В XVIII веке был дан толчок для развития государственной помощи детям – сиротам. С 1715 г. в соответствии с указом Петра I начали открываться воспитательные дома и госпитали для незаконнорождённых младенцев, в который мать могла сдать малыша, сохраняя анонимность – через окно. Боролся царь-реформатор и с таким массовым социальным явлением, как нищета, которая и являлась одной из причин роста числа беспризорных детей. Часто эти два явления объединялись в одну проблему – среди нищих просили подаяние и дети.
Почему во времена Петра I возрос процент беспризорности
Пётр I – царь новой формации: прежние цари редко отлучались из Москвы, «всё делалось с доклада великому государю», а Пётр I, погруженный в свою преобразовательскую деятельность в Москве не сидел и везде присутствовал самолично, где того требовала ситуация. Он создавал новое царство, для чего ему приходилось ломать стародавние устои. Преобразования затронули все сферы жизни страны. «Лес рубят – щепки летят». Тяжело давались царские нововведения народу – на них требовалось бесконечно много людских ресурсов и денег. Особенно большие усилия требовались для создания флота и для участия в войне. Сильное недовольство вызывали подушный налог, рекрутчина и наплыв иностранных специалистов.
Усиливающийся ропот выливался в бунты, но благо, что вокруг преобразователя-царя сосредоточились лучшие люди, которые пеклись о благе страны так же, как и он. Сильное движение увлекало за ними и других, мешая нехорошим замыслам. Все эти преобразовательские усилия и война не проходили даром: делалось дело великое, но народ нищал, оставались сиротами дети, увеличилось число незаконнорождённых и брошенных детей.
Как Пётр I решал проблему детской беспризорности и почему принятые меры были малоэффективными
Отправной
точкой в решении вопроса о судьбе беспризорных детей стали усилия
новгородского митрополита Иова, который в 1706 году по собственной
инициативе и на свои личные средства открыл при монастыре заведение для
пропитания и воспитания сирот. Его воспитанники становились потом
служилыми или посадскими людьми, а некоторые – церковнослужителями.
Впоследствии Петром I был запущен процесс подчинения церкви государству и
проникновения государства в сферы, которыми раньше занималась в
основном церковь, в том числе и сферу призрения неимущих и малолетних
детей, оставшихся без опеки. Царь попытался преобразовать и социальную
сферу. Но масштабы проблемы и отсутствие возможности полноценного
финансирования (львиная доля государственного бюджета тратилась на армию
и её перевооружение, плюс целый ряд глобальных преобразований в других
областях) не позволили этим усилиям стать успешными.
Однако
Петру I удалось изменить отношение к детям-сиротам – их призрение
перестало быть делом частного лица, заботящимся через дела милосердия о
спасении своей души, или только делом церковным, о них стали заботиться
на государственном уровне. Вопрос был поставлен так, что теперь
воспитание и образование таких детей – необходимое и полезное для
государства дело. Реформа предусматривала установление опеки над такими
детьми и дальнейшую их социализацию. Налаживалось устройство сирот в
семьи, либо кормилицам, получавшим за это жалование, а от них – в
воспитательные дома, организованные при храмах или монастырях, где
должны были детей воспитывать до 7 лет, а потом посылать в различные
школы (ремесленные, церковные и другие).
За назначение опекунов и наблюдение за ними отвечали магистраты – органы не церковные, а государственные. В указе 1715 года царь распорядился, чтобы в Москве и других российских городах устраивали госпитали «для зазорных младенцев» (то есть незаконнорождённых) с целью спасти как можно больше таковых от незавидной участи быть умерщвлённым или брошенным. Был организован их анонимный приём в эти госпитали. Обеспечение таких учреждений осуществлялось не только за счёт церковных пожертвований и взносов частных лиц, а за счёт городских доходов.
Как появились алименты в Российской империи
Пётр I закрепил законодательно меры наказания тем, кто жил гражданским браком с женщиной и не обеспечивал материально родившихся совместных детей («кто пребудет с девкой, и она от него родит»). Такого человека обязывали выплатить штраф на содержание матери и младенца (прообраз алиментов), кроме того ему даже грозило тюремное заключение, за которым следовало церковное покаяние. Эти меры закреплялись специальными артикулами в Уставе воинском (1716) и Морском уставе (1720). Они отменялись в случае, если виновный женится на матери ребёнка.
Несмотря на все изданные указы и предпринимаемые реальные шаги ситуация с нищими, бродягами и беспризорниками не выравнивалась. Для успешного проведения социальной реформы требовалось лучшее финансовое обеспечение, чего на тот момент было невозможно добиться.
Куда Пётр I велел «пристроить» безродных младенцев
В связи с масштабными преобразованиями рабочих рук в стране не хватало, поэтому к сиротам относились как к будущим работникам. Отдавая на попечения беспризорного ребёнка в частные руки или в воспитательный дом, государство разрешало использование бесплатного детского труда. Поскольку число беспризорных детей постоянно увеличивалось, Пётр I издал указ, в котором повелевалось несовершеннолетних мальчиков посылать для работы на мануфактуры, а тем, кому исполнилось десять лет, отправлять в матросы.
Тем не менее, опека над беспризорными, брошенными детьми постепенно подвергается более детальному урегулированию с правовой точки зрения. Более чётко стал обозначаться круг лиц, которые могут быть опекунами (близкие родственники, отчим). За опекуном закрепляется обязанность быть представителем интересов ребёнка. А обязанность возвращать опекаемому ребёнку его имущество по достижении последнего совершеннолетия из нравственной плоскости переходит в юридическую. В эпоху Петра I всё больше прав, обязанностей и полномочий в сфере призрения несовершеннолетних получают органы городского управления.