Уважаемые читатели!
С 2005 года 4 ноября в нашей стране отмечается государственный праздник – День народного единства. 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства и перенесение государственного выходного дня с 7 ноября на 4 ноября.
Дата выбрана не случайно: 4 ноября 1612 года вошло в отечественную историю как знаменательный день освобождения Москвы от польско-литовских захватчиков Нижегородским ополчением под предводительством Минина и Пожарского в союзе с другими патриотическими силами. В ополчении, собранном Мининым, объединились «русские люди, поволжские и сибирские татары, башкирские и марийские стрельцы, мордовские и удмуртские ратники.
Потому и назван праздник Днем народного единства.
О некоторых исторических личностях принято говорить совместно, объединяя их в единое целое. Герцен и Огарев, Маркс и Энгельс, Минин и Пожарский. Без последней пары немыслима российская история Смутного времени. Друзья в жизни и в служении Отечеству остались друзьями и в памяти народа.
День народного единства: история праздника
Исторической основой празднования Дня народного единства стали события начала XVII века. В России бушевала смута. После смерти царя Феодора Иоанновича, не оставившего наследника, династия Рюриковичей оборвалась. На трон взошёл брат жены Феодора, Ирины, Борис Годунов, однако многим новый царь не пришёлся по душе. Рост волнений сопровождался тремя неурожайными годами и голодом. Ситуация усугубилась с появлением на политической арене человека, называвшего себя оставшимся в живых царевичем Дмитрием — погибшиммаленьким сыном Иоанна Грозного, а в действительности — расстриженного монаха Григория Отрепьева. Заручившись поддержкой польского короля Сигизмунда III, он захватил российский трон. Воцарение Отрепьева, который вошел в историю как Лжедмитрий I,ознаменовало начало полного политического хаоса в стране. В течение последующих восьми лет на российском троне успели побывать несколько человек, двое из которых тоже выдавали себя за царевича Дмитрия. То там, то здесь возникали вооруженные восстания. Поддерживавшие самозванцев польские интервенты начали устанавливать в стране свои порядки.
Хотя часть знати и служилого люда приняли новую власть, в России осталось немало людей, не желавших подчиниться чужеземцам. В 1611 году в стране зародилось национально-освободительное движение. Были сформированы сначала Первое, а потом Второе народное ополчение. Последнее возглавили нижегородский купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Под их предводительством в 1612 году народное ополчение двинулось на Москву. 22 октября (1 ноября по н. ст.) русское войско взяло штурмом Китай-город. Через четыре дня был заключён договор о капитуляции польско-литовского гарнизона, а ещё через один день, 27 октября (6 ноября) Кремль покинули остатки войска захватчиков. Смутное время завершилось. Началась новая эпоха — эпоха династии Романовых.
Обзор литературы «Доблесть русских ополченцев» на Рутуб-канале ПЦПИ
Это было в 1611 г. Тяжёлые времена переживала тогда русская земля. Беглый монах Гришка Отрепьев явился под именем царевича Дмитрия, став первым русским самозванцем. После убийства Б. Годунова, Федора, его матери и самого Гришки появился второй Лжедмитрий. Страна находилась в глубоком династическом кризисе. Москва лежала в руинах, многие города были разрушены и сожжены, в Угличе сломаны все мосты.
Бедственное положение спровоцировало интервенцию поляков и шведов.
Атаман казачьей вольницы, тушинский боярин Иван Зарусский, осаждая Москву, думал посадить на трон Марию Мнишек, с малолетним сыном. У бояр с дворянами не было согласия.
К осени 1611 г. положение России было близко к отчаянному: поляки заняли Москву, Смоленск и другие русские города на западе. В сентябре интервенты уже вошли в Кремль.
Шведы захватили все побережье Финского залива и Новгород. Вся западная часть государства оказалась фактически оккупированной. В стране процветало мародерство, организованная и обычная преступность.
По всей Руси гремят набаты – будущее Московского государства под угрозой.
Отряды врагов рыскали по городам и сёлам в поисках добычи, грабили, убивали. В Москве, как у себя дома, распоряжались захватчики – польские паны. Многие бояре готовились перейти на сторону польского королевича Владислава. А шведы, которых позвал на подмогу против поляков боярский царь Василий Шуйский, под шумок захватили большой кусок страны на севере. Казалось, потеряла уже Россия свою свободу, грозил русскому народу иноземный гнёт.
С этим легко смирились бояре и вельможи, да не могли смириться простые русские люди, честные патриоты. Партизанские отряды постоянно досаждали захватчикам. Но разрозненные выступления враги легко подавляли. Нужно было сплотить в одну армию всех, кто ненавидит врага и хочет с ним бороться. И такие организаторы нашлись.
В этот тяжелой для страны момент огромную роль сыграло русское духовенство. Под руководством игумена Троице-Сергиева монастыря архимандрита Дионисия, впоследствии канонизированного Русской Православной Церковью, монахи стали призывать русский народ к ополчению для того, чтобы изгнать врагов земли русской, прежде всего шляхтичей. Аналогичные воззвания и грамоты рассылал и патриарх Гермоген, множество других священников ходило по городам и деревням, призывая народ к освобождению страны. Церковное, особенно монастырское, слово имело тогда огромный авторитет.
Одна из грамот патриарха Гермогена попала в Нижний Новгород, в руки земского старосты Козьмы Минина (Сухорука). Был он простым мясником, происхождения невысокого, но человеком был набожным, умным и энергичным. А главное – был большим патриотом. Как и другие посадские люди участвовал в военных походах. С осени 1611 скромный торговец стал главным человеком в городе. Простой русский человек, скорбя о тяжелой судьбе отечества и думая о помощи ему, стал призывать порадеть о России. Призыв церкви к ополчению был им услышан, он немедленно приступил к делу и стал собирать людей. Осенью 1611 г. в большом и богатом городе Нижнем Новгороде (ныне – город Горький) Кузьма Минин, староста горожан, выступил на торговой площади с призывом – не жалеть ничего для спасения родины. «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».
План Минина был прост: создать народное ополчение, всем русским людям объединиться, чтобы выгнать врагов из Москвы. А чтобы снарядить войско, купить оружие, доспехи, лошадей, прокормить ратников, каждый должен был дать треть своего имущества. Минин, человек небогатый, первым показал пример. Правда, нашлись богатые купцы, которые пожалели денег на народное дело. Но таких насильно заставляли развязывать кошельки. Минин собирал пожертвования, объясняя народу, куда пойдут их деньги, став практически финансовым директором ополчения.
Ни сам Минин, ни другие посадские люди (как называли тогда горожан) не имели боевого опыта. Возглавить ополчение просили искусного воеводу князя Дмитрия Михайловича Пожарского, принадлежавшего к потомкам Рюрика. Князь верно служил и Борису Годунову, и Василию Шуйскому, и взошедшему потом на престол шестнадцатилетнему князю Михаилу Романову. Пожарский всегда занимал высокие должности, имел опыт успешного руководства несколькими военными операциями. В начале 17 века защищал Коломну и окрестности Москвы от разбойничьих шаек. Героически сражаясь против поляков, захвативших столицу в 1611 году, был ранен. На лечение его отправили в нижегородскую Пурецкую волость. По приказу Минина сюда явились послы с предложением возглавить местное ополчение, которое поднялось для защиты Москвы. В ответ на это князь Пожарский высказал пожелание иметь в нем выборного человека от посадских в лице Минина.
Именно эти два человека сыграли центральную роль в освобождении отечества от иноземцев.
По зову Минина Пожарский приехал в Нижний, и ополчение выступило в поход.
Ядром ополчения стали закаленные в сечах смоляне. Они нашли временное пристанище в Арзамасе. Вместе с русскими вступали в ополчение татары, чуваши, мордва, черемисы.
Вся великая Русь по зову нижегородцев встала на защиту Москвы. «Купно за едино. Вместе за одно!» – эти слова стали девизом войска.
За зиму 1611-1612 гг. к ополченцам Нижнего Новгорода присоединились многие другие из отечественных городов и весей, недовольные засильем иноземцев. До того как идти на Москву, Пожарскому пришлось усмирить бунты в Поволжье. На это ушло все лето 1612 г. Зимой Пожарский собрал Земский Собор в Ярославле и передал ему управление всей Московской землей. На Собор прибыли представители всех сословий почти из всех русских городов, чтобы обсудить план дальнейших действий. В том числе и похода на Москву. Но вскоре стало известно, что польский король Сигизмунд уже выслал большое войско, и Пожарский решил не откладывая, сразу же выступать в поход.
В августе 1612 г. войско ополченцев подошло к Москве. Под знамена Пожарского и Минина собралось более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. А тем временем, противостоящие войску Пожарского силы интервентов под Москвой имели численное преимущество.
С иконой Казанской Божьей Матери и под стягом князя Пожарского ополчение вступило в Москву. Ополчение расположилось станом у Арбатских ворот, между двух огней. Началась осада польского гарнизона. С одной стороны наступали полки гетмана Хаткевича, с другой наступали поляки. Но иной позиции у Пожарского не было. Оставалось или победить, или положить всю рать на поле брани. Кровопролитная сеча длилась два дня. Исход боя решил Минин. Летописец рассказывает, как «Минин, не искусен воинским стремлением, но смел дерзновением», в критический момент битвы попросил у Пожарского три конные дворянские сотни. Перебрался через крымский брод Москвы-реки и ударил врага с тылу. Гетманское войско не успело подготовиться к отпору. В панике вражеская рота налетела на седлавших коней рейтар и смяла их порядки. На помощь Минину пришли казаки. Тем временем ратники Минина уже достигли городского внешнего вала. Поляки отступили к Донскому монастырю. Простой мясник оказался талантливым военачальником.
4 ноября командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию и выпустило из Кремля московских бояр и других знатных лиц, на следующий день гарнизон сдался. Ополчение Минина и Пожарского вошло в Кремль. Борьба с интервентами окончилась победой.
После победы Дмитрий Пожарский вместе с князем Трубецким возглавил временное правительство. Начиная с 1628 года, в течение почти трех лет, Дмитрий Михайлович был воеводой в Новгороде.
Минину новый царь Михаил Романов пожаловал звание думного дворянина и наградил вотчиной – селом Богородским в Нижегородском уезде. С 1613 года герой нижегородского ополчения жил при царском дворе, участвовал в заседаниях боярской Думы.
20 января 1616 г. по возвращению из Черемисских земель Минин скоропостижно скончался. Его похоронили на одном из кладбищ Нижнего Новгорода. Затем прах перенесли в усыпальницу Спасо-Преображенского собора.
До середины XIX века центральное место на гробнице занимала надпись — «Избавитель Москвы – Отечества любитель». Сейчас собор разрушен. Ныне прах находится в Михайло-Архангельском соборе кремля.
Подвиг гражданина Минина и князя Пожарского золотыми буквами вписан в историю России. Их имена всегда ассоциировались с истинным патриотизмом и самоотверженностью. Не случайно в сложные для страны периоды память о героическом ополчении поднимала россиян на новые подвиги.
Площадь Минина и Пожарского
4 ноября мы отмечаем День народного единства. Пожалуй, всем известно, что именно в этот день более 400 лет назад (а точнее 22 октября 1612 года по юлианскому календарю) бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. Уже спустя несколько дней польские интервенты сдались — русский народ отстоял свою независимость. В честь этих событий в 1818 году в Москве был установлен памятник Минину и Пожарскому, созданный Иваном Мартосом. Но в Москве — только счастливый финал этой истории, начало же ее — в Нижнем Новгороде…
Сейчас перед этим храмом, теперь уже каменным, а не деревянным, стоит брат-близнец московского памятника Минину и Пожарскому. Создан он был Зурабом Церетели, а установлен 4 ноября 2005 года, тогда же, когда День народного единства был признан государственным праздником.

Если же от памятника перед храмом Рождества Иоанна Предтечи пройтись по улице Минина, то минут через 10-15 окажешься уже на площади Минина и Пожарского. Она занимает целых 33 тысячи квадратных метра и тянется от Георгиевской до Кладовой башни Нижегородского Кремля. Однако символом площади считается именно Дмитровская башня, поскольку раньше она служила главным оборонным пунктом Нижнего Новгорода.
В центре площади установлен еще один памятник. На пьедестале — руководитель второго народного ополчения Кузьма Минин. Взгляд его устремлен вдаль. Сам он поднял одну руку, словно призывает людей остановиться, прислушаться, задуматься… Как и 400 лет назад…

А перед «Первым домом» (ул. Минина, 1) можно увидеть бюст Кузьме Минину работы нижегородского скульптора А. В. Кикина. Он был установлен в 1955 году.

Сегодня площадь Минина и Пожарского является не только историческим и туристическим центром, но и главной площадью современного Нижнего Новгорода. Здесь проходят главные городские мероприятия, праздники и концерты.
Благодарные потомки по достоинству оценили вклад Минина и Пожарского в дело освобождения отечества и на собранные всем миром деньги воздвигли героям монумент на главной площади страны. Первоначально памятник планировали установить еще в 1812 г., к 200-летию героических событий, но этому помешала война с Наполеоном. И лишь в 1818 г. на деньги, собранные в складчину, работа скульптора И. Мартоса была установлена в самом центре Красной площади. Однако в 1930 г. памятник посчитали помехой для праздничных демонстраций и перенесли его ближе к собору Василия Блаженного, где он стоит и поныне.
Родина и единство… Такой глубокий смысл заложен в этом празднике. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.
Наша страна многонациональна, в России живет более 180 национальностей и у каждого свои обычаи, сказки и песни. Но у всех нас одна большая, единая Родина Россия!
Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- В единстве народа — сила государства. // Честь Отечества. — 2018. — № 11/12 (145/146). — С. 16-19. : фот. — (Колонка главного редактора)
- Городецкая В. М., День народного единства. // Чем развлечь гостей. — 2018. — № 8. — С. 48-52.
- День народного единства. // Воин России. — 2014. — № 7. — [4-я с. обл.]. : 2 рис. — (Дни воинской славы)
- Дорожкина Н. И., Сыны отечества, освободившие Россию. театрализованная постановка. // Читаем, учимся, играем. — 2009. — N 9. — С. 36-44. : ил. —
- Климова Г. В., День народного единства. тематическое музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста. // Музыкальный руководитель. — 2017. — № 9. — С. 8-9. (Авторские методики)
- Князья Пожарские и Нижегородское ополчение. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. Нижний Новгород. Саранск, 2005
- Костылев, В. И. Минин и Пожарский: повесть: [для сред. шк. возраста]. — Москва, 2006
- Подольская Т., Подвиг во имя России. сценарий ко Дню народного единства. // Сценарии и репертуар. — 2015. — № 10. — С. 2-6. — (Едино государство, когда един народ)
- Поротников, В. П. Минин и Пожарский: [исторический роман]. — Москва, 2012
- Савельев, А. Н. 1612. Минин и Пожарский. Преодоление смуты: 400 лет борьбы русского государства против самозванцев, цареубийц, мятежников, революционеров и террористов. Москва, 2013 (Русской славы имена)
- Салин П., Что День единства нам готовит?. // Российская Федерация сегодня. — 2016. — № 11. — С. 10-15. : цв. фото — (Политика)
- Скрынников, Р. Г. Минин и Пожарский. — Москва, 2011. — (Жизнь замечательных людей: серия биографий/ основана в 1890 г. Ф. Павленковым и продолжена в 1933 г. М. Горьким. вып. 1540 (1340))
- С иконой Богородицы. 4 ноября — День народного единства. // Основы Безопасности Жизнедеятельности. — 2013. — № 11. — С. 50-58. — (За нами — Россия)
- Соколов, А. Н. Род Мининых и князь Дмитрий Пожарский. — Нижний Новгород, 2007
- Фатеева С. А., Единый народ — единая держава. // Игровая библиотека. — 2021. — № 9. — С. 70-82. : ил., фот. — (Добро пожаловать на праздник)
- Фролова Т. Ю., Едино государство, когда един народ. праздник, посвященный Дню народного единства. // Музыкальный руководитель. — 2015. — № 6. — С. 20-22. : фот. — (Сценарии праздников и развлечений)
- Шарин Г., Славу Минину, Пожарскому поем!. [песня]. // Сценарии и репертуар. — 2012. — № 19. — С. 3-7. (Славим подвиг предков наших)
Викторина «День народного единства»
Ответственный: Олейник Н. А.

