Уважаемые читатели!
Международный день музеев отмечается ежегодно 18 мая. Причем каждый год праздник проходит под особым лозунгом.
С 1992 года Генеральной Ассамблеей Международного совета музеев выбирается тема праздника.
Тема Международного дня музеев в 2025 году — «Будущее музеев в быстро меняющихся сообществах».
Музеи являются важным средством культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира между народами, — было заявлено Международным советом музеев.
Международный день музеев — важный праздник и настоящий культурный феномен. Он не только напоминает жителям разных стран о необходимости любить и знать свою историю, но и позволяет наладить диалог между разными странами и народами в масштабах целого мира. Сохранение опыта, обмен знаниями, развитие взаимопонимания и взаимоуважения между представителями разных культур — ключевые задачи этого праздника.
В эпоху технической революции кто-то может задаваться вопросом: а зачем вообще нужны музеи? Вопрос, безусловно, дискуссионный. Однако на него много лет назад разными словами ответили классики.
«Тот, кто не знает прошлого, не знает ни настоящего, ни будущего, ни самого себя», — говорил французский мыслитель Вольтер.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», — отвечал ему наш соотечественник Михаил Ломоносов.
Музеи выступают хранителями памяти, местами, где оживает прошлое. Познакомиться с бытом разных народов, историческими особенностями жизни в других странах, узнать, чем жили люди в прошлых веках, — все это можно сделать в музее. Любопытствующий пытливый ум найдет для себя ответы на многие интересующие его вопросы.
Фильмы / Д/с «Двенадцать кремлей России»
Значение музея в современном обществе
Музеи играют важную роль в формировании национального самосознания и воспитании патриотизма. Они являются хранилищами материальных свидетельств прошлого, позволяющими людям соприкоснуться с историей своего народа и человечества в целом. Музейная экспозиция помогает лучше понять исторические процессы, оценить вклад различных эпох и цивилизаций в развитие мировой культуры.
Кроме того, музеи способствуют развитию туризма, создавая дополнительные возможности для отдыха и развлечения туристов. Современные технологии позволяют сделать посещение музеев увлекательным и познавательным занятием даже для детей младшего возраста.
Таким образом, Международный день музеев служит мощным инструментом укрепления связей между народами, способствует формированию уважительного отношения к культурному наследию и создает благоприятные условия для дальнейшего развития музейного дела.
Фирменный стиль
В 1997 году для праздника был создан официальный плакат.
- Ежегодно Международным советом музеев разрабатывает фирменный стиль, изготавливается макет плакатов, открыток и интернет-баннеров более чем на 10-ти языках.
В 2011 году были привлечены институциональные партнёры для организации мероприятий, также введены новые элементы бренда (слоган, официальный сайт, информационный комплект
История праздника
В 1946 году в Париже был создан Международный совет музеев (International Council of Museums, или ICOM) — это организация музеев и музейных специалистов, которые работают над тем, чтобы сохранить мировое культурное и природное наследие, а также помогают обществу взаимодействовать с материальными и нематериальными объектами этого наследия.
Иными словами, члены ICOM занимаются развитием музейного дела, сохранением мирового наследия и популяризацией искусства по всему миру. В 1957 году в ICOM вступил Советский Союз.
Профессиональный праздник хранителей музеев, архивных работников и всех, чья деятельность связана с музеями, учредили в 1977 году, на 11-й генеральной конференции Международного совета музеев. Она проходила в двух городах СССР — Москве и Ленинграде. Причем с предложением ввести новый праздник выступила именно советская делегация во главе с директором Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ириной Антоновой. Так что можно сказать, что праздник имеет российские корни.
18 мая 1978 года впервые был отмечен «Международный день музеев»[4].
Международный день музеев. В 1977 году в Москве и Ленинграде проходила 11-я генеральная конференция ICOM.
В ходе конференции российская делегация внесла предложение о проведении ежегодного профессионального праздника, посвященного музеям [2]. Данное предложение внесла директор Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина И. А. Антонова. Данный праздник проводится каждый год на протяжении более 35 лет. Изначально каждый музей самостоятельно выбирал тематику действа, но в 1992 году впервые была предложена общая тема и, начиная с этого момента, каждый год принимается единая концепция проведения мероприятия. Первая общая тема звучала: «Музеи и окружающая среда».
Таким образом, тематика Международного дня музеев отражает основные тенденции, которые происходят не только в культурной жизни общества, но и в социальных, экономических и отчасти правовых аспектах современного мира. Тем не менее, сколь разнообразными ни были бы темы,
основная цель данного мероприятия – показать обществу, что музеи готовы занять активную позицию в меняющемся мире.
Неофициальный девиз Международного дня музеев отражает основные цели и тенденции проведения праздника: «Музеи являются важным средством культурного обмена, обогащения культур и развития взаимопонимания, сотрудничества и мира между людьми». Традиционно международный день музеев проводится 18 мая. Праздник может длиться один или несколько дней, а иногда даже неделю.
Международный день музеев распространился по всему миру от Америки до Океании, от Европы до Азии и Африки. В последние годы участие в празднике принимают 30.000 музеев из 120 стран мира. Также Международный день музеев – уникальная возможность для многих работников данной сферы наладить деловые контакты, для посетителей – увидеть мировые шедевры бесплатно, ознакомится с запасниками многих музеев, приобщиться к культурной жизни страны и мира в целом.
Музеи следуют основным маркетинговым тенденциям. Так, если в 1997 году можно отметить только одну маркетинговую составляющую праздника – официальный постер, то 2011 год «подарил» Дню музеев новые элементы бренда: слоган, официальный сайт в интернете и информационный комплект.
Как появились музеи
В Европе
Слово «музей» произошло от греческого, переводится, как «дом муз». Изначально это понятие обозначало какую-либо коллекцию, а с XVIII века приобрело современное значение.
Первый прототип современного музея возник в Александрии в 290 году до нашей эры — его называли «Мусейон» и состоял он из множества комнат. В одной из них была известная Александрийская библиотека, которая до нашего времени не сохранилась. Помимо этого, в Мусейоне были столовая и залы для чтения. Впоследствии там стали хранить чучела животных, которые использовали как наглядное пособие для обучения, и другие экспонаты.
Свои музеи работали и в Греции — в числе экспонатов были предметы искусства, завоеванные у других народов во время войн. В Средневековье ювелирные украшения, манускрипты экспонировали в храмах и монастырях.
В ранний период эпохи Возрождения глава Флорентийской республики Лоренцо де Медичи дал указания по созданию Сада скульптур — выдающегося садово-паркового ансамбля второй половины XVI века, который стал одним из первых музеев под открытым небом.
В Европе с XVI века стали популярны так называемые кабинеты редкостей. Ученые или знатные люди собирали произведения искусства, антиквариат, редкие минералы. Изначально все эти ценности хранили в специальных шкафах со множеством полок и ящиков, которые и назывались кабинетами. С разрешения владельца коллекцию могли увидеть все желающие.
10 августа 1793 года в Париже открылся Лувр — на сегодняшний день самый большой музей мира. На площади более 60 тысяч квадратных метров музей хранит более 35 тысяч экспонатов из разных коллекций: искусство Древнего Египта и Древней Греции, коллекция Средневековья, графическое искусство, скульптуры и так далее. Каждый год Лувр посещают около восьми миллионов человек.
В России
Собирали старинные предметы и в России. Этим занимались представители знати, духовенства и купечества. Собирать произведения искусства и книги в России начали еще в XIII веке — это были сокровищницы князей, монастырские библиотеки, ризницы соборов, где хранили ювелирные изделия, оружие, меха, изысканно оформленные рукописи. Богатое собрание антиквариата и произведений искусства хранилось в Оружейной палате и московском Арсенале, однако вход туда был запрещен. Первые частные коллекции появились в XIV веке: известно, что за всевозможными древностями охотился князь Симеон Гордый. Уже в XIV веке московский князь Симеон Гордый активно искал и покупал реликвии. В XVI веке в московской Оружейной палате и Арсенале хранилось богатое собрание предметов искусства и антиквариата, но посещение таких коллекций было запрещено.
Первые законы о сохранении ценных произведений искусства принял Петр I. Он издал Указ о сдаче старинных редкостей комендантам, а также несколько указов о передаче в Петербург древностей и диковинок, об охране и восстановлении разрушающихся памятников старины. В 1701 году в Москве появился Цейхгауз, или Оружейный дом, где Петр повелел хранить редкие виды оружия и военные трофеи. А в Петербурге спустя восемь лет основали «модель-камору» с чертежами и моделями кораблей. Доступ публике туда был запрещен, но именно на основе этих собраний позже возникли Артиллерийский и Военно-морской музей.
Первым русским музеем считают Кунсткамеру, основанную Петром I в 1714 году.

С немецкого «Кунсткамера» переводится как «комната искусств» или «кабинет редкостей» — «кабинетами» в те времена называли специальные шкафы с большим количеством полок и ящиков, где хранили экспонаты.
Первый публичный музей в России разделили на три отдела: в «мюнц-кабинете» показывали монеты и медали, в «натур-кабинете» демонстрировали чучела, гербарии, образцы древесины, а в библиотеке хранили древние рукописи и старинные книги.
Собрание регулярно пополнялось: Петр выкупил для своего музея коллекцию минералов, раковин и растений, собранную нидерландским аптекарем Альбертом Себа. Вход в Кунсткамеру был бесплатным, иногда император лично проводил экскурсии и рассказывал о своей коллекции.
Нынешнее здание Кунсткамеры, куда коллекцию переместили из Летнего дворца, достроили в 1734 году. В восточном крыле разместили основное собрание, в средней части обустроили Анатомический театр, а в башне расположились обсерватория
Вскоре в России появились и другие музеи: в Петергофе открылась первая картинная галерея, в 1764 году был основан Эрмитаж, в конце XVIII века музеи стали появляться при учебных заведениях, например, в Московском университете были организованы Кабинет (музей) натуральной истории, а также Минералогический кабинет, в коллекцию которых вошли редкие камни и растения, а также кораллы.
Важным этапом в развитии музейного дела России стало основание в 1872 году Императорского Российского Исторического музея.

Он открылся для публики в 1883 году в специально построенном здании. Благодаря уникальным коллекциям и активной просветительской деятельности музей стал ведущим национальным учреждением исторического профиля, играющим ключевую роль в сохранении и популяризации культурного наследия страны.
После Февральской революции 1917 года дворцовые коллекции и музеи получили статус национального достояния. Важную роль в их сохранении сыграли художественно-исторические комиссии, созданные Временным правительством.
Государственные музеи остаются наиболее распространёнными в России, находясь в собственности государства и финансируясь из его бюджета под управлением Министерства культуры РФ. В этот период активное развитие получили мемориальные музеи, особенно в национальных республиках. Возросший интерес
к нематериальному культурному наследию, включая фольклор, обряды, бытовые традиции и производственные процессы, способствовал появлению новых музейных форматов, таких как «живые музеи».
Виртуальные проекты российских музеев
В 1990-е годы начали появляться виртуальные музеи, изначально представлявшие собой разделы на официальных сайтах традиционных музеев. Однако уже в 2010-х годах они превратились в самостоятельный и активно развивающийся культурный феномен. Использование цифровых технологий в музейном деле значительно расширило возможности доступа к произведениям искусства и артефактам, позволив широкой аудитории знакомиться с мировым и национальным культурным наследием в удобной форме.
Виртуальные музеи выполняют не только культурную, но и образовательную функцию, предоставляя возможность взаимодействия между музеями, образовательными учреждениями и исследовательскими сообществами.
Это один из наиболее успешных примеров применения цифровых технологий, который делает культурное наследие доступным независимо от географического положения.
Они помогают формировать целостное представление о культуре и истории, открывая перед посетителями новые возможности для изучения и познания.
Лекции и подкасты «Некрасовки», сериалы музея-заповедника «Царицыно», сторителлинг-проекты музея «Бородинская битва», авторские выставки Дома-музея Марины Цветаевой и многое другое доступно онлайн-посетителям на сайтах учреждений.
На официальном канале музея-заповедника «Царицыно» можно посмотреть сериал «Старожилы. Частная история Царицына», послушать курс лекций «Екатерина II: остроумная история», изучить образовательную программу выставки «Екатерининский корпус Монплезира. Путешествие из Петергофа в Царицыно», совершить виртуальные экскурсии по экспозициям.
На сайте Государственного музея В.В. Маяковского, помимо онлайн-экскурсий, размещены виртуальные выставки: «Людмила Маяковская. Сто мужчин и одна женщина», посвященная сестре поэта, «Фотомонтаж в авангардных изданиях», знакомящая с иллюстрациями Александра Родченко, «Раскрашено от руки. Особенности экземпляров книг русского авангарда 1910–1930-х годов», представляющая авангардные книги.
Посетители сайта музея-панорамы «Бородинская битва» откроют для себя проект «Понятный музей» об истории России XIX века, «Панорамный вопрос» об особенностях работы сотрудников музея, мультимедийный проект «Голоса 1812 года», представляющий отрывки из воспоминаний очевидцев Великой Отечественной войны.
Первый раз оказавшись в городе, мы обычно рассматриваем его улицы и архитектуру, сравнивая, чем он отличается от той привычной картинки, что мы видим ежедневно. Потом берем экскурсии или самостоятельно отправляемся изучать новые места. Музеи России рассказывают туристам самое главное: историю региона, военное прошлое, культуру и быт народа. В каждом городе есть музеи, которые заинтересуют людей с разными увлечениями и детей разного возраста.
Сегодня музеи России — это не скучные лекции, а увлекательные интерактивные площадки, где посетители часами изучают экспонаты, участвуют в мастер-классах и устраивают фотосессии.
Сегодня российские музеи, включая виртуальные, играют важную роль в сохранении и популяризации культурного наследия, предоставляя доступ к знаниям и искусству для широкой аудитории. Музейное дело продолжает развиваться, адаптируясь к современным технологиям и потребностям общества, оставаясь неотъемлемой частью культурной жизни России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Алдонина Р. П. Московский Кремль: [для среднего школьного возраста]. — Москва, 2009. — (История России)
- Бородинская панорама: [Путеводитель]. — Москва, 1985
- Все музеи России: [энциклопедический справочник: в 3 т..- Москва, 2005
- Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. — Москва, 2006. — (Музеи России)
- Государственная Третьяковская галерея. — Москва, 2011. — (Музеи мира)
- Государственный русский музей. Живопись и скульптура: [альбом]. -Ленинград, 1968
- Дрезденская галерея. — Минск, 2008. — (Шедевры музеев мира)
- Кончин Е. В. Как рождается музей: рассказы : [для сред. шк. возраста]. — Москва, 1988
- Лувр: большая энциклопедия живописи. — Москва. Санкт-Петербург, 2008
- Музей-заповедник М. А. Шолохова: альбом-путеводитель. — Ростов-на-Дону, 2017
- Смирнова Е. И. Оружейная палата в Кремле: краткий путеводитель для школьников. — Москва, 1977
- Сокровища величайших музеев мира. — Москва. Санкт-Петербург, 2009
- Сокровища музеев мира: [альбом]. — Москва, 2012. — (Сокровища живописи)
- Сто великих музеев. — Москва, 2011. — (100 великих)
- Таганрогский художественный музей: живопись, графика XVIII-XX вв.: [альбом]. — Ростов-на-Дону, 2009
- Трушин О. Д. Рассказы о Московском Кремле: [для среднего школьного возраста]. — Москва, 2008. — (Наше Отечество)
- Эрмитаж: прогулка по залам и галереям:альбом-путеводитель. — Санкт-Петербург, 2005
- Юренева Т. Ю. Музееведение: [учебник].- Москва, 2006. — (Учебник для высшей школы) (Gaudeamus)
Викторина «Экскурсия в музей»
Ответственный: Олейник Н. А.