18 октября – День памяти войсковой казачьей славы
Именно столько лет казаки защищали границы государства, участвовали в боевых походах Русской Армии, превращали Дон в экономически развитый и цветущий край. Несмотря на репрессии и забвение, коснувшееся этого сословия в прошлом столетии, казаки не только выжили, но и сохранили свою культуру и традиции.
Донское казачество – старейшее в России. И все это время они сохраняли и приумножали традиции своих предков. В современном мире донские казаки продолжают путь предшествующих поколений – воспитывают молодежь и служат России.
18 октября – День памяти войсковой казачьей славы. Эта памятная дата отмечается в России ежегодно 18 октября (начиная с 2000 года) по решению правления Войскового казачьего общества «Всевеликое Войско Донское».
Сама же традиция уходит далеко в века и, говорят, возникла после знаменитого «Азовского сидения» в октябре 1641 года, когда отступили турецкие войска от Азова, так и не сумев побороть донских казаков. В октябре же – это уже из эпохи других сражений, в 1760 году – вступили казаки в Берлин.
В Отечественной войне 1812 г. казаки принимали самое непосредственное участие, в частности, 1-й сборный полк Черноморского казачьего войска. Его части – черноморская гвардейская сотня, 9-ый пеший полк били французов от Москвы до Парижа. Подвиги казаков и их героев – А.Д. Безкровного, А. Ф. Бурсака, Д. В. Давыдова и других в сражениях под Бородином, Лейпцигом, при взятии Парижа получили широкую известность.
В память битвы под Лейпцигом 4 октября 1813 г. Николай I повелел установить этот день храмовым праздником лейб-гвардейского полка казаков и Черноморской гвардейской сотни. Кроме того, казакам-гвардейцам были пожалованы серебряные трубы и Георгиевский штандарт.
В переводе со старого, дореволюционного, времени на наше, мы получим 18 октября – День памяти Войсковой Казачьей Славы. И с тех пор эта дата традиционно отмечалась казаками Донского и Кубанского казачьих войск как день памяти предков-казаков, павших за Родину.
В старину казаками называли вольных людей, проживающих преимущественно в степных регионах Украины и России. Вероятно, казаками в то время считались вольные люди Уральских земель и Поволжья. Это были люди, не подчинявшиеся никакому государству, которые жили по своим древним обычаям. Никто точно не знает, откуда пошло слово «казак». Одни пишут, что оно от тюрков пошло, означает «вольный человек», а в переводе с монгольского означает «Казак» — защитник границы.
Существовало казачество служилое и вольное. Служилые казаки обороняли русскую границу и получали жалованье от правительства. С конца 16 века жалованье выдавалось не только деньгами, но и порохом и свинцом.
В 1614 году царь Михаил Федорович повелел именовать южнорусское казачество Великим войском Донским. Все жизненные вопросы решались на сходах (кругах). Столицей Дона были последовательно городки Раздоры, Монастырский городок, Черкасск, Новочеркасск. На время военных действий под страхом смерти казакам запрещалось употребление хмельных напитков. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия.
В начале 20-го века существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское.
В начале 20-го века казачество составляло 4,4 миллиона человек, владело 53 миллионами десятин земли. По достижении 17 лет каждый казак получал пожизненно земельный пай.
Из всех одиннадцати казачьих войск России войско Донское считается самым прославленным. Его история тесно переплетена с историей нашей страны. К началу ХХ века казаки стали главной военной силой Российской империи, ее авангардом. С именем Донского казачества были связаны все военные победы.
КАЗАЧЬИ ЗАПОВЕДИ
1. Честь, доброе имя казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в правах. Помни: «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!»
3. По тебе судят обо всем казачестве и народе своем.
4. Служи верно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово. Слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай.
9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
10. Береги семью свою, служи ей примером.
11. Люби России, ибо она мать твоя и ничто не заменит тебе её.
Эти заповеди складывались веками.
Территория, на которой располагалось Донское казачье войско, называлась Областью Войска Донского и занимало часть современных Ростовской, Волгоградской областей и республики Калмыкия Российской Федерации. Кроме этого, к Донскому войску исторически относились Луганская и часть Донецкой области Украины.
Для своих поселений казаки выбирали наилучшие стратегические места, используя естественные преграды – речные мысы, острова, крутые берега и защищенные оврагами и болотами.
Во главе войска находился войсковой наказной Атаман, который назначался центральной властью.
Казаки несли воинскую повинность все поголовно, без льгот. Они стояли наряду с полками блистательной кавалерии Российской, и войсковое, казачье самолюбие требовало не быть ни в чем ниже их.
КАЗАЧЬЯ СЕМЬЯ
Почитание родителей
Почитание родителей, крестного и крестной было не просто обычаем, а внутренней потребностью заботой о них сына и дочери.
Авторитет отца с матерью был не просто непререкаем, а настолько почитаем, что без благословения родителей не начинали никакую работу, не принимали решения по наиболее важным делам.
Непочитание отца с матерью считались за большой грех. Без согласия родителей и родни, как правило, не решались вопросы создания семьи: родители принимали самое непосредственное участие в ее создании. Развод у казаков в прошлом являлся редчайшим явлением.
В обращении с родителями и вообще со старшими соблюдались сдержанность, вежливость и уважительность.
Старшинство являлось жизненным укладом казачьей семьи и естественной необходимостью повседневного быта, что скрепляло семейные и родственные узы и помогало в формировании характера, которого требовали условия казачьей жизни. В казачьей семье — и отец, и дед, и прадед — и, далеко в века уходя, все были воины; служили и старший, и младший брат, и оттого создавалась традиция службы и уважения к ней. По стенам казачьего куреня висели фотографии тех, кто служил раньше, портреты начальников и героев. О них пели песни казачки, их поминали и знали.
Отношение к старшим
Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность и готовность к оказанию помощи и требовать соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы — снять шапку и поклониться).
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать без его разрешения) и тем более – непристойно выражаться.
Считалось непристойным обгонять старика (старшего по возрасту), требовалось испросить разрешение пройти. При входе куда-либо первым пропускается старший. Неприличным считалось младшему вступать в разговоры в присутствии старшего. Старику (старшему) младший обязан уступить дорогу. Младший должен проявлять терпение и выдержку, при любых случаях. Слова старшего являлись для младшего обязательными.
При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше.
Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.
Рождение мальчика у казаков считалось большим счастьем, так как каждый мужчина при рождении получал земельный надел – «пай».
При рождении мальчика было принято покупать коня, чтобы они привыкали друг к другу. Начиная с двух лет, его регулярно сажали на коня, чтобы он привыкал к седлу. Крестная мама дочку хозяйству обучала, пока родная — по дому хлопотала. Ну а крестный отец сына военному искусству обучал, чтобы тот был храбрым воином.
Воспитание казаков
Военная служба казака всегда рассматривалась как основа его жизненного уклада. Действительную службу казак служил три года и должен был сохранять обмундирование до 40-летнего возраста. Казак должен был иметь имущество и хранить его в вещевом сундуке.
Проводы казаков на службу являлись целым событием, им предавалось большое значение, и на служивого смотрели с особым уважением.
Примерно за день до назначенной даты проводов, утром, казаки съезжались на своих лошадях в центр станицы к храму.
Молебен проводился либо на площади, либо на территории храма. Для этого из храма выносили «святости» – хоругви, знамена, иконы. Священник, проведя молебен, причащал и окроплял молодых казаков. После церковной службы станичный атаман, почетные старики, напутствовали новобранцев и желали скорого и благополучного возвращения.
Проводы за столом тоже были. Мать держала в руках хлеб с солью, отец икону (во время благословения они трижды ими менялись). Молодой казак стоял перед ними на коленях на шубе вывернутой мехом вверх: «шоб не голо служить ему было». Родители, благословляя сына на добрую службу, желали ему благополучного возвращения. Казак поднимался с колен, целовал икону, хлеб и руки родителей. Мать одевала сыну крестик или медальон (чаще всего с изображением Николая Угодника или Георгия Победоносца) и трижды говорила: «Господи благослови. Это тебе идти в пути, Господь впереди, Матерь Божья а с ним, а ты за ними», – а отец давал наказ: «Служить честно, добросовестно, выполнять, все приказы командира… и своего, лошадь, своего друга верного жалей, ухаживай, — наказ давал, – это тебе будет счастье», и вручал узелок с родной землей. Остальные провожающие в это время могли исполнять молитвы «Отче Наш», «Верую», пели «Многая лета».
Центром любого казачьего поселения всегда был плац (майдан). Здесь проходили общественные сходы, жеребьевки, воинские учения. Отсюда провожали хутора казаков на службу, здесь же их встречали. По большим церковным праздникам на плацу устраивали ярмарки.
Круг служебных обязанностей казаков строго не регламентировался. Первенствовали чисто военные функции. Главной обязанностью казака была военная служба, на которую они являлись на своих собственных, часто доморощенных, казачьих конях, со своими седлами, в своем обмундировании, со своими шашками и, одно время, со своими ружьями и пиками.
Жизнь каждого народа, характеризуется особенностями, отражающимися в устройстве жилищ, в домохозяйстве, пище, одежде, нравах, обычаях, говоре, преданиях, верованиях, суевериях. Это целый мир нашей народной культуры – многогранный, яркий. Именно в нем отражена душа казачества, его философия и мораль.
Казаки являются носителями и хранителями воинского духа и уникальных воинских традиций.
Казаки участвовали во всех военных действиях, в которых участвовала Россия, восхищая даже врагов своим мужеством и отвагой. Ловкие наездники, умелые мореходы, казаки были природными воинами. Частые походы, суровая казачья жизнь вырастили людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, со стальными мускулами и волей.
В войсках Петра 1 они громили шведов в Прибалтике и на Украине. Сражались с кавалерией прусского короля. Под командованием А. Суворова били турок.
Отечественная война 1812 года – одна из самых славных страниц в истории Донского казачества. Вклад казаков в победу над Наполеоном трудно переоценить. По признанию Кутузова их подвиги «были главнейшею причиною к истреблению неприятеля».
Казачьи полки отличились в первых же арьергардных боях, прикрывая отступление русской армии. Летучие казачьи отряды наводили ужас на французов во время их бегства из Москвы. Казачьи разъезды первыми вступили в Париж, донцы купали коней в Сене и разбивали биваки на Елисейских полях.
Во главе Донских казачьих полков стояли славные витязи Тихого Дона.
Октябрь 1854-го прославился геройским подвигом казаков в Севастопольскую кампанию. А потом еще была русско-турецкая война, русско-японская, 1-я мировая…
Именно из казаков состоял Личный Его Императорского Величества Конвой. Во время Первой мировой войны казаки показали себя как наиболее эффективная, маневренная часть русской армии.
Да и во время Великой Отечественной войны казаки не посрамили чести своих дедов-прадедов. В Великой Отечественной войне казачьи части приняли активное участие в боевых действиях против немецко-фашистских захватчиков. Они с честью и славой пронесли по военной тропе эстафету побед предшествующих поколений. Особо проявили себя казачьи части летом 1942 года, когда немцы наступали на Сталинград и Кавказ. Поскольку бои шли на той территории, где традиционно жили казаки, то последние проявляли чудеса героизма. Наспех сформированные казацкие отряды на колхозных лошадях, без достаточного количества стрелкового оружия, лишенные поддержки танков, артиллерии, саперов, без зенитного прикрытия, один на один пытались остановить сильного противника. Доходило до того, что они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью. Казаки приняли активное участие в боях Великой Отечественной войны во всех видах и родах войск Красной Армии, кроме того были сформированы кавалерийские казачьи части. Десятки тысяч казаков были награждены орденами и медалями, многие стали Героями Советского Союза.
Казаки — гордость и слава России
Матвей Платов
Самый известный донской войсковой атаман граф Матвей Иванович Платов, природный казак войска Донского, отличался храбростью и умом сначала в схватках с горцами, а затем в войнах с европейскими народами. Особенно выдвинулся он вперед среди русских полководцев в Отечественную войну.
Казаки особого корпуса генерала Платова участвовали в знаменитой битве под Лейпцигом. Преследуя неприятеля, взяли в плен более 15 тысяч человек.
Казакам-гвардейцам были пожалованы 22 серебряные трубы с надписью: «За отличия против неприятеля в минувшую кампанию 1813 года», а также Георгиевский штандарт с Андреевской юбилейной лентой. За боевые подвиги в массе дел с французами он возведен в графское Российской империи достоинство.
Атаману Платову Михаил Илларионович направил специальное послание, в котором высоко оценил вклад донского казачества в разгром Великой армии Наполеона.
В письме к Платову Кутузов писал:
«Услуги, оказанные Вами Отечеству…не имеют примеров; Вы доказали целой Европе могущество и силу обитателей благословенного Дона».
Дорогой ценой досталась донским казакам победа в этой войне. Из 50 тысяч казаков находившихся в армии, 15 тысяч было убито в боя с французами.
Василий Орлов
Один из славных героев Отечественной войны с французами в 1812 году, донской казак Василий Васильевич Орлов, впоследствии граф Орлов-Денисов. Сын Войскового Атамана Василия Петровича Орлова, и будущий герой Дона. Сердца Василий Васильевич был доброго, духом мужственен и весьма решителен. Казаков любил «восторженно» и гордился своим казачьим званием более всего на свете. Этот удивительный человек, лихой командир казаков лейб-гвардии, фактический телохранитель императора Александра 1-го, граф Орлов-Денисов неоднократно проявлял в сражениях не только великую храбрость и отвагу, но и выдающиеся полководческие способности, зачастую решавшие исход битвы.
Победа при Тарутине имела огромное значение: она подняла боевой дух армии и показала Наполеону боеготовность российских войск, что сыграло определенную роль в решении французского императора уйти из Москвы. Граф Орлов-Денисов за эту победу был награжден орденом святого Георгия 3-й степени.
Генерал Бакланов
Генерал Бакланов был одним из популярнейших героев эпохи Кавказских войн, живой легендой Русской армии. Он оставил яркий след в сознании донских казаков, возродив в донцах прежний, боевой казачий дух. О его силе, мужестве и воинском умении слагали песни и устные предания.
Известный историограф Кавказской войны, генерал-лейтенант В.А.Потто, заканчивает биографический очерк генерала Бакланова такими словами:
«Кто не знает, с каким чувством вспоминается имя знаменитого Кавказского героя на Дону. С гордостью будет произноситься это славное имя каждым Донским казаком и теплым задушевным словом помянут его сослуживцы, свидетели его беззаветной удали и честного исполнения долга».
Козьма Крючков
В Первую мировую особой известностью в народе пользовался 25-летний казак Козьма Крючков. 12 августа 1914 года разъезд из четырех донских казаков неподалеку от польского города Кальвария наткнулся на 27 немецких драгун. В завязавшейся схватке Козьма зарубил и заколол 11 человек, получив 16 ран. В результате общих усилий казаков «на земле лежали 23 трупа да несколько лошадей носились вокруг в испуге». О беспримерном подвиге казака узнала вся Россия. Крючков стал первым с начала войны кавалером Георгиевского солдатского креста.
Да и сейчас на Дону живут прекрасные и талантливые люди. Среди них замечательные писатели и поэты, которые своими произведениями славят Донской край и казачество.
Велики заслуги казачества перед Отечеством. Россия – это слава казачья. История сделала казачество участником и творцом Великого государства.
Казачество всегда, при любых обстоятельствах и условиях, ревностно относилось к своим родовым корням и традициям, уходящим вглубь исторических времен. Казаки не только гордились своими предками, но и своих детей, внуков воспитывали на примерах своих славных и знаменитых предков-родичей, земляков.
18 октября «День памяти войсковой казачьей славы» – не праздник, а памятная дата. Её следует помнить всегда, а относиться к ней нужно со всей серьёзностью.
Казаки – свободолюбивые люди. Они были не только завоевателями, но и посредниками межкультурного и межэтнического общения.
Недаром же сказал Наполеон «Дайте мне одних лишь казаков, и я покорю всю Европу!», а Лев Толстой сказал, «Казаки создали историю России»!
Потребность знать историю той земли, на которой живешь, возникает у каждого.
Сегодняшний разговор поможет нам приобщиться к историческому прошлому и духовной культуре Дона, расширить круг чтения, почувствовать себя гражданином и патриотом, любящим и знающим свой край.
Дон, земля донская, донские казаки… Величественные образы Ермака и Платова, Разина и Булавина, Шолохова и Чехова и сотни, тысячи образов других донцов, чьими деяниями прославлены навеки Дон и Россия.
Эти книги вы можете взять в нашей библиотеке и библиотеках г. Ростова-на-Дону.
1.Астапенко, М. Донские казачьи атаманы / М. Астапенко. – Ростов-на-Дону, 1996. – 347с.
2.Небратенко, Г. Г. Обычаи вольного казачества / Г. Г. Небратенко. – Ростов-на-Дону,2010. – 232 с.
3.Скорик, А.П. Возникновение донского казачества / А. П. Скорик.- Новочеркасск, 1992.– 93 с.
4.Шишков, А.В. Сто великих казаков / А. В. Шишков. – Москва, 2007. –298с.
5.Шумов, В.В. История казачества / В. В. Шумов. – Ростов-на-Дону, 2011. – 275с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!