Театральная миниатюра «Театра мир откроет нам свои кулисы…»

«Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?».

Слова великого русского публициста, литературного критика Виссариона Белинского цитируют, когда хотят подчеркнуть величие Театра, признаться в любви к театральному искусству, людям, беззаветно преданным сцене.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Приглашаем вас на Театральную миниатюру «Театра мир откроет нам свои кулисы…»

27 марта во всем мире отмечается Международный день театра (World Theatre Day) – профессиональный праздник деятелей театрального искусства.

Начиная с 1961 года, вот уже более 50 лет, 27 марта все театралы отмечают профессиональный праздник (World Theatre Day).

Всемирный день театра связан с заседанием IX конгресса Международного института театра (International Theatre Institute, ITI), на котором было выдвинуто предложение о создании официального праздника служителей Мельпомены.

Работа Международного института театра четко регламентирована и направлена на укрепление мирных отношений и творческого сотрудничества между театралами разных государств. Советский союз является членом данной организации с 1959 года.

В 1962 году писателем из Франции Жаном Кокто было впервые предложено международное послание, посвященное Всемирному дню театра.

С тех пор праздник театралов отмечается ежегодно 27 марта при поддержке ЮНЕСКО и проходит под общим лозунгом «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». Это праздник, призванный не просто почтить всех служителей храма красоты, искусства и творчества. День театра – это праздник мира, доброты и международного театрального единства.

День театра – это особый праздник не только для артистов сцены, но и для всех его работников: режиссеров, сценаристов, продюсеров, звукооператоров, светотехников, мастеров-оформителей, костюмеров, гримеров и даже билетеров.

К виновникам торжества в полной мере относятся театралы – без людей, увлеченных искусством, театра как такового, не было бы. Их миллионы – в нашей стране и в мире.

Слово «театр» произошло от слова theatron, что в переводе с древнегреческого означает «место, где смотрят». Символом театра являются две маски, изображающие комедию и трагедию, основные жанры театрального искусства.

Когда-то театр был единственным культурным развлечением. Убийство животных на арене, гладиаторские и собачьи бои, рыцарские турниры были сопряжены с насилием, жесткой борьбой и адреналиновым напряжением. В театре же можно было просто отдохнуть.

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано, то развлекать, то воспитывать, то проповедовать. И с этими задачами театр справлялся -его возможности многообразны, а сила воздействия велика, и потому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы. Средние века в применении к театру выдвинули определение «мир в театре». Сценическое пространство мыслили как модель мироздания, где следовало разыграть, повторить таинство творения.

Впервые люди узнали о театре в 2500 году до нашей эры: в Египте была разыграна первая театральная постановка, посвященная жизни бога Осириса.

В 497 году до н. э. в Греции был организован праздник в честь бога Диониса. Для проведения театрального представления, согласно архивным документам, для выступления поэтов, певцов и музыкантов были выстроены деревянные подмостки. Вскоре их заменили круглыми аренами, для зрителей обустроили многоярусные зрительные места, которые окружили сцену. Именно Греция считается родоначальницей современного театра. Здесь произошло разделение постановок на комедию и трагедию и сформировались основы театрального искусства.

В Риме первый каменный театр был построен в 55 году до н.э. Актеры, выступающие на сцене этого театра, исполняли своеобразные «перепевы» греческих мифов и легенд.

В эпоху Возрождения на театр всё чаще стали возлагать задачи исправления пороков. Осуждая «низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни достойной», — говорится в одном из сочинений того времени. А в эпоху Возрождения искусство сцены оценивалось очень высоко — как «очищающее нравы» и поощряющее добродетель. Эти идеи позже развил русский писатель и драматург Н.В.Гоголь. Для него сцена — «это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра». Тезис «театр — университет», сохраняет значение по сей день.

Во времена тирании и цензуры театр становился не только кафедрой, но и трибуной. Со сценических подмостков звучали призывы к свободе и сопротивлению. В годы революций XX века появился лозунг «Искусство — оружие» (был популярен в 20-х гг.). И театр стал выполнять ещё одну задачу — пропагандистскую.

Рассуждая о театре, А.С.Пушкин писал, что «дух времени требует перемен на сцене драматической». Лучшие театральные произведения всегда оказывались чуткими к историческим переменам. Театр был зеркалом, в котором отражались события и человек. Но мастера театра — творцы, и потому они способны не только понять настоящее, но также предвидеть будущее. Не раз в истории человечества сбывались пророчества, произнесённые со сцены.

На Руси также любили театральные постановки. Первыми русскими театральными артистами можно по праву считать весельчаков скоморохов, которые развлекали знать и придворных бояр во время торжеств и играли постановки на площадях. Первые упоминания о театре скоморохов историки находят в летописях XI века.

В 1795 году в Москве был открыт театр Н. Шереметьева. Именно здесь формируется традиционная русская театральная школа, артисты приобретают признаки профессионалов, и качество постановок стремительно растет.

В XIX-XX веке российский театр расцвел и подарил миру множество прекрасных сценаристов, актеров и музыкантов. Всемирно известным стал режиссер и преподаватель театрального искусства К. С. Станиславский. На сцене русских театров впервые были сыграны знаменитые пьесы В. И. Немирович-Данченко, А. П. Чехова, А. Н. Островского, В. Э. Мейерхольда, М. С. Щепкина и других прекрасных драматургов, и писателей.

Театру не однажды предрекали гибель, но он каждый раз выживал — выдержал конкуренцию и с кинематографом, и с телевидением, и с компьютером. Искусству, творящемуся на глазах у зрителей, суждена долгая жизнь. Преодолевая границы и языковые барьеры, оно являет миру новые открытия. Посещение хорошего спектакля -идёт ли он в прославленном театре или на маленькой студийной сцене — всегда духовное наслаждение и настоящий праздник.

В настоящее время в России работает более 600 профессиональных театров.

Они существует вопреки появлению в каждом доме интернета, видеомагнитофонов, TV и DVD. Театр пережил новомодные кинозалы, 3D и 5D картинку. Все просто – даже самое качественное, реалистичное и сочное изображение никогда не сравнится с живой игрой. Любимый фильм можно просматривать снова и снова. Любимую пьесу всегда смотришь как впервые, ее нельзя перемотать или поставить на паузу. Все эмоции зрители переживают и проживают вместе с актерами офлайн.

Великие люди о театре

В любви к театру, который во все времена является магнитом для гениев искусства, зрителей, которые не мыслят жизни без созерцания таинств, происходящих на сцене, признавались писатели, художники, музыканты. Фразы, сказанные ими, стали афоризмами. Их цитируют школьники, студенты, театральные критики, поклонники храма Мельпомены:

«Волшебный край». Александр Пушкин

«Театр – это сила, соединяющая в себе одной все искусства, а актеры – миссионеры». Антон Чехов

«Зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец жизни». Мигель де Сервантес

«Театр располагает самой проторенной дорогой к уму и сердцу человечества». Фридрих Шиллер

«Театр — это кафедра, с которой много добра можно принести людям». Николай Гоголь

«Актер – это еще и профессия». Фаина Раневская

«Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр». Дени Дидро

«Единственный царь и владыка сцены – талантливый артист». Константин Станиславский

«Поклоны – составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост». Майя Плисецкая

«Режиссер должен умереть в актере». Владимир Немирович-Данченко

«Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам». Всеволод Мейерхольд

«Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком». Альфонс Доде

«Играй так, чтобы я не видел, что заучено». Михаил Щепкин

«Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях». Сара Бернар

«Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни». Оскар Уайльд

Знаете ли вы?

  • Покровительницами театра считаются две древнегреческие музы. Одна из них –муза трагедии Мельпомена. Вторая – муза комедии Талия.
  • В античном греческом театре были люди, должность которых называлась «рабдух». В их обязанность входило успокаивать разбушевавшихся зрителей. Рабдухи «успокаивали» зрителей палками, прохаживаясь по спинам особо рьяных посетителей.
  • Немногие знают, что раньше существовали вееры, выполняющие в театрах роль суфлеров. Обмахиваясь такими предметами, актрисы могли заглянуть в них, чтобы вспомнить кусочек сложного текста. На вееры, которые служители театра раздавали зрителям, наносили программы, отрывки из пьес.
  • Слово «фиаско» появилось благодаря флорентийскому комику Бианконелли. Решив в очередной раз развлечь зрителей, он подготовил пантомиму, которую играл с бутылкой в руке. Когда представление с шумом провалилось, словом «фиаско» (с итальянского – «бутылка») стали называть актерские неудачи. Позже слово перешло в обиход. В наши дни оно означает провал, неудачу.
  • История женщин-актрис развивалась нелегко. Когда-то они появлялись на театральных подмостках исключительно в роли рабынь или служанок. Их персонажи создавали специально для того, чтобы вызвать смех. Даже костюмы, в которых женщины-актрисы выходили на сцену, служили этой цели.
  • Современные сериалы, длящиеся до бесконечности, придуманы отнюдь не в XX столетии. В древние времена в Сицилии ставили спектакли, которые могли длиться целый год. По вечерам зрители собирались в театре, чтобы увидеть продолжение действия. К слову, в Сицилии и сейчас есть представления, длящиеся месяцами.

27 марта есть смысл вспомнить о людях, для которых театр стал призванием, вторым домом, а не просто профессией. Поздравления в такие дни звучат, как высшая награда.

Если вы или ваши дети никогда не бывали в театре, обязательно исправьте это досадное недоразумение. И неважно, в каком месяце произойдет ваш зрительский дебют, хотя праздничный март для этого подходит как нельзя лучше. Балет или опера, драма или комедия, современный арт или классика сценического искусства, кукольный театр или театр теней, водевиль или мистерия – театр способен заинтересовать и удивить самого искушенного и притязательного зрителя!