После Октябрьской революции 1917 года российские кинопредприятия еще около двух лет продолжали находиться в частных руках. Большинство их владельцев отрицательно относились к большевикам. В первые дни Советской власти они отказывались выдавать камеры и пленку кинооператорам, которые желали запечатлеть для истории революционные события — у владельцев частных компаний были другие приоритеты.
В одном только 1918 году частные кинофирмы поставили около 150 фильмов. Основную массу среди них составляли мистические ленты о торжестве на земле злых сил, любовные мелодрамы, исторические и другие картины.
Во время Гражданской войны, по мере нарастания голода и разрухи, множество русских кинематографистов покинули Москву и Петроград и переехали на юг страны в Одессу и Крым, откуда нередко эмигрировали на запад, увозя с собой фильмы и съемочную аппаратуру.
В то же время лидер большевиков Владимир Ленин отмечал, что кино является важнейшим искусством, мощнейшим пропагандистским инструментом, а другие руководители Советского государства прямо призывали «взять кинематограф в свои руки». Кинематографисты, поддерживавшие Советскую власть, снимали в это время в основном хроникальные фильмы о революции и Гражданской войне или художественные киноагитки.
27 августа 1919 года был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела. С этого времени вся фото– и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, который возглавлял Анатолий Луначарский.
В память об этом событии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года было установлено, что 27 августа является Днем советского кино. Позднее эта дата стала считаться Днем российского кино.
Источник опубликования: https://www.calend.ru/events/2870/
Фото из открытых источников интернета