Встреча с кумиром «Олег Табаков: блестящий, искрометный. Человек»

Уважаемые читатели!

17 августа исполняется 85 лет со дня рождения Олега Павловича Табакова.

Его  часто называют человеком-легендой, и это без преувеличений соответствует действительности. За свою долгую жизнь он успел стать выдающимся актером театра и кино, талантливым режиссером и вдумчивым педагогом, который подготовил не одно поколение артистов. Он руководил театром «Современник» и стал основателем своего собственного театра, который все ласково называли «Табакеркой». Картины, в которых он снимался, пополнили золотой запас отечественного кино, а спектакли с его участием проходили с неизменным аншлагом.

Сегодня мы подготовили для вас виртуальную встречу с кумиром «Олег Табаков: блестящий, искрометный. Человек».

Присоединяйтесь, будем вспоминать Великого актера!

От лежащего на диване дворянина Обломова до строгой домоправительницы мисс Юфимии Эндрю — Олегу Табакову была под силу любая роль. Коллеги называли его ласково, как мама, Лёликом, а дети знали, что его голосом разговаривает кот Матроскин в мультфильмах о Простоквашино. Актер руководил сразу двумя театрами — МХТ имени А.П. Чехова и собственным театром-студией. Легендарная «Табакерка» подарила российской культуре целое поколение талантливых артистов.  

Фильмография Олега Табакова перевалила далеко за сотню удачных проектов, а вот первая слава и известность пришли к актёру после съемок в картинах «Живые и мёртвые», «Война и мир», «Семнадцать мгновений весны», «12 стульев».

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Родился Олег Табаков в Саратове 17 августа 1935 года. Его родители – Павел Табаков и Мария Березовская были врачами. Они жили в обычной саратовской коммуналке, так же, как и многие в те годы. Как вспоминал Олег Табаков, в детстве его окружали только любящие люди — бабушки Ольга и Анна, дядя и тетя, двоюродный брат и сводная сестра. Все вместе они жили в коммунальной квартире в Саратове.

«…Баба Аня имела достаточно трезвый взгляд на жизнь, мир не слишком был сложен в ее интерпретации, но в ней была эта неистребимая жизненная сила, назовем ее «президентской вертикалью»: «Все, что относится к роду Табаковых, — здорово и здорово. Это надо всячески поддерживать, оберегать, помогать расти и множиться.     Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь».

В четыре года Олег уже умел читать. Он по несколько раз перечитывал любимые книги, тексты которых потом помнил наизусть, — «Робинзона Крузо» Даниэля Дефо, «Мертвые души» Николая Гоголя, книгу Эля Регистана «Стальной коготь».

Это счастливое время в одночасье перечеркнул июнь 41 года. Отец в первые дни войны пошел в военкомат, и попал на фронт. Он стал главным врачом военно-санитарного поезда под номером 87.

В конце 1942 года мать заболела брюшным тифом и долго потом не могла восстановиться. Выздоровев, вместе с семилетним Олегом и дочерью Миррой они были эвакуированы на Урал, в Эльтон — городок на границе с Казахстаном.   Мария Березовская поступила на службу в военный госпиталь, в котором и служила до конца войны. Здесь мальчик пошел в школу и впервые принял участие в театральном представлении. Это была небольшая сценка для раненых военных.

«У меня там была всего одна фраза: «Папа, подари мне пистолет!», которую я и канючил на всевозможные лады, в чем весьма и преуспел, судя по аплодисментам. Если говорить серьезно, этот «сценический» дебют к последующей артистической карьере не имел никакого отношения. Для раненых я был не начинающим артистом, а малым существом, ребенком, очень напоминавшим им оставленных дома собственных детей. Само мое присутствие приводило их в радостное возбуждение, независимо от качества «постановки» и моей «игры».     Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»

В Эльтоне Олег пошёл в первый класс, а по возвращению в родной Саратов  продолжил обучение в мужской средней школе.

Отец вернулся живым с войны, но в семье не остался, подал на развод с Марией. Это событие стало для Олега настоящим шоком, он долго не мог смириться с решением отца, ему было больно и обидно за маму и за себя.

В свободное время он собирал книги, в которых знакомился с произведениями отечественных и зарубежных писателей: Проспера Мериме, Ильфа и Петрова, Виктора Ардова, Алексея Толстого. Помимо чтения, Табаков увлекался театром — часто посещал саратовский ТЮЗ, чей репертуар знал наизусть.

Неописуемое блаженство — взять книгу, развести в банке варенье, прихватить насушенных мамой сухариков, намазать их маслом и… Нет, никогда уже не испытать этой беззаботной радости! И никогда уже не прочитать столько, сколько было прочитано в те годы».   Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»

 В 1948 году Табаков начал ходить в шахматный кружок при Саратовском дворце пионеров и школьников. Занятия он посещал несколько лет.

В восьмом классе Олег Табаков стал артистом детского театра «Молодая гвардия». Его наставником была заслуженный работник культуры РСФСР Наталья Сухостав, которую артист потом называл своей крестной в актерской профессии. Именно она заметила громкоголосого шахматиста и забрала его в театральный кружок.

«Мы бывали в кружке трижды в неделю — два раза в будние дни и по воскресеньям. В скором времени я получил первую роль в пьесе Цезаря Солодаря «У нас каникулы». Роль называлась «Ленточкин». Потом я играл в пьесе «Снежок» Любимовой, в «Красном галстуке» Сергея Михалкова. «Красный галстук» был сыгран раз двадцать пять за сезон, не менее».   Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»

Окрыленный первыми успехами на сцене, Олег решает навсегда связать свою биографию с искусством.

В 1952 году, за год до окончания школы, Табаков стал готовиться к поступлению в театральный институт. Тонкости профессии он штудировал по книге Михаила Чехова «Путь актера». Родственники отговаривали: мать мечтала, чтобы сын пошел по их стопам и стал врачом. Семья переживала, что мальчика из провинциального драмкружка вряд ли ждет удача в столице.

«На вокзале меня провожала довольно пестрая толпа «поклонников» — одноклассники, родственники. Было ощущение, что еду завоевывать мир. Кто-то из случайных прохожих-знакомых крикнул: «Лёлик, куда едешь?» Я прокричал в ответ: «Еду учиться на тракториста!» Думаю, что из всей моей саратовской родни только один человек молился за то, чтобы я не поступил, — баба Аня. Желая мне добра». Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»

Экзамены он сдавал в два вуза одновременно – в Школу-студию МХАТ и ГИТИС, в надежде поступить хоть в один из них. На вступительных экзаменах он декламировал отрывки из романа Степана Злобина «Степан Разин» и книги Александра Фадеева «Молодая гвардия». Каково же было его удивление, когда он нашел в списках поступивших обоих вузов свою фамилию. Теперь уже выбор был за ним, и Табаков остановился на МХАТе, который считал самым лучшим среди других вузов. В то время там преподавали Ольга Андровская, Клавдия Еланская, Борис Ливанов, Марк Прудкин и другие народные артисты.

Олег попал на курс к Василию Топоркову, и это считалось просто невероятным везением. Топорков славился своим педагогическим талантом, возглавлял кафедру актерского мастерства в этом институте, носил звание Народного артиста СССР. Повезло Табакову и с однокурсниками, он учился вместе с Валентином Гафтом, Татьяной Дорониной, Галиной Волчек, Евгением Евстигнеевым, Михаилом Казаковым, Леонидом Броневым, Олегом Басилашвили.

В первом же семестре Табаков-студент лишился стипендии и общежития: не смог сдать экзаменационное сочинение. На некоторое время он подселился в квартиру к знакомому в Большом Харитоньевском переулке.

«Удивительно, как в жизни все сходится. Примерно в ста метрах от моего первого московского пристанища находился угольный подвал — склад, который через двадцать пять лет стал сценой и залом «Табакерки»…» — вспоминал актер.

Табаков учился на курсе народного артиста СССР Василия Топоркова, был отличником. В студенческих спектаклях ему в основном доставались роли положительных героев. Когда он сыграл Хлестакова из гоголевского «Ревизора», один из преподавателей сказал: «Оказывается, в вас дремал прекрасный комедийный актер».

ТЕАТР

Олег Табаков имеет очень богатую и насыщенную театральную биографию.

После получения диплома театрального вуза в 1957-м, Табаков получил распределение в театр им. Станиславского. Но, по воле судеб, он оказался в труппе только что созданного театра «Современник».  Еще во время учебы в Школе-студии МХАТ Табаков подружился с Олегом Ефремовым. Педагогу принадлежала идея создать Студию молодых актеров — будущий театр «Современник». В этом его поддержали молодые выпускники: Галина Волчек, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев и другие актеры. В их числе был и Олег Табаков, который взял на себя организационно-общественную работу. «Современник» сначала находился в помещении МХАТа, а в собственное здание на улице Маяковского театр перешел лишь в 1961 году.

Актер Олег Табаков в роли Адуева в спектакле Московского театра «Современник» «Обыкновенная история» по роману Ивана Александровича Гончарова, в постановке Галины Волчек

Театр открылся 15 апреля 1956 года, на новой сцене показали спектакль по пьесе драматурга Виктора Розова «Вечно живые». Репетировали четыре месяца: Табаков сыграл студента Мишу. В следующем году актер снова исполнил роль студента и снова по пьесе Розова — «В поисках радости». После этого героев Олега Табакова часто называли «розовскими мальчиками» — синоним романтичных, открытых и наивных молодых людей. Такие роли доставались актеру и в кино. В ленте Анатолия Эфроса «Шумный день» по мотивам одноименной комедии Розова Табаков играл 15-летнего максималиста Олега Савина, в роли которого больше 60 раз выступал в «Современнике».

Из-за тяжелого графика и нагрузки в 29 лет у Олега Табакова случился инфаркт. Врачи советовали покинуть сцену, но через пару месяцев актер уже репетировал постановку «Обыкновенная история».

В 1967 году этот спектакль получил Государственную премию СССР, а самого Табакова наградили орденом «Знак Почета» за заслуги в развитии советского искусства — это был первый орден в истории «Современника».

«Инфаркт поменял масштаб моих жизненных ценностей. То, что казалось значительным, оказалось менее значительным, а казавшееся маленьким, в результате этого оказалось огромным. На больничной койке в мою двадцатидевятилетнюю голову приходили мысли, похожие на мысли Андрея Болконского, когда он лежал на Аустерлицком поле. Тяжелая болезнь, перенесенная в молодом возрасте, чрезвычайно способствует осознанию того, что ты, баловень на, казалось, бесконечно долго длящемся дне рождения, можешь уйти со сцены неожиданно и непланируемо».     Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»

В 1968 году Табаков вернулся к роли Хлестакова — он сыграл его в постановке пражского театра «Чиногерны клуб». Как позднее признавался артист, гоголевский персонаж был любимой ролью. После гастролей в Чехии за ним закрепился статус международной звезды.

После того, как Ефремов покинул «Современник» ради МХАТа, руководить театром пришлось именно Олегу Табакову, а Галина Волчек стала главным режиссером.

В театр приняли много новых талантливых артистов: Валерия Фокина, Константина Райкина, Марину Неёлову, Юрия Богатырева. Сразу же молодые люди заявили о себе: Фокин, например, поставил спектакли «Валентин и Валентина», «Провинциальные анекдоты», «Сон смешного человека».

Табаков-руководитель был строгим: наказывал прогульщиков и лодырей, увольнял нарушителей; Табаков-актер продолжал играть в более чем в 30 постановках театра.

Должность директора он занимал на протяжении семи лет. В 1976 году Олег Табаков покинул пост директора «Современника», но продолжал играть в спектаклях.

Большую часть времени он уделял преподаванию актерского мастерства.

На базе ГИТИСа Табаков набирал студентов. Его курс отличался от традиционного преподавания: здесь читали «запрещенку», встречались с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой, ежедневно играли в спектаклях. Вместе с новыми молодыми артистами, среди которых были Игорь Нефедов, Лариса Кузнецова, Алексей Якубов, Андрей Смоляков, Табаков уверенно шел к своей мечте — создать театральную студию, будущую «Табакерку».

«Особенность обучения второго выпуска заключалась в том, что вчерашние мои студенты — Андрей Смоляков, Сергей Газаров, Леша Селиверстов, Саша Марин — сами стали преподавать. Они и были основным педагогическим ядром, который обучал молодых. Я видел, с каким интересом и увлеченностью мои вчерашние студенты занимались с новобранцами. Но дело не только в их энтузиазме, а в том, что не прерывался «серебряный шнур» и между мною, уже пятидесятилетним, и школьниками-студентами была прослойка генерации 25–27-летних молодых педагогов».     Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»

Народный артист РСФСР Олег Табаков во время репетиции с молодыми актерами

Летом 1977 года в старом угольном подвале дома на улице Чаплыгина началась генеральная уборка. Силами актеров-волонтеров и личной финансовой помощи Табакова помещение, в котором раньше ночевали бездомные, превратилось в площадку для репетиций. 29 октября 1978 года в скромном, но чистом здании состоялась премьера «С весной я вернусь к тебе» в постановке Валерия Фокина.

Спектакли в «подвальном» театре проходили регулярно, появились постоянные зрители — однако это не помешало в 1980 году властям запретить театральную деятельность. Выпускники разошлись по разным театрам, но в 1982 году Олег Табаков набрал новый курс, который стал основной труппой театра. Среди новобранцев были Марина Зудина, Сергей Беляев, Алексей Серебряков, Александр Мохов.

В 1983 году Табаков расстался с «Современником» и по приглашению Олега Ефремова перешел служить во МХАТ. Первой ролью на новой сцене стал Сальери в постановке Марка Розовского «Амадея». Этот спектакль стал одним из самых посещаемых в Художественном театре.

Через три года Олег Табаков уже преподавал в Школе-студии МХАТ. Среди студентов его первого набора были Владимир Машков, Евгений Миронов, Ирина Апексимова. Вскоре Табаков стал ректором и занимал эту должность до 2000 года.

В  1986-м  правительство столицы подписало приказ, разрешающий открыть в Москве три новых театра. В списке театров, получивших благословение на существование, было и детище Табакова, которое вскоре начали называть просто «Табакерка».

«В 87-м сбылась, хоть и с опозданием в семь лет, моя мечта о собственном театре. О большой семье, где много детей и где «все по справедливости», — вспоминал Олег Табаков.

Театр-студия Олега Табакова был принят неоднозначно. Мнения критиков и театралов разительно отличались. Первые не воспринимали эту студию серьезно, а вторые спешили на все постановки, устраивая в зале постоянные аншлаги. Первая постановка «Табакерки» вышла 1 марта 1987-го, и называлась «Кресло».

Табаков трудился в театре, не покладая рук. Он постоянно обновлял репертуар, и принимал новых актеров. Вскоре труппа пополнилась начинающими талантами – Мариной Нееловой, Юрием Богатыревым, Константином Райкиным. Над репертуаром колдовали знаменитые режиссеры и сценаристы, которых без устали приглашал Табаков. Благодаря им зрители могли наслаждаться новыми идеями и творческими наработками.

Театр-студию «Табакерка» признали официально. На ее сцене появились спектакли «Кресло» по произведению Юрия Полякова, «Полоумный Журден» по пьесе Михаила Булгакова, «Крыша» драматурга Александра Галина. Также поставили «Матросскую тишину» по пьесе Александра Галича, которую долго запрещала цензура, и «Затоваренную бочкотару» по повести Василия Аксенова, которую Табаков планировал инсценировать еще в 1978 году.

Во дворе дома по адресу ул. Чаплыгина, 1 А, напротив входа в театр Табакова, в 2007 г. была установлена скульптурная композиция «Драматурги: В. Володин, А. Вампилов, В. Розов». Автор – скульптор А. Чаркин.

В 1988 году Олег Табаков стал народным артистом СССР. Спектакли в «Табакерке» начали ставить уже вчерашние студенты. Сам же Табаков еще руководил совместной аспирантской программой Школы-студии и Университета Карнеги Меллон в США, а в 1992 году в Бостоне по его инициативе основали Летнюю актерскую школу имени Станиславского.

«За четверть века занятий педагогикой из числа моих учеников вышло 25 заслуженных артистов России. А среди них еще есть люди, которые получают призы на кинофестивалях, «Маски», «Ники», «Турандоты», государственные премии и т. д. Значит, почти все, кого я отчислял со своих курсов, закончили образование в других вузах. Среди них некоторые даже стали заслуженными артистами».     Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»

С 2000 года артист начал совмещать художественное руководство в своем театре и МХТ имени А.П. Чехова. Прежде всего, он обновил репертуар: для этой цели пригласил молодых режиссеров — Кирилла Серебренникова, Константина Богомолова, Сергея Женовача, и актеров Константина Хабенского, Юрия Чурсина, Ирину Пегову, Максима Матвеева.

В 2008 году при «Табакерке» открылся актерский колледж. «Новое» — хорошо себя зарекомендовавшее «старое», особенно в деле воспитания актерских дарований. Яблочкина дебютировала на сцене — в 15 лет, Ермолова — в 16. И современные таланты должны попадать в руки профессионалов в нежном юном возрасте», — говорил Табаков. К преподавателям колледжа сразу присоединились Сергей Безруков, Андрей Смоляков и Михаил Хомяков.

Его приглашали поработать преподавателем и режиссёром за границу. Именно за рубежом он стал автором свыше сорока постановок. Табаков ставил классику — отечественную и зарубежную, ему аплодировали зрители многих европейских стран и США.

Табаков стал основателем и руководителем летней школы имени Станиславского при университете в Гарварде. В 1986-2000-м годах актёр занял место ректора в Школе-студии МХАТ, разработал совместную аспирантскую программу МХАТа и одного из американских институтов.

ОЛЕГ ТАБАКОВ В КИНО

Табаков был одним из наиболее востребованных и известных артистов советского и российского кинематографа. За всю свою актёрскую карьеру он снялся более чем в 120 картинах.

Олег Табаков (слева) в роли Искремаса и Елена Проклова (справа) в роли Крыси на съемках кинофильма «Гори, гори, моя звезда»

 Кино ворвалось в жизнь Олега Табакова еще в студенческие годы. Ещё студентом 3-го курса, он сыграл Сашу Комелева в ленте «Саша вступает в жизнь». Режиссер Михаил Швейцер стал проводником Табакова в удивительный мир кинематографа, познакомивший будущего артиста со всеми его премудростями. На советский экран фильм вышел лишь 30 лет спустя под названием «Саша вступает в жизнь».

«Мой герой Саша Комелев, который объективно попал в положение человека обманывающего, решает сказать: «Нет, вы лжете», — и притом кому — первому секретарю райкома, пришедшему на место его отца, умершего в начале фильма. Мне, как и моему герою, пришлось страдать по-настоящему».     Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»

Первые персонажи Табакова впоследствии были объединены в одно амплуа, которое получило название «розовские мальчики». Они воплощали на экране все самые лучшие человеческие качества, они были честны и прямолинейны, твердо верили в свои убеждения и принципы. Именно такими стали его герои в картинах «Шумный день», «Люди на мосту», «Испытательный срок», «Чистое небо», «Война и мир», «Молодо-зелено». Эти ленты стали одними из лучших в начале его актерской карьеры.

Олег Табаков в роли Николая Бабушкина в фильме «Молодо — зелено»

Фильмография актёра насчитывает свыше ста двадцати картин. Ему не всегда доставались роли центральных персонажей, но даже во второстепенных ролях он был неподражаем.

С каждым новым фильмом росло мастерство артиста, появлялись наработки и опыт, а также расширялся круг знакомых актёров. Во время съёмочного процесса ленты «Семнадцать мгновений весны» Табаков познакомился с Вячеславом Тихоновым и Леонидом Броневым.

Олег Табаков в фильме «Семнадцать мгновений весны»

 В картине «12 стульев» он впервые играл вместе с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым.

В 1968-м Сергей Бондарчук позвал Табакова в свой проект «Война и мир», и предложил ему перевоплотиться в Николая Ростова.

Олег Табаков в роли Николая Ростова в фильме-эпопее режиссера С. Бондарчука «Война и мир»

В 1977 году он снялся в драме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». В 1979-м Табаков стал Ильей Ильичом в ленте «Несколько дней из жизни И. И. Обломова».

В том же 79-м, Олег Павлович был занят на съемках картины «Москва слезам не верит», потом органично вжился в роль короля Людовика в картине о приключениях мушкетеров.

Одним из ярких и запоминающихся образов Табакова стал трактирщик Гарри Маккью в ленте «Человек с бульвара Капуцинов». В этой картине судьба снова свела Олега с известными актерами – Андреем Мироновым, Львом Дуровым, Николаем Караченцовым, Леонидом Ярмольником.

В конце 1990-х в кино появилась очередная партия ярких ролей Табакова:  Суходрищев в «Ширли-мырли», повар в «Сироте казанской», президент в ленте «Президент и его внучка».

Охотно снимался артист и в картинах для детей, и для этого даже примерил женскую роль. В сказке «Мэри Поппинс, до свидания», снятой в 1983-м, он сыграл миссис Эндрю, потом перевоплотился в Кощея Бессмертного в ленте «После дождичка в четверг».

Его незабываемым голосом говорил кот Матроскин в мультике «Простоквашино», и еще один кот – Гарфилд, в голливудском мультфильме.

Олег Табаков был очень занят в кинематографе и в театре, но не отказывался и от работы на телевидении. Он был занят в телепостановках, выходивших в прямой эфир. Артист играл в моноспектаклях «Конёк-горбунок» и «Василий Тёркин».

За плечами артиста многочисленные телеспектакли, но зрителям больше всего запомнились «Эзоп», «Шагреневая кожа», «Печники». С легкой руки Табакова мир увидела и постановка «Двенадцатая ночь», которую представил зрителям знаменитый «Современник».

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

В 1958 году на съемках фильма «Дом у дороги» режиссера Ирины Поплавской Олег Табаков познакомился с молодой актрисой Людмилой Крыловой. Она рассказывала:

«Как сейчас помню — пустая гримерная, спиной стоит женщина в белом халате, в кресле сидит человек, вижу в зеркале его отражение и чуть не падаю! Задрожали коленки, застучали зубы. <…> Меня словно колотит! Такого ощущения не испытывала никогда!»

В конце следующего года они сыграли свадьбу, а летом 1960 года у пары родился первенец Антон. Через шесть лет появилась дочь Александра.

У них была очень крепкая семья, которой, казалось бы, ничего не грозит, но в 1981 году Олег Табаков познакомился в ГИТИСе с 16-летней Мариной Зудиной — она пришла поступать на его курс. Несмотря на разницу в возрасте, между ними начался роман.   Они долго скрывали свои отношения, и никто из общих знакомых даже не подозревал об их романе. Но все изменилось в 1995-м, когда их отношениям исполнилось десять лет. Табаков ушел из семьи, и расписался с Зудиной.

«Вообще, семейная жизнь — вопрос деликатный, и я никогда не стану выносить на публику подробности такого свойства. А по сюжету, ну что же… Мы прожили тридцать лет и три года, почти по стихотворному пушкинскому эпосу. Другое дело, сколько я нагрешил и какова моя вина перед Людмилой… Единственное, что могу сказать: я старался не делать больно».     Из книги Олега Табакова «Моя настоящая жизнь»

В 1995 году Олег Табаков снова стал папой, Зудина родила сына Павла. В 2006-м в семье родилась дочка Мария.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

В 2015 году Олег Табаков отметил восьмидесятилетие.

В 2016-м году состоялось новоселье театра Олега Табакова. Он переехал на Сухаревскую площадь, и поселился в современном здании. Торжество началось в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина, который рассказал о том, сколько сил и нервов стоило Табакову это новоселье. По настоянию режиссера вся техника и декорации компьютеризированы по последнему слову техники. В театре есть большая сцена и зал, рассчитанный на четыреста зрителей. Дополнительно постановки могут идти и в малом зале.

Первым спектаклем, поставленным в новом здании, была «Матросская тишина».

В 2017-м театр Олега Табакова – знаменитая «Табакерка», отметил свое тридцатилетие. 1 марта там состоялось открытие фестиваля, получившего название «Бенефис тридцатилетних». На нем присутствовали все, кто имел непосредственное отношение к рождению театра. На сцену вышли Олег Табаков, Марина Зудина, Андрей Смоляков, Сергей Беляев. Гости фестиваля могли посмотреть самые интересные постановки театра.

На канале «Культура» транслировались все интересные телеспектакли, созданные на основе репертуара «Табакерки» за долгие годы ее существования. Потом настал черед творческих вечеров актёров этого театра, причем участвовали в них и опытные мастера сцены и молодые таланты.

Ноябрь 2017-го принес плохие новости о здоровье артиста. Табакова госпитализировали в в реанимацию больницы имени Пирогова. Операция не помогла — в конце декабря его состояние ухудшилось, и врачи ввели Табакова в искусственную кому..Но уже в феврале 2018-го доктора вынесли окончательный вердикт – на сцену Табаков уже не вернется никогда. Олега Табакова не стало 12 марта 2018 года, актёру шел 83-й год.

Церемония прощания состоялась 15 марта на исторической сцене МХТ им. Чехова, в котором он долгие годы работал худруком и директором. С актёром пришли попрощаться сотни людей, друзья, близкие, коллеги и представители власти, включая президента России Владимира Путина.

Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

1. Дедушка Табакова по матери, Андрей Францевич Пионтковский, был владельцем одного из самых крупных имений в Одесской губернии, а прапрадед копал окопы еще во время Англо-французской войны.

2. Одногруппниками Табакова в Школе-студии МХАТ были Олег Анофриев и Валентин Гафт. На курс старше учился Лев Дуров.

3. В 1964 году Табаков попал с инфарктом в больницу. Вскоре его перевели в Боткинскую больницу, где в это же время находилась Анна Ахматова.

4. Во время записи радиопередач Олегу Табакову удалось поработать с Фаиной Раневской, а позднее — с Аркадием Райкиным: «И снова я ощутил восторг, оттого что совсем рядом со мной, по другую сторону микрофона, стоит великий артист. Оттого что нас связывает общее дело. От незабываемого чувства сотворчества, сотоварищества».

5. Во время презентации в Дели фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» Табаков познакомился с Индирой Ганди, встретился с индийским режиссером Сатьяджитом Реем, польским сценаристом Кшиштофом Занусси, американским кинорежиссером Фрэнком Капрой, а также побывал на приеме у легенды индийского кино Раджа Капура.

6. В сериале «Семнадцать мгновений весны» 1973 года Олег Табаков сыграл начальника внешней разведки службы безопасности Германии Вальтера Шелленберга. После выхода фильма ему пришло письмо из Германии от племянницы Вальтера с комплиментами и благодарностями за созданный им образ ее «доброго дяди».

 Источник Культура.РФ: https://www.culture.ru/persons/488/oleg-tabakov

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

Олег Павлович Табаков – Народный артист РСФСР и СССР, Лауреат Государственных премий СССР и РФ, Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Он награжден государственными наградами — Орденами Дружбы народов, Трудового Красного Знамени, Орденом «Знак почета», многочисленными памятными и юбилейными медалями.

Табаков  неоднократно становился лауреатом  многочисленных отечественных и международных    премий области театра и кино.

УВЕКОВЕЧЕНИЕ ПАМЯТИ

  • Студией документального кино «Лавр» по заказу ФГУП ВГТРК «Россия» был снят фильм-портрет «Маршал Лёлик Табаков»;
  • Памятник, посвящённый творчеству актёра в Саратове, открыт в 2015 году;
  • По инициативе саратовцев его именем предложено назвать саратовский Дворец творчества детей и молодёжи, среднюю школу № 18, в которой он учился и улицу;
  • Студия «Союзмультфильм» посвятила мультсериал «Возвращение в Простоквашино» памяти актёра;
  • В апреле 2018 года в Саратове на дворце творчества детей и молодёжи в центре города открыли мемориальную доску актёру;
  • В день 120-летия МХТ им. А. Чехова, 26 октября 2018 года, в фойе театра открыт бюст Олега Табакова;
  • В 2019 году «Почтой России» выпущена почтовая марка, посвящённая О. П. Табакову. На марке изображён портрет Олега Табакова и орден «За заслуги перед Отечеством». Номинал марки 40 рублей, размер 42×30 мм, тираж — 182 тыс. экземпляров;
  • Московский Метрополитен выпустил тематическую транспортную карту «Тройка» «Театр Олега Табакова», также на Калужско-Рижскую Линию вышел именной поезд.
https://www.youtube.com/watch?v=DB_wWUbhl4U

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ

При подготовке мероприятия были использованы Интернет-ресурсы:

https://biographe.ru/znamenitosti/oleg-tabakov/

https://www.culture.ru/persons/488/oleg-tabakov

https://tvkultura.ru/person/show/person_id/1103/

Фото из открытых источников интернета

Спасибо, что были с нами! До новых встреч!