Краеведческий час «Судьба казачья — степь Донская» (ко Дню памяти войсковой казачьей славы)

Уважаемые читатели!

18 октября – День памяти войсковой казачьей славы. В 2024 году исполнилось 454 года служения донских казаков государству российскому.

Именно столько лет казаки защищали границы государства, участвовали в боевых походах Русской Армии, превращали Дон в экономически развитый и цветущий край. Несмотря на репрессии и забвение, коснувшееся этого сословия в прошлом столетии, казаки не только выжили, но и сохранили свою культуру и традиции.

Сегодня мы приглашаем вас на Краеведческий час «Судьба казачья — степь Донская».

Донское казачество – старейшее в России. На протяжении 450 лет казаки создавали летопись, наполненную важными историческими событиями: участием в военных кампаниях, освоением новых территорий, охраной границ. И все это время они сохраняли и приумножали традиции своих предков. В современном мире донские казаки продолжают путь предшествующих поколений –  воспитывают молодежь и служат России.

16 января 2020 г. исполнилось 450 лет со дня призыва царем всея Руси Иоанном IV (Грозным)  донских казаков на государственную службу: именно в этот день (3 января по старому стилю) в 1570 году он прислал «на Донец Северской атаманам казатцким и казакам всем без отмены» с послом И.П. Новосильцевым жалованную грамоту о военной помощи, в которой повелел донскому атаману проводить царского посла, направлявшегося в Турцию, до донских зимовищ у Аксайского устья. В грамоте говорилось:

«…тем бы вы нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловать хотим».

Этот момент считают днем официального образования Войска Донского.

Жалованная Иваном Грозным грамота – первое сохранившееся свидетельство начала государственного служения донских казаков.

300-летний юбилей служения торжественно отмечался в 1870 году по прибытии царя Александра III в Новочеркасск. Тогда казакам был дарован герб, и с этого момента территория исконного проживания казаков стала называться Областью войска Донского, а срок службы казаков был снижен с 25 до 15 лет.

18 октября – День памяти войсковой казачьей славы. Эта памятная дата отмечается в России ежегодно 18 октября (начиная с 2000 года) по решению правления Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское». Традиционно отмечался до 1920г. донскими и кубанскими казаками, как день почитания предков, павших в битвах за Отечество. 

Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сидения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же – это уже из эпохи других сражений, в 1760 году – вступили казаки в Берлин.

В Отечественной войне 1812 г. казаки принимали самое непосредственное участие,  в частности, 1-й сборный полк Черноморского казачьего войска. Его части – черноморская гвардейская сотня, 9-ый пеший полк били французов от Москвы до Парижа. Подвиги казаков и их героев – А.Д. Безкровного, А. Ф. Бурсака, Д. В. Давыдова и других в сражениях под Бородином, Лейпцигом, при взятии Парижа получили широкую известность.    

В память битвы под Лейпцигом 4 октября 1813 г. Николай I повелел установить этот день храмовым праздником лейб-гвардейского полка казаков и Черноморской гвардейской сотни. Кроме того, казакам-гвардейцам были пожалованы серебряные трубы и Георгиевский штандарт.

В переводе со старого, дореволюционного, времени на наше, мы получим 18 октября – День памяти Войсковой Казачьей Славы.

И с тех пор эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину.

Тихий Дон. Издревле несет он свои воды по широким просторам полей к Сурожскому, а ныне Азовскому морю, омывая берега Крыма с востока. Занавес веков скрывает от нас судьбы миллионов людей, связавших свои жизни с этими землями. Сколько казаков сложили свои смелые головы в донских степях и по берегам Дона! Неустанные войны и кровавые сражения шли здесь из года в год, изо дня в день. Обо всем этом нам рассказывает история зарождения и развития казачества, история всего Донского края.

Давайте в первую очередь разъясним, кто же такие казаки. В старину казаками называли вольных людей, проживающих преимущественно в степных регионах Украины и России. Происхождение их не известно и до сих пор вызывает массу вопросов.

Вероятно, казаками в то время считались вольные люди Уральских земель и Поволжья. Это были люди, не подчинявшиеся никакому государству, которые жили по своим древним обычаям.

Никто точно не знает, откуда пошло слово «казак». Одни пишут, что оно от тюрков пошло, означает «вольный человек», а в переводе с монгольского означает «Казак» — защитник границы.

На самом деле, существует очень много версий и гипотез, откуда именно пошло слово «казак».  Это может быть кавказский народ косоги или топоним их государства – Касахия.  У тюрков было слово «казак» в значении свободного, независимого человека, бродяги. Есть и древнерусское слово «козакъ»  в значении вольнонаемного работника. В принципе, большинство ученых склоняются именно к этой версии.

В истории казачества главную роль играют три ветви, параллельно развивающиеся на разных территориях. Это Запорожская Сечь, Донское казачье войско и Уральское казачье войско.

Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки обороняли русскую границу и получали жалованье от правительства. С конца 16 века жалованье выдавалось не только деньгами, но и порохом и свинцом.

В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). Столицей Дона были последовательно городки Раздоры, Монастырский городок, Черкасск, Новочеркасск. На время военных действий под страхом смерти казакам запрещалось употребление хмельных напитков. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия.

В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай.

Из всех одиннадцати казачьих войск России войско Донское считается самым прославленным. Его история тесно переплетена с историей нашей страны. К началу ХХ века казаки стали главной военной силой Российской империи, ее авангардом. С именем Донского казачества были связаны все военные победы.

КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ

1. Честь, доброе имя казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!»

3. По тебе судят обо всем казачестве и народе своем.

4. Служи верно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово. Слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай.

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги семью свою, служи ей примером.

11. Люби России, ибо она мать твоя и ничто не заменит тебе её.

Эти заповеди складывались веками.

Территория, на которой располагалось Донское казачье войско, называлась Областью Войска Донского и занимало часть современных Ростовской, Волгоградской областей и республики Калмыкия Российской Федерации. Кроме этого, к Донскому войску исторически относились Луганская и часть Донецкой области Украины. 

Для своих поселений казаки выбирали наилучшие стратегические места, используя естественные преграды – речные мысы, острова, крутые берега и защищенные оврагами и болотами.

Во главе войска находился войсковой наказной Атаман, который назначался центральной властью.

Казаки несли воинскую повинность все поголовно, без льгот. Они стояли наряду с полками блистательной кавалерии Российской, и войсковое, казачье самолюбие требовало не быть ни в чем ниже их.

Одежда казаков

Папаха – головной убор донского казака.

Кубанка – головной убор кубанского казака.

Казакин – у донских казаков

Бешмет – у терских и кубанских казаков

Башлык у донских казаков – серо-стального цвета, у кубанских – красного, у терских – синего цвета.

Бурка, шаровары.

КАЗАЧЬЯ СЕМЬЯ

Почитание родителей

Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери. Сыновний и дочерний долг перед родителями считался исполненным после того, когда будут справлены поминки сорокового дня, после ухода их в мир иной.

Каждый казак с малолетства знал и всем сердцем хранил Божию заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли». Слово отца в семье было, что слово атамана для войска – ему следовали беспрекословно.

Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.

Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.

В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность.

Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни.

В казачьей семье — и отец, и дед, и прадед — и, далеко в века уходя, все были воины; служили и старший, и младший брат, и оттого создавалась традиция службы и уважения к ней.

По стенам казачьего куреня висели фотографии тех, кто служил раньше, портреты начальников и героев. О них пели песни казачки, их поминали и знали.

Отношение к старшим

Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков. Отдавая дань уважения к прожитым годам, перенесенным невзгодам, казачьей доли, наступающей немочи и неспособности постоять за себя – казаки при этом всегда помнили слова священного Писания: «Перед лицом седого вставай, почитай лицо старца и бойся Бога своего – Я Господь Бог ваш».

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).

В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.

Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший.

Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего.

Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу.

Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях не прекословить.

Слова старшего являлись для младшего обязательными.

При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего.

Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше.

Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.

Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай».

При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Начиная с двух лет, его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу.

Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная — по дому хлопотала.  Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрым воином.

Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожали хутора казаков на службу, здесь же их встречали. По большим церковным праздникам на плацу устраивали ярмарки.

Круг служебных обязанностей казаков строго не регламентировался. Первенствовали чисто военные функции.  Казаки несли также гарнизонную службу, конвоировали ссыльных, сопровождали казенные грузы, выполняли полицейские функции, охраняли казенные учреждения и склады, винокуренные заводы и золотые прииски, обеспечивали работу таможен.

Главной обязанностью казака была военная служба, на которую они являлись на своих собственных, часто доморощенных, казачьих конях, со своими седлами, в своем обмундировании, со своими шашками и, одно время, со своими ружьями и пиками. 

Коня казак мог получить и в военной части, но выплачивал за него из своих средств. Один раз в году казак проходил смотр вещей на площади около правления. Нитки-иголки свои.

Офицеры казаков бить остерегались, боясь быть отомщенными, а то и убитыми.

Воспитание казаков

Военная служба казака всегда рассматривалась как  основа его жизненного уклада. Наличие в казачьей традиции двух «миров» военного и гражданского, взаимосвязанных и вместе с тем достаточно самостоятельных, и предопределило бытование ряда обрядов касающихся перехода казака из одного в другой.

Действительную службу казак служил три года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке, размером 60 на 120 см.

Проводы казаков на службу являлись целым событием, им предавалось большое значение, и на служивого смотрели с особым уважением.

Примерно за день до назначенной даты проводов,  утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму. Возле храма, проводился молебен, на котором присутствовало большинство жителей станицы, родители и родственники новобранцев, атаман и станичное правление.  Молодые казаки покупали в храме «охресты», которые хранились в станичной церкви до их возвращения со службы.

Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма.  Для этого из храма выносили «святости» – хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. Уже во время молебна, «примечали», какая судьба ждет казака – если конь стоит, опустив голову во время церковной службы – казак домой не вернется. После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения. 

Проводы за столом тоже были. Нередко до утра. Утром гости вновь сходились ко двору казака. Все садились за стол и завтракали. Выйдя из-за стола, выходили во двор, где родители благословляли сына на добрую службу. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время благословения они трижды ими менялись). Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было». Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну крестик  или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови. Это тебе  идти в пути, Господь впереди, Матерь Божья а с ним, а ты за ними», – а отец давал наказ: «Служить честно, добросовестно, выполнять, все приказы командира… и своего, лошадь, своего друга верного жалей, ухаживай, — наказ давал, – это тебе будет счастье», и вручал узелок с родной землей.  Остальные провожающие в это время могли исполнять молитвы «Отче Наш», «Верую», пели «Многая лета».

Оружие у казаков

Казаки пользовались разнообразным оружием, даже в 19 веке стандартизация образцов оружия была относительной. Издревле арсенал казаков пополнялся трофеями, там можно было найти оружие польского, венгерского, кавказского, турецкого происхождения.

Шашка (от кабардино-черкесского са’шхо букв. длинный нож) – рубяще-колющее длинноклинковое холодное оружие. Первоначально на вооружении русской иррегулярной кавалерии состояла шашка кавказского типа. Русские армейские образцы шашек (например драгунская образца 1881 г.) отличались от шашки кавказского типа устройством эфеса и ножен.

Кинжал – колюще-режущее холодное оружие с коротким клинком, предназначенное для рукопашного боя. Кинжал — один из древнейших видов холодного оружия, появившийся уже в эпоху неолита. На протяжении многих столетий он играл роль вспомогательного боевого оружия, а также аксессуара военной или гражданской одежды.

Сабля – рубящее или рубяще-колющее холодное оружие с искривленным однолезвийным клинком. Сочетание кривизны клинка со значительным отдалением центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражаемого пространства. На Руси сабля известна с IX в., а с XIV в. она становится господствующим видом холодного оружия. В XV-XVII вв. самыми разнообразными саблями были вооружены воины русской поместной конницы, стрельцы, казаки. Их носили в деревянных ножнах, обтянутых кожей, с медным или железным прибором.

В 1909 г. приказом  по военному ведомству № 409 казакам всех казачьих частей было разрешено нести службу с «дедовским оружием», то есть с холодным оружием, перешедшим по наследству от предков. Такое решение отразилось и на вооружении гвардейских казачьих полков, в которых были выработаны и приняты для ношения вне строя свои образцы офицерских сабель, названные клычами.

Пики, применявшиеся русской легкой конницей в 1812–1814 годах, отличались большим разнообразием. Особенно это относилось к пикам казаков, не имевшим регламентированных образцов. Почти вся русская легкая конница в период Отечественной войны являлась пиконосной, превосходя в этом виде оружия кавалерию Наполеона.

Заряды и пули к огнестрельному оружию казак хранил в кожаной лядунке, носимой на черной перевязи.

Артиллерия казаков. Полупудовый единорог образца 1805 года. Название «единорог» орудия с зарядной конической камерой получили по изображенному на гербе генерал-фельдцейхмейстера Шувалова мифическому животному, которое выбивалось на казенной части орудия.

Значение терминов:

Казачий круг — общее собрание казаков, которое состоялось на майдане.

Майдан — большая площадь, обычно перед церковью

Атаман — главный в казачестве

Есаул — помощник атамана. (Атамана и есаулов избирали на казачьем круге на 1 -2 года).

Женщина – казачка

Отношение к женщине у казаков всегда было особенным. Она являлась хранительницей семейного очага и традиций. Казачка ждала мужа домой. Казачка ждала мужа домой.

В воскресенье и в праздничные дни казачки, одетые в нарядные платья, вместе с бабушками ходили в церковь к заутрене и к вечерне.

История помнит и боевые подвиги казачек. Казачка умела достойно встать с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. При этом она не теряла черт, присущих слабому полу: женственности и сердечности, кокетства и любви к нарядам.

Казаки и вера. Казачье православие

Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни: «Бог не без милости, казак не без счастья», «Помощи, кроме Бога, ни от кого не ожидаем», «С нами Бог!».

Чистота нравов была по нынешним временам невероятная – боялись греха казаки пуще смерти, ибо знали, что в любую минуту могут предстать на суд Божий и тогда за каждый нечестный поступок придется платить сторицею.

Как и у каждого на Руси, у казака с церковью было связано и рождение, и крещение и венчание и погребение. Казаки слушали христианское слово, получали отпущение грехов, благословение на браки, отпевали усопших, крестили младенцев.

Весь хозяйственный год был связан с церковным календарем – после Троицы косили сено, после Рождества Богородицы убирали виноград и т.п.

Были и свои, казачьи традиции, свои почитаемые чудотворные иконы. Была церковная традиция проводов на службу, и благодарственный молебен по возвращению со службы.

Казаки особо почитают такие праздники как Покров Пресвятой Богородицы (в память взятия Казани), день Казанской Божьей Матери-защитницы России (в память освобождения Москвы от поляков). Праздновался и день казачки, или день матери. Он приходился на введение Богородицы в храм. Были особые дни поминовения предков.

Так же Великую силу православия не раз на себе познавали и враги, идущие на Русь с войной. Вспомним когда великий, Благоверный московский князь Дмитрий Иванович собирал рати, против Мамая, они принесли князю Донскую икону Пресвятой Богородицы. Она была утверждена на древке как хоругвь, и во всё продолжение войны оставалась у русских воинов. В день славной Куликовской битвы, икону носили среди православных воинов для одобрения и помощи. Исход сражения известен всем. После победы, уцелевшие казаки подарили икону св. Дмитрию Донскому.

Казаки были почти не суеверны. Но существовали заговоры и молитвы на всякий случай. Почти у всех на гайтане (шнурке для креста) хранились молитвенник и щепотка родной земли. Заброшенные волей истории на окраину русской земли, казаки крепко держались православного исповедания, были очень набожны.

Шапку казаки снимают только в церкви, при чтении Евангелия и оголяют шашку на одну треть — это означает, что казак готов защищать честь России.

Возвращаясь из походов, все самое ценное из военной добычи они несли в храм как благодарственную жертву Господу за свое спасение. В Божьих храмах хранились казачьи знамена, реликвии, воинские награды клейноды. Войсковые священники с крестом в руках вместе с казаками шли в атаки, поднимая их на подвиг словом Божьим. Известен факт, что в 1790 году во время штурма Измаила первыми на стену поднялись войсковой священник и казак.

За Бога,  Царя и Отечество!». Эту фразу выпевали командиры перед тем, как бросить сотни в огонь и ад рукопашной:

— Полк … сотня … взвод … Слушай! .. Пики в руку! Шашки во-о-о-н!

В атаку рысью!

За Бога, Царя и Отечество … Ма-а-а-рш-ма-а-а-рш!

«Вот храм Божий, защитим его или умрем близ алтаря Господня, — смертию за веру покупают небо». В этих словах вся душа и вера казака.

Кладбища всегда устраивались за поселением. На могилах кроме крестов ставили часовенки. Такие же часовенки сооружали на местах трагической и особенно насильственной смерти человека: в поле, у дороги, на улице. В церковные праздники, в поминальные дни на перекладинах оставляли милостыньку. Если в поселении кроме православных жил еще и старообрядцы, устраивали два кладбища: «староверское» и «церковное».

Жизнь каждого народа, характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях и т.д. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль.

Постоянные тревоги и частые войны приучали казаков не привязываться ни к чему земному, ценить истинных друзей и верность долгу, а в самые отчаянные минуты уповать на Бога и Богородицу. С другой стороны, всегдашняя бранная жизнь порождала у них беспримерную удаль и бесстрашие, сознание своей силы и ловкости и уверенность в конечном успехе.

Казаки являются носителями и хранителями воинского духа и уникальных воинских традиций.

Казаки участвовали во всех военных действиях, в которых участвовала Россия, восхищая даже врагов своим мужеством и отвагой. Ловкие наездники, умелые мореходы, казаки были природными воинами. 

Частые походы, суровая казачья жизнь вырастили людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, со стальными мускулами и волей.

В войсках Петра 1 они громили шведов в Прибалтике и на Украине. Сражались с кавалерией прусского короля. Под командованием А.Суворова били турок.

Отечественная война 1812 года – одна из самых славных страниц в истории Донского казачества. Вклад казаков в победу над Наполеоном трудно переоценить. По признанию Кутузова их подвиги «были главнейшею причиною к истреблению неприятеля».

Казачьи полки отличились в первых же арьергардных боях, прикрывая отступление русской армии. Летучие казачьи отряды наводили ужас на французов во время их бегства из Москвы. Казачьи разъезды первыми вступили в Париж, донцы купали коней в Сене и разбивали биваки на Елисейских полях.

Во главе Донских казачьих полков стояли славные витязи Тихого Дона.

Октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию… А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая…

Именно из казаков состоял Личный Его Императорского Величества Конвой. Во время Первой мировой войны казаки показали себя как наиболее эффективная, маневренная часть русской армии.

Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов.

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков.

Они с честью и славой пронесли по военной тропе эстафету побед предшествовавших поколений. С началом войны в казачьих станицах началось формирование добровольных сотен. На сборные пункты казаки прибывали на колхозных лошадях со своим обмундированием и холодным оружием.

Во время Великой Отечественной войны особо проявили себя казачьи части летом 1942 года, когда немцы наступали на Сталинград и Кавказ. Поскольку бои шли на той территории, где традиционно жили казаки, то последние проявляли чудеса героизма.

Наспех сформированные казацкие отряды на колхозных лошадях, без достаточного количества стрелкового оружия, лишенные поддержки танков, артиллерии, саперов, без зенитного прикрытия, один на один пытались остановить сильного противника. Доходило до того, что они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью.

Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза.

КАЗАКИ — ГОРДОСТЬ И СЛАВА РОССИИ!

Матвей Платов

Самый известный донской войсковой атаман граф Матвей Иванович Платов, природный казак войска Донского, отличался храбростью и умом сначала в схватках с горцами, а затем в войнах с европейскими народами.

Особенно выдвинулся  он вперед среди русских полководцев в Отечественную войну.

Казаки особого корпуса генерала Платова участвовали в знаменитой битве под Лейпцигом. Преследуя неприятеля, взяли в плен более 15 тысяч человек.

Казакам-гвардейцам были пожалованы 22 серебряные трубы с надписью: «За отличия против неприятеля в минувшую кампанию 1813 года», а также Георгиевский штандарт с Андреевской юбилейной лентой. За боевые подвиги в массе дел с французами он возведен в графское Российской империи достоинство.

Слава Платову герою

Атаману Платову Михаил Илларионович направил специальное послание, в котором высоко оценил вклад донского казачества в разгром Великой армии Наполеона. С особым удовольствием объявлял это письмо любимого полководца своим казакам атаман, в котором говорилось: 

    «Почтение мое к Войску Донскому и благодарность к подвигам их в течение кампании 1812 года, которые были главнейшею причиною к истреблению неприятеля, лишенного вскорости кавалерии и артиллерийских лошадей, следовательно, и орудий, неусыпными трудами и храбростью Донского Войска; сия благодарность пребудет в сердце моем до тех пор, пока угодно будет Богу призвать меня к себе. Сие чувствование завещаю я и потомству моему…».

В письме к Платову Кутузов писал:

«Услуги, оказанные Вами Отечеству…не имеют примеров; Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона».

Дорогой ценой   досталась донским казакам победа в этой  войне. Из 50 тысяч  казаков находившихся в армии, 15 тысяч было убито в боя с  французами.

Василий Орлов

Один из славных героев Отечественной войны с французами в 1812 году, донской казак Василий Васильевич Орлов, впоследствии граф Орлов-Денисов. Сын Войскового Атамана Василия Петровича Орлова, и будущий герой Дона.

Сердца Василий Васильевич был доброго, духом мужственен и весьма решителен. Казаков любил «восторженно» и гордился своим казачьим званием более всего на свете.

Этот удивительный человек, лихой командир казаков лейб-гвардии, фактический телохранитель императора Александра 1-го, граф Орлов-Денисов неоднократно проявлял в сражениях не только великую храбрость и отвагу, но и выдающиеся полководческие способности, зачастую решавшие исход битвы.

В Тарутинском сражении он первый подал мысль обойти левое неприятельское крыло. Атака была так внезапна и стремительна, что французы не успели даже стать в ружье и бежали за Рязановский овраг, оставив в добычу казакам 38 орудий и весь лагерь на правом берегу реки Чернишны. Это было первое сражение с наполеоновскими войсками, в котором русские отбили такое большое число орудий.

Победа при Тарутине имела огромное значение: она подняла боевой дух армии и показала Наполеону боеготовность российских войск, что сыграло определенную роль в решении французского императора уйти из Москвы. Граф Орлов-Денисов за эту победу был награжден орденом святого Георгия 3-й степени.

Представ на полях сражений 1812 г. грозной, сплочённой, стремительной силой, казаки заставил говорить о себе на всём материке, а французский император, познакомясь с донцами в сражении, посчитал необходимым предостеречь:

« Европа через полвека окажется либо под властью революции, либо под властью казаков».

Генерал Бакланов

Генерал Бакланов был одним из популярнейших героев эпохи Кавказских войн, живой легендой Русской армии. Он оставил яркий след в сознании донских казаков, возродив в донцах прежний, боевой казачий дух. О его силе, мужестве и воинском умении слагали песни и устные предания.

Честь и слава атаманов.

Богатырь, боец лихой!

Здравствуй, храбрый наш герой,

Разудалый наш Бакланов! Александр Черноножкин

Известный историограф Кавказской войны, генерал-лейтенант В.А.Потто, заканчивает биографический очерк генерала Бакланова такими словами:

«Кто не знает, с каким чувством вспоминается имя знаменитого Кавказского героя на Дону. С гордостью будет произноситься это славное имя каждым Донским казаком и теплым задушевным словом помянут его сослуживцы, свидетели его беззаветной удали и честного исполнения долга».

Козьма Крючков

В Первую мировую особой известностью в народе пользовался 25-летний казак Козьма Крючков.

12 августа 1914 года разъезд из четырех донских казаков неподалеку от польского города Кальвария наткнулся на 27 немецких драгун. В завязавшейся схватке Козьма зарубил и заколол 11 человек, получив 16 ран. В результате общих усилий казаков «на земле лежали 23 трупа да несколько лошадей носились вокруг в испуге».

О беспримерном подвиге казака узнала вся Россия. Крючков стал первым с начала войны кавалером Георгиевского солдатского креста.

Дон, земля донская, донские казаки… Величественные образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Шолохова и Чехова и сотни, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены навеки Дон и Россия.

Да и сейчас на Дону живут прекрасные и талантливые люди. Среди них замечательные писатели и поэты, которые своими произведениями славят Донской край и казачество.

Везде и всюду казаки показывали чудеса храбрости и уменье вести войну и выигрывать победы не только в стычках с полудикими горскими народами Кавказа, но даже с хорошо организованными силами европейцев.

Велики заслуги казачества перед Отечеством. Россия – это слава казачья. История сделала казачество участником и творцом Великого государства.

Русский остается русским, казак – казаком, до тех пор, пока, где бы ни был и чем бы ни занимался, сознает свою ответственность перед своим народом и преданно служит идеалам своего отечества.

Душа казачья всегда была, есть и остается русскою и православною. Это та несокрушимая основа, которую никогда и ничем невозможно искоренить.

Эти два начала – национально-русское и религиозно-православное – глубоко заложены в душе у каждого казака. Именно эти корни и истоки всегда крепко связывали казачество с Россией, роднили, объединяли его со всем русским народом, которого оно является порождением, детищем, плотью от плоти.

Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков.

Пережившие трагические события двадцатого века потомки казаков сохранили свои традиции. В конце 20-го века казачество вновь возродило многие из них.

В современной России государство поддерживает стремление казачества к участию в защите границ, в воспитании молодежи, в возрождении лучших традиций.

Союз казаков России выступает за «возрождение казачества как самобытной исторически сложившейся культурно-этнической общности людей на принципах православия, уважения к нациям и религиям всех народов, духовном, нравственном воспитании молодёжи».

18 октября «День памяти войсковой казачьей славы» – не праздник, а памятная дата. Её следует помнить всегда, а относиться к ней нужно со всей серьёзностью.

Казаки – свободолюбивые люди, по доброй воле шедшие на рубежи своей родины, где им каждую секунду грозила смертельная опасность. Они были не только завоевателями, они, вольно или невольно, становились мостом между государством Российским и порубежными народами, способствуя, как ныне модно стало говорить, посредниками межкультурного и межэтнического общения.

Недаром же сказал Наполеон «Дайте мне одних лишь казаков, и я покорю всю Европу!», а Лев Толстой сказал, «Казаки создали историю России»!

Эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и библиотеках г. Ростова-на-Дону.

1.Астапенко, М. Донские казачьи атаманы / М. Астапенко. – Ростов-на-Дону, 1996. – 347с.

2.Небратенко, Г. Г. Обычаи вольного казачества / Г. Г. Небратенко. – Ростов-на-Дону,2010. – 232 с.

3.Скорик, А.П. Возникновение донского казачества / А. П. Скорик.- Новочеркасск, 1992.– 93 с.

4.Шишков, А.В. Сто великих казаков / А. В. Шишков. – Москва, 2007. –298с.

5.Шумов, В.В. История казачества / В. В. Шумов. – Ростов-на-Дону, 2011. – 275с.

Родина… Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать, одна, общие у них испытания, единая судьба.

Потребность знать историю той земли, на которой живешь, возникает у каждого, правда в разное время и с разной силой, но все, же возникает.

Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. Люди, конечно, остаются, но они оторваны от своих родных корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов.

И чтобы такого не произошло с нами, мы должны изучать и знать историю родной земли, историю донского казачества. 

Сегодня очень много говорится о возрождении России, и почти никто не знает, с чего же начать. А начинать нужно с себя. Старинная песня, затеянная на весенней лужайке игра в лапту или салки, прочитанная книга об историческом прошлом страны — это и есть начало возрождения прадедовских обычаев, народного духа. Стекаясь по капельке в ручейки, они образуют могучую реку памяти. Ибо нет тяжелее преступления, чем забвение потомками предков своих, их веры, культуры и самой жизни.

Мы надеемся, что сегодняшний разговор об историческом прошлом Дона поможет нам приобщиться к духовной культуре родного края, расширить круг нашего чтения, воспитать в себе гражданина и патриота, любящего и знающего свой край.

Фото из открытых источников интернета.

Ответственный: Олейник Н. А.