Литературно-музыкальная гостиная «Я песне отдал все сполна»

Уважаемые читатели!

23 июля 2020 г. исполняется 105 лет со дня рождения Михаила  Львовича Матусовского  —  советского  поэта-песенника,  Лауреата  Государственной премии СССР, автора бессмертных «Подмосковных вечеров», «Старого клена», «С чего начинается Родина».

Мы подготовили к этой дате виртуальную литературно-музыкальную гостиную «Я песне отдал все сполна».

Михаил Львович Матусовский родился 23 июля 1915 г. в Луганске в семье фотографа, владельца фотоателье.

Детские годы прошли в городе, окруженном заводами, шахтами, железнодорожными мастерскими, узкоколейками.

Родители Матусовского были небогатыми людьми, поэтому после окончания седьмого класса он решил поступить в техникум и получить профессию. Но планам будущего поэта не суждено было осуществиться. Его отца сочли кустарем, объявили лишенцем, и юный Михаил не смог никуда поступать. Вместо учебы ему пришлось искать работу. Он писал афиши, работал тапером.

Все изменил случай: приезжий фотограф высоко оценил работы его отца и помог тому вернуться к прежней деятельности. Михаил наконец-то смог начать обучение в строительном техникуме, закончив который он получил работу на стройке. В это же время стал печатать свои стихи в местных газетах и журналах, часто выступал на литературных вечерах, получив уже тогда признание.

И вот луганчанин едет покорять столицу. Поступив в Литературный институт, подружился с Маргаритой Алигер, Евгением Долматовским, Константином Симоновым.

Вместе с Симоновым после окончания института поступил в аспирантуру при Московском институте истории, философии и литературы (в 1939 году). Константин Симонов, ровесник и единомышленник, был одним из его ближайших друзей. На каникулы вместе приехали в провинциальный Луганск, написали и издали в Москве совместную книгу рассказов и стихов «Луганчане».

В 1940 г. Матусовский издал сборник «Моя родословная», где проявил себя как поэт, живо откликающийся на события современности. Закончив в 1939 г. Литературный институт, он поступил в аспирантуру.

Кандидатская диссертация Михаила Львовича была посвящена древнерусской литературе. Защита её была назначена на 27 июня 1941 года. Но, уже в ночь с 22-го на 23-е поэту стало известно, что ему немедленно надлежит получить документы военного корреспондента и отправляться на фронт! В виде исключения защита диссертации состоялась без соискателя. Уже на Западном фронте ему стало известно о присвоении учёной степени кандидата филологических наук.

Военный журналист Матусовский воевал на Северо-Западном, 2-м Белорусском, Западном фронтах Великой Отечественной войны. На войне поэту пришлось пройти через многие испытания. Матусовский имел проблемы со зрением, поэтому на передовой он случайно близко подошёл к немцам — его подстрелили, тяжело ранив в ногу. Михаил лежал под пулями на нейтральной территории, поэтому ему долго не могли оказать помощь. Один санитар попробовал, но не дополз — убили. А второму удалось. У Матусовского есть стихотворение «Памяти санитара». Он видит глаза человека, который к нему ползёт… И он в долгу у этого спасителя. А сам он не знает, так ли живёт, всё ли делал правильно?

После госпиталя Матусовского снова оправили на фронт. Он прошёл всю войну от первого дня до последнего…

Среди его фронтовых наград, к которым он был представлен за мужество и героизм, – ордена Красной Звезды, Октябрьской революции, Отечественной войны первой степени, Трудового Красного Знамени, медали.

Во время войны вышли сборники его стихов «Фронт» (1942), «Песня об Айдогды Тахирове и его друге Андрее Савушкине» (1943) «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944).

Помимо фронтовых публикаций, и в годы войны, и после неё  Матусовский написал немало текстов песен на военные темы. Пожалуй, самая известная песня на стихи поэта – «Баллада о солдате»:

Сергей Захаров «Баллада о солдате». Авторский вечер поэта М.Матусовского (1976)

Многие из тех песен уже давно стали классикой. Но поэт видел в них лишь робкие ученические наброски.

По-настоящему первой своей удачей считал «Вернулся я на родину», в которой говорится о том, как после окончания войны автор возвращается в свой родной город (Заречная – одна из улиц старого Луганска):

Вернулся я на родину. Шумят берёзки встречные.

Я много лет без отпуска служил в чужом краю.

И вот иду, как в юности, я улицей Заречною,

И нашей тихой улицы совсем не узнаю…

Музыку к этой песне написал Марк Фрадкин, первым исполнителем стал Леонид Утёсов. «Я был счастлив и горд, когда её начал петь Леонид Утёсов… После него я поверил в силы и возможности песни», – писал поэт.

После войны поэт издал сборник «Слушая Москву» (1948), тем самым отдавая дань уважения городу, в котором прошла его молодость. Некоторые стихотворения, вошедшие в книгу «Улица мира» (1951), написаны под впечатлением от многочисленных поездок по разным странам мира.

Однако истинное поэтическое призвание Матусовского раскрылось в текстах песен, написанных для кинофильмов («Верные друзья», «Испытание верности», «Тишина» на музыку И. О. Дунаевского; «Щит и меч» на музыку В. Е. Баснера, и др.).

Поэт много написал в жанре песенной лирики, многие его произведения приобрели всенародную известность, стали своего рода музыкальными символами страны («Подмосковные вечера», «С чего начинается Родина», «Летите, голуби, летите…», «Московские окна», «Вернулся я на Родину», «Скворцы прилетели», «Прощайте, голуби» и др.).

Михаил Матусовский никогда не стеснялся того, что он из провинции. Наоборот, даже гордился тем, что луганчанин и земляк великого Владимира Даля, создателя «Толкового словаря живого великорусского языка»:

Сидят теперь четыре института 

Над словарем одним.

А Даль все так же нужен почему-то,

А Даль незаменим.

Уехав из родного Донбасса, поэт не забыл его. Родной Луганск, по признанию поэта, был для него «самой близкой и сердечной темой, которая никогда не кончается». Общепризнанно, что никто из его собратьев по перу с такой любовью не описывал свою малую родину Луганск, как Матусовский.

Когда Матусовскому предложили написать песню для телефильма «Дни Турбиных», снятому по роману Михаила Булгакова, появился «белогвардейский» романс «Белой акации гроздья душистые». Но мало кто знал, что запах акации ассоциировался у поэта с родным Луганском, с юностью, с чем-то светлым и, увы, невозвратимым.

ЛЮДМИЛА СЕНЧИНА — Белой акации гроздья душистые ( сл. М.Матусовский, муз. В.Баснер )

Из воспоминаний Ирины, дочери Матусовского: «»Я любуюсь родиной, не жалею слез», и вот это – правда, это чувство нежности, и чувство обожания… Я никогда не была в Луганске, но он так много рассказывал, что я видела эти акации; и, по-моему, это город, в котором были необыкновенно теплые дружеские отношения… Это была как одна большая семья, так он мне рассказывал… Конечно это город, который был под № 1 в его сердце, несмотря на дальнейшую жизнь, несмотря на Москву, был первым, потому что там и папа был, и мама. И опять же, мне кажется, люди потрясающие, которые прожили всю свою жизнь и сумели сохранить кое-что очень важное… Знаете, говорят «провинциальный город», но отношения там были не провинциальные, а настоящие, истинные».

В книге «Семейный альбом» немало тёплых строк поэт посвятил родной школе и особенно любимой учительнице русского языка и литературы Марии Семёновне Тодоровой. Она учила не только любить и понимать литературу, но и помогала своим ученикам лучше разбираться в житейских ситуациях, отличать пропагандистскую мишуру от правды жизни.

Времена и падежи,

лица чьи-то и глаголов…

То ли школа на всю жизнь,

то ли жизнь – сплошная школа.

Позже свою благодарность поэт выразит в стихотворении «Школьный вальс», музыку к которому написал И. Дунаевский, знаменитый советский композитор. Песню на эти стихи исполнила М. Пахоменко.

Мария Пахоменко Школьный вальс

В 1987 году Луганский городской совет удостоил Михаила Львовича звания Почетного гражданина города Ворошиловграда. «Милые мои земляки! Я счастлив и горд тем, что получил постоянную прописку в Луганске», — писал Михаил Матусовский после присвоения ему этого  звания.

В шестидесятых годах, после появления «Школьного вальса» и «Подмосковных вечеров», к поэту приходит широкая известность. Лирические песни Матусовского отличает особая доверительная интонация. Обращаясь к своему собеседнику, он создает элегическое или ироническое настроение. Его лирические песни сюжетны и образны одновременно.

Матусовский всегда придерживался принципа, по которому мелодия звучала внутри стихотворных строк. Он не только стремился сделать значимым отдельное слово, но даже хотел выразить смысл через знаки препинания: «Песня требует хрестоматийной простоты, акварельности красок, соразмерности всех частей, органичности перехода запева в припев, полной естественности и непосредственности».

Интересна судьба песни, которой он не придавал особого значения.

Сиреневый туман над нами проплывает.

Над тамбуром горит полночная звезда.

Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,

что с девушкою я прощаюсь навсегда.

Долгое время она считалась фольклорным вариантом студенческого гимна. Её пели у костра и за столом, на вокзалах и в дворовых компаниях. Не пели её только с эстрады, ибо её служители приклеили песне ярлык немного вульгарной и даже полублатной. Что сказать, «Это время в ушах – БАМ!» звучало, конечно, более идеологически выдержанно. Но и на БАМе строители пели «Сиреневый туман», предпочитая его многим другим рекомендованным к исполнению постылым шлягерам.

Вот что вспоминает об этом вдова поэта: В 1936-м Михаил и ещё один студент, Ян Сашин, написали для институтского вечера самодеятельности «Сиреневый туман». Прошло много лет. Однажды наша дочка Ира, которая училась в медицинском институте, пришла домой и говорит: «У нас весь курс поёт очень симпатичную песню». И напела. Михаил Львович воскликнул: «Боже мой! Это же моя песня! Я совершенно забыл, что мы с Яном её сочинили». Матусовскому очень трудно было восстановить авторство. Маргарита Алигер и все бывшие однокурсники Матусовского вспоминали, как Михаил её писал… Справедливость была восстановлена.

Вернул на эстраду и в радиоэфир хорошую песню Владимир Маркин, который и сам, по его словам, поначалу не знал, кто же является автором слов, запоминавшихся слушателям с первого раза. Хотя стиль Матусовского тут налицо – искренний, трогательный, задушевный.

Владимир Маркин Сиреневый туман 1991

Песню «Подмосковные вечера» многие тоже считают народной. А, между тем, судьба её была совсем непростой (сродни народной). Написанная вместе с композитором Василием Соловьевым-Седым, она создавалась  для документального фильма «Ко дню Спартакиады».

Любопытно, что приемная комиссия едва не «зарубила» эту песню, услышав в ней… буржуазные мотивы. Руководители студии кинохроники вызвали авторов в Москву, чтобы выразить недовольство этой «вяловатой лирической песенкой». Кто сейчас знает этих критиков, кто помнит их «киношедевр»? А «Подмосковные вечера» живут уже более полувека и терять свою популярность не намерены.

К счастью, чиновники все же проявили снисходительность: мол, песня — однодневка, да и написана лишь для документального фильма о спорте. Им тогда и в голову не приходило, что это произведение станет своеобразной музыкальной визитной карточкой Советского Союза, затмив своей популярностью за рубежом даже легендарный романс «Очи черные».

Не менее знаменитой и любимой стала и песня «С чего начинается Родина». Между прочим, он неоднократно менял текст, выбирая наиболее точные слова, пока стихи не приобрели тот вид и содержание, которые мы знаем и любим.

Евгений Кунгуров — «С чего начинается Родина». В. Баснер, М. Матусовский

Многие произведения написаны Матусовским специально для кино. Вот лишь некоторые «его» фильмы: «Щит и меч» (кстати, «С чего начинается Родина» – именно оттуда), «Тишина», «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся», «Девчата», «Матрос с «Кометы»…

Над песнями к картинам «Фронт без флангов», «Тишина», «Щит и меч» Матусовский работал вместе с В. Баснером. Песни «На безымянной высоте» и «С чего начинается Родина» стали отражением судьбы целого поколения. Поэт также работал с В. Соловьевым-Седым, Т. Хренниковым. С последним Матусовский написал песни для картины «Верные друзья» («Лодочка», «Что так сердце растревожило», «Шуточная песня»).

Поэт также создал сценарии хроникально-документальных фильмов «Рабиндранат Тагор» (1961) и «Мелодии Дунаевского» (1964). «Подмосковные вечера» стали визитной карточкой картины «В дни Спартакиады», музыку к песне написал Соловьев-Седой.

Подмосковные вечера (ст. М. Матусовского, муз. В. Соловьева-Седого). Поёт Владимир Трошин

Матусовский писал песни к самым разным фильмам: комедийным, драматическим, многосерийным и короткометражным, художественным и документальным. Он создавал произведения для разных исполнителей. Особенно он выделял работу с Леонидом Утесовым и Марком Бернесом, сумевшими прекрасно воплотить его лирическую тональность. Лучшие произведения  Матусовского отличает  особая  искренность.

Песни Матусовского исполняли Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Георг Отс, Николай Рыбников, Лев Лещенко, Муслим Магомаев, Людмила Сенчина… список можно продолжать и продолжать.

Михаил Львович был однолюбом и прекрасным семьянином.

Иосиф Кобзон и Лариса Долина -Что так сердце растревожено (Т.Хренников-М.Матусовский) (2012)

Особую роль в жизни Михаила Матусовского сыграла его супруга Евгения Акимовна. Она посвятила мужу всю жизнь, даже в годы войны умудрилась быть с ним рядом. Супруги вместе делали газету Северо-западного фронта «За Родину!». А когда Евгения Акимовна рассказывала о своем муже, казалось, речь идет о паре, которая только вчера расписалась, а не прожила бок о бок не один десяток лет…

Вот что вспоминает вдова поэта Евгения Матусовская:

Он показался мне очень симпатичным и милым… Приехал всего на 4 дня… Роман завязался сразу. С фронта Миша прислал мне свою фотографию со стихами:

Среди тишины московской ночи

И вокзальной сутолоки дня

Не забудьте, я прошу вас очень,

Вспоминайте изредка меня.

Жил на этом белом свете

Полюбивший сразу и навек

Очень добрый, очень неуклюжий,

В сущности, хороший человек.

В этих стихах — вся его характеристика… Миша без конца звонил мне с фронта. Командующий в итоге сказал: «Этот майор, который работает в газете „За Родину!“, всё время звонит своей любимой. Пусть она уже приезжает на фронт, и они освободят телефон».

— Когда Михаил Львович вернулся с фронта, мы опять поселились в той же коммунальной квартире. Комната, перегороженная шкафом. По одну сторону — папа и мама, по другую — Миша, я и наша маленькая дочка Леночка, которая потом умерла. Матусовский писал свои стихи, держа тетрадку на коленях, так как у нас не было письменного стола. Однажды к нам в гости пришли Алигер, Долматовский, Симонов со своей первой женой Женей Ласкиной. Есть было нечего, мы жевали сухой чёрный хлеб и запивали его сырцом — неочищенной водкой. Несмотря на столь скудное угощение, всё равно было очень весело.

— Нас с Мишей познакомил редактор газеты «За Родину!» Николай Кружков. Кружков и моя подруга любили друг друга. Они попросили разрешения жить в московской квартире моих родителей. В один из дней Кружков сказал: «Женя, сегодня приедет мой товарищ с фронта, корреспондент нашей газеты». Прихожу и вижу: в моей квартире сидит молодой человек. Только-только с фронта, грязный, замызганный, усталый… Это и был Михаил Матусовский.

Затем нам дали жильё на Беговой улице. Как-то приготовила целую выварку фасолевого супа, который Михаил Львович обожал. Я подумала: «Ну, дня три будем питаться». И ушла в гости. Через некоторое время туда позвонил Миша и сказал жалобным голосом: «Женечка, а тебе очень нужен был этот суп?» — «Да». — «Я его нечаянно съел».

Матусовский был как дитя — очень непрактичный, не умел за себя постоять. И в то же время принципиальный: мог, рискуя, защитить другого человека. Его принцип: «Не прислоняться!». То есть ни у кого из тех, кто занимает высокие посты, не проси помощи — он никогда ни перед кем не пресмыкался…

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьёзно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпение,

Не берите в расчёт кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Михаил часто приходил, нагруженный книжками. Мог потратить все наши деньги только на литературу. Причём всё, что покупал, обязательно прочитывал. Он был совершенно потрясающий отец и девочек наших приучил к книгам. Младшая дочь не очень любила читать. Поэтому Михаил Львович начинал чтение вслух и бросал… на самом интересном месте. Таким образом, он заставлял её дочитать книжку самой.

В 1945 году, когда у Матусовских родилась дочь Лена, врачи поставили неутешительный диагноз — врожденный порок сердца. Несмотря на недуг, девочка росла очень талантливой, писала стихи, а позже стала известным специалистом в области живописи. Ездила даже в Америку на стажировку. К сожалению, в 32-летнем возрасте Лена внезапно умерла от рака легких. Её ребенка Гошу Евгения Акимовна и Михаил Львович усыновили.

Матусовский тяжело перенес утрату дочери. Вот что вспоминает об этом периоде его вдова:

— Когда мы потеряли старшую дочь, он сразу сник, так как просто не был готов к таким ударам судьбы. Незаслуженным ударам… Елена была крупнейшим специалистом по американской живописи. Но… Рак лёгких. Она была девочкой, зачатой на фронте. У неё было очень слабое здоровье. Её не смогли спасти. Михаил Львович и Леночка похоронены рядом…

В 1977 году Матусовский  был удостоен Государственной премии СССР.

Он  умер в Москве 16 июля 1990 года.  Похоронен  на Кунцевском кладбище столицы.

После смерти мужа Евгения Акимовна переехала к младшей дочери Ирине в США. Ира, выйдя замуж за известного хирурга, к слову, тоже выходца из СССР, уехала из страны еще в советские времена.

… Удивительное ощущение возникает, когда читаешь его стихи. Первое — в них много света. Так пишет человек, слишком хорошо знавший, что такое тьма. Второе — они очень разные. Ритмически, настроенчески. Третье — что они до предела искренни. А еще понимаешь, что автор не смог спрятаться за написанным: слишком явно проступает в написанных им строках и военная боль, и романтизм молодости, излить который помешала та же война, и тонкий, искрящийся юмор.

М. Матусовский «Люблю я надёжных и верных людей»

Став песнями, его стихи жили и живут не одно поколение — лиричные «С чего начинается Родина» и «Березовый сок» и теплые, душевные «Московские окна», наполненные внутренней болью «На безымянной высоте», веселая «Вологда» и невероятно точная стилистически песня «Ну почему ко мне ты равнодушна», после фильма про Анискина разобранная на цитаты… И «Старый клен» греет своей мелодикой, и не одно рождение пережил его «Сиреневый туман», а уж сколько слез пролито под его «Что так сердце растревожено» — никто и не сосчитает…

Ни в одной стране мира песни не имели такого значения, как в нашей. В силу нашего менталитета. Да, безусловно, петь любят все, но лишь у нас авторские песни, «уходя в люди», нередко теряли имена своих создателей и становились истинно народными, а популярность их можно было измерить частотой исполнения за столом…

Под песни Матусовского воспевали любовь и оплакивали ее крушение, смеялись, размышляли. Как минимум пятьдесят лет истории нашей страны пронизаны стихами Матусовского — невероятно человечными, добрыми, ясными, лишенными выспренности.

В свое время не один критик точил свое перо о написанные Михаилом Матусовским строчки. Ему инкриминировали однообразие художественных решений. Злоупотребление рефренами. Чрезмерную любовь к эпитетам и определениям. А люди — обычнее, простые, к которым он и обращался — плевать хотели на литературоведческий анализ. И пели песни, любя их за мужественную простоту и задушевность.

А еще за то, что в них не было выдумки. Это истинная правда: Матусовский не сочинял сюжеты песен, а брал их из жизни. Чудесный «Школьный вальс», например, посвятил первой учительнице — Марии Семеновне Тодоровой. А великую песню «На безымянной высоте» — ребятам, погибшим в бою за высоту у поселка Рубежки Калужской области. Допустив лишь одну ошибку: сражавшихся против 200 немцев ребят осталось не трое. Двое…

На Безымянной высоте/.Александр Торчилин. / М Матусовский В Баснер

Символичным сегодня выглядит то, что песня «С чего начинается родина» была написана именно Матусовским, выходцем из Луганска. Он любил свой родной город, а потом влюбился и в Москву и посвятил ей много песен. Его «Подмосковным вечерам» суждено было стать самой популярной в мире песней.

Друг Михаила Львовича, Эльдар Рязанов, говорил: «Даже если бы Матусовский написал текст только одной песни «Подмосковные вечера», то ему еще при жизни можно было памятник ставить».

В 2007 году благодарные  луганчане установили памятник Михаилу Львовичу Матусовскому у здания Луганской Академии культуры и искусств, которая сейчас носит его имя. Автор бронзовой статуи — выигравший конкурс скульптор Евгений Чумак. Он создал очень человечный образ уставшего и немного взгрустнувшего поэта. Матусовский стоит у старинной скамейки, на которую «присел» голубь. А рядом — фонарный столб с рупором, из которого якобы могут зазвучать знакомые песни.

23 июля Почта ЛНР выпустит художественную почтовую марку к 105-летию со дня рождения выдающегося поэта-песенника.

Многих ли авторов песенных стихов мы помним? Лебедев-Кумач, Исаковский, Матусовский… Забываются многие, весьма достойные фамилии. Но – остаются лучшие, и среди них – Михаил Матусовский.

Я песне отдал всё сполна,

в ней жизнь моя, моя забота,

Ведь песня людям так нужна,

как птице крылья для полёта.

Минули годы, нет поэта, не стало и той великой страны, которую он воспевал. Нам осталось его бесценное творческое наследие, глубоко интернациональное по духу и гуманное по содержанию, призывающее к миру и дружбе между народами.

И сегодня очень часто  звучат песни на его стихи. А для поэта – это лучшая память.

Михаил Львович Матусовский

Вот и подошла к своему завершению наша литературно-музыкальная гостиная.

Спасибо, что были с нами! До новых встреч!

Фото из отрытых источников интернета