Уважаемые читатели!
Сегодня, 27 июля — День памяти Михаила Юрьевича Лермонтова — поэта, чье творчество — одна из самых великих вершин русской и мировой литературы.
… он мыслью с нашим веком слился —
Былых времён великий пленник,
И в наш творящий век явился
Как самый яркий современник… И. Молчанов
Его жизнь стала ярко вспыхнувшей на небосклоне звездой. Он, по словам Л. Н. Толстого, «успел подхватить знамя русской поэзии, выпавшее из рук Пушкина, и стал его достойным преемником».
Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу самых дорогих и любимых имен поэтов и писателей, принесших мировую известность и славу русской литературе.
Мы приглашаем вас принять участие в нашем литературном ракурсе «Мятежный гений вдохновенья». Будем вспоминать Лермонтова, его творчество и перипетии короткой, но яркой судьбы.
… Что-то странное творилось в этот день с природой. Погода стояла дивная, ласковая. Вдруг разразилась небывалая буря. Пыль в мгновение окутала Пятигорск…
Страшные удары грома следовали один за другим, в горах не смолкали раскаты. Невиданная гроза внезапно сменилась бурным ливнем. Это произошло около 7 часов вечера 27 июля 1841 года в двух километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, где в эти секунды на дуэли погиб Михаил Юрьевич Лермонтов. Не знамение ли это было? Не сама ли природа оплакивала смерть гениального поэта?
Еще дуэль! Еще поэт
С свинцом в груди сошел с ристанья.
Уста сомкнулись, песен нет,
Все смолкло… Страшное молчанье!
Тут тщетен дружеский привет…
Все смолкло — грусть, вражда, страданье,
Любовь,— все, чем душа жила…
И где душа? куда ушла? Н. П. Огарев «На смерть Лермонтова»
Только четыре года отпустила судьба Лермонтову, чтобы преуменьшить боль России от потери великого Пушкина. И вот теперь он ушёл вслед за ним. Что же это: нелепая случайность или всё-таки рок, судьба? Всё, связанное с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, несёт на себе не только печать редкого таланта, но и рока, судьбы…
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве. Его родители Его родители Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы. Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы.
Юрий Петрович – 27-летний отставной капитан, небогатый дворянин, красивый и пылкий молодой человек. Русская ветвь рода Лермонтовых вела свое начало от Джорджа Лермонта, выходца из Шотландии, который в эпоху Смуты начала XVII века в составе шведского ополчения попал в Россию, принял русское подданство и получил поместье в Костромской губернии. К началу XIX века давно обрусевший род Лермонтовых захудал и обеднел. Юрий Петрович окончил первый Кадетский корпус в Петербурге и в 1805-1808 годах был в походе за границей во время войн с Францией и Швецией. В 1811 году он вышел в отставку. Но в 1812, в начале Отечественной войны, он вступил в народное ополчение офицером, был ранен. В начале 1814 года он вернулся домой.
С Марией Михайловной Юрий Петрович познакомился в селе Васильевском, где она гостила у своих родственников. Он пленил свою богатую невесту внешней красотой и редким добродушием.
Урождённая Арсеньева, Мария Михайловна была единственной дочерью богатых родителей. Марии Михайловне было 15 лет, когда её отец покончил с собой. Гибель отца болезненно отразилась на хрупкой девушке, склонной к уединению и мечтательности, чтению романов. Она играла на клавесине, пела чувствительные романсы, мечтала о любви. Для девушки такого склада типична была покорность родителям. Но эта хрупкая мечтательная девушка, полюбив бедного армейского капитана из «захудалого» дворянского рода, сумела добиться своего – выйти за него замуж, несмотря на сопротивление матери и её родных. Свадьба состоялась почти против воли Елизаветы Алексеевны, матери Марии Михайловны.
Елизавета Алексеевна происходила из богатого и старинного рода Столыпиных. Её отец при Екатерине Великой, благодаря его дружбе с фаворитом императрицы Алексеем Орловым, вошёл в круг близкой ко двору знати. Елизавета Алексеевна была деспотичная помещица, за всякую провинность наказывающая своих крепостных крестьян. Высокая, с властным голосом, она всегда ходила – в знак траура по мужу, в чёрном платье. Однако за внешней суровостью было скрыто в ней много доброты, способности самоотверженно любить. С самого рождения она взяла под свою опеку внука – для него она станет самым близким, самым родным человеком до конца его жизни.
После свадьбы Юрий Петрович делал попытки наладить хорошие отношения с тёщей, но это ему не удалось. Около года он был управляющим в имении Елизаветы Алексеевны в Тарханах. Дело не пошло, так как властность Елизаветы Алексеевны становилась поперёк всех его распоряжений.
Семейное счастье омрачала нескрываемая недоброжелательность и постоянные ссоры Елизаветы Алексеевны со своим зятем.
Здоровье Марии Михайловны, и так слабое, после рождения сына быстро ухудшалось – вскоре у неё обнаружилась чахотка. В феврале 1817 года семью посетило горе – умерла мать будущего поэта. «Житие ей было 21 год, 11 месяцев и 7 дней» — гласит надпись на памятнике Марии Михайловны. На её могиле был поставлен гранитный памятник с бронзовым крестом и сломанным якорем – символ разбитых надежд. Вероятно, похороны своей матери имел в виду Лермонтов, когда писал в поэме «Сашка»:
Он был дитя, когда в тесовый гроб
Его родную с пеньем уложили.
Он помнил, что над нею чёрный поп
Читал большую книгу, что кадили
И прочее… и что, закрыв весь лоб
Большим платком, отец стоял в молчанье.
И что когда последнее лобзанье
Ему велели матери отдать,
То стал он громко плакать и кричать.
А в Тарханах долго помнили, как тихая бледная барыня, сопровождаемая мальчиком-слугой, носившим за нею лекарственные снадобья, переходила от одного крестьянского двора к другому с утешением и помощью. Помнили, как она возилась с болезненным сыном. И любовь и горе выплакала она над его головой. Мария Михайловна была одарена душою музыкальною. Посадив ребёнка себе на колени, она заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу и слёзы катились по его личику. Лермонтов не мог помнить рано умершей матери, но ему казалось, что в нём живёт воспоминание об её голосе.
«Когда я был 3-х лет, то была песня, от которой я плакал; её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать»
После смерти жены Юрий Петрович уехал в своё имение в Кропотово. Он хотел, было, увести сына с собой, но Елизавета Алексеевна убедила, а вернее заставила, его не делать этого: она сама хотела дать внуку хорошее воспитание, что для Юрия Петровича было не по средствам. Бабушка составила завещание, по которому, в случае её смерти, всё состояние должно было отойти к внуку, но с обязательным условием: чтобы он до совершеннолетия жил у неё. С этих пор Юрий Петрович лишь изредка видел сына.
Один раз в 1827 году Миша был у отца в Кропотове вместе с бабушкой, он показывал отцу стихи, рисунки, встречал его радостно. Елизавете Алексеевне это не нравилось, и она окончательно рассорилась с зятем.
А как больно было от этого маленькому Мише, как он страдал от невозможности соединить всех в одну семью. Об этом рассказывают его стихи 1829-1832 годов «Элегия», «Кавказ», «Ужасная судьба отца и сына…», «Пусть я кого-нибудь люблю». В одном из них сказано:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя…
Юрий Петрович скончался 1 октября 1831 года в возрасте 42 лет. Смерть отца была для поэта величайшим горем. В стихотворении «Эпитафия» Лермонтов писал:
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал…
Но понимаем был одним.
Этим одним и был Михаил Юрьевич.
С детских лет Михаил Юрьевич писал стихи, рисовал, увлекался музыкой, в совершенстве овладел европейскими языками. Но семейная драма наложила свой отпечаток на характер поэта. Сердце мальчика разрывалось между доброй бабушкой и любимым отцом. Эти чувства Лермонтов выразил в стихах.
Ужасная судьба отца и сына –
Жить розно и в разлуке умереть…
Но ты простишь мне! Я ль виновен в том,
Что люди угасить в душе моей хотели
Огонь Божественный, от самой колыбели
Горевший в ней, оправданный творцом?
Детство Михаил провёл на северо-западе Пензенской области, в прекрасном уголке России, среди мягких зелёных холмов, цветущих лугов, расположилось старинное село Тарханы. Первые птицы, пение которых он услыхал, первые цветы, к которым потянулся, – всё было здесь.
Бабушка поэта была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Миша отвечал ей большой искренней любовью.
В детстве Лермонтов много болел. Тяжёлый недуг надолго приковывал его к постели, приучал к задумчивости и одиночеству. Воображение стало для него новой игрушкой. Мальчик рано почувствовал себя одиноким. Его часто охватывала тоска по «душе родной», способной понять его и утешить.
В 1818 и 1820 годах Елизавета Алексеевна ездила с внуком для лечения на Кавказ. Летом 1825 года бабушка в третий раз повезла мальчика на Кавказ на воды. Он уже подрос, смог увидеть гораздо больше, чем в первые поездки. Эта поездка принесла Лермонтову столько впечатлений, что их хватило на несколько поэм и стихотворений, написанных в 1828-1830 годах.
Мише было 14 лет, когда бабушка повезла его из Тархан в Москву. После Тарханского одиночества Лермонтов попал в кипучее море молодой жизни – новые товарищи, большой круг родных и знакомых. Миша блестяще сдал вступительные экзамены в университетский пансион и начал там свое обучение.
Он легко вошел в пансионскую жизнь. Среди новых товарищей он прослыл шутником и остроумцем, а также силачом. Во время послеобеденного отдыха он отличался в играх, происходивших во дворе. К широкоплечей фигуре Лермонтова очень шла пансионская форма – синий сюртук со стоячим малиновым воротником и синие брюки.
Лермонтов учился блестяще, отличался не только в гуманитарных науках, словесности и искусствах (он рисовал, играл на скрипке), но и в математике. При переходе из класса в класс он неизменно получал награды – обычно это была какая-нибудь книга или гравюра в рамке.
Московский университетский пансион сохранял с прежних времен направление литературное. Начальство поощряло занятия воспитанников сочинениями и переводами. Ученики много читали. Часто происходили литературные собрания, на которых читались сочинения воспитанников. Издавались рукописные журналы и альманахи.
В такой атмосфере поэтический дар Миши Лермонтова развивался всё больше и больше. Он пишет стихи, много рисует, участвует в издании рукописных журналов и альманахов. В них увидели свет первые стихи Лермонтова и произведения других даровитых пансионеров.
Два неполных года учился Лермонтов в пансионе. И, несмотря на усиленные занятия учебными предметами, он находил время для творчества. В пансионные годы он написал поэмы «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», «Джулио», «Исповедь». В эти годы юным поэтом была написана 2 редакция самой известной его поэмы «Демон». К этим произведениям нужно прибавить около 60 стихотворений и не дошедшие до нас 3 поэмы: «Индианка», «Геркулес» и «Прометей». А ведь ему было только 14-15 лет.
В московском пансионе царил дух свободомыслия, непокорства. Начальник III отделения собственной его Величества канцелярии граф Бенкендорф в 1830 году докладывал императору Николаю I: «Среди воспитанников пансиона встречаем многих… мечтающих о революции и верящих в возможность конституционного правления в России». Царь долго собирался посетить «рассадник свободомыслия» и сделал это в марте 1830 года, нагрянув в пансион и не предупредив никого о своём посещении.
В этом же месяце по правительственному указу пансион был преобразован в гимназию с введением телесных наказаний. Через 2 недели после объявления этого «указа» Лермонтов подал прошение об увольнении.
Итак, в середине апреля 1830 года Лермонтов распрощался с Благородным пансионом и стал готовиться к поступлению в Московский государственный Университет.
В августе 1830 года поэт выдержал экзамены и был принят в число его студентов. Началась взрослая жизнь…
Лермонтов учился вместе с В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.П. Огаревым, которые уже тогда оказывали большое влияние на идейный уровень студенчества. В этот период Лермонтовым были написаны лирические стихи, поэмы, драмы, в том числе драма «Странный человек» (1831), осуждавшая власть и крепостное право, что привело к конфликту с университетским начальством. И Михаил был вынужден покинуть университет.
В 1832 году поэт вынужден был оставить Московский университет из-за конфликта с некоторыми профессорами. Он едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказали.
Тогда 4 ноября 1832 года Михаил Юрьевич сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Здесь урывками работал над романом «Вадим», рисующим эпизоды Пугачевского восстания.
В Школе подпрапорщиков поэт получил прозвище Маюшка (по созвучию с французским «doigt en maillet» — «кривой палец»). Лермонтов действительно был сутул, но точность прозвища заключалась не только в этом. Второе его значение — отсылка к персонажу романов по имени Мае — цинику и остряку. На курсе поэт действительно держался независимо и дерзко, при этом в учебе был среди лучших студентов. В записях сокурсника Николая Мартынова (того самого, который вызвал поэта на последнюю дуэль) Лермонтов характеризуется как человек, «настолько превосходивший своим умственным развитием всех других товарищей, что и параллели между ними провести невозможно».
В 1832 году было создано значимое для поэта стихотворение «Парус». Неизвестно, что ждет поэта впереди. Ясно одно: спокойной и безмятежной его жизнь не будет. Лермонтову 18 лет. Он приехал из Москвы в Петербург. Отправившись однажды на прогулку, он вышел к побережью и увидел раскинувшуюся пред глазами картину. Стоя на берегу, Лермонтов долго смотрел вдаль. И вдруг он увидел белеющий в синеве парус…
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
В 1835 году Лермонтов оканчивает Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, направляется корнетом в лейб-гвардии гусарский полк, находящийся под Петербургом в Царском Селе.
По словам современников, Михаил был очень вспыльчивым и закрытым человеком. При первом знакомстве распознать его настоящую личность удавалось далеко не каждому.
Найти почитателей своему литературному таланту Лермонтову тоже удалось не сразу. Очень долгое время его таланты были известны только в офицерских кружках.
27 января 1837 года на дуэли с Дантесом был смертельно ранен Пушкин. К моменту смерти Пушкина 29 января уже весь Петербург твердил наизусть строчки Лермонтова:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Если кто и ворвался в Литературу, так это двадцатитрехлетний Михаил Лермонтов, добавивший к своему стихотворению «Смерть поэта», дней десять ходившему в списках, шестнадцать хлестких строк, которые уже почти два века безжалостно обличают истинных палачей свободы и гения.
…А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Шестнадцать строк были написаны 7 февраля 1837 года, а уже 23-го появилось «Дело о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым…».
Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, дал миру Лермонтова. Знамя русской литературы, выпавшее из рук Пушкина, высоко поднял его наследник и преемник.
На Руси явилось новое дарование, новая яркая звезда – Лермонтов.
Щедро наградила его судьба. Сразу же после создания стихотворения «Смерть поэта» на него обрушились слава и опала – ссылка на Кавказ.
Смерть Пушкина потрясла Лермонтова. Именно эти дни стали началом стремительного и рокового отсчета жизни Михаила Юрьевича Лермонтова.
Ему оставалось прожить всего четыре с половиной года. За это время ему предстояло стать великим поэтом, достойным преемником Пушкина, сделаться легендой Кавказской войны и так же как Пушкин погибнуть на дуэли. Вдумайтесь, всего 4, 5 года творческой жизни, и насколько несоизмерим этот путь со значением Лермонтова в истории русской литературы.
Поэт отправился в свою первую кавказскую ссылку.
По воспоминаниям современников, сочувствующих ему было куда меньше, чем злорадствующих. Отчасти потому что обличителей власти в России никогда не жаловали, отчасти из-за далеко не ангельского характера Лермонтова, который едко и обидно шутил над приятелями, расстраивал чужие свадьбы, был дерзок, вызывающ, мало любил и ценил жизнь.
На Кавказе шла война. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы и, конечно же, люди глубоко запали в душу поэта.
Во время ссылки Лермонтов встречался с опальными декабристами, живо интересовался фольклором местных народов, их бытом, традициями и языком. Кавказские темы, впечатления от этой природы, жизни горцев, местный фольклор легли в основу многих произведений Лермонтова и заняли прочное место в его творчестве.
В жизни и творчестве Лермонтова Кавказ сыграл значительную роль. Поэт бывал в этих краях неоднократно, начиная с детских лет. Он провел здесь первую и вторую ссылку. И на Кавказе он трагически закончил свою короткую жизнь.
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ. стихотворение «Кавказ»
Пребывание Лермонтова на Кавказе оказало большое влияние на его литературное творчество. Как певец Кавказа М. Ю. Лермонтов по праву занял первое место в русской литературе. Кавказ был для поэта символом свободы.
Кавказ стал поэтической родиной Лермонтова. Там, под пулями, в дыму сражений создаются его лучшие стихотворения, поэмы, первый в русской литературе реалистический роман в прозе «Герой нашего времени».
Его творения становятся известными широкой общественности.
Но ссылка длилась недолго — вскоре Михаил, хлопотами своей бабушки, был переведен в Лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк и с 1838 по 1840 год находился в Петербурге. Восстановив светские связи, он посещает литературные салоны, бывает на балах и приемах у аристократии, пользуется успехом у женщин, имеет невероятный успех в свете и при дворе.
Это и время поэтического расцвета таланта Лермонтова, его творчество становится многообразнее по содержанию, богаче в жанровом и стилистическом отношении, а произведения начали много публиковать — «Песня про царя Ивана Васильевича…», «Сашка», «Тамбовская казначейша», «Дума», «Поэт», «Бородино», «Завещание» и другие. Тогда же был создан и знаменитый сегодня роман «Герой нашего времени» (1840), насыщенный глубоким общественным и психологическим содержанием.
Но запальчивый и не умеющий скрывать своих чувств, Лермонтов нередко становился участником дуэлей и скандалов. Еще по возвращении с Кавказа Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой. За ней же ухаживал и сын французского посла Барант. Результатом стала ещё одна дуэль и ещё одна ссылка на Кавказ.
В этот раз поэта было приказано постоянно держать на первой линии фронта. Лермонтов на войне отличался доблестью и абсолютным хладнокровием. Некоторые его считали даже безрассудным. Но убила поэта не вражеская пуля…
Перед отъездом Лермонтов случайно попал к знаменитой гадалке Киргоф.
Лермонтов. Выпустят ли меня в отставку, оставят ли в Петербурге?
Киргоф. (раскинув карты) Вам никогда больше не бывать в Петербурге. Вас ожидает другая отставка, «после коей уже ни о чем просить не станете».
Лермонтов. Я, конечно, посмеялся над этим предсказанием, но в груди моей похолодело.
За вольнолюбивые, бунтарские стихи, за резкий характер М.Ю. Лермонтова недолюбливали в обществе. Вокруг него, особенно в последний год жизни, все туже затягивалась петля интриг.
О, Лермонтов… Непостижимо это.
Над ним сам дух пророчества витал,
Когда поэт
в стихах «На смерть Поэта»
Свою дуэль и смерть предугадал.
Он едет в ссылку степью да лесами
Навстречу скорой гибели своей,
И рассыпается лихими бубенцами
Тоска
дорожных однозвучных дней.
О, как ему на свете одиноко!
С людьми он неуживчив, ядовит.
Лишь Пушкина,
как бога, как пророка,
Сняв бережно с креста, боготворит.
Боготворит с такою болью нежной,
Что только он смог выразить её,
Предчувствуя в его судьбе мятежной
И гибель, и бессмертие своё. Николай Доризо
Среди последних произведений поэта — стихи: «Родина», «Утёс», «Спор», «Листок», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Пророк».
Лермонтов был храбрым офицером. Но погиб он не в пылу сражений, не от руки горца. Его убийцей стал товарищ по юнкерской школе, человек, с которым Лермонтов поддерживал дружеские отношения вплоть до того рокового, страшного дня.
13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу был Лермонтов. Здесь же присутствовал Мартынов, одноклассник Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.
«Дорогая бабушка, пишу вам с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнется. Я понял по его злобному взгляду».
Последние часы Лермонтов провел у кузины Екатерины Быховец, которая ничего не знала о предстоявшем поединке. На прощание он поцеловал ей руку и произнес: «Cousine, счастливее этого часа более в моей жизни не будет».
В седьмом часу вечера 15 июля у подножия горы Машук прошла дуэль. Вслед за командой «сходись» поэт застыл на месте, повернувшись правым боком к противнику, закрывшись рукой и подняв оружие дулом вверх. Мартынов, наоборот, прицеливаясь, быстро пошел к барьеру. Он нажал курок, и Лермонтов «как подкошенный» упал на землю. В этот миг, согласно преданию, ударил гром, и началась страшная гроза. Пуля прошла навылет, убив Лермонтова на месте. Дождь хлестал, а ни врача, ни коляски не было.
Комендант Ильяшенко, узнав о смерти поэта, заплакал: «Мальчишки, мальчишки, убей меня бог! Что вы наделали, кого вы убили!»
Полной правды об этой нелепой дуэли, скорее всего, никто и никогда не узнает. Нестыковки видны уже в момент вызова поэта.
Согласно официальной версии поединок спровоцировала шутка Лермонтова, назвавшего Мартынова в присутствии дам «горцем с огромным кинжалом». Однако по таким пустячным поводам дворяне, как правило, не стрелялись.
По другой версии, в Пятигорске Михаил Юрьевич увлекся Эмилией Верзилиной, но она предпочла ему Мартынова. Уязвленный поэт обрушил на соперника град шуток, эпиграмм и карикатур. Необходимо отметить, что Мартынов – человек тщеславный и самолюбивый – в то лето находился в состоянии крайней подавленности, так как несколькими месяцами ранее его, поймав на карточном шулерстве, заставили уйти в отставку.
Сплошными «белыми пятнами» изобилует и сама дуэль. Поединок был организован против всех правил, в частности, на месте отсутствовал доктор и экипаж. При этом с подачи Мартынова условия дуэли были жесточайшие – стрелялись на расстоянии пятнадцати шагов из мощных пистолетов до трех попыток!
Официальными секундантами были князь Александр Васильчиков и корнет Михаил Глебов, однако имеются все основания подозревать присутствие Столыпина-Монго и Сергея Трубецкого, имена которых по взаимному уговору скрыли от дознавателей, поскольку они и так находились на Кавказе на положении ссыльных.
И самое главное – Лермонтов, согласно отзывам современников, был великолепным стрелком, способным «насаживать пулю на пулю». Накануне дуэли он прилюдно заявил, что стрелять в Мартынова не станет. На дуэли Михаил Юрьевич повторил: «Не буду стрелять в этого дурака». И якобы выстрелил в воздух. В таком свете Мартынов убил беззащитного человека.
В судебном заключении значилось, что пуля пробила правое легкое, и поэт умер мгновенно. Однако согласно показаниям слуги Лермонтова «при перевозке Михаил Юрьевич стонал… перестал он стонать на полдороге и умер спокойно». А ведь транспортировали его в Пятигорск спустя четыре часа после дуэли.
Людей, заинтересованных в объективном расследовании, также не нашлось – одним из секундантов дуэли был сын фаворита царя Иллариона Васильчикова, и дело было необходимо срочно замять. Возможные свидетели – Сергей Трубецкой и Столыпин-Монго – все тайны унесли с собой в могилу, а Мартынов сотоварищи потратили впоследствии множество сил, дабы реабилитировать себя в глазах потомков.
«Мёртвый Лермонтов лежал под дождем. Много еще чего было гадкого и глумливого: и хоронить по христианскому обычаю не хотели, и царь сказал: «Собаке собачья смерть».
Ну а как были наказаны повинные в гибели поэта? Вот строки из документа: «Майора Мартынова посадить в крепость на гауптвахту на 3 месяца и передать церковному покаянию, а князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго из уважения к полученной им в сражении тяжелой ране».
Похоронен Михаил Юрьевич Лермонтов был на городском кладбище в Пятигорске через два дня после дуэли, и проводить его в последний путь пришли многие — местные жители, отдыхающие, друзья и официальные лица. Первое захоронение Лермонтова в Пятигорске – обычная плита с именем Михаил.
Через 9 месяцев бабушке удалось перевезти тело внука из далёкой кавказской стороны в Тарханы, где (23 апреля) 5 мая 1842 года погребен в фамильном склепе Арсеньевых. Здесь над могилой поэта была возведена часовня.
Елизавете Алексеевне выпало ни с чем несравнимое несчастье пережить своего гениального внука. Он звал её бабушкой, а вслед за ним и все, знавшие её. «Бабушкой» осталась Арсеньева и в истории, бабушкой с на редкость горькой судьбой.
Творческое наследие Михаила Юрьевича Лермонтова настолько велико, что приходится только удивляться, как он, постоянно находясь в обстоятельствах, не располагающих к творчеству, сумел создать столько гениальных произведений.
За свои неполные 27 лет он создал удивительно много: трагическую пьесу «Маскарад» и первый в русской прозе социально-психологический роман «Герой нашего времени», около 30 поэм (считая неоконченные), более 400 стихотворений.
При жизни Лермонтова вышел только один сборник его стихов, куда он отобрал всего 26 своих стихотворений. Он был очень требователен к себе, понимая, что значит публиковать стихи в России после Пушкина.
Работал он в литературе всего 13 лет (1828 – 1841 гг.), но успел очень многое.
В начале ХIХ века он предсказал возможную революцию («Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет») и страшную Гражданскую войну («И пища многих будет смерть и кровь»). Эти стихи он записал к себе в ученическую тетрадь. В 14 лет он начал писать «Демона», в 22 – создал драму «Маскарад», полную мудрости, глубины, сложнейших характеров!
Кроме того, Михаил Юрьевич был художником, создавшим более десятка картин маслом, более пятидесяти акварельных работ, свыше трехсот рисунков.
Он играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков.
Однако, главной для Лермонтова была литература.
А сколько интересного осталось в набросках и планах поэта! Всегда возникает чувство огромного сожаления, когда творческий путь и судьба талантливых людей обрываются на взлёте, когда они еще даже не подошли к пику своего гениального творчества…
Несмотря на то, что Лермонтов прожил такую короткую жизнь, он успел создать огромный литературный мир и стать величайшим русским поэтом. Слава Лермонтова имеет свои особенности. И стихи, и проза его, прежде всего, ставят читателя как бы перед самим собой, заставляют задуматься о себе, о своем месте в обществе, в мире. Он зажигает душу стремлением к добру, красоте, к жизни, к умению противостоять жизненным невзгодам.
Поэзия Лермонтова богата и неповторима. Творчество Лермонтова навсегда вошло в золотой фонд мировой литературы.
Лирика Лермонтова широка, разнообразна и многогранна. Но почти все стихотворения объединяет трагическое мироощущение лирического героя. Его стихотворения – это философские размышления о смысле жизни, об одиночестве, о свободе, о подвиге, о любви и о смерти.
Тема одиночества является центральной в лирике М. Ю. Лермонтова. Лермонтов передает свое одиночество через разнообразные образы природы. Яркий пример – стихотворение «Утес», с которым у маленького читателя начинается любовь к творчеству М.Ю. Лермонтова. Трагедией одиночества и тоски пронизано стихотворение Лермонтова «Листок».
Еще одним из центральных мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова является мотив свободы. Много стихотворений посвящено этой теме, мотив неволи очень интересно переплетается с любовным мотивом в стихотворении «Соседка».
Михаил Юрьевич Лермонтов никогда не увлекался русским народным творчеством и не пытался перекладывать на современный язык сказки, легенды, предания, как это делал Пушкин. Тем не менее, в его литературном наследии достаточно много произведений, которые основаны на фольклорных сюжетах. Одним из них является стихотворение-баллада «Русалка».
Несколько стихотворений Лермонтова посвящены личности французского императора Наполеона Бонапарта и его исторической судьбе. Одно из таких произведений стихотворение-баллада «Воздушный корабль».
У всех поэтов есть стихи о любви и женщинах. И Лермонтов не исключение. В его жизни было много женщин, которых он любил и кому посвящал стихи. В них он воспевает и укоряет, ревнует и восхищается, благодарит и ненавидит. Любовная лирика М.Ю. Лермонтова тоже пронизана мотивами страдания и неудачи, это часто история неразделенной любви или измены любимой женщины.
Еще один мотив лермонтовской лирики – это мотив смерти. Поэт предугадал свою раннюю смерть («Кровавая меня могила ждёт. Могила без молитв и без креста»).
Стихотворение «Сон» – одно из самых загадочный, мистических и очень красивых стихотворений Лермонтова Оно было создано во время его второй ссылки на Кавказ, когда автор уже предчувствовал свою гибель.
Жизнь Лермонтова оборвалась в тот момент, когда звезда его ярким светом засияла на небосклоне русской литературы – титанические способности и великий талант в сочетании с целеустремленностью и творческой волей обещали подарить Отечеству гения, равных которому она еще не знала.
Творчество Лермонтова столь же демонично, что и его образ: буря, ночь, мятеж, страсть (в которой Пушкин всегда шутливо кается, а Лермонтов обреченно упивается).
Жил мало Лермонтов, но поразить сумел
И современников, и нас, потомков.
Как будто бы свершил немного дел, –
Он только говорил, — но говорил он громко! С. Н. Сергеев-Ценский
В свете этого не таким уж преувеличением кажутся слова Льва Толстого, что «если бы мальчик этот остался жив, не были бы нужны ни я, ни Достоевский».
Ираклий Андроников писал о Лермонтове: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
На всех портретах Лермонтов печален,
Порой задумчив, иногда суров.
И в дни, когда со славою венчали,
И в сладкий миг предчувствия стихов…
Наверное, в душе всё было слишком зыбко,
И потому невеселы штрихи.
Но сохранили нам его улыбку
Надеждой озаренные стихи. Андрей Дементьев
Мы подготовили для вас виртуальную литературную викторину «Поэзии чудесный гений», ответить на вопросы которой вы сможете, перейдя в наше сообщество ВКонтакте по ссылке: https://vk.com/pravoinf
Здесь же вы найдете литературные ребусы по произведениям М. Ю. Лермонтова.
Странную имеют судьбу знаменитые наши поэты, большая часть из них умирает насильственной смертью. Такова была кончина Пушкина, Грибоедова, Есенина Лермонтова…
Поэты не рождаются случайно
Они летят на землю с высоты
Их жизнь окружена глубокой тайной
Хотя они открыты и просты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте
И в хаосе проблем, их души вечно светят тем
Мирам, что заблудились в темноте.
Они уходят, выполнив задание
Их отзывают высшие миры.
Неведомые нашему сознанью
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета
Когда в их честь оркестр играет туш
Актеры, музыканты и поэты
Целители уставших наших душ. Игорь Тальков
В наше время поэтическая звезда Лермонтова сияет во всем своем блеске. Неизмеримо выросло число его читателей и почитателей у нас в стране и за рубежом. Они хотят знать о Лермонтове все – и как он жил, как творил, что говорили и писали о нем современники, как в сознании общества складывалось верное представление о смысле и значениях его произведений, как рождалась верная система оценки его вклада в русскую и мировую культуру.
Сегодня имя Лермонтова носят улицы во многих российских городах, а также ряд театров и музеев, памятники поэту установлены также в разных городах России.
А поэзия Лермонтова остается для нас светлым парусом, она всегда будет пробуждать мысли, волновать сердце, зажигать воображение!
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Фото из открытых источников интернета