Арт-портрет кумира «Эльдар Рязанов – последний классик советского кино»

Эльдар Рязанов – замечательный драматург, прекрасный поэт, великий режиссёр.  Как камертон он настраивал души людей на весёлый и лирический лад. Творческое наследие Эльдара Рязанова занимает особое место в отечественном кинематографе.

Родился Эльдар Рязанов 18 ноября 1927 года в Самаре. Папа Александр Рязанов и мама Софья Рязанова (Шустерман) были работниками советского торгового представительства в Иране, поэтому первые три года своей жизни Эльдар провел в Тегеране. Родители еще до рождения сына решили назвать его Эльдаром, что в персидском языке звучит, как владеющий миром. Может именно это имя помогло ему впоследствии действительно владеть любовью миллионной зрительской аудитории.

Рядом с домом Рязановых в Самаре находилась филармония. Там маленький Эльдар пересмотрел все музыкальные спектакли – «Сильву», «Баядеру», «Принцессу цирка». Он очень полюбил музыкальную комедию и, как рассказывал потом, это наложило отпечаток на всю его дальнейшую биографию.

Помимо просмотра оперетт, с детства он обожал читать. Мама научила сына всегда говорить правду, и привила любовь к чтению. С трех лет любимым занятием будущего режиссера и комедиографа было чтение. Читал же он все подряд: вывески на магазинах, надписи на заборах, газетные передовицы. Примерно с пяти лет Рязанов всерьез взялся за книги. Сначала читал запоем сказки и детские стихи, затем переключился на «толстую» литературу: на книги Джека Лондона, Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна, Александра Дюма. Любимой настольной книгой юности стали приключения Мартина Идена, вышедшие из-под пера Джека Лондона. Эльдар мечтал стать таким же самоотверженным моряком, объездившим полмира, пережившим много приключений и, в конце концов, ставшим писателем.

«Писатель должен знать жизнь — это я усвоил крепко. А я её совершенно не знал. Мое тогдашнее бытие не представляло интереса — так я считал в то, военное, время… Уж если писать, то о сильных характерах, экзотических далеких странах, о небывалых приключениях, больших страстях, думал я. И пришел к выводу, что, прежде чем освоить писательское дело, я должен выбрать себе такую профессию, которая дала бы возможность познать жизнь»

Эльдар, родившийся в непростые 30-е годы, имел за плечами немалый жизненный багаж – ему нужно было нянчить младшего брата, уметь готовить не только уроки, но и обед из ничего (мать обменивала книги на продукты), познавать бытие в непростом эвакуационном быте. Хотя, как ему самому казалось, всего этого было недостаточно: «Длиннющие очереди, в которых я простаивал часами за буханкой черного хлеба по карточкам; трудный быт эвакуации; прозябание в холодном бараке, где приходилось растапливать печку кусками резиновых шин брошенных на свалке; охота на гигантских, полуметровых крыс, шныряющих по бараку…— все это было буднями, прозой. Уж если писать – то о сильных характерах, экзотических странах, больших страстях! «.

Недавний школьник посылает заявление в Одессу в мореходное училище с просьбой допустить его к приёму. Шёл военный 44-й год. Время летело, а ответ всё не приходил, почта работала с перебоями. Чтобы не терять год, несостоявшийся мореплаватель решил временно поучиться в другом институте. Благодаря одному из однокашников, Рязанов узнает о ВГИКе. Определяясь с выбором факультета, абитуриент понимает, что в отличие от операторского, художественного и актёрского факультетов здесь всё значительно проще – не нужны ни фотографии, ни рисунки, ни игра. Требовались литературные труды, которые у юноши как раз имелись в запасе. Однако каково было его удивление, когда он узнал, что на одно место претендует 25 человек! Выдержав вступительные испытания, Рязанов поступает во ВГИК. Правда, принимают его в ряды будущих кинематографистов «условно», то есть до первого провала по специальности.

Эльдар попал на курс к преподавателю —  классику советского кинематографа – Григорию Козинцеву, который сказал на первом занятии:

— Я буду учить вас думать. А если вам удастся научиться думать, то всего остального вы доберетесь сами, своим собственным умом.

Эльдар Рязанов начинал как документалист. Он с отличием окончил мастерскую Григория Козинцева во ВГИКе, его дипломная работа — «Они учатся в Москве». Следующие пять лет Эльдар Александрович снимал только документальное кино: сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня», киноочерк «Дорога имени Октября» и «Остров Сахалин».

Рязанов собрал вокруг себя творческих людей, при участии которых снял большинство фильмов. К единомышленникам режиссёра относился композитор Андрей Петров, сценарист Эмиль Брагинский, операторы Вадим Алисов и Владимир Нахабцев, а также художник Александр Борисов. Его постоянными актёрами были Алиса Фрейндлих, Людмила Гурченко, Андрей Мягков, Олег Басилашвили и другие.

Рязанов навсегда вошел в историю отечественного кинематографа и покорил сердца зрителей. Его фильмы «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», «Гараж» засмотрены, что называется, до дыр. Вспоминая об Эльдаре Рязанове, крайне трудно понять, какой же из его фильмов самый лучший, ведь он долгие годы радовал и удивлял зрителей своими гениальными работами.

Мастер лирической комедии. Уже больше полувека зрители встречают Новый год с любимыми киногероями, а фразы из лент давно разобраны на цитаты. «Товарищи, есть установка – весело встретить Новый год», – говорит герой фильма Карнавальная ночь товарищ Огурцов.

А начиналось все далеко не весело. Выпускник ВГИКа Рязанов после пяти лет работы документалистом хотел снимать серьезное кино. Директор «Мосфильма» Иван Пырьев настоял на музыкальной комедии «Карнавальная ночь». «Карнавальную ночь» он не хотел снимать. Уже была куплена путёвка в санаторий, как, вдруг, Пырьев, тогда директор «Мосфильма», приглашает молодого режиссера к себе в кабинет. Путевка сдается обратно, деньги возвращаются, а никому не известный режиссер начинает возглавлять съемочную группу, собранную из опытных профессионалов. Рязанов пытался спорить. Но в итоге пришлось уступить начальству. После показов отрывков отснятого материала худсовет хором заявил, что картина никуда не годится, мол, снимается очередное серое, скучное кино. Каково же было удивление окружающих режиссера людей, когда в итоге «Карнавальная ночь» стала победно шествовать по экранам, врываясь в кинозалы яркими красками, танцевальными песнями и мелодиями, блистательным актёрским составом. В общей сложности фильм посмотрело 250 млн человек. Так документалист Рязанов становится режиссёром-комедиографом.

Дебютный фильм режиссера оказался классикой. Вся страна в новый 1957 год распевала песни из картины.

Еще один новогодний подарок вышел на экраны в 1976. «Ирония судьбы, или С легким паром» – фильм, с которым уже пятый десяток страна встречает Новый год. Лирическая комедия и атмосфера любимого всеми праздника, который из общественного становится домашним. С елкой в комнате, оливье на столе и песнями под гитару на кухне.

Рязанову  интересны незаурядные ситуации с «заурядными» людьми, в которых бы вдруг проявлялись мужество, самопожертвование, человеческое достоинство, дружба, любовь. Рязанов преподносил абсурдные обстоятельства человеческой жизни через призму реалистической манеры съёмок, актёрской работы и режиссуры. Потрясающая органика и убедительность его персонажей вошли в народ вместе с его фразами, поэзией и фамилиями героев. Как говорят актёры, работавшие с маэстро, он знал наизусть бесчисленное количество стихотворений и песен. Своими знаниями поэзии он «заражал» зрителя. Снятые в лирической тональности с добавлением прекрасной поэзии Цветаевой, Пастернака,  Ахмадулиной и Евтушенко, хрустальной музыки Таривердиева и Петрова его картины задали тон эпохе советского кинематографа и не одному поколению зрителей.

Сочинял Рязанов и стихи. Например, известнейшую песню «У природы нет плохой погоды» из «Служебного романа» режиссёр написал сам, когда отчаялся найти подходящий вариант среди стихов известных поэтов. Чтобы не смущать композитора Андрея Петрова, он сказал, что это поэзия Уильяма Блейка —  Петров и не заподозрил обмана.

Ради того, чтобы снимать хорошо, Рязанов был готов на многое, в том числе — заговорить на иностранном языке. Так, во время работы над «Невероятными приключениями итальянцев в России» режиссёр выучил итальянский. Эльдар Александрович опасался, что переводчик не сможет точно передать его идеи итальянским актёрам. Итальянским языком в совершенстве режиссёр не овладел, но  мог общаться и понимать чужую речь со словарём. Рязанов довольно хорошо понимал английский, однако сам говорил неуверенно с сильным акцентом. Режиссёр освоил язык, чтобы представить фильм «Берегись автомобиля», который был крайне популярен за рубежом.

О гусарах Эльдар Рязанов снял два очень разных фильма: музыкальную комедию «Гусарская баллада» со счастливым концом и тонкую трагикомедию «О бедном гусаре замолвите слово…». Сходство между лентами всё же есть: обе они о патриотизме и благородстве русских офицеров. Однако снятые с разницей в 12 лет фильмы скорее демонстрируют не единство авторского стиля Рязанова, а его умение работать с разными жанрами.

Прошло немало лет с выхода его кинофильмов, а реплики героев до сих пор цитируют, выражения из них стали крылатыми, а сами киноленты пересматривают зрители, каждый раз открывая в них что-то новое для себя.

За выдающиеся кинематографические заслуги Эльдар Рязанов награжден двумя орденами Трудового Красного знамени (1969, 1977),  Государственной премией СССР (1977), Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1979), орденом «Дружбы народов», орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степеней (1996, 2008), французскими орденом Почётного легиона и орденом Искусств и литературы. Нисколько не удивительно, что за десятилетия работы в кино Рязанов выиграл десятки наград. Интересно, что первый приз он получил за короткометражную ленту «Остров Сахалин» на Международном Каннском кинофестивале. Международные премии ему также вручали за «Карнавальную ночь», «Гусарскую балладу», «Берегись автомобиля».

Рязанов — автор более чем 40 художественных, документальных и телевизионных фильмов, половина из которых стали классикой советского кинематографа.

Есть люди, которые могут найти общий язык с каждым. Этим удивительным талантом обладал и режиссер Эльдар Рязанов, чьи картины всегда были о людях: простых и сложных, грустных и радостных, трусливых и смелых. Его неиссякаемый интерес к человеческой природе поступков позволил создать целую нишу удивительных фильмов, на которых выросло несколько поколений.

ЦИТАТЫ ЭЛЬДАРА РЯЗАНОВА

О здоровье…

«Когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хвороба начинает выползать из всех щелей. Поэтому для меня – это рецепт только для меня – мне надо все время работать».

О вредных привычках…

«Я никогда не пробовал наркотики, но читал про это много. Кино пострашнее любого наркотика. Человек, попробовавший кино, добровольно не уходит, есть только единичные случаи».

О собственном имидже…

«Только дураки думают над тем, как себя преподносить. Это, пожалуй, главное, чему я научился у Эйзенштейна».

О женщинах…

«Женщина должна много значить для меня, чтобы я стал тратить на нее время и усилия».

О любви…

«Многие из нас думают, что любили, но по большому счету прожили жизнь без любви. Принимали за любовь или увлечения, или какие-то чувственные привязанности. А любовь – особое чувство. С моей точки зрения, способность любить – это как талант, который либо дан человеку, либо нет».

О работе…

«Когда встречаются кинематографисты, пусть разных поколений, пусть говорящие на разных языках, – они всегда легко поймут друг друга. Потому что их объединяет общее дело и его интересы. Ни с одним бизнесменом общего языка мне найти еще не удавалось».

О современном кино…

«Я в свое время тоже снимал фильмы, где действие происходило на помойке. Это были „Небеса обетованные“. А сейчас все на помойке, и люди, которые действуют там, тоже помоечные. Понимаете, они такие забытые понятия, как честь, совесть, благородство вообще, искренность, нежность – это все забыто. Потому что это какие-то ужасные питекантропы, которых невозможно вообще смотреть, не хочется».

О старшем поколении…

«Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил».

О народе…

«Русские, если почитать фольклор, всегда хотели получить все сразу и много и при этом не работать. Русские сказки – это и есть, к сожалению, национальная идея. Менталитет, который, мягко сказать, симпатии не вызывает. Лучшие люди в России всегда существуют вопреки ему».

О религии…

«Я не верю в Бога, потому что в то время верить в него нельзя было. Я родился в 27-м году, когда сносили церкви, расстреливали богослужителей. Я никогда не верил, но всегда с уважением относился к верующим, ну, кроме тех, кто обманывает с помощью веры…»

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!