
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
Сергей Бондарчук родился 25 сентября 1920 года в селе Белозёрка, сейчас это Херсонская область Украины. Его мать Татьяна Бондарчук работала в колхозе, а отец Федор Бондарчук был рабочим. Спустя несколько лет после рождения сына семья переехали в Таганрог, а затем в Ейск. Еще в школе будущий режиссер мечтал стать актером и играть в театре. Он посещал драматический кружок и участвовал в ученических спектаклях.
В 1938 году Сергей Бондарчук закончил школу. Отец хотел, чтобы он стал инженером, однако Бондарчук решил поступить в театральный институт. Родителям было сложно смириться с выбором сына, в какой-то момент Сергей рассорился и перестал общаться с отцом. И все-таки выбор юноши приняли, попросив только, чтобы он стал актером драматическим, «а не каким-нибудь комедиантом». Он отправился в Москву и подал документы в Московское театральное училище при Театре Революции (сейчас Московский академический театр имени Владимира Маяковского). Он не смог поступить, но домой возвращаться не стал, а поехал в Ростов-на-Дону. В местном театральном училище уже закончились вступительные экзамены, но для Бондарчука сделали исключение. Он получил высшую оценку от преподавателя актерского мастерства Алексея Максимова и стал студентом Ростовского театрального училища. Там будущий режиссер отлично учился и параллельно играл в местном театре.
Закончить театральное училище Сергей Бондарчук не успел — в 1941 году началась Великая Отечественная война. В 1942 году Сергея Федоровича призвали на фронт. Будущий режиссер и актер прошел всю войну, участвовал в боях на Северном Кавказе: под Грозным, Армавиром, Моздоком. После победы еще служил под Москвой. Демобилизовался только в 1946 году ради учебы и мечты о кино.
В 1947 году во ВГИКе объявили дополнительный набор в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Будущий режиссер пришел на прослушивание и прочитал отрывок из поэмы Николая Гоголя «Мертвые души». За выступление он получил отличные оценки от приемной комиссии и был зачислен на третий курс института.
Актриса Клара Лучко, присутствовавшая при прослушивании, вспоминает:
«Он прочитал нам гоголевскую «Птицу-тройку» и заворожил своим голосом: с переливами, с оттенками. Я бы сравнила его голос с хорошим вином, которое достаточно понюхать, и от одних ароматов может закружиться голова, недаром же дегустаторы говорят: букет. А у Серёжи Бондарчука такой «букет» в голосе был. Богатство, красота интонаций и глубина глаз притягивали к нему мгновенно, ему, казалось, и делать, играть ничего не надо — просто сказать фразу, посмотреть, и сразу веришь ему, попадаешь в плен его личностного обаяния. А ведь он человек нелюдимый, из породы молчунов, на вопросы отвечал односложно, больше бурчал».
На курсе Сергей Бондарчук был одним из лучших студентов. Часто его приглашали играть в студенческих спектаклях и выступать на отчетных концертах.
Сергей Герасимов решил экранизировать роман Александра Фадеева «Молодая гвардия». На роль одного из членов одноименной организации Бондарчук не подходил по возрасту. Однако Герасимов разрешил своему студенту самому выбрать любую другую роль в картине.

После «Молодой гвардии» Сергея Бондарчука стали звать в кино. Поначалу он снимался только в эпизодах, но в 1950 и 1951 годах он исполнил главные роли в картинах «Кавалер Золотой Звезды» и «Тарас Шевченко». За второй фильм в 1952 году он получил Сталинскую премию первой степени и звание народного артиста СССР.
Василий Лановой писал:
«Раскрытием на экране образа Тараса Григорьевича Шевченко Бондарчук заявил себя как победитель и сразу вошёл в золотой фонд нашего киноискусства».
В 1952 году Сергею Фёдоровичу присуждают звание народного артиста СССР. Протекцию ему составил лично Иосиф Сталин, впечатлённый актёрским мастерством. Именно поэтому заслуженный артист РСФСР Сергей Бондарчук, минуя звание «Народный артист РСФСР», сразу получил статус «Народный артист СССР».
В 1956 году Михаил Шолохов опубликовал в газете «Правда» рассказ «Судьба человека». Вскоре Сергея Бондарчука пригласили озвучить его для программы Всесоюзного радио. Исполнение артиста услышал сам Шолохов и прислал Бондарчуку телеграмму, в которой написал: «Теперь я не представляю другого артиста, который мог бы так прочесть: вы прочитали лучше, чем я написал». В это время Бондарчук как раз решил попробовать себя в режиссуре. Он искал подходящий сценарий и в конечном итоге решил остановиться на «Судьбе человека».

Бондарчук долго не мог получить разрешение на съемки. В Союзе кинематографистов его считали хорошим актером, но не думали, что он сможет сам снять достойный фильм. Однако вскоре режиссер получил разрешение и в июле 1958 года приступил к съемкам. Отсняли картину быстро — всего за семьдесят четыре дня. Главную роль в «Судьбе человека» исполнил сам Бондарчук.
Человек из плазмы людской – той, которая побеждает любую тьму, наползающую на страну — Андрей Соколов поражал смесью мужества и такта, стойкости и застенчивости. Сколько же красок было в актерской палитре Бондарчука, и не найти одной, превалирующей — все сильны.
Об этом фильме С. Герасимов писал: «Судьба человека» произвела на меня чрезвычайное впечатление как произведение необыкновенной зрелости для режиссёрского дебюта. Он прошёл войну, имел к ней определённое человеческое отношение и всё это сумел вложить в свою первую картину. Поэтому глубина некоторых сцен необыкновенна. Невозможно забыть, скажем, эпизод (к слову сказать, великолепно снятый В. Монаховым): аппарат взмывает кверху, и маленький человек, бежавший из концлагеря, остаётся лежать в траве, как в седых волосах земли, хозяин её и одновременно предмет охоты — ведь с собаками его ищут… В Соколове Бондарчука было необычайно сильно выражено духовное начало советского человека, для которого чувство свободы органично, естественно, необходимо и которому пришлось столько пережить во имя защиты этой свободы».
Одна из крупнейших английских газет, предваряя знакомство кинозрителей с «Судьбой человека», написала: «Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во Второй мировой войне, посмотрите этот фильм».
Фильм вышел на экраны в следующем 1959 году и стал очень популярным. Его посмотрело около 40 миллионов человек. На советских и международных кинофестивалях «Судьба человека» удостоилась наград, среди которых призы на конкурсах в Москве, Мельбурне и Сиднее. В 1960 году за эту ленту Сергей Бондарчук получил Ленинскую премию.

Одним из главных достижений режиссера стало создание киноэпопеи «Война и мир», где он также исполнил роль Пьера Безухова. Если за пределами кадра Бондарчук рвал и метал, как великий полководец на поле брани, то перед камерой он исполнял кроткую и миролюбивую роль Пьера Безухова. Очень много сил и труда режиссер вложил в работу над «Войной и миром»: съемки заняли шесть лет. Фильм получил «Оскар», «Золотой глобус» и главный приз ММКФ. Дважды во время работы над киноэпопеей «Война и мир» Сергей Бондарчук переживал клиническую смерть. Первый раз в июле 1964 года, когда шли павильонные съёмки. Второй сердечный приступ был в июне 1965-го, когда первые две серии спешно готовились к премьерному показу в Кремлёвском Дворце съездов. 14 марта 1966 года в кинотеатре «Россия» состоялась премьера первой серии фильма «Война и мир: Андрей Болконский». В прокате 1966 года она собрала аудиторию в 58 миллионов зрителей.
Во время работы над фильмом создатели прибегали к новаторским приёмам. Съёмки некоторых сцен Бородинского сражения велись с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге длиной 120 метров, протянутой над полем. Пролетая на высоте, камера снимала «с летящего пушечного ядра». Для погружения в атмосферу первого бала Наташи Ростовой оператор Анатолий Петрицкий встал на роликовые коньки, а ассистент передвигал его среди вальсирующих пар. Эти приёмы вошли в документальный фильм о ходе съёмок киноленты, который до сих пор используют как учебный материал для операторов.
В массовке было задействовано около 15 тысяч человек пехоты, в кавалерии был полк в 950 сабель. На постановку баталии израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 000 литров керосина, 15 000 ручных дымовых гранат, 2000 шашек и 1500 снарядов.
Перед съемками статисты проходили двухмесячный курс молодого бойца, где обучались нюансам боя и отрабатывали маневры. Бондарчук раздавал указания своим ассистентам, каждый из которых руководил своей дивизией через громкоговорители. Впрочем, все это изобилие не имело бы смысла, не найди Бондарчук способа виртуозно его запечатлеть.
Из воспоминаний Николая Бурляева о С. Бондарчуке
«Закулисные кривотолки сопровождали весь период подготовки, создания и проката «Войны и мира». Уши людей открыты сплетням и слухам. К моменту выхода в свет этого фильма мои друзья, старшие коллеги, слову которых я абсолютно доверял, столько наговорили мне отрицательного о картине Бондарчука, что я поверил…
Лишь спустя почти три десятилетия, когда «Войну и мир» показали по телевидению, я был потрясён величием кинематографического подвига Сергея Фёдоровича Бондарчука. Конгениальная, классическая киноверсия толстовского романа! Великая режиссура мастера, которому подвластны не только эпический охват баталистики (который, я уверен, никогда не превзойдёт ни один режиссёр в мире), но и филигранное, тончайшее по психологизму крупноплановое творчество.
Феноменальное соединение макро и микро: космический полёт духа и погружение в глубины тончайших движений души; слияние и гармоничное взаимодействие светлого разума и доброго сердца художника, исполненного любви к человеку и всему сущему на земле; жадное впитывание и переплавление в себе сокровищ русской и мировой культуры и созидательное творчество во славу Господа и человека; любовь и служение своему Отечеству вот слагаемые гения Бондарчука».
15 апреля 1969 года в Лос-Анджелесе на церемонии вручения премии «Оскар» за 1968 год фильм «Война и мир» получил награду за лучший фильм на иностранном языке. Американский кинокритик Роджер Эберт писал:
«Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют, а приковывают взгляд. Бондарчук доносит до зрителя все детали эпической драмы, не проигрывая в зрелищности и одновременно постоянно возвращаясь к фундаментальной теме Толстого — людям, попавшим в жернова истории».
В 1975 году Сергей Бондарчук вернулся к режиссуре и экранизировал роман Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».

«Наверное, рано или поздно, но я все-таки пришел бы к картине о Великой Отечественной войне. Хотя бы потому, что сам принадлежу к поколению, которое война застала в расцвете сил, которое принимало в ней участие и отплатило жизнями своими за радость мирной жизни. Война до сих пор живет незаживающей раной в душе».-
Главные роли в фильме исполнили Василий Шукшин и Вячеслав Тихонов.
Актриса Зинаида Кириенко писала:
«По-моему, пропустил он этот шолоховский роман через сердце, через свое мироощущение и прекрасных собрал актеров, настоящие все ребята, очень достоверные».
Фильм «Они сражались за Родину» был снят к 30-летию Победы — также по роману Шолохова, который не сразу согласился на экранизацию. Авторы показали трагические дни войны когда, несмотря на всю доблесть, армия отступала, оставляя незащищенными деревни и живущих в ней людей.
Прямо во время съёмок ушёл из жизни Василий Шукшин. В трёх недоснятых сценах вместо него пришлось задействовать другого актёра — сокурсника Шукшина Юрия Соловьёва. Местные жители, участвовавшие в эпизодах, вспоминают сложный период съёмок, сорокаградусную жару и поведение съёмочной группы:
«Условия были ужасные. Меловая пыль, жара. Всех поначалу удивило, что актёры простыми в жизни оказались. Никогда ни на что не жаловались. Как-то перерыв был небольшой в съёмках. Мимо семенили пацанята с удочками на Дон. Юрий Никулин и напросись с ними, мол, удочку дадите. Так вереницей и шли. Только скоро ребята все снасти побросали — за животы схватились — это им Никулин анекдоты стал рассказывать. Потом и на рыбалке самой так. Он один сидел с удочкой — остальные от смеха катались! Какая там рыбалка!».
Фильм стал одним из самых популярных в 1976 году, картина была удостоена Государственной премии РСФСР.
В 1985 году наступила перестройка, которая сыграла печальную роль в жизни Бондарчука. За год до неё он успел снять свой очередной фильм — «Борис Годунов», где сыграл главную роль, но, когда картина вышла на экраны, наш герой уже впал в немилость у своих же коллег-кинематографистов.
Между тем нападки на себя со стороны своих коллег Бондарчук воспринимал болезненно. Вот что рассказывает актриса Л. Савельева: «Однажды мы вместе с Сергеем Фёдоровичем ездили в Норвегию. Мне всегда казалось, что он человек необыкновенно крепкий, защищённый. Но, помню, в самолёте развернул какую-то газету, а там — про него статья, ужасная, некрасивая. Про то, что его режиссёрские работы бездарны. Некий критик советовал Бондарчуку «не лезть в режиссуру». Смотрю: он сидит весь белый. Я всегда думала: он же знает себе цену, ведь фильмы-то снимал потрясающие, великие. И, казалось бы, такой человек не должен обращать внимания на эти мелкие укусы. Но он страшно страдал. Я только тогда поняла, насколько ему больно».
Когда весной 1986 года в Москве собрался 5-й съезд кинематографистов СССР, Бондарчука не избрали на него делегатом.
По этому поводу выступивший на этом форуме Никита Михалков заявил: «Можно по-разному относиться к фильмам и личности Сергея Бондарчука — это дело индивидуальное. Но неизбрание делегатом съезда того, кто сделал «Судьбу человека», «Войну и мир», „Они сражались за Родину“ — и уже только этими фильмами вошедшего в историю отечественной культуры, — есть ребячество, дискредитирующее все искренние, благие порывы оздоровить унылую, формальную атмосферу, царящую в нашем Союзе кинематографистов».
Сергей Бондарчук имел большой авторитет в мировом кино. Недаром его приглашали сниматься в ролях русских солдат в картинах зарубежных режиссеров. Западные продюсеры доверили ему многомиллионный проект «Ватерлоо». Не счесть его наград и званий. У каждого из нас – своя симпатия. Кому-то нравится он в роли Отелло, кому-то — в роли Дымова в «Попрыгунье», а кому-то в роли доктора Астрова в «Дяде Ване». Но главная работа его жизни – «Война и мир», в которой проявилась вся мощь и весь талант русского гения кино.
Сергей Фёдорович в одном из своих последних интервью говорил, что снял гораздо меньше, чем мог бы. Действительно, после себя он оставил всего 13 картин. Во многом потому, что тщательно готовился, выверяя каждую мысль и деталь, не признавал компромиссов и делал свои картины на пределе сил, не щадя свое здоровье. Но оставил после себя произведения такого высокого уровня, что пересматривать их будет ещё не одно поколение зрителей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!