«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры…
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка
является не праздным занятием от нечего делать,
но насущной необходимостью»
А.И.Куприн
Уважаемые читатели!
21 февраля отмечается Международный день родного языка. Он был установлен 17 ноября 1999 года на 30-й генеральной конференции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) с целью сохранения и развития языкового культурного разнообразия и поддержки многоязычного образования. Дата — 21 февраля была выбрана в память о событиях в Дакке (в то время — столица провинции в составе Пакистана, в настоящее время — столица Бангладеш) в 1952 году. Тогда от пуль полицейских погибли студенты-демонстранты, требовавшие придать языку бенгали государственный статус (язык стал официальным в 1956 году). День отмечается ежегодно с 2000 года.
Россия входит в число самых многоязычных стран мира. Более 150 языков являются для россиян родными, а 37 — обладают статусом государственных языков.
В России насчитываются 193 национальности, используются 277 языков и диалектов. Только в российской системе образования функционирует боле 100 языков, на 24 языках ведется обучение детей, 81 язык изучают в качестве предмета и факультативно. У коренных народов ситуация осложняется отсутствием письменности некоторых из них, нехваткой педагогов, владеющим этим языком. У многих языков остались единицы носителей.
По данным языковедов, за последние 150 лет на территории России исчезло 14 языков. Из них пять – в постсоветский период.
Видео «Родной язык по-своему велик!»
В Красную книгу языков народов России включено более 60 языков./
В настоящее время в мире существует свыше 7 тыс. языков. Из них примерно 32% приходится на Азию, 30% — на Африку, 19% — на Тихоокеанский регион, 15% — на Американский континент и 4% — на Европу. Из общего количества языков только 560 активно используются в государственной сфере и в системе образования.
На 40 самых распространенных языках разговаривает примерно две трети населения Земли. Наиболее употребительными из них являются китайский, английский, русский, хинди, испанский, португальский, французский и арабский. Русским языком, то по разным оценкам, владеют от 240 до 260 млн человек в мире.
Родной язык – это выражение самосознания и связи поколений. Он тесно связан с историей этноса, обеспечивает его единство и становится залогом его оригинальности: он формирует неразрывную связь между его носителями и служит основой для народа. Языки содержат в себе совокупность приобретенных знаний. Так, некоторые из них неповторимым образом описывают определенную среду, например, амазонские джунгли, отмечают свойства лечебных трав или содержат сведения по астрономии.
Язык возник в глубокой древности, удовлетворяя потребность людей общаться. Он помог им понимать друг друга, объединяться в общины для добывания пищи или для борьбы с врагами и природными бедствиями. С развитием языка усовершенствовались орудия труда и материальный уровень жизни человека.
У каждого народа есть своя история, и мы бы не знали ее, если б люди не владели языком как главным способом передачи информации. Ведь в далеком прошлом, когда умели писать только летописцы, все происходящие события передавались из уст в уста. От поколения к поколению люди описывали свой уклад жизни, обычаи и традиции, кровавые войны, победы и поражения. Делясь мыслями и наблюдениями, повествуя новому поколению о прошлом, народ сам писал свою историю. Язык являлся памятью народа. С его помощью каждый мог прикоснуться к древним историческим событиям.
Русский язык является одним из самых распространенных языков мира. Не зря говорят, что он велик и могуч. Но в истории много случаев, когда перед народом ставилась очень сложная задача – сохранить русский язык. К счастью, собиратели фольклора, поэты и писатели XVIII-XIX веков, такие как Д. И. Фонвизин, В. И. Даль, А.С. Пушкин, смогли привить народу любовь к неисчерпаемо богатому русскому языку.
Под угрозой исчезновения в первую очередь находятся языки малых народов. Так, в Соединенных Штатах из нескольких сотен индейских языков, на которых говорили местные жители до прихода европейцев, сохранилось менее 150. В Центральной и Южной Америке исчезло большинство индейских языков, а оставшиеся вытесняются испанским и португальским. Сохранение редких языков осложняется, если власти ограничивают их использование в школах, в СМИ. По оценкам ЮНЕСКО, язык находится под угрозой или серьезной угрозой исчезновения, если его изучают менее 70% детей или на нем говорят лишь немногочисленные представители старшего поколения. Считается, что для сохранения языка необходимо, чтобы на нем говорили не менее 100 тыс. человек.
Согласно последнему изданию атласа ЮНЕСКО, на территории России вымершими признаны 16 языков. Так, в 2003 году умер последний носитель бабинского саамского (Магаданская область), исчезли убыхский (Краснодарский край), южно-мансийский и западно-мансийский языки. Уязвимыми признаны 20 языков, в том числе адыгейский (300 тыс. носителей), тувинский (242 тыс.), бурятский (125 тыс). В числе языков, находящихся на грани исчезновения, водский, сохранившийся лишь в двух деревнях в Ленинградской области на границе с Эстонией. Всего в атласе значится 136 вымирающих языков на территории России.
В селе Ёна на Кольском полуострове пытаются восстановить бабинский саамский язык — издана грамматика, имеются аудиозаписи. Есть сведения, что в последние годы повысился интерес к водскому языку среди молодежи. Например, устраиваются этнические праздники, во время которых исполняются песни на этом языке.
Самым известным примером возрожденного языка является иврит (считавшийся только книжным в течение 18 веков, в XX века стал языком повседневного общения и государственным языком Израиля).
Язык — это и важный носитель исторической памяти. В нём, как в зеркале, можно найти отражение и минувших событий, и следы соприкосновения и взаимообогащения различных культур.
«Почему столько внимания уделяется родному языку? Потому что языки составляют неповторимое выражение человеческого творчества во всём его разнообразии. Как инструмент коммуникации, восприятия и размышления, язык также описывает то, как мы видим мир, и отражает связь между прошлым, настоящим и будущим. Языки несут следы случайных встреч, различные источники, из которых они насыщались, каждый в соответствии со своей отдельной историей».
Изучение и сбережение великого, многогранного русского языка невозможно без патриотизма, без безграничной любви. Нужно изучать родной язык и говорить правильно. Язык является крепкой нитью, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее людей. Пока общество сохраняет национальный русский язык, жива русская культура, жив русский народ.
Именно язык, по выражению Константина Дмитриевича Ушинского, “есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое”.
Можно с уверенностью сказать, что язык с честью прошел испытание временем. Он стал культурной единицей времен и поколений. Без языка невозможна жизнь человечества, людей, общества.
Рекомендательный список литературы «Экология слова»:
- Абрамова Н. А. Русский язык в деловой документации: учебное пособие: [функциональные стили литературного языка, лексические нормы письменной и устной деловой речи, структура и содержание служебных документов, особенности, структура и содержание юридических документов]. Москва, 2019
- Арбузова Н., Родной язык — путь цивилизации и культуры. // Библиотека. — 2011. — N 3. — С. 48-51. : 4 фот. — (Статус: вузовская) (Обучение и образование)
- Бархударова Е. Л., Основы сопоставления фонетических систем изучаемого и родного языков в контексте обучения произношению. // Вестник Московского университета. — 2015. — № 3. — С. 139-154. -(Статьи)
- Ветчинова М. Н., Отечественная методическая мысль конца XIX-начала XX вв. о проблеме использования родного языка учащихся в процессе изучения иностранного языка. // Иностранные языки в школе. — 2018. — № 12. — С. 9-13. — (Теория) (Методика)
- Винокуров В. А., Право человека и гражданина на пользование родным русским языком при изучении правовой литературы. // Конституционное и муниципальное право. — 2017. — № 8. — С. 30-34. (Конституционные права и свободы)
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современное написание — М.: Астрель: Аст, 2009.-983, [9] с.
- Кудряшова Н. В., Лингвометодическая копилка как основа разноуровневого обучения школьников русскому языку. // Русский язык в школе. — 2013. — № 9. — С. 8-14. : 6 табл. — (Методика и опыт) (Из опыта)
- Лаврова С. А. Русский язык: страницы истории: [для среднего школьного возраста]. Москва, 2007 (История России)
- Любомирская Э., Экология слова. Пути сохранения родного языка. // Дошкольное воспитание. — 2017. — № 8. — С. 75-78. : ил. — (Профессия — педагог)
- Молданова И. М., Этнокультурно-образовательные проекты как способ формирования национальной самоидентичности. // Педагогика. — 2016. — № 9. — С. 120-122.- (Из редпочты)
- Рендакова Е., Корней Иванович Чуковский о философии освоения языка детьми. // Дитя человеческое. — 2021. — № 6 (145). — С. 29-32. : ил. — (Академия для пап и мам)
- Розенталь Д. Э. Русский язык: орфография и пунктуация: [для старшего школьного возраста]. Москва, 2022
- Соловьева Н. Н. Культура родного языка: содержание и проблема формирования в современном образовательном контексте: монография. Москва, 2016
- Сохранение и развитие языков народов России: проблемы и перспективы. // Вестник Вятского государственного университета. — 2020. — № 3 (137). — С. 76-87. : 3 рис. — (Педагогические науки)
- Сухоплюева Г., Поговорим на родном языке. сохранение культурных ценностей региона. // Библиополе. — 2016. — № 10. — С. 41-44. : фот. — (Возрождение национальных традиций. Разные народы — одна семья)
- Шаталов А. А., К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский о роли и значении книги и родного языка в интеллектуальном и нравственном воспитании личности. // Воспитание школьников. — 2017. — № 5. — С. 61-68. — (Педагогическое наследие)
- Шермухамедов С. Русский язык — великое и могучее средство общения советского народа: книга для внеклассного чтения(VIII — X кл.). Москва, 1980
- Шумарина М. Р., Урок-викторина «Русский язык в современном мире». (IX класс). // Русский язык в школе. — 2013. — № 9. — С. 26-30. (Методическая почта) (Из опыта)
- Эмирова А. М., Русский язык на постсоветском пространстве. // История и современность. — 2013. — № 1 (17). — С. 179-185. (На грани веков)
- Я познаю мир. Русский язык: энциклопедия. Москва, 2008
Лингвистический квест «День родного языка».
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ответственный: Олейник Н. А.