
Уважаемые читатели!
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях» день 27 августа получил официальный статус и стал называться Днем советского кино. Это профессиональный праздник кинематографистов и любителей кино.
История кино начиналась с немого черно-белого диафильма, позже считалось настоящим прорывом наличие цветной картинки и звука, сейчас мир кино не знает границ, анимация и спецэффекты иногда настолько оживлены, что сложно отличить быль от картинки. Сегодня применение цифровых технологий и вовсе сделало кино одним из самых зрелищных и захватывающих искусств.
Официальным стартом эры немого кино можно считать дату 6 января 1896 года, когда состоялась премьера знаменитого документального фильма братьев Люмьер «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». До презентации этой киноленты братьями Люмьер было отснято около двадцати фильмов, однако лишь «Прибытие поезда» произвело большой резонанс.
Короткометражные фильмы Люмьеров не только заложили основы жанровых традиций, но и вдохновили последующие поколения кинематографистов на создание новых форм и стилей. Изучая их творчество, мы не только отдаем дань уважения прошлому, но и понимаем, насколько прочна связь между первыми шагами в кино и современным кинематографом.
Кинофильмы превратились в полнометражные художественные фильмы в 1920-х, но все еще испытывали недостаток в звуке. Именно этот недолгий временной отрезок в несколько десятков лет называют эпохой немого кино.
К 1920-м годам актеры овладели искусством говорить громко, не произнося ни слова. На самом деле, концептуальный замысел немых фильмов был настолько уникальным, что в течение нескольких лет после появления «звуковых кинофильмов» режиссеры и актеры не могли создать тот эффект, который был в эпоху безмолвия!
Отсутствие звука не означало отсутствие диалогов, поэтому актеры должны были уметь говорить без слов, используя лишь язык тела и мимику. Тогда большинство актеров старались применять гиперболу в своей игре, преувеличивая свои действия в немых фильмах. Преувеличение особенно хорошо сработало для комедий.
Уже тогда понимали важность музыки в создании правильного настроя — музыкальное сопровождение эффективно использовалось для той же цели в пьесах и драмах. Изначально музыка использовалась только для развлечения зрителей до начала самого фильма и во время титров. Позже фильмы стали сопровождаться живой музыкой и специальными звуковыми эффектами. Чтобы обеспечить драматизм и волнение, которые предусматривались сюжетом, живая музыка игралась синхронно с действием на экране с помощью пианино, органов и других инструментов.
Режиссеры эпохи немого кино были большими экспериментаторами, поскольку изо всех сил старались удивить своего зрителя. Тогда как большинство режиссеров придерживалось того мнения, что игра актера на сцене должна быть яркой и театральной, некоторые из них позволили актерам создать свой собственный стиль игры и действовать естественно и искренне.
Технологии, используемые для создания кино в эпоху безмолвного кино, полностью отличались от тех, которые используются сегодня. Непрерывность фильма, замедленная съемка, анимация — многие из тех методов, которые стали основой современного кинопроизводства, были придуманы в эпоху безмолвного кино.
По мере того, как немые фильмы достигли своего пика успеха, популярность пьес и драм постепенно пошла на убыль. Безмолвное кино на протяжении десятилетий доставляло людям удовольствие и давало индустрии трамплин для разговорного жанра.
Кинематограф со времён своего появления стал средством обучения, воспитания, познания и развлечения. В одних фильмах преобладает глубокий смысл, они заставляют задуматься и запоминаются надолго, их можно бесконечно пересматривать. Другие несут воспитательную и просветительскую функцию. Третьи заставляют восхищаться крутыми спецэффектами или мастерством режиссёра и актерской игрой. Четвёртые носят исключительно развлекательный характер.
Снимают фильмы и сериалы, пожалуй, везде. Кино входит в семейство традиционных видов искусства таких, как литература, музыка, изобразительное искусство и театр. Кино представляет собой также и индустрию экономики. На современном этапе развития общества, фактически с момента своего появления кинематограф представлял собой коммерческий проект, задачей которого было приносить прибыль.
Кино добралось до России чуть больше века назад и за этот срок успело пройти огромный путь: от первых неловких черно-белых короткометражек до громкой мировой славы и побед на главных кинофестивалях Европы.
В Российской империи первый публичный показ кино состоялся 4 (16) мая 1896 года в Санкт-Петербурге. Организатором этого события был французский изобретатель Анри Жоффре, который привёз свой кинетограф в Россию. Этот уникальный аппарат позволял показывать короткие фильмы, состоящие из нескольких сцен, на большом экране.
Первый российский фильм был представлен публике 2 (15) октября 1908 года. Назывался он «Понизовая вольница» и основывался на русской народной песне «Из-за острова на стрежень», рассказывающей о Стеньке Разине. Режиссёром этого фильма был Владимир Ромашков.
Это был важный момент в развитии отечественного кинематографа, поскольку он открыл двери для множества талантливых режиссёров и актёров. С начала XX века киноиндустрия в России стала активно развиваться.
1910-е ознаменовались настоящим всплеском в киноиндустрии. Экранизируется всевозможная классика — отечественная и зарубежная. Актеры изо всех сил стараются отыграть лицами и жестами то, что не могут произнести. Для современного зрителя игра артистов немого кино выглядит забавно, однако это были только первые, но смелые шаги в мир кинематографа.
«Пиковая дама» (1916)

1920 годы
На смену классике приходит авангард. Навсегда остались в мировой истории «Броненосец «Потемкин»» Сергея Эйзенштейна (красный флаг в культовой сцене красили вручную). Происходит множество открытий по части монтажа и техники съемки, которыми продолжают пользоваться и в современном кинопроизводстве.
«Броненосец «Потемкин»» (1925)

1930 годы
С приходом сталинского тоталитаризма свободе режиссеров настал конец. Появляются строгие запреты и ограничения, в фаворе — картины, прославляющие правительство. Да, многие мэтры прошлого десятилетия попадают в немилость, но все-таки находятся те, кому удается подстроиться под новые жестокие порядки, не потеряв «души» своего творчества: Георгий и Александр Васильевы («Чапаев»), Григорий Александров и его жена и постоянная муза Любовь Орлова («Веселые ребята»). Кроме того, кино теперь звучит.
«Чапаев» (1934)

1940 годы
Фильмов в этот период снималось мало, и почти все они были посвящены одной теме — войне. Кино создавалось для народа, чтобы дать ему хоть какую-то поддержку и надежду. Однако в это время власти особенно усилили контроль над киноиндустрией. В прокат попадали только тщательно отобранные картины — «Иван Грозный» Эйзенштейна.
«Иван Грозный» (1944)

1950-1960 годы
Времена оттепели, контроль цензуры ослаб, что позволило кинематографистам воплотить на экране множество смелых, необычных, новаторских задумок. «Золотую ветвь» Каннского фестиваля, первую и пока единственную для России, получила картина Калатозова «Летят журавли», Тарковский снял «Иваново детство» и скандального «Андрея Рублева». Но после войны людям хотелось легкости и радости, поэтому наряду с артхаусом в кинотеатрах появляется множество комедий, любимых и современным зрителем («Кавказская пленница» Гайдая, «Берегись автомобиля!» Рязанова, «Я шагаю по Москве» Данелии). Вновь возникает интерес к экранизации классики: выходят оскароносная «Война и мир» Бондарчука и «Гамлет» Козинцева.

1970 годы
Но вот закончилась оттепель, и многие достойные картины вновь оказались «на полке». Философия теснит на пьедестале популярности комедии. Режиссеров и сценаристов интересует человек, фильмы наполнены глубоким анализом личности («Восхождение» Ларисы Шепитько, «Калина красная» Шукшина, «Сталкер», «Зеркало» и «Солярис» Тарковского). Однако по-прежнему огромным спросом пользуются ленты Гайдая, завоевывает любовь поклонников экранизация детективов Конан-Дойла, а Меньшов и его «Москва слезам не верит» приносят стране еще один Оскар.

1980-1990 годы
Рок-н-ролл оживает, поколение дебютантов сменяет мэтров, каждый новичок пробует привнести что-то свежее в советский кинематограф, зрители и молодые режиссеры скандируют в один голос: «Перемен! Требуют наши сердца…», — песня группы Кино «Мы ждем перемен!» звучала в культовой картине Соловьева «Асса» и запомнилась людям чуть ли не больше, чем сам фильм, став лозунгом новой эры кино. В это время, однако, на главных кинофестивалях России и Европы «гремят» ленты как признанных мастеров, так и начинающих — беспощадная «Иди и смотри» Климова, устроившая небольшую сексуальную революцию «Маленькая Вера» Пичула, дебютная для Тодоровского «Катафалк», а также «Астенический синдром» Киры Муратовой, где впервые в истории советского кинематографа прозвучала брань. Все чаще на экранах появляются криминальные драмы, похожие друг на дружку, но и среди них есть стоящие («Брат» Балабанова, «Страна глухих» Тодоровского).

2000-е годы
Эти годы не ознаменовались громкими фестивальными победами, хотя в Каннах отметился малоизвестный на тот момент Звягинцев («Изгнание»), а драма Михалкова «12» получила номинацию на Оскар. В стране растет спрос на сериалы, особенно на экранизацию классики («Идиот», «Мастер и Маргарита», «Доктор Живаго»). Бандитские разборки утихают — режиссеров вновь интересуют экзистенциальные вопросы и тема человеческих взаимоотношений («Остров» Лунгина, «Телец» Сокурова, «Возвращение» Звягинцева). Это же десятилетие дарит киноиндустрии немало новичков, среди которых блеснули Федор Бондарчук («9 рота»), Оксана Бычкова («Питер FM») и Иван Вырыпаев («Эйфория»).


Молодое поколение освоилось в индустрии. Российские премьеры становятся событиями и в Европе («Фауст» Сокурова, «Елена» Звягинцева, «Измена» Серебренникова), гораздо более решительно заявляют о себе режиссерки (Мария Саакян «Энтропия», Наталья Меркулова «Интимные места», Анна Меликян «Про любовь», Нигина Сайфуллаева «Как меня зовут»), кинематографистов интересуют не только острые общественные проблемы («Левиафан» Звягинцева, «Портрет в сумерках» Никоновой) — внимание вновь приковано к историческим событиям и личностям («Движение вверх» Мегердичева, «Большой» Тодоровского, «Дылда» Балагова).
Кино — это искусство, кино — это отражение эпохи. Вспомните наши добрые советские фильмы — могли бы они появиться где-нибудь еще, как только в СССР? Кинематограф — важнейшая часть современного мира. Актёры советского времени были кумирами. Примером для подражания были не сами актёры, а их герои, которых они играли в кино. То же и сейчас. Есть масса современных актёров, которые являются кумирами для многих людей, и масса их киногероев, которым могут подражать разные поколения. Разница лишь в том, что советские актёры уже легенды, которых мы любим, а у современных всё впереди. И мы видим, как с годами некоторые становятся всё более популярными. Мы взрослеем вместе с ними и понимаем, что одни остаются в нашей памяти, о других вспоминаем лишь тогда, когда о них упоминают в СМИ или в сети.
Особенности современного кинематографа
В начале ХХI в. кинематограф также приобретает новые черты
и характеристики. Меняются и способ производства, и особенности потребления и распространения кинопродукции. Появление, например, стриминговых платформ (таких, как Netfl ix, Amazon Prime, Кинопоиск HD, Иви и др.) способствовало переходу от просмотра отдельных серий к выходу сразу целых сезонов. Количество часов выпускаемой кинопродукции увеличивается с огромной скоростью, в том числе это связано с тем, что сегодня технологический прогресс позволяет даже обычные смартфоны оснащать качественными камерами и приложениями для обработки видео.
Процесс производства кинопродукции сегодня характеризуется глобальным разделением труда. Большое количество фильмов создается обширными и многонациональными командами актеров, режиссеров, сценаристов.
Сегодня появление технологий искусственного интеллекта влияют на то, каким будет кино в ближайшие годы. Эти технологии позволяют писать сценарии, обрабатывать изображения, а также сокращать время производства фильмов на всех этапах. Все это может привести к тому, что, подобно картинам, которые создают по нашим запросам нейросети, мы будем получать собственные фильмы с любимыми персонажами и сюжетными линиями.
Многие недооценивают российский кинематограф, а зря! В истории нашего кино можно копаться бесконечно долго, открывая для себя что-то занятное как среди современных лент, так и в череде советской классики. Изучать культуру своей страны через фильмы невероятно увлекательно, ведь в любом десятилетии каждый сможет найти личные «жемчужины».
Современная киноиндустрия в России переживает подъём онлайн-кинотеатров.
Эра стримингов: 2020-е годы удивляют кассовыми сборами народных фильмов и амбициозными масштабами блокбастерами.
В 2023 году уже 49% россиян пользуется различными стриминговыми сервисами — «Кинопоиск», Okko, «ИВИ», Wink, Kion, Start, Premier и многие другие. Все эти площадки регулярно производят качественные сериалы — «Happy End», «Измены», «Медиатор», «Фишер», «Плейлист волонтёра», «Чики», «Карамора», «Контейнер» и так далее. Они образуют вокруг себя фан-сообщества. В интернете больше свободы, и авторы разворачивают свои истории в сложные многосерийные структуры с вертикальными и горизонтальными сюжетами на любой вкус.
Киноискусство в России имеет свою уникальную историю. Сегодня, пройдя через взлеты и падения, российский кинематограф обладает огромным потенциалом развития!
Улучшение финансирования, поддержка талантливых сценаристов и повышение качества производимых фильмов — это необходимые шаги для преодоления проблем, с которыми сталкивается российская киноиндустрия. И только после их решения она сможет достичь успеха и стать одной из ведущих в мире.
Без кино не было бы магии, волшебства, чуда! Год от года оно зажигает яркие звезды, вселяет надежды, заставляет фантазировать и мечтать. Сколько в нем доброты, честности, откровения!
Желаем всем погрузиться в мир кино и насладиться чувством сопричастности к тайне создания кинематографа.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!