Литературный портрет «Жил народной радостью и болью…» (95 лет со дня рождения русского писателя, сценариста, кинорежиссёра и актёра В.М. Шукшина)

Уважаемые читатели!

25 июля исполняется 95 лет со дня рождения Василия Макаровича Шукшина (1929-1974), кинорежиссёра, актёра, сценариста и писателя; заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Ленинской премии, лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.

Василий Шукшин ещё при жизни завоевал народную любовь и признание. Природный талант, уникальная харизма и трудолюбие позволили парню из сибирской глуши стать своим во всех слоях советского общества, от простого рабочего до московского профессора, а герои его рассказов и фильмов – от деревенского краснобая Глеба Капустина до трагического Егора Прокудина – вошли в нашу жизнь и стали её неотъемлемой частью.

Детство и юность Василия Шукшина

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в крестьянской семье в селе Сростки Алтайского края. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912–1933) был арестован и расстрелян в апреле в 1933 году по решению особой тройки, во время коллективизации, реабилитирован посмертно в 1956 году. Василию не исполнилось и четырёх лет. Заботу о воспитании мальчика взяли на себя дед Леонтий Павлович Шукшин (1882–1960) и мать Мария Сергеевна (1909–1979), а позднее отчим Павел Николаевич Куксин (1905–1942), погибший на фронте.

Родители Шукшина Василия Макаровича.

Мария Сергеевна взяла на себя все заботы о семье. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина. После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым.

По воспоминаниям очевидцев, Василий Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется, «себе на уме». В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Те, естественно, не понимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. В таких случаях Шукшин поступал соответственно своему характеру — убегал в протоки Катуни и скрывался на ее островах по нескольку дней.

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году покинул родное село. Первым местом работы Шукшина стал трест «Союзпроммеханизация» в Москве. Устроившись туда в 1947 году в качестве слесаря-такелажника, Шукшин вскоре был направлен на турбинный завод в Калугу, затем — на тракторный завод во Владимир.

Виртуальная книжная выставка «Калина красная грустит о Шукшине»

С 1945 по 1947 годы он учился в Бийском автомобильном техникуме, но закончить его он так и не сумел — чтобы прокормить семью, пришлось учебу бросить и устраиваться на работу.

В апреле 1949 года Шукшина отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыно.

В 1949 году Шукшин был призван служить в Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году был уволен в запас с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в село Сростки.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи. Некоторое время был директором этой школы.

Жизнь Василия Шукшина

В 1954 году Шукшин отправился в Москву поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову. Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М. И. Ромма).

Известно, что молодой сибиряк подавал заявления сразу в три места – Литературный институт, Всесоюзный государственный институт кинематографии и Историко-архивный институт.

Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент — типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актёрский».

Выдержав экзамены в два последних, Шукшин отдал предпочтение кинематографу и начал обучение на режиссёрском отделении у знаменитого М.И. Ромма. Среди его однокурсников были А.А. Тарковский, А.Н. Митта, Ю.А. Файт, А.В. Гордон. И хотя в знания приходилось буквально «вгрызаться», – сказывалась нехватка общего образования, – Шукшин стремительно прогрессировал. По воспоминаниям очевидцев, на курсе сформировалось два выраженных полюса: часть студентов концентрировалась вокруг Андрея Тарковского, а часть – вокруг Василия Шукшина, которые негласно соперничали. К годам студенчества относится серьёзное увлечение Шукшина писательством. Его рассказы о крестьянской жизни появились на страницах журналов «Смена» и «Октябрь». Одновременно состоялся и дебют в большом кино – в 1958 году Шукшин снялся в главной роли фильма М.М. Хуциева «Два Фёдора».

Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый рассказ «Двое на телеге». Член КПСС с 1955 года.

В 1964 году Шукшин заявил о себе не только как актёр, но и как режиссёр. Картина «Живёт такой парень» вызвала зрительский интерес, положительные отклики критики, а исполнителя главной роли Леонида Куравлева признали одним из лучших актёров года. В 1965 году, когда Шукшин написал роман «Любавины», – свой первый опыт с большими формами, – его приняли в Союз писателей.

С конца 1960-х гг. творческая карьера Шукшина резко пошла в гору. Его фильмы, роли и книги неизменно находили преданных почитателей, его имя получило широкую известность. Среди его друзей – писатели В.И. Белов и В.П. Некрасов, актёр Г.И. Бурков, оператор Анатолий Заболоцкий. Фильмы начала 1970-х гг. «Печки-лавочки» и особенно «Калина красная» только укрепили его авторитет. Творческая сила Шукшина росла, впереди виделись новые цели, планы, свершения, но судьба распорядилась иначе.

Литературное творчество Василия Шукшина

В своих произведениях и прежде всего в рассказах, Шукшин придерживался направления, известного как «деревенская проза», к которому принадлежали В.А. Солоухин, В.И. Белов, В.Г. Распутин, Ф.А. Абрамов и другие. Главным посылом этого неформального течения стало обращение к традиционным ценностям, поиск истины в вековом укладе, противостояние «городской» и «сельской» морали. Шукшин, на себе не раз испытавший пренебрежение к выходцам из деревни со стороны рафинированных горожан, в своём творчестве протестовал против упрощённого взгляда на сельскую Россию, предпочитал внутренний критерий личности, а не внешний социальный статус. Ему был интересен человек как таковой, а не его положение в обществе.

Яркость и самобытность шукшинских персонажей озадачила критику: спорили и до сих пор спорят о том, кто он, этот «чудик» – собирательный образ Ивана-дурачка или «представитель смеховой традиции карнавальной литературы», гоголевско-лесковский типаж, или «естественный человек»? Не вдаваясь в дискуссию, можно утверждать, что вне зависимости от правоты или ошибочности того или иного взгляда, Шукшин создал по-настоящему живую и запоминающуюся галерею героев.

Виртуальный обзор литературы «Читаем Василия Шукшина»

Первая книга Шукшина — «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начал работать режиссёром на ЦКДЮФ имени М. Горького.

В 1963 году в журнале «Новый мир» были опубликованы рассказы: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин». По их мотивам Шукшин написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Живёт такой парень». Съёмки картины начались летом того же года на Алтае и были закончены в 1964 году. В главной роли снялся однокурсник режиссёра по ВГИКу — Леонид Куравлёв. Фильм получил хорошие отклики публики. На режиссёрскую манеру Шукшина, сдержанную и немного простодушную, обратили внимание специалисты.

Василий Шукшин был полон планов, но многим из них так и не суждено было реализоваться. В 1965 году Шукшин начал писать киносценарий о восстании под предводительством Степана Разина, но не получил одобрения Госкомкино СССР. Впоследствии сценарий был переработан в роман «Я пришёл дать вам волю». Сценарий будущего фильма «Точка кипения» также не получил одобрения в Госкино.

Народный художник

Казалось бы, о Шукшине написано много и при его жизни, и после смерти. Однако проходят годы, а мы вновь и вновь обращаемся к его творчеству, не переставая удивляться многогранности его таланта: писатель, драматург, публицист, режиссер, актер…

Всенародную любовь Василий Макарович заслужил неразрывной связью своей жизни и своего творчества: он писал, играл, ставил фильмы на одном дыхании, как жил, а жил, как творил, – одной жизнью со своими героями, страдая и радуясь, мучаясь и возвышаясь вместе с ними.

Цель своего творчества Шукшин определил четко: «Говорить правду, какой бы горькой она ни была…». Этому принципу – говорить полную правду о человеке в целом, не раскладывая его по полочкам «положительный» или «отрицательный», не страшась (по методу Ф. М. Достоевского) опускаться в «мрач- новатые подвалы» человеческой души – Шукшин был верен и в литературе, и в кинематографе. Эстетическая программа Василия Макаровича явно противоречила основным принципам социалистического реализма, в прокрустово ложе которого не укладывались ни его талант, ни его произведения: сборники рассказов («Сельские жители», «Земляки», «Характеры», «Беседы при ясной луне»), киноповести, романы «Любавины» и «Я пришел дать вам волю…».

Электронная презентация «Души шукшинской свет»на ютуб-канале ПЦПИ:

Кинематограф Василия Шукшина

Как актёр, Василий Шукшин снялся более чем в 30 картинах, из них в семи – в главной роли. Как режиссёр, он снял пять картин. Первый большой актёрский успех пришёл ещё во время учёбы во ВГИКе, после вышедшего на экраны в 1958 году фильма «Два Фёдора». Шукшин сыграл фронтовика, по возвращении с войны подобравшего мальчишку-беспризорника и усыновившего его. Удачными оказались роли председателя колхоза в «Когда деревья были большими» (1961), директора комбината в «У озера» (1969), маршала Конева в «Освобождении» (1971), Василия Улыбина в «Даурии» (1971).

В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. А. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде — изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают» Шукшин выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. Актёрская карьера складывалась вполне удачно, Шукшин не испытывал недостатка в предложениях от ведущих режиссёров.

Виртуальный обзор литературы «Книги писателя в фильмах – лучшая память о нём»

Лучшие свои роли Шукшин сыграл незадолго до смерти. Это хлебороб-тракторист Иван Расторгуев из «Печек-лавочек» (1972), отрёкшийся от преступного прошлого вор-рецидивист Егор Прокудин из «Калины красной» (1973) и боец-бронебойщик Пётр Лопахин из «Они сражались за Родину» (1975). Воплощение этих персонажей принесло актёру безусловную народную любовь.

Из всех фильмов Шукшина-режиссёра особняком стоит «Калина красная» – несомненный шедевр советского кинематографа. Пронзительная история об уголовнике на жизненном распутье, гениально сыгранном самим Шукшиным, произвела неизгладимое впечатление на публику. В первый год проката лента собрала более 60 млн зрителей и стала абсолютным лидером 1974 года. Журнал «Советский экран» признал «Калину красную» фильмом года, а Василия Шукшина – актёром года. К сожалению, ранняя смерть и препоны со стороны руководителей советской киноиндустрии не позволили Шукшину снять задуманный масштабный фильм о восстании Степана Разина.

С такой нравственной программой пришел Шукшин и в кинематограф, получив режиссерское образование во ВГИКе, в мастерской Михаила Ромма (параллельно с Андреем Тарковским). Впрочем, еще до того как представить свою первую режиссерскую работу, Шукшин обратил на себя внимание зрителей и критиков как актер, обладающий особой, «некинематографической» внешностью. Достаточно вспомнить фильм Марлена Хуциева «Два Федора» (1958), где Шукшин сыграл роль солдата, вернувшегося с фронта и усыно- вившего беспризорного мальчишку. Ситуация фильма, в котором два одиноких человека – взрослый и ребенок – вместе начинают новую, мирную жизнь, была интересна Шукшину-актеру для создания живого, глубокого характера.

Фильм «Два Фёдора» 1958

Особенность и уникальность кинематографа Василия Шукшина чувствуется уже в его дипломном короткометражном фильме «Из Лебяжьего сообщают» (1961). Здесь он впервые выступил в трех лицах: как автор сценария, режиссер-постановщик и исполнитель одной из главных ролей. Вот почему на два года была затянута защита диплома: он оттачивал перо писателя и постигал «азы» актерской профессии, снимаясь в кино. Техническое мастерство Шукшина-режиссера будет возрастать от фильма к фильму, хотя справедливости ради следует отметить, что «техника» съемки (ракурс, монтаж, ритм, свет, цвет и т.д.) никогда не была для него самоцелью. Главным для него было авторское исследование жизни, ярких неординарных характеров, раздумья о «времени и о себе».

1973—1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене ЛАБДТ режиссёром Г. А. Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди».

Василий Шукшин и Георгий Бурков

Из высказываний Василия Макаровича об «авторском кинематографе», «режиссуре» и «ремесле» ясно одно: он искренне хочет простого и доверительного разговора со зрителем, выступая перед ним не как «переводчик» чужого текста или истолкователь чужой идеи, а как собеседник, разговаривающий «на равных» о жизни, о человеке, о судьбе. Другими словами, «авторство», по Шукшину, – это определенное выражение философской позиции, а не стиля.


У Василия Шукшина было мало друзей из киносреды. Одним из них был Владимир Высоцкий, а вторым — Георгий Бурков. С Высоцким режиссёру поработать не удалось, а вот Буркова он снял в «Печках-лавочках» и «Калине красной». Вместе с актёром они мечтали создать новый театр, но планы не сбылись — во время съёмок фильма «Они сражались за Родину» Бурков обнаружил тело друга… Официальная причина смерти Василия Шукшина — инфаркт, но многим это показалось странным, так как проблем с сердцем у 45-летнего режиссёра не было. Георгий Бурков, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Бондарчук и другие знакомые считали, что его могли отравить. Но кто и за что — осталось неизвестным.

Василий Шукшин и Владимир Высоцкий

И в этой связи Шукшин в полной мере относится к тому поколению «авторского кинематографа», которое в отечественном кино 1960-1970-х годов представляли А. Тарковский, А. Кончаловский, А. Алов и В. Наумов, Э. Климов, М, Хуциев, Г. Панфилов и др.

Семья и личная жизнь Василия Шукшина

Четырьмя главными женщинами в жизни Василия Шукшина стали Мария Шумская, Виктория Софронова, Лидия Александрова и Лидия Федосеева. Красавица-односельчанка Мария Ивановна Шумская (1930–2021) стала первой женой вернувшегося домой бравого моряка Василия Шукшина. Они расписались в 1955 году, когда Шукшин приехал на каникулы из Москвы в родные Сростки. Очень скоро отказ жены ехать с мужем в Москву разрушил брак.

Первая супруга Шукшина — его односельчанка, школьная учительница Мария Ивановна Шумская. Познакомились они ещё в юношестве и поженились в 1953 году. В 1957 году Шукшин из Москвы написал домой письмо о том, что просит развод у Марии, так как полюбил другую женщину.

Дочь главного редактора журнала «Огонёк» Виктория Анатольевна Софронова (1931–2000) появилась в жизни Шукшина в 1964 году. Их отношения, официально никак не оформленные, длились всего около года. В феврале 1965 года родилась дочь Екатерина, но к этому времени Шукшин увлёкся студенткой ВГИКа Лидией Александровной Александровой (род. 1942), более известной по фамилии следующего мужа как Лидия Чащина. Этот союз тоже оказался неудачным. Шукшин нашёл своё счастье лишь с актрисой Лидией Николаевной Федосеевой (род. 1938). Её усилия отвратили мужа от алкоголя, позволили полнее реализоваться в творчестве. В браке с Лидией Федосеевой появились на свет две дочери – Мария (род. 1967) и Ольга (род. 1968). Обе они стали известными актрисами

С 1964 по 1967 год состоял в браке с актрисой Лидией Александровой (более известна, как Лидия Чащина, по фамилии её второго мужа; исполнительница роли в фильме «Живёт такой парень»). Брак, по её утверждению, распался из-за многочисленных любовных связей Шукшина и его пристрастия к алкоголю.

В 1964 году на съёмках фильма «Какое оно, море?» Василий Шукшин познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой. В 1965 году у Виктории Софроновой родилась дочь от Шукшина — Катерина Шукшина. Василий Макарович довольно продолжительное время не мог решить, с какой из любимых женщин жить, и поддерживал отношения с обеими. В конце концов он остался с Федосеевой.

Василий Шукшин скончался 2 октября 1974 года во время съёмок киноэпопеи режиссёра С.Ф. Бондарчука «Они сражались за Родину» вследствие обширного инфаркта. Смерть произошла в Волгоградской области на борту теплохода «Дунай», где жили актёры. По воспоминаниям Георгия Буркова, в третьем часу ночи Шукшин вышел на палубу, держась за сердце. Валидол не помог, штатного врача съёмочной группы на теплоходе не оказалось – он уехал на свадьбу. Шукшин лёг в своей каюте и велел другу уйти: «Нужен будешь – позову». Когда в двенадцатом часу дня заглянули в каюту, Шукшин был мёртв. Прощание в московском Доме кино прошло при огромном стечении народа. Василия Макаровича Шукшина похоронили 7 октября 1974 года на Новодевичьем кладбище.


В 2004 году недалеко от села Сростки появился 8-ми метровый памятник Владимиру Шукшину. Режиссёр сидит на возвышенности и сверху вниз смотрит на жизнь своих земляков… Присутствует режиссёр и в двух московских скульптурных композициях: около ВГИКа открыт памятник трём известным выпускникам — Василию Шукшину, Андрею Тарковскому и Геннадию Шпаликову, а около здания Министерства обороны установлен памятник героям фильма «Они сражались за Родину».

Фильмография: Актер

  • Они сражались за Родину (1975)
  • Прошу слова (1975)
  • Если хочешь быть счастливым (1974)
  • Калина красная (1973)
  • Печки-лавочки (1972)
  • Даурия (1971)
  • Освобождение (1971)
  • Любовь Яровая (1970)
  • У озера (1970)
  • Мужской разговор (1969)
  • Эхо далеких снегов (1969)
  • Три дня Виктора Чернышева (1968)
  • Журналист (1967)
  • Комиссар (1967)
  • Какое оно, море? (1964)
  • Мишка, Серега и я (1962)
  • Мы, двое мужчин (1962)
  • Аленка (1961)
  • Когда деревья были большими (1961)
  • Командировка (1961)
  • Простая история (1960)
  • Золотой эшелон (1959)
  • Два Федора (1958)

Фильмография: Режиссер

  • Калина красная (1973)
  • Печки-лавочки (1972)
  • Странные люди (1969)
  • Ваш сын и брат (1965)
  • Живет такой парень (1964)

Фильмография: Сценарист

  • Позови меня в даль светлую (1977)
  • Земляки (1974)
  • Калина красная (1973)
  • Печки-лавочки (1972)
  • Пришел солдат с фронта (1971)
  • Странные люди (1969)
  • Ваш сын и брат (1965)
  • Живет такой парень (1964)

Викторина «Василий Шукшин в жизни и в кино».

Ответственный: Олейник Н. А.