Краеведческий познавательный час  «Ты в сердце казачьем святыня навек» (ко Дню матери – казачки)

Уважаемые читатели!

День казачки-матери (еще его называют День донской казачки) – единственный женский праздник, объединяющий все казачьи войска России.

Женщина-казачка с давних времен имела особое значение в казачьей семье. Ее сильный характер, неукротимый нрав и преданность семейному очагу внесли немалый вклад в образ казачества.

У казачек всегда была особая роль в семье, на их хрупких плечах лежала колоссальная ответственность. Поэтому и отношение в станицах к женщине традиционно уважительное, а к матери и бабушке – почтительное. При разговоре с женщиной казак вставал, а перед пожилой женщиной снимал головной убор. Ведь женщина по казачьим традициям – продолжательница рода, поэтому она должна пользоваться уважением и быть под защитой мужа-казака, а в случае его гибели – всего хутора или станицы.

История праздника

Праздник учрежден в 1769 году атаманом Степаном Ефремовым с подачи его жены Меланьи Карповны. Поначалу праздник отмечали в станицах, а уже в ХІХ – начале XX века День донской казачки стали отмечать и в больших городах.

До революции была традиция отмечать этот праздник концертом-балом Донского землячества в Санкт-Петербурге, Москве, Харькове и других городах. Один из самых пышных и многочисленных балов проходил в Собрании армии и флота Санкт-Петербурга. Туда приглашали живших в столице казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, студентов, ученых. Программа праздника включала исполнение традиционного донского фольклора.

Важную роль в том, что праздник обрел всероссийский масштаб, принадлежит Донскому землячеству, также известному под неофициальным названием «Донской курень». Изначально «Донской курень» был клубом для пожилых и давно проживающих в столице казаков, но постепенно к ним присоединилась донская молодежь: студенты и курсистки-казачки. Именно в период начала XX века благодаря деятельности «Донского куреня» праздник стал получать распространение среди казачьей молодежи всех войск. Ведь всероссийскую моду в те времена задавал именно блистательный Санкт-Петербург.

Еще один штрих к портрету праздника – День казачки-матери выпадает по новому стилю на дату 4 декабря. Таким образом, он получил связь с православным двунадесятым праздником Введение во храм Пресвятой Богородицы.

«Женская часть казачьего населения в численном составе преобладала над мужской. Согласно первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года казачек было на 10% больше, чем казаков», – отметила Елена Годовова.

В отличие от представительниц других сословий казачкам той поры была привычна постоянная активность по хозяйству и экономическая независимость, поскольку мужчины проводили большую часть жизни вдалеке от дома, неся военную службу. Положение женщины было не только не тягостно, но и более свободно, чем, например, положение великорусских крестьянок.

При всей свободе и независимом поведении социально-правовой статус женщины был ниже, чем у казака. Они не участвовали в станичном управлении, на кругу, правом решающего голоса обладали только лица войскового сословия – мужчины. Казачки выступали здесь лишь в роли просительниц.

Казачья семья конца XIX начала XX веков
© РИА Новости / Александр Поготов

Описание характера кубанских казачек дал историк Федор Щербина: «Казачка той поры представляла своего рода идеал человека, не падавшего духом перед самыми жестокими ударами казацкого рока. С вечною тревогою в сердце за жизнь мужа, детей, братьев, служивших на линии, эта казачка творила, собственно, экономический быт, вела хозяйство, покоила стариков, руководила подростками, воспитывала детей и вообще заботилась об устроении того уютного уголка, который рисовался радужными и светлыми красками в мыслях казака среди военных бурь и треволнений».

Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором. Бабки, матери, жены казаков распределяли обязанности среди домашних. В случае необходимости нанимали работников и руководили ими. Если не хватало средств от собственного хозяйства, сами нанимались на сельскохозяйственные работы. За труд и хорошее поведение мужья благодарили жен в своих письмах, а по возвращении со службы привозили им подарки – индийские шали, платки, платья, ленты, серьги.

Многие казачки никогда не покидали своих станиц, поэтому с большим интересом слушали рассказы казаков о службе казачьих полков, о жизни в других станицах и крупных городах, о государе и царской семье. При этом вздыхали и крестились

Как выбирали себе жен казаки

Казаки, жизнь которых была полна путешествий и сражений, относились к женитьбе очень ответственно. Обычно вступающим в брак казакам было 18–19 лет. В случае, когда в семье недоставало работников или кто-то из семьи был серьезно болен, а на хозяйстве оставался 16-летний сын или 15-летняя дочь, родители старались поскорее женить своего сына или взять себе в зятья молодого казака, не обращая внимания на ранний возраст жениха и невесты.

«Причиной женитьбы детей в столь раннем возрасте была экономическая необходимость. Мальчик до ухода на службу успевал обзавестись детьми и оставить помощников родителям, а невесту специально выбирали постарше, так как главная ее функция заключалась в рождении здоровых детей и помощи свекрови по хозяйству», – уточнила Елена Годовова.

Браки заключались как по взаимному согласию, так и по решению родителей, которые сами подбирали невесту для сына, даже если ему нравилась другая. В этом случае при выборе невесты большее внимание обращалось не на внешность, а на «породу» и материальное положение ее родственников, которое должно было быть приблизительно таким же, как и у родителей жениха.

В период с XVI по XVIII век запорожские казаки регулярно ходили в походы на Крымское ханство, а донские – на владения Блистательной Порты на Кавказ и в Закавказье. В качестве трофея воины приводили себе мусульманок и делали их своими женами, обращая в православие. Первым делом девушек крестили, давая им привычные православные имена. Так, запорожские и донские казаки в основном женились на турчанках, терцы – на своих соседках чеченках и дагестанках, уральцы – на ногайках и сартянках.

Но к началу XIX столетия казаки стали заключать браки в основном в пределах сословных границ. Разрешение иногородним селиться на войсковых землях способствовало распространению межсословных браков. Крестьянин считал за честь, когда казак сватался к его дочери.

Образ женщины-казачки

Характер казачек подчеркивала одежда. На протяжении ХIХ века костюм казачки эволюционировал от шелкового, парчового или бархатного платья (кубелек) с высокой талией и застежкой впереди до комплекта женской одежды, состоящего из юбки и кофты, который называли двойкой или парочкой.

От достатка семьи зависело, какой будничный костюм будет носить казачка –холщовый, ситцевый или хлопчатобумажный. Если верх рубахи был украшен вышивкой или аппликацией, то юбку надевали без кофты. Если же рубаха была простая и без отделки, то с кофтой. Кофту всегда носили навыпуск, не заправляя в юбку. Голову покрывали пестрым платком или большими шалями. На ноги надевали башмаки, полусапожки простой работы или лавочные козловые с медными подковками.

Донские казачки поверх рубахи надевали сукман или сарафан. Сукман чаще всего изготавливался из шерсти черного или синего цвета и лишь иногда из некрашеной. По прямому разрезу шеи он обшивался шелковой лентой и имел застежку на пуговицу. Дополнял костюм плетеный пояс из красных или синих шерстяных ниток. Во второй половине XIX века сукман надевали уже только пожилые женщины как праздничную или обрядовую одежду.

Для выхода из дома казачки надевали каврак – кафтан, который застегивался до пояса, и бешмет – длинный цветной стеганый кафтан, расклешенный книзу, с длинными рукавами, на подкладке, украшенный тесьмой и стеклярусом.

Праздничной обувью у казачек были высокие ботинки на шнурках. Сапоги же женщины никогда не надевали – это считалось таким же грехом, как носить брюки и стричь волосы. Выходной обувью считались калоши, но приобрести их могли только зажиточные люди.

«На пальцы надевали золотые и серебряные кольца, на шею – янтарные намисты, в уши вдевали серьги. Девушки вплетали в косы дорогие ленты, а женщины украшали прическу гребешками», – добавила Елена Годовова.

Своеобразием отличалась и женская прическа. Незамужние женщины носили косу с одной-тремя лентами, чем богаче девушка, тем больше в косе лент. Косу заплетали на несколько дней – от бани до бани. На свадьбе волосы девушки делили на две косы, которые завивали в шишку, в 40 лет их укладывали на затылке замочком, а в старости обвивали вокруг головы.

Казачка в обществе: права и обязанности

В казачьем обществе существовали свои правила и нормы поведения по отношению к казачкам, у них были свои права и обязанности. Это помогало сохранять культуру и традиции не только казачьей общины в целом, но и отдельной семьи.

В казачке весьма высоко ценилось умение содержать дом и хозяйство в исправности. Общественное мнение в казачьих станицах сурово осуждало казачку, «уронившую хозяйство», считалось, что тем самым она роняла свое человеческое достоинство в глазах всей станицы. По поведению хозяйки судили о том, что из себя представляет любой мужчина из ее семьи, будь то муж, брат или отец.

Досуг в станице Вешенская
© РИА Новости / Иван Денисенко

Для казачества как военного сословия характерно было женское вдовство. После смерти мужа казачка могла остаться жить в семье покойного мужа, вернуться в семью родителей или выделиться и вести хозяйство самостоятельно. Если свекор соглашался на выдел вдовы, то он не только возвращал невестке ее приданое, но и давал крупный рогатый скот, другое семейное имущество, иногда строил или покупал хату.

Когда невестка оставалась в доме покойного мужа, она могла жить дальше безбрачно или выйти повторно замуж. Иногда вдова выходила замуж за младшего брата покойного мужа, потому что семья хотела сохранить ее детей при себе. Некоторые казачки после смерти мужей, не желая больше выходить замуж, уходили в монастырь и до конца своей жизни молились за душу погибшего в бою мужа.

Если вдова становилась хозяйкой большой семьи, то к ней переходили все обязанности главы семейства: организация трудовой деятельности, регулирование взаимоотношений между членами семьи, принятие решений о передаче семейных сбережений и ценностей в наследство, представительство на станичных сходах. Статус вдовы-хозяйки малой семьи, то есть без взрослых сыновей, давал ей право рассчитывать на помощь со стороны станичников.

Согласно законодательству, вдовы казаков, находившихся на государственной службе, получали определенное обеспечение. В фондах Российского государственного исторического архива содержится большое количество дел о назначении пенсий казачкам, чьи мужья погибли или пострадали в период революционных событий 1905–1907 годов.

Благополучие казачьей семьи во многом зависело от женщины. В случае смерти матери семья оказывалась в тяжелом положении и другим членам семьи трудно было ее заменить.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Власкина Т. Ю. «Бабина каша» в станице Раздорской // Домашний мир на сломе эпох: очерки традиционной культуры донских казаков (конец XIX-середина XX в.). — Ростов-на-Дону, 2011. — С. 180-182
  2. Власкина Т. Ю. Благодарение повитух у донских казаков: локализация терминологии и форм // Домашний мир на сломе эпох: очерки традиционной культуры донских казаков (конец XIX-середина XX в.). — Ростов-на-Дону, 2011. — С. 183-190
  3. Власкина Т. Ю. Грудное молоко в обычаях и обрядах донских казаков // Домашний мир на сломе эпох: очерки традиционной культуры донских казаков (конец XIX-середина XX в.). — Ростов-на-Дону, 2011. — С. 172-179
  4. Власкина Т. Ю. Культура материнства и детства у казаков-некрасовцев // Домашний мир на сломе эпох: очерки традиционной культуры донских казаков (конец XIX-середина XX в.). — Ростов-на-Дону, 2011. — С. 105-120
  5. Власкина Т. Ю. Мифологический текст родин // Домашний мир на сломе эпох: очерки традиционной культуры донских казаков (конец XIX-середина XX в.). — Ростов-на-Дону, 2011.- С. 238-256
  6. Власкина Т. Ю. Статус матери в донской казачьей общине: (конец XIX — начало XX вв.) // Домашний мир на сломе эпох: очерки традиционной культуры донских казаков (конец XIX-середина XX в.).- Ростов-на-Дону, 2011. — С. 103-104
  7. Донская сказка.- Ростов-на-Дону, 2015
  8. Козлова Т., Образ матери-казачки. // Дошкольное воспитание. — 2016. — № 10. — С. 121-124. -: ил. — (Готовимся к празднику) (День матери)

Ответственный: Олейник Н. А.