Музыкально-поэтический реквием «Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас…»

 …Соплеменники, окажите честь – зачеркните «был», напишите «есть». Петр Вегин

Уважаемые читатели!

Сегодня, 25 июля 2020 года, исполняется  40-лет  со дня смерти легендарного поэта эпохи, неподражаемого автора-исполнителя собственных песен и замечательного актера Владимира Высоцкого.

Еще при жизни, его влияние на мысли и чувства сотен тысяч людей было огромно, и сквозь года, число его почитателей только растет.

Ко Дню памяти Владимира Высоцкого мы подготовили виртуальный музыкально-поэтический реквием «Жил артист, жил поэт, жил певец среди нас…»

СУДЬБУ НЕ ОБОЙТИ НА ВИРАЖЕ

«Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил… Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа» Булат Окуджава

Сорок лет назад перестало биться сердце Владимира Высоцкого. Это случилось в разгар московской Олимпиады, и голы, очки, секунды отошли на второй план. Провожать Высоцкого вышла вся Москва. Ушел легендарный поэт, музыкант, актер, бард, а самое главное — человек, живший на разрыв, не желавший соответствовать схемам и системам.

Я не люблю манежи и арены

На них мильон меняют по рублю.

Пусть впереди большие перемены,

Я это никогда не полюблю.

Ему был отпущен слишком короткий земной срок — сорок два с половиной года.

Владимир Семенович умер в самый разгар Олимпийских Игр, проходивших в Москве. Советские власти всячески пытались скрыть информацию о трагедии, желая тем самым не омрачать олимпийские празднества на столичных улицах. О том, что страна лишилась любимого народом легендарного Высоцкого,  свидетельствовали лишь два небольших некролога в газетах «Вечерняя Москва» и «Советская Россия» и скромное объявление над окошком кассы Театра на Таганке: «Умер актер Владимир Высоцкий». Тогда ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию.

Умер  Владимир Высоцкий… Эта новость моментально разнеслась по всей стране. Это вообще феноменальное явление — так же распространялись его песни. Они не звучали на ТВ и радио, не издавались на дисках, но при этом звучали чуть ли не из каждого окна, в любом конце огромного СССР. Вот и весть о его смерти разлетелась по стране без интернет сети и сообщений в прессе.

Наверное, сложно объяснить тем, кто не жил в то время, чем был Владимир Высоцкий для миллионов советских людей. Конечно, он был чем-то намного большим, чем просто любимый певец или любимый артист. Это был глоток чистого воздуха, это было воплощение коллективной мечты советского человека — быть свободным в несвободном обществе. Его жена — красавица француженка, и как-будто вся страна была на ней жената. Потому что НАШ Высоцкий!

Высоцкий — Как у Волги иволга

Через пару дней за публикацию заметки о смерти Высоцкого был снят с должности главный редактор «Вечерней Москвы». Но несмотря на многочисленные старания «сверху», возле Театра на Таганке собралась огромная толпа, люди не расходились на протяжении нескольких дней.

Слухи о кончине Высоцкого неоднократно появлялись задолго до его официальной смерти. Кто-то утверждал, что Владимир Семенович застрелился, вскрыл себе вены. Некоторые заявления были совершенно абсурдными. Так, актер Валерий Золотухин рассказывал: «За два часа до встречи с Высоцким в Риге, на съемках у Митты, мне сообщили достоверно, что он подавился рыбной костью…».

Казалось, что сплетни рождались гораздо быстрее произведений самого поэта. Одни говорили, что он сидел и за свои песни, и из-за проблем с законом. Другие обвиняли в том, что женился на иностранке и уехал за границу, предав тем самым родину.

«Все мы в какой-то период нашей жизни страдаем от слухов… Несколько раз я уже похоронен, несколько раз уехал, несколько раз отсидел, причем такие сроки, что еще лет сто надо прожить… Одна девочка из Новосибирска меня спросила: «Правда, что вы умерли?» Я говорю: «Не знаю», — рассказывал артист на одном из концертов.

А ведь на самом деле Владимир Высоцкий  практически всю свою жизнь ходил по лезвию бритвы, балансируя между жизнью и смертью. У него было несколько попыток покончить с собой, он многократно попадал в автомобильные аварии и трижды умирал от различных сбоев в организме.

В первый раз это случилось в июле 1969 года, когда в 30-летнем возрасте у него лопнул сосуд в горле и он едва не истек кровью. Но благодаря расторопности Марины Влади, которая буквально заставила врачей отвезти ее мужа в больницу, Высоцкого удалось вернуть с того света.

Второй случай произошел десять лет спустя, и опять в июле. 25 июля 1979 года Высоцкий пережил клиническую смерть на гастролях в Бухаре, и с этого дня болезнь включила безжалостный обратный отсчет длиной ровно в год. Высоцкий тогда гастролировал по Средней Азии по маршруту Заравшан – Бухара – Учкудук – Навои. Вместе с ним находились и его друзья: Оксана Афанасьева, Всеволод Абдулов, Валерий Янклович, врач Анатолий Федотов. Присутствие последнего оказалось как нельзя кстати, так как во время пребывания в Бухаре Высоцкий едва не умер. У него остановилось дыхание, на сонной артерии не было пульсации. И – самое страшное – полное отсутствие сердечной деятельности. К счастью, у Федотова оказался под рукой лекарство, он ввел его прямо в сердце и стал делать искусственное дыхание,  одновременно Абдулов стал делать Высоцкому массаж сердца. Совместными усилиями им вскоре удалось «разбудить» сердечную мышцу, и сердце Высоцкого вновь заработало. Самое поразительное, что произошло это 25 июля, то есть ровно за год до настоящей смерти Высоцкого.

Этот случай, судя по всему, впервые по-настоящему заставил Высоцкого почувствовать, что его «гонки со смертью» подходят к своему логическому концу. После этого «хождения во смерть» и возвращения обратно Высоцкий часто повторял друзьям, что к жизни вернули другого человека.

За оставшееся время он будет играть Гамлета и Свидригайлова в театре на Таганке, пока силы позволят двигаться по сцене. И ни один зритель в зале не догадается, что за кулисами дежурит «скорая».

По воспоминаниям Вениамина Смехова, играл смертельно больной Высоцкий гениально. Он попадет в очередную автоаварию. Запишет пластинки во Франции и Америке, даст концерты в США и Канаде. Даст слово «соскочить» в день своего рождения 25 января 1980 года и запрется на неделю с врачом, вырвав у внутреннего чудовища немного времени. Он будет сражаться за каждый день и даже час, уверенный, что победит…

3 июля 1980 года состоялось одно из последних выступлений Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры. Несмотря на плохое самочувствие, артист отыграл двухчасовой концерт, вместо полутора запланированных часов.

18 июля он последний раз появился на сцене Театра на Таганке в одной из самых известных своих ролей – Гамлета. Говорят, что тогда артист еле доиграл спектакль.

А спустя несколько дней, 23 июля, состояние Владимира Семеновича резко ухудшилось. «Состояние Володи было ужасным. Стало ясно, что надо или предпринимать более активные действия, пытаться любыми способами спасти, или вообще отказываться от всякой помощи. В общем, любое действие было довольно опасным, но другого выхода не было. Мы решили, что надо его брать. Но его друзья сказали, что это большая ответственность и без согласия родителей этого делать нельзя. И мы договорились, что заберем Володю 25 июля. Он был в очень тяжелом состоянии, но впечатления, что он умирает, не было», — цитируют слова врача НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Леонида Сульповара «Новые Известия».

24 июля стало последним днем в жизни великого барда. Он метался по квартире, стонал, не находил себе места, находился практически в бессознательном состоянии. В какой-то момент он подошел к Янкловичу и сказал: «Ты знаешь, я сегодня умру!». Позже Янклович позвонил Федотову, попросил его сменить. Как вспоминал сам врач: «Я был со смены — уставший, измотанный. Прилег и уснул — наверное, часа в три. Проснулся от какой-то зловещей тишины — как будто меня кто-то дернул. И к Володе! Зрачки расширены, реакции на свет нет. Я давай дышать, а губы уже холодные. Поздно. Между тремя и половиной пятого утра наступила остановка сердца на фоне инфаркта».

Незадолго до смерти Высоцкий собирался уехать в Париж к жене Марине Влади и купил билет в Париж на 29 июля.

Марина готовилась к приезду, готовила программу, как встретить Владимира, покупала продукты, расставляла в квартире цветы. Но то 29 июля, в котором должен был прилететь к ней в Париж Высоцкий, для нее не наступило.

«В четыре часа утра двадцать пятого июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На подушке – красный след, я раздавила огромного комара. Я, не отрываясь, смотрю на подушку – меня словно заколдовало это яркое пятно. Проходит довольно много времени, и, когда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. «Володя умер». Вот и все, два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лед, тебе не удалось разбить его».

Точная причина смерти Владимира Семеновича так и не была установлена. Родственники сделали все возможное, чтобы вскрытие не производилось. По одним данным, причиной смерти послужили наркотики и алкоголь, по другим – самоудушение, запись в заключении о смерти гласит: «Причина – острая сердечно-сосудистая недостаточность».

В день похорон артиста площадь перед Театром на Таганке была переполнена народом, люди вставали даже на крыши близлежащих зданий. Проститься с артистом пришли около 40 тысяч человек.

Марина Влади сказала одному из друзей мужа Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!..»

Ты жил, играл и пел с усмешкою,

Любовь российская и рана,

Ты в черной рамке не уместишься,

Тесны тебе людские рамки.  А. Вознесенский

Когда тело Высоцкого привезли для прощания, громадная очередь выстроилась от Зарядья, практически от Кремля. Стояли молодые люди 25-30 лет, а среди них и ветераны на костылях, и ортодоксальные бабушки. Все не могли успеть проститься. И когда в очереди узнали об этом, то начали передавать вперед букеты. Густая река цветов текла на  Таганку.

И вот гроб с телом вынесли, поставили в автобус, автобус тронулся и встал. Отовсюду летели цветы и били, били, били по капоту, стеклам, крыше. Говорят, внутри стало темно от наваленных сверху цветов. Люди в автобусе почувствовали себя заживо погребенными вместе с Владимиром Высоцким.

Высоцкого похоронили на старинном Ваганьковском кладбище.

По поводу надгробия мнения разделились. Труппа театра, друзья, Марина Влади представляли максимально простой, абстрактный монумент. Ну, например, была идея вправить в камень обломок метеорита, а Вадим Туманов разыскал в Сибири вытолкнутый из земли кусок магнетической породы. При ударе молотком он звенел как колокол. Но родители остановились вот на таком перенасыщенном символами многофигурном монументе работы скульптора Рукавишникова.

Памятник на могиле В. С. Высоцкого

Что ж, любовь потомков отливается бронзу, это естественно. Во многих городах есть памятники Высоцкому,   появляются мемориальные доски.

Памятник В. С. Высоцкому в Ростове-на-Дону

В 2015 году в Москве появилась улица Высоцкого, она была образована объединением Нижнего и Верхнего Таганских тупиков.

РАЗРЕШИТЕ ПРЕДСТАВИТЬСЯ: ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

«Но родился и жил я и выжил, Дом на Первой Мещанской в конце». В этой песне поэт рассказывает о своем рождении. Владимир Высоцкий появился на свет 25 января 1938 года в роддоме № 8, расположенном в Дзержинском районе столицы. Он находился в доме № 61/2 на 3-й Мещанской улице.

В этих же строчках «Баллады о детстве» упоминается первый московский адрес Высоцкого. Вместе с родителями будущий поэт поселился в коммунальной квартире на Первой Мещанской улице, дом 126. Жили все дружно, хозяйки совместно общались между собой, пока готовили обеды и стирали, дети играли в коридоре. Этот дом Высоцкого в Москве не сохранился до нашего времени. Он был снесен в 1955 году.

Отец поэта вернулся с фронта, но в 1947 году он ушел из семьи. Володя стал жить с папой и мачехой Евгенией Лихалатовой. На вопрос анкеты – любимое место в любимом городе, Высоцкий ответил: «Самотека в Москве». Самотека это площадь на слиянии Садового кольца и Цветного бульвара, а шире – вся местность вокруг Цветного бульвара: старый цирк, Центральный рынок, переулочки. Район как район, но именно здесь прошло детство Владимира Высоцкого.

Он жил с отцом на Большом Каретном, был настоящим дворовым мальчишкой, выросшим в послевоенных московских дворах. Мать и отец находились в разводе, и Володя редко бывал дома, в основном на улице, отсюда и блатные песни Высоцкого. Он прекрасно знал жизнь местной шпаны, да и серьезные фартовые в знакомых ходили. Но он не пошел по их дорожке. Это только в песне «сперва играли фантики в пристенок с крохоборами, и вот ушли романтики из подворотен ворами», а в жизни семья, круг общения, круг чтения вели его иной колеей.

Дом 15-ть когда-то был ведомственным, здесь жили работники ГПУ НКВД. У мачехи Высоцкого здесь было 9-ти метровая комната в четырехкомнатной коммуналке. Но соседи выделили еще одну: «Вы же с ребенком!» Было время, и цены снижали.

По окончании школы Владимир переехал к матери на Проспект Мира, но продолжал возвращаться на Каретный. Здесь сложилась удивительная компания, были ребята и постарше, саму взрослому – Василию Шукшину – в 54-ом было 25 лет, Тарковскому – 22. Высоцкий был одним из самых молодых и носил кличку «Schwanz», по-немецки – хвост, наверно потому, что бегал за старшим.

Мужская школа № 186 (обучение было еще раздельным) стояла наискосок от дома. Сначала одноклассники звали Володю «американец», из Германии он приехал в невиданных шмотках, ну а затем, как во всех школах, сделали кличку из фамилии – «высота». Учился Володя хорошо, память была феноменальная. Он много читал и часто разыгрывал сценки из книг, или говорил под Беню Крика: «Пусть вас не волнует этих глупостей».

Высоцкий часто ходил с друзьями в сад Эрмитаж. Здесь ребята смотрели трофейные фильмы, слушали Утесова. Кстати, поступая в театральную студию, Высоцкий как раз пел под Утесова, но специально коверкай песню, чтобы было смешно, он любил посмеяться и посмешить других. Здесь можно было послушать и совсем экзотику – голубой польский джаз, или перуанской певицу, но все это стоило денег.

В 1963 году Высоцкий вместе с матерью получил квартиру на улице Шверника, дом 11, корпус 4. Здесь некоторое время жил и взрослый Владимир со второй семьей (женой Людмилой Абрамовой и подрастающими сыновьями).

Глеб Жеглов, а это самая известная роль актера, также оказался связан с любимыми местами Высоцкого. Жеглов работает на Петровке 38, в двух шагах от Большого Каретного. Удивительно, сколько ниточек тянется из детства!

Высоцкий познакомился с братьями Вайнерами все в той же компании, на Большом Каретном. Когда они подарили ему роман «Эра милосердия», он пришел на следующий день: «Я хочу застолбить Жеглова!» «В каком смысле?» Высоцкий пояснил: «Будет фильм, большой фильм, это моя роль, никто вам так не сыграет Жеглова, как я!» Интересно, что в фильме Высоцкий не поет своих песен, режиссеру был нужен образ муровца, а не всенародно известного барда.

Высоцкий. Песня, не вошедшая в фильм «Место встречи изменить нельзя

Проучившись полгода в Инженерно-строительном институте, Владимир понял, что от судьбы не уйдешь, и его призвание – быть актером, и поступил в школу-студию МХАТ. Сокурсникам и преподавателям Владимир запомнился капустниками, розыгрышами, пародиями, еще он выделялся энергией, «драйвом» по-современному. А вот в актерских первачах не ходил.

Это сегодня мы видим Высоцкого через призму его последующей славы, а когда не был сыгран Гамлет, не написаны песни, молодого актера и в театр было сложно пристроить: тяжелая челюсть, неправильный прикус, невысокий рост и специфический, явно не певческий, голос.

Может быть, найдя свой театр, получив серьезные роли, Высоцкий смог реализоваться и как поэт. В 1964 году Владимир пришел в Театр на Таганке. Пришел в момент создания нового театра. В 64-ом году Любимов собирал новый коллектив с новым репертуаром.

Основу трупы составил театральный курс Любимова, накануне взорвавший Москву своим дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана». Но набирал режиссер и других актеров из разных театров, в том числе и Высоцкого. Как говорил Любимов: «Главное в театре – хорошая компания».

В школе-студии МХАТ учили по заветам Станиславского, а Юрий Любимов создавал театр, продолжающий традиции Меерхольда, Вахтангова и Брехта. Похоже, именно это площадное, плакатное искусство и было близко музе Высоцкого. И особенно важно, что в спектаклях Любимова всегда было много стихов и песен, и песни были не вставными развлекательными номерами, а важной частью действия.

В 1988-ом году во внутреннем дворике театра поставили памятник Высоцкому. Скульптор Распопов изобразил его в роли Гамлета, в знаменитом свитере грубой вязки. Любопытно, что в девяностом году Франко Дзеффирелли примерно так же одел своего Гамлета – Мэла Гибсона. Сбоку в землю вогнал двуручный меч, или это может быть крест?

Так получилось, что с уходом Высоцкого закончилась и классическая Таганка. Власти запретили спектакль о Высоцком, затем еще два спектакля, и закончили разгром лишением Юрия Любимова гражданства. Есть мнение, что ему не простили похороны поэта.

Сегодня популярность Высоцкого представить сложно. Было время, когда его называли наравне с Гагариным самым известным человеком страны. Кстати, Юрий Гагарин еще в 65-ом году, когда прогремели первые песни Высоцкого, попросил о встрече и приехал из Звездного городка послушать Владимира.

Но должен был распасться Советский Союз, чтобы в Москве поставили памятник Высоцкому. Бронзовый поэт стоит на Страстном бульваре. Это московская традиция – ставить памятники в начале бульвара. Автор – монумента – тоже скульптор Распопов. Его работу мы уже видели в Театре на Таганке, но там актер среди своих, возможно, вымотанный спектаклем, а здесь – на публике, поэтому жест нарочито экспрессивен.

После фильма «Вертикаль» началась серьезная концертная деятельность. Фильм сделал актера узнаваемым. До этого знали его произведения, тем более после «Вертикали» вышла гибкая пластинка с альпинистскими песнями. Все это – фильм, пластинка, тысячи разошедшихся по стране магнитофонных записей – сделали Высоцкого популярным, и люди захотели увидеть актера вживую. Концерты приносили доход и Высоцкий смог купить трехкомнатную квартиру в доме на Малой Грузинской.

Здесь он прожил последние пять лет, а в 88-ом году, как раз к 50-летию поэта, на торцевой стене была укреплена мемориальная доска. Скульптор Рукавишников использует образ расколотого колокола, откуда проступает лицо поющего Высоцкого. Музея здесь нет, это обычная квартира, принадлежащая родственникам, но кабинет поэта сохранился, его полностью перенесли в музей.

Вся жизнь Высоцкого от рождения до смерти

ТАКУЮ ЖИЗНЬ НЕЛЬЗЯ НАЗВАТЬ КОРОТКОЙ

Творческое наследие Владимира Высоцкого насчитывает более 800 песен и стихотворений, 30 ролей в кино, 20 в театре и множество незаконченных проектов.

Он заслужил славу народного барда и всесоюзную любовь – за то, что всегда пел искренне, писал свои стихи от души, играл своих героев живо и ярко, и всегда обращался к зрителю, всегда говорил с ним на одном языке.

Поэтому его произведения до сих пор остаются актуальными и близкими сердцам нескольких поколений слушателей.

https://www.youtube.com/watch?v=R4LEN_v6tYU
Высоцкий В.С. «… значит, нужные книги ты в детстве читал»
Владимир Высоцкий — Кони привередливые
Высоцкий. Он не вернулся из боя

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МУЗЕЙ  ВЛАДИМИРА  ВЫСОЦКОГО

Идея создания музея Владимира Высоцкого возникла сразу же после смерти поэта в 1980 году. В Театр на Таганке, с которым Высоцкого связывало 16 лет жизни, приходили многочисленные письма от почитателей его таланта, туда же поступали и экспонаты для будущего музея. При театре сформировалась инициативная группа, занявшаяся комплектованием фондов будущего музея, проведением различных акций памяти Владимира Высоцкого. Летом 1989 года была организована Дирекция по созданию ГКЦМ В. С. Высоцкого. А в 1992 году был создан Государственный культурный центр-музей В.С.Высоцкого «Дом Высоцкого на Таганке». Место для музея было выбрано не случайно: именно здесь в 1979 году итальянское телевидение снимало документальный фильм о Высоцком, так как этот уголок старой Москвы сохранял довоенный облик дворов его детства. Первым директором музея был заведующий литературной частью Театра на Таганке П. М. Леонов.

С 1996 году музей возглавляет Никита Владимирович Высоцкий, сын поэта.

 Никита Высоцкий о фильме «Уйду я в это лето…»

Ежегодно Музей Высоцкого посещают тысячи людей со всей страны, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Сотрудники Музея проводят экскурсии, читают тематические лекции, организуют концерты, викторины для детей, фестивали молодых талантов. В театрально-концертном зале музея проводятся тематические спектакли, творческие встречи, показы художественных и документальных фильмов.

И ДО БОЛИ В ДУШЕ НЕ ХВАТАЕТ ЕГО…

Много разных воспоминаний пишут сейчас о Высоцком. Многие причисляют себя к числу его друзей. Многие рассказанные случаи из жизни оказываются выдуманными.

Пусть расскажут те, кто, действительно, был рядом с Высоцким — его родные люди.

 Мать Владимира Высоцкого — Нина Максимовна:

«Друзья у Володи в разные годы менялись. Толя Утевский — это еще на Большом Каретном. Помню его, такой красивый парень. Бобров — сын известного артиста эстрады…

А это было время, когда молодые ребята были стилягами. Так вот, Бобров — он был стиляга. Наш сыночек тоже — носил брюки узкие, пиджачок «букле». И была какая-то статья про стиляг, где фамилия Боброва была упомянута. А мы с Семеном страшно волновались, как бы это дело не коснулось Володи.

В первые послевоенные годы жить было трудно. Я тогда работала в Министерстве внешней торговли, часто приходилось задерживаться на работе. Володя после школы хозяйничал дома. Соседские девочки помогали ему разогреть на электроплитке обед, приготовить уроки. Однажды произошло такое событие. Наш сосед Миша Яковлев подарил Володе свой сохранившийся с детства теплоход «Красин» — большой, деревянный, с трубами. Мальчишки под командованием Вовы Высоцкого набили трубы бумагой и подожгли, «чтобы трубы дымили…» Трубы не только задымили, но и загорелись, загорелась и занавеска на окне… К счастью, были дома соседи, пожар быстро потушили. Я застала Володю испуганным и притихшим. Вместе с ним мы убирали «следы преступления».

Был такой случай: Володя, школьник, мне говорит: «Мамочка, мне нужно плесень на хлебе вырастить». А у меня на столе на блюдечке лежала морковка, я ее машинально прикрыла банкой и забыла. И на ней образовалась плесень — очень красивая. Я Володе говорю: «Почему обязательно на хлебе? Вон у меня на морковке плесень есть».

Он так захохотал и говорит: «Ну, хорошо. Я ее завтра возьму». И принес эту морковку в школу. Класс лежал! Потому что учительницу по ботанике Елену Сергеевну прозвали Морковкой, и она это знала. Она сказала: «Высоцкий, какое вы ужасное существо!» А Володя сострил: «Я был веществом, а стал существом». И опять все захохотали. Ну, все мы в детстве шкодили…

У нас была соседка по квартире Гися Моисеевна. Очень занятная женщина. Например, она говорила:

— Тебе звонил Сережа.

— Какой Сережа? Может быть, Гриша?

— Это очень может быть, что Гриша.

Имен она не запоминала, а Володя потом повторял: «Это очень может быть».

Володя родился в январе — а дом у нас старый, да и плохо топили, и у Гиси Моисеевны в комнате было теплее, чем в нашей. Так я с грудным Володей у них несколько раз ночевала.

Вообще Володя был такой хорошенький, кудрявенький, самый маленький в коридоре.Все его любили, девчонки таскали на руках, и кто булочку, кто конфету… Тогда ведь все вместе на кухне обеды готовили и друг друга угощали, хотя жили очень небогато.

Рос Володя мальчишкой добрым, честным, учился легко, хотя неровно, много проказничал. Страшно любил живой мир, собак, хотя у нас их дома не было. Сам научился плавать. Чем он выделялся среди своих сверстников, так это феноменальной памятью. Однажды за полчаса, ну, может быть, за час, выучил поэму Пушкина.

Писать стихи начал с девятого класса, но мне их не читал, стеснялся. Тогда же начал посещать театральный кружок. Что меня в нем поражало, так это умение трудиться. Бывало, Володя спал по 4 часа в сутки, сочинял ночью. Слава его не испортила. Остался навсегда честный, прямой, добрый до безрассудства».

Марина Влади (Марина Владимировна Полякова):

«Он был настолько богатой и щедро одаренной натурой, что о нем невозможно сказать коротко.

С ним всегда было интересно. Иначе мы не прожили с ним 12 лет. Он был больше, чем просто муж. Я могла делиться с ним всем, что было на душе. И он рассказывал мне всё о своих делах, планах, мне первой читал новые стихи и пел новые песни. Придёт после спектакля домой, уставший, измождённый, всё равно могли полночи болтать о жизни, театре – обо всём.

Для этого надо было за все эти 12 лет не растерять чувство влюблённости. Представьте, нам это удавалось.

Наверное, в какой-то мере, это объясняется тем, что мы не жили постоянно вместе. Разлуки помогают сохранить свежесть чувств и забыть мелочь житейских неурядиц».

Людмила Гурченко:

«Познакомились мы в 1962 году в шумной разношерстной компании. Володя пел, пел, что хотел сам. Пел по заказу. Пел беспрерывно. Впечатление было как от разрыва снаряда. Больше всех мне понравилась песня “Но тот, кто раньше с нею был».

Однажды в десять вечера раздался звонок.

-Привет, это Абдулов. Тебя уже выписали? Через час мы с Володей будем у вас.

У меня позади операции, сейчас – гипс на бедро, боли, снотворное, уколы, бессонница, ну просто измучилась. А главное, иссякла вера в свои силы. В тайне я молилась, чтобы гости куда-нибудь завеялись.

В 11 их не было, и я успокоилась.

Тут одна важная деталь. Ниже этажом, под нами жили соседи, которые в 23.03 уже звонили по телефону и требовали прекратить движение, если кто-то прошел на каблуках. Звонили, приходили возмущаться лично.

Мама, сделав всё по хозяйству, пошла к себе домой (чего не могла простить себе никогда!).

Именно в тот вечер, в 12 часов ночи пришел В. Высоцкий и, конечно, с гитарой.

Но тот, кто раньше с нею был,

Меня, как видно, не забыл…

Не забыл, помнит, что это моя любимая.

Вот спасибо. Он пел до трёх часов утра. Каблуком своего изящного остроносого сапожка он бил в пол в такт ритму.

Наш дом сотрясался от раскатов его неповторимого голоса.

Он ничего не спросил меня о травме. Он просто в первый день своего приезда из Парижа пришел туда, где был особенно нужен.

В три часа ночи я шепнула Маше, которая с огромным интересом глазела на легендарного Владимира Высоцкого: “Посмотри с балкона, горит ли свет у соседей внизу?”

Мам, во дворе все окна и балконы настежь. И у всех горит свет».

В журнале  «Люди и Судьбы» https://mirnov.ru/kultura/vladimir-vysockii-mne-menshe-poluveka-sorok-s-lishnim.html опубликована статья «Владимир Высоцкий: «Мне меньше полувека, сорок с лишним», в которой приоткрывается  история создания последнего стихотворения Высоцкого:

Оно было создано 11 июня 1980 года, а 25 июля Высоцкого не стало.

И снизу лед и сверху – маюсь между.

Пробить ли верх иль пробуравить низ?

Конечно, всплыть и не терять надежду,

А там – за дело, в ожиданье виз.

Лед надо мною – надломись и тресни!

Я весь в поту, как пахарь от сохи.

Вернусь к тебе, как корабли из песни,

Все помня, далее старые стихи.

Мне меньше полувека — сорок с лишним.

Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним.

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,

Мне есть чем оправдаться перед Ним.

НЕСКОЛЬКО ИНТЕРЕСНЫХ И МАЛОИЗВЕСТНЫХ ФАКТОВ О ВЫСОЦКОМ

1.В Школе-студии МХАТ русскую литературу Владимиру Высоцкому преподавал Андрей Синявский. Они были очень дружны. В 1975 году, в Париже Высоцкий, зная, что может быть обвинен в «антисоветчине», тем не менее, встретился со своим бывшим преподавателем литературы, чтобы поздравить его с вручением престижной премии.

2. Ученые-биологи Илья и Елена Володины раскрыли тайну голоса Высоцкого. Они произвели спектральный анализ голоса, и «оказалось, что особый колорит голоса создавался благодаря его природной способности к продукции двух частот. Кроме основной частоты колебаний голосовых связок, которая у мужчин составляет около 200 Гц при исполнении некоторых слогов, где требуется напряжение голоса, у Высоцкого появлялась и вторая частота около 65 Гц. В результате создавался тот самый знаменитый эффект звучащего аккорда, которого нельзя достичь ни с помощью нарочитой хриплости голоса, ни его перегрузкой. Дело в том, что за хриплость в голосе ответствен голосовой шум, а у Высоцкого звук голоса совершенно чистый, но очень значительно модулирован по амплитуде, что на слух воспринимается как дрожание».

3.Поэтическое и музыкальное наследие Владимира Высоцкого в Германии гораздо обширнее, чем во Франции, которая была ему ближе. Ив Готье: «В 1988 году берлинское трио Удо Вильдемана начало выступать с программой «Приближение к Высоцкому», куда входило 20 песен российского поэта. В 1994 году в Германии вышел компакт-диск польского певца Александра Трабчинского, певшего песни Высоцкого на немецком языке. В 1999 году музыканты немецкой группы Das Blaue Einhorn включили в свой диск «Песню о Земле» Высоцкого. Ну и конечно же, немецкий бард Герд Крамбер — он пел песни Владимира в собственном переводе и поставил спектакль по песням Высоцкого и книге М. Влади. А в 1998-м — к 60-летию поэта — вышел полнометражный фильм «Дорогой Володя» немец-кого режиссёра-документалиста Гюнтера Котте».

4. За довольно небольшой срок поэт выучил французский язык настолько хорошо, что уже мог давать интервью на языке и даже петь свои песни во французских переводах. Французская переводчица Мишель Кан: «У него было хорошее произношение, это, наверное, чисто актёрское качество. В последние годы Володя говорил по-французски даже лучше Андрея Тарковского, которого растила французская бонна».

5. Единственным из поэтов-современников, кто при жизни назвал Владимира Высоцкого поэтом, был Иосиф Бродский. В 1977 году Высоцкий ненадолго приезжал в Нью-Йорк, они встретились, и Бродский подарил ему сборник стихотворений «В Англии» (1977), надписав: «Лучшему поэту России, как внутри её, так и извне». Марина Влади: «От волнения мы не можем вымолвить ни слова. Впервые в жизни настоящий большой поэт признал тебя за равного. Сколько же лет ты ждал этого? Ты всегда считался автором-исполнителем — в лучшем случае бардом, менестрелем. Но о твоей причастности к поэзии просто не было речи. Официальные поэты — Евтушенко и Вознесенский — с удовольствием общаются с тобой, но снисходительно улыбаются, когда ты приносишь им свои стихи: “Не стоит рифмовать кричу — торчу”. Много раз они забирали с собой твои стихи, обещали их напечатать, но так ничего и не сделали».

6. Как-то во время съемок фильма «Вертикаль» Говорухин зашел гостиничный номер к Высоцкому. Того не было, а на кровати лежали рукописные листы, в горах Высоцкий сочинял песни для фильма. Говорухин новые стихи прочел и решил разыграть поэта. И вот Высоцкий показывают режиссеру новую песню. Но только он начал: «Мерцал закат как сталь клинка», как Говорухин оборвал: «Постой, Володя, ты шутишь? Это же известная песня, ее все альпинисты знают». «Не может быть!» «Да точно, там еще припев есть: Отставить разговоры вперед и вверх, а там, ведь это наши горы они помогут нам».

МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕНОК В. ВЫСОЦКОМУ

БУЛАТ ОКУДЖАВА         О Володе Высоцком

                              Марине Владимировне Поляковой

О Володе Высоцком я песню придумать решил:

вот еще одному не вернуться домой из похода.

Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил…

Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.

Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом

отправляться и нам по следам по его, по горячим.

Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,

ну а мы вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.

О Володе Высоцком я песню придумать хотел,

но дрожала рука и мотив со стихом не сходился…

Белый аист московский на белое небо взлетел,

черный аист московский на черную землю спустился.  1980

НИКИТА ВЫСОЦКИЙ (сын, 17 лет).

Пророков нет в Отечестве моем

А вот теперь ушла и совесть.

Он больше не споет вам ни о чем

И можно жить, совсем не беспокоясь.

Лишь он сумел сказать и спеть сумел.

Чтоб наших душ в ответ звучали струны

Аккорд его срывался и звенел

Чтоб нас заставить мучиться и думать.

Он не допел, не досказал всего.

Что пульсом и в душе его звучало.

И сердце отказалось от него.

Что слишком долго отдыха не знало.

Он больше на эстраду не взойдет.

Так просто, вместе с тем и так достойно.

Он умер! Да! И все же он поет!

И песнь его не даст нам спать спокойно.

Юрий Лоза — Памяти Высоцкого
Вероника Долина. На смерть Высоцкого
 

В честь Высоцкого названы десятки улиц в разных городах мира, современный небоскрёб в Екатеринбурге, астероид, перевал и перевальное плато, каньон, ледник, перевалы, одна из скал горы Качканар, одна из Пинежских карстовых пещер в Архангельской области, плато в архипелаге Огненная земля, пассажирский теплоход, танкер, катера, яхты, самолёт Airbus A330, существует 2 сорта гладиолусов, и большое количество кафе, и ресторанов.

По итогам опроса ВЦИОМ, проводившегося в 2010 году, Владимир Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина.

Память о Высоцком сохраняют разными способами, например, ежегодно вручается премия «Своя колея», ее лауреатами становятся люди, не изменившие себе, но при этом спасающие чужие тела и души: врачи, деятели культуры, тренеры, спасатели.

У Высоцкого прижизненная слава была, как мало у кого.

Но, как мало кто, он прошел сквозь медные трубы, не потеряв головы. Здесь проявилась и внутренняя интеллигентность его, и как бы специальная тренировка против словоблудия.

Он не преувеличивал свое значение, свой дар, может, недооценивал даже. Однако призвание своё знал, относился к нему серьёзно, честно и был верен ему до конца, а потому и силы его росли на удивление.

Выходя на сцену вразвалицу,

Из себя не корча мессию,

Ты держал в своих чутких пальцах

Гриф гитары и пульс России.  А.Вознесенский

И все видели: словно кто-то запустил его живым метеором, выстрелил им, и он пронёсся по небу, прогудел – и сгорел, не требуя никакой дани, не вымаливая никаких взяток, а страстно желая одного единственного: НЕ ВЗЯТЬ – ОТДАТЬ, ОДАРИТЬ!

Стих без гитары — а капелла,

И мысль без соли не остра!

Пишу о том, что накипело,

А накипело: «Всем добра!»

Поэт, музыкант, актер и просто Человек Владимир Высоцкий.

Кем он был больше всего? Актёром? Певцом? Поэтом?

Владимир Высоцкий не был великим поэтом. И в досоветскую эпоху, и в советское время были поэты значительнее его по масштабу.

Он не был великим артистом. Были актеры гораздо крупнее его по дарованию.

Он не был, несомненно, и великим музыкантом.

Трудно определить однозначно, кем был Высоцкий в своей профессиональной деятельности, но бесспорно одно – он был ЛИЧНОСТЬЮ.

А почему, собственно, был? Он и поныне с нами.

Его песни звучат на разных радиостанциях, их поют космонавты на орбите.

Мы смотрим фильмы с его участием, альпинисты называют его именем труднодоступные перевалы, а астрономы – открытую ими малую планету.

И мы не будем говорить о В. Высоцком в прошедшем времени!

Владимир Высоцкий «Баллада о борьбе». Песочная анимация  
(худ. Тори Воробьёва)

Мы подготовили для вас виртуальную викторину «Он был чистого слога слуга…», ответить на вопросы которой вы можете, перейдя по ссылке в наше сообщество ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf

Спасибо за внимание и за память о Владимире Высоцком! До новых встреч!

Фото из открытых источников интернета