«Воспитательное общество благородных девиц» (СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ), которое позже стало называться «Смольный институт благородных девиц», – первое в России женское воспитательно-образовательное учреждение.
Цель этого учебного заведения «…дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества».
Вопросами женского воспитания и образования Екатерина занялась сразу же после вступления на российский престол. Она дала распоряжение российским дипломатам в европейских странах информировать ее обо всех лучших воспитательных женских учреждениях. Однако императрицу не устроил ни один образец. Благодаря помощи и идеям И.И. Бецкого появился проект совершенно нового учебного заведения, подобного которому не было нигде.
Смольный институт стал закрытым учебным заведением для девушек из дворянских семей. В институт принимали дочерей лиц чинов не ниже полковника и действительного статского советника на казённый счёт и дочерей потомственных дворян за годовую плату, и готовили их для придворной и светской жизни.
В программу входило обучение закону божиему, русской словесности, географии, арифметике, истории, французскому языку, музыке, танцам, рисованию, светским манерам, рукоделию и домоводству.
Первоначально воспитанницы начинали учиться в возрасте 6 и заканчивали в 18 лет. Затем срок обучения был сокращён – брать стали с 9 лет. Около 200 юных дворянок получали всестороннее образование, а лучшие воспитанницы определялись в придворную службу. Условия пребывания в институте были строго регламентированы. Его закрытость контролировалась в первую очередь: родители могли посещать девочек только с разрешения руководства.
Императрица постоянно держала в поле зрения все, что касалось Смольного института. Через несколько лет после его основания она писала Вольтеру: «Эти девицы… превзошли наши ожидания; они успевают удивительным образом, и все согласны с тем, что они становятся столько же любезны, сколько обогащаются полезными для общества знаниями, а с этим соединяют самую безукоризненную нравственность». В другом письме Вольтеру говорилось: «… мы очень далеки от мысли образовать из них монашек; мы воспитываем их так, чтобы они могли украсить семейства, в которые вступят, мы не хотим их сделать ни жеманными, ни кокетками, но любезными и способными воспитать своих собственных детей и иметь попечение о своем доме».
Воспитанницы института были обязаны носить особые форменные платья определённого цвета: в младшем возрасте – кофейного, во втором – темно-синего, в третьем – голубого и в старшем возрасте – белого. Коричневый цвет символизировал близость к земле и был практичен, особенно для младших детей. Более светлые цвета символизировали возрастающую образованность и аккуратность.
На выпускном публичном экзамене смолянок присутствовал император и члены его семьи. По окончании института 6 лучших выпускниц получали «шифр» – золотой вензель в виде инициала императрицы Екатерины II, который носили на белом банте с золотыми полосками.
Некоторые воспитанницы института становились фрейлинами двора. Учебный курс института приравнивался к курсу женских гимназий.
Смольный институт благородных девиц стал одним из самых долговечных начинаний Екатерины II: он просуществовал до 1917 года. Само же здание же Смольного вошло в историю России как один из символов революционных потрясений начала XX века.
Смольный институт благородных девиц разместился в Смольном монастыре, история которого восходит к правлению императрицы Елизаветы. Именно она, желая завершить свой земной путь в тиши и покое, приказала построить на этом месте монастырь для благородных девиц, предполагая, что сама станет настоятельницей.
А название Смольный уходит ко времени основания Санкт-Петербурга – тогда это место отвели для Смоляного двора, где хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Тогда название «Смольное» и закрепилось за этим местом.
В 1765 году при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству.
В 1917 году институт был закрыт, а после Октябрьской революции в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.И. Лениным.
С тех пор это здание занимают различные структуры власти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.
Источник опубликования: https://366days.ru/article/857
Фото из открытых источников интернета