 побед и ставший к концу войны Героем Советского Союза.
В июле 1944 года Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го ГвИАП. Этот полк, первым в Советских ВВС, в августе 1944 года перевооружили на новейшие истребители Ла-7. С сентября 1944 года, уже в Польше, на левом крыле 1-го Белорусского фронта Иван Кожедуб ведет бои способом «свободной охоты». Сначала он получил трехпушечный вариант истребителя, а затем пересел на обычный двухпушечный. Именно этот самолет с бортовым номером «27», на котором Иван Кожедуб одержал 17 последних побед, сейчас является украшением коллекции Монинского музея авиации.
К середине 1944 года Гвардии Капитан Кожедуб довел счет боевых вылетов до 256 и сбитых самолетов противника до 48.
19 августа 1944 года он был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
В конце сентября 1944 года по приказу командующего ВВС Маршала А. А. Новикова в Прибалтику для борьбы с истребителями — «охотниками» противника была направлена группа летчиков под командованием Ивана Кожедуба. Ей предстояло действовать против группы асов под командованием Майора Хельмута Вика, за которым числилось, если верить немецкой пропаганде, 130 побед. Так сошлись друг против друга советская и немецкая школы истребителей-«охотников». В течение всего лишь нескольких дней боев наши летчики сбили 12 самолетов противника, потеряв лишь два своих. Три победы записал на свой счет Кожедуб. Потерпев столь сокрушительное поражение, немецкие «охотники» были вынуждены прекратить активные полеты на данном участке фронта.
Зимой 1945 года полк продолжал вести напряженные воздушные бои. 12 Февраля шестерка «лавочкиных» провела тяжелый бой с 30 вражескими истребителями. В этом поединке наши летчики добились новой победы — сбили 8 Fw.190, из них 3 – на счету Кожедуба. Наши потери – одна машина
19 Февраля 1945 года, в бою над Одером, Кожедуб вписывает в свою биографию важный штрих – уничтожает реактивный самолет Me.262 (WNr.900284.), однако точно установить принадлежность самолета к какому — либо подразделению на сегодня невозможно.
17 апреля, в пятом за день вылете, над столицей Германии, он одержал свои последние победы – сбил 2 Fw.190.
В апреле 1945 великим летчиком-истребителем были сбиты его последние 2 самолета противника.
К концу Великой Отечественной войны Иван Кожедуб был уже майором, на его счету было 62 сбитых самолета и 330 боевых вылетов и 120 боев в воздухе.
За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу 18 Августа 1945 года ему было присвоено звание Трижды Героя Советского Союза.
Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одаренным, талантливым человеком, в то же время неизменно проявлял великую скромность. Он, например, никогда не записывал на свой счет сбитый самолет противника, если сам не видел, как тот упал на землю. Даже не докладывал.
– Ведь загорелся же немец! Все видели, – говорили летчики после возвращения на свой аэродром.
– А вдруг он до своих дотянет, – возражал в ответ Кожедуб.
Как и многие другие наши летчики, Кожедуб никогда не заносил на свой счет и самолеты, уничтоженные совместно с новичками. Вот один из примеров классической групповой победы, приведенный в его книге «Верность Отчизне»: «Август 1943 года… Мы получаем приказ немедленно вылететь на отражение большой группы вражеских самолетов. Наша десятка в воздухе. Впереди вижу не менее 40 пикировщиков Ju.87 в сопровождении Bf.109. Прорвавшись сквозь истребительный заслон атакуем «юнкерсы». Захожу одному в хвост, открываю огонь и вгоняю его в землю… Вскоре «юнкерсы» улетают, но приближанется новая группа –около 20 бомбардировщиков Не.111. В паре с Мухиным атакуем неприятеля.
Передаю ведомому: – Берем к клещи крайнего, – с двух сторон заходим к бомбардировщику. Дистанция подходящая. Командую – Огонь! Заработали наши пушки. Самолет врага загорелся, начал падать, оставляя за собой шлейф дыма…» (по возвращении на аэродром, этот самолет был записан на счет Василия Мухина).
И таких вот «подачек» в активе Кожедуба было не менее 5. Таким образом, реальное число уничтоженных им самолетов противника значительно больше, нежели официально значится на его личном счету.
К 62 немецким самолетам официально сбитым И.Н. Кожедубом в годы Великой Отечественной войны, следует прибавить и 2 американских истребителя, сбитых им в самом конце войны. В апреле 1945 года заградительной очередью Кожедуб отогнал пару немецких истребителей от американского В-17, но был атакован истребителями прикрытия, открывшими огонь с большой дистанции. С переворотом через крыло Кожедуб стремительно атаковал крайнюю машину. Тот задымил и со снижением пошел в сторону наших войск (пилот этой машины вскоре выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился). Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения, Кожедуб атаковал и ведущего – тот взорвался в воздухе. Несколько позже ему удалось рассмотреть белые звезды на незнакомых машинах – это были «Мустанги». Однако все обошлось и Кожедуб, благодаря командиру полка Павлу Чупикову, не пострадал.
После войны гвардии майор продолжил службу в ВВС, в 1949 году окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а в 1956 году – Академию Генштаба.
В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, осваивая реактивные МиГи-15.
Конец 1946 года внес изменения и в личную жизнь Ивана Кожедуба. Возвращаясь вечером в подмосковное Монино на электричке, Иван встретил десятиклассницу Веронику, которая вскоре стала его женой, верным и терпеливым спутником всей жизни, главным адъютантом и помощником, как сам Иван Никитович ее называл. У браке у них было двое детей: сын и дочь.
О личной жизни Кожедуба известно немного, и тому есть объяснение: его подлинной личной жизнью, по утверждению близких, была и оставалась авиация. Но кое-что можно узнать из рассказов сына прославленного летчика, Никиты Ивановича, капитана I ранга запаса.
Так стало известно, что первое знакомство в электричке могло стать для обоих молодых людей последним. Веронике молодой офицер сначала не понравился, показался неприглядным из-за невысокого роста и украинского акцента. Но, прохладно расставшись, молодые люди через некоторое время снова встретились в той же электричке. Иван взял инициативу в свои руки и уговорил Веронику пойти с ним на танцы в гарнизонный клуб.
Дело было зимой, под самый Новый год. Кожедуб встретил Веронику в летном реглане, надетом поверх кителя. Пока они шли по территории части к клубу, девушку удивило, что все офицеры, даже старше по званию, отдавали Ивану честь. Думала: что за майор такой, если ему даже полковники честь отдают и вытягиваются по стойке смирно. Дело в том, что отдавать честь и выполнять команду «Смирно!» перед Героем Советского Союза даже старших по званию чинов обязывали военные правила, учрежденные Иосифом Сталиным (при Хрущеве эти правила были отменены). Но Иван не признавался ей, в чем секрет, пока не зашли в клуб.
После танцев было застолье, где Кожедуб, по сложившейся в части традиции, представил свою избранницу офицерам. Потом рассказывал Веронике, как товарищи подходили к нему и шептали на ухо: «Ну, Иван, выбор одобряю».
Новый, 1947 год молодые люди уже встречали вместе. А утром 1 января в поселковом совете Монино их быстро, без свидетелей, расписали. С тех поры Кожедубы прожили душа в душу почти пятьдесят лет.
Главной движущей силой семьи Кожедубов всегда была только любовь. Дети не помнили, чтобы родители хоть раз обидели друг друга. Зато помнили, что из каждой поездки папа обязательно привозил подарки не только им, но и маме. Во всех домашних делах Иван Никитович полагался на жену и старательно скрывал от неё опасности своей профессиональной жизни – берёг супругу. Свою жену Веронику Иван Кожедуб называл своей четвертой звездой героя.
Помимо Великой Отечественной войны, Иван Кожедуб поучаствовал и в Корейской. Во время войны в Корее (1951-1952) Кожедуб командовал там дивизией, летчики которой одержали 216 воздушных побед. Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации и подготовке ВВС КНР.
Тогда американцы начали использовать свой новый самолет F-86 «Сейбр», который превосходил наши МиГ-15. Тогда Иван Кожедуб командовал 324-й истребительной дивизией, которая получила приказ «добыть самолет». Приказ даже перевыполнили – в Москву «поехали» аж два «американца».
С 1958 года он занимал должность Первого заместителя командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Части, которыми руководил Кожедуб, всегда отличались высокой подготовкой и низким уровнем аварийности.
С летной работы он ушел в 1970 году и в последующие годы служил в центральном аппарате ВВС и в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны.
В 1985 году Кожедубу было присвоено высшее воинское звание Маршал авиации.
Все это время Кожедуб также вел большую общественную работу. Он был депутатом Верховного Совета СССР, Членом Президиума ЦК ДОСААФ, председателем или президентом десятков различных обществ, комитетов и федераций, много выступал, проводил встречи, давал интервью… Он автор книг «Служу Родине», «Верность Отчизне» и других.
Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам. Иван Никитович Кожедуб был похоронен на Новодевичьем кладбище.
Перед входом в Зал Славы Музея Победы, где на 72 мраморных белоснежных пилонах увековечены имена 11 тысяч 802 человек — Героев Советского Союза и Российской Федерации (получивших это звание после 1991 года) установлены два бюста прославленных советских лётчиков – трижды Героев Советского Союза, маршалов авиации Александра Покрышкина и Ивана Кожедуба.
Иван Кожедуб является примером мужественности и самоотверженности для последующих поколений. Его отвага, патриотизм, постоянное желание изучать новое, ораторское мастерство, – вселяли во многих солдат глубокое уважение и стремление к моральному росту.
Книги И. Н. Кожедуба:
Кожедуб, И. Н. Верность Отчизне. Ищущий боя / И. Н. Кожедуб. – Москва: Детская литература, 1969.
Кожедуб, И. Н. Друзья-однополчане / И. Н. Кожедуб. – Москва: Детская литература, 1975. Праздник Победы: Рассказ о дне 9 Мая
Кожедуб, И. Н. Праздник Победы: Рассказ о дне 9 Мая / И. Н. Кожедуб. – Москва: Детская литература, 1963.
Кожедуб, И. Н. Служу Родине. Рассказы лётчика / И. Н. Кожедуб. – Москва: Воениздат, 1950. Кожедуб, И. Н. Три сражения / И. Н. Кожедуб. – Москва: Воениздат, 1945.
Подробнее о жизни и легендарной военной карьере Ивана Кожедуба вы можете почитать статьи:
8 июня исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Кожедуба. – Режим доступа: https://poraionu.ru/news/june-8-marks-the-100th-anniversary-of-the-birth-of-ivan-kozhedub/
Габель, Е. Победивший страх: 10 малоизвестных фактов об Иване Кожедубе /Е. Габель. – Режим доступа: https://tvzvezda.ru/news/vstrane_i_mire/content/201806081658-qzqx.htm
Кожедуб Иван Никитович. – Режим доступа: https://voinskayachast.net/history/istoricheskie-lichnosti/kozhedub-ivan-nikitovich Лётчик-ас Кожедуб Иван Никитович – трижды Герой СССР. Подвиги и личная жизнь. – Режим доступа: https://pomnisvoih.ru/geroi-i-ih-podvigi/lyotchiki-geroi/kozhedub-ivan-nikitovich.html
Видео
Видеоролик, посвященный И.Н. Кожедубу
Документальный биографический фильм с игровыми реконструкциями, посвящённый 90-летию Ивана Никитовича Кожедуба — «Тайны века. Две войны Ивана Кожедуба». 10 мая 2010, Первый канал
Иван Кожедуб
Кожедуб Иван Никитович
Иван Кожедуб – первый среди асов
Легенды армии – Иван Кожедуб
Благодарим за внимание!