Бенефис юбиляра «Кукольный волшебник Сергей Образцов»

Уважаемые читатели!

5 июля 2021 г.  исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося театрального деятеля, актера, режиссера и педагога   Сергея Владимировича Образцова.

Легендарный создатель и бессменный руководитель Центрального театра кукол Сергей Владимирович Образцов был человеком множества талантов и удивительной творческой биографии.

В пять лет Сергей понял, что кукла может быть живой, а спустя пару десятилетий убедил в этом всех.

Его спектаклям рукоплескали и на домашних представлениях, которые Образцов устраивал для родных, и в театрах разных стран мира.

Зрители плакали, смеялись, негодовали и приходили в восторг независимо от возраста, как дети.

Все дело в любви, которая началась еще в детстве и продолжалась всю жизнь.

Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашают вас на Бенефис юбиляра «Кукольный волшебник Сергей Образцов».

Тайна Великого кукольника

Сергей Владимирович Образцов – счастливый человек, настоящий победитель, не любивший держать в руках оружия, даже охотничьего. Не имя, а псевдоним счастья и успеха. Для тех, кто видел Образцова на спектаклях, он – добрый волшебник, не больше и не меньше. Всегда излучавший улыбку, неимоверно увлеченный тем, что происходит с куклами. Театр кукол в народе называли образцовским задолго до того, как это случилось де-юре. Но мы не подозревали, насколько шире его дарование.

Образцов из тех, для кого ежеминутная работа – это не игры вдохновения, не карьера, не средство выживания и, конечно, не подневольный труд, а образ жизни.

Один из друзей  Сергея Образцова,  Андрей Гончаров, вспоминая о нём, называл  Сергея Образцова  «Кукольным волшебником».

«На мою долю выпала радость быть в дружеских отношениях с этим удивительным, уникальным, феноменально и многосторонне талантливым человеком…»

Образцов навсегда остался в том мире, где много игры, но нет притворства, где не стесняются патетики и юмора, где труд ставят выше саморекламы, где бестактность не считают знаком силы и так далее. Победа в конечном итоге будет на стороне тех, кто подхватит его мечту без высокомерия.

Жил-был добрый волшебник…

5 июля (по старому стилю — 22 июня) 1901 года в Москве появился на свет Сергей Образцов.

Его отец — Владимир Николаевич Образцов — академик АН СССР (1939), лауреат Государственных премий СССР (1942, 1943), известный учёный, специалист по эксплуатации железнодорожного транспорта, его именем названа одна из центральных улиц Москвы, на которой находится Московскиий институт инженеров транспорта.

Однажды мама купила пятилетнему Сереже Образцову в магазине японских товаров на Кузнецком Мосту смешную куклу: маленькая головка с дырочкой внизу для пальца и халатик, похожий на перчатку. Она была похожа на обычную игрушку, но стоило надеть ее на руку, как начиналось волшебство. Игрушка оживала, она могла помахать рукой, кивнуть, расхохотаться, заплакать или пуститься в пляс.

«Звали куклу Би-ба-бо, а я звал ее Бибабошка и очень любил. Прошло детство, кукольная головка потерялась, остался только халатик», — позже писал Образцов в своей книжке-картинке для детей «Всю жизнь я играю в куклы» (1983).

В почтенной семье  Образцовых возникло немалое огорчение и даже переполох, когда выяснилось, что любимый сын Сережа, вместо того, чтобы пойти по стопам отца, неожиданно потянулся к актерской профессии. Это было бы еще полбеды, поскольку он вышел на сцену всеми уважаемого Московского Художественного театра, но оказалось – о ужас! – что он одновременно стал эстрадным кукольником, чем-то вроде балаганного Петрушки. Чуть ли не ярмарочным скоморохом…

И кто мог предвидеть, что в будущем не станут говорить: «Знаете, Сергей Образцов – это сын известного ученого профессора Образцова», а скажут: «Вы знаете, профессор Образцов – это отец знаменитого кукольника Сергея Образцова». 

В 1918 году, после Реального училища К.П. Воскресенского, он поступил на живописный (а потом и графический) факультет ВХУТЕМАС, учился у Абрама Архипова и Владимира Фаворского.

А потом он стал актером. Первым местом работы Образцова стала музыкальная студия МХТ (сейчас это Московский академический музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко). Там он проработал восемь лет. Потом шесть лет — во МХАТ-2,  постигая тайны актёрской профессии и режиссуры, играя рядом с Берсеневым, Гиацинтовой, Бирман. Роли в основном исполнял комические, острохарактерные.

 В 1923 году Владимир Немирович-Данченко выпустил спектакль «Лисистрата» по одноименной комедии Аристофана. Сюжет — женщины отказываются жить с мужчинами, пока те не прекратят все войны, и берут власть в свои руки — был практически на злобу дня: 1920-е в России стали временем, когда женщина обрела голос. Главную роль играла прима Ольга Бакланова, художник Исаак Рабинович создал прекрасные авангардные декорации, Рейнгольд Глиэр написал музыку… Но некоторые зрители вновь и вновь приходили в театр, чтобы увидеть в первую очередь смешного Предводителя стариков и послушать, как он переругивается с женщинами.

Его сыграл молодой актер Сергей Образцов, уже немного известный в Москве, правда, в другом качестве.

За короткое время молодой актер МХАТа Сергей Образцов, завоевал огромный успех.

Он появлялся  на концертах и праздничных вечерах с маленькой портативной ширмой, из-за которой забавные куклы в его искусных руках проделывали настоящие чудеса. Аудитория буквально стонала от хохота, когда эти куклы исполняли старинные романсы, оперные арии, всевозможные пародии и интермедии. Это было необычайно смешно, остроумно, талантливо.

Первые куклы

Работать с куклами он начал еще во время учебы во ВХУТЕМАС в 1920 году. Началось все не совсем творчески — просто катастрофически не хватало денег.

Образцов и несколько его друзей решили заняться изготовлением кукол, чтобы продавать их по небольшой цене. Затея провалилась: игрушки не пользовались спросом. Зато Образцов смастерил тряпичную перчаточную куклу Негритенка, которая осталась с ним на долгое время. Он стал придумывать про нее разные истории и смешить небольшими представлениями окружающих.

Сначала это были домашние постановки, для которых он пробовал делать разных кукол, а потом начал выступать на творческих вечерах, концертах. Со временем у публики появились любимцы — зрители неизменно требовали выхода своего любимого Негритенка.

В 1928 году он смастерил из папье-маше своего Тяпу — любимую куклу с лицом удивленного малыша.


Народный артист РСФСР С.В. Образцов с куклой Тяпой. Автор Б. Вдовенко. 24 августа 1951 года. Главархив Москвы

«Самый старый живой ребенок в мире», — говорил он о Тяпе спустя десятилетия. С ним Образцов не расставался до конца жизни: Тяпа ездил с ним на все гастроли.

Театр кукол

В мае 1930 года в Москве прошла Всероссийская конференция работников кукольных театров. Именно на ней было принято решение о создании Главного центрального театра кукол. Предполагалось, что он станет базой для организации сети подобных театров в СССР. Возглавить театр предложили Сергею Образцову, который уже успел стать известным актером-кукольником. Поначалу Образцов смутился: он не знал ничего о том, как управлять театром, сколько нужно актеров, как правильно их набирать. Что делать с финансовой стороной вопроса, тоже не представлял.

Театр кукол имени Сергея Образцова появился в столице 16 сентября 1931 года. Более шестидесяти лет Образцов являлся его бессменным руководителем.

Однако целых четыре года у театра не было своего дома: репетировали в Доме художественного воспитания детей.

Сначала это был передвижной уличный театр: небольшой коллектив Сергея Образцова колесил по московским дворам, школам, паркам, домам культуры. Играли на разных площадках, используя переносную ширму.

Собственное помещение на площади Маяковского появилось у театра шесть лет спустя — в 1937 году. Первым спектаклем на новой сцене стал «Кот в сапогах».

В 1970 году Театру кукол дали новое здание — на Садовой-Самотечной улице.

Надо сказать, и артистам, и их руководителю было жалко уезжать из старого дома, но выбора не оставалось: надо расширяться. К тому же здание требовало основательного ремонта.

Главная достопримечательность здания театра — сказочные часы, вот уже 40 лет завораживающие не только детей, но и взрослых.

Новый, специально построенный для театра дом Образцов попросил украсить необычным часовым механизмом: каждый час в нем кричит петух, а из домика на фасаде под мелодию «Во саду ли, в огороде» выезжает фигурка сказочного персонажа. А в полдень и в полночь можно увидеть всех жителей чудо-часов.

Сегодня, как и 40 лет назад, часы театра кукол Образцова, собирают вокруг себя большое количество зрителей, как взрослых, так и детей, которые с нетерпением ожидают 12 часов и появления всех сказочных героев. Этот миниатюрный спектакль в исполнении кукольных часов прошлого века  восхищает и заставляет приходить людей снова и снова.

Часы театра Образцова https://www.youtube.com/watch?v=NoXHdivgoBk

Архитектурный комплекс стал эталоном для всех стационарных театров кукол мира. Он имеет единственную в стране специализированную библиотеку с самым полным собранием литературы о куклах, а Музей театральных кукол — один из крупнейших в мире.

«Образцовые» куклы

Куклы — полноценные сотрудники Театра имени Сергея Образцова. Мастера-кукольники создают неповторимые образы из гипса, бумаги, поролона или дерева. Актеры помогают кукле ожить.

Куклу Тяпу Сергей Образцов сделал еще 1928 году из папье-маше. Сергей Владимирович не расставался со своим Тяпой — кукла объехала с ним весь мир.  

Очаровательный Эдуард Апломбов — конферансье, которого в разное время играли Семен Самодур, Евгений Сперанский и Зиновий Гердт.

Смешные перчаточные куклы и золотое смеющееся солнце из спектакля «По щучьему велению», премьера которого состоялась 13 ноября 1936 года, радуют не одно поколение зрителей.

Сергей Образцов, секреты «Щуки» https://www.youtube.com/watch?v=VFQWJWS0HAU&t=13s

Грациозные тростевые куклы — 75 лет на сцене театра. Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» — один из самых красивых кукольных спектаклей с восточным колоритом, золотыми дворцами и волшебством чудесных превращений.

Адам и Ева и лирическо-ироническая трактовка известного библейского сюжета «Божественная комедия» в репертуаре театра с 1961 года.

«Божественная комедия» Сергея Образцова | Это было смешно https://www.youtube.com/watch?v=pmgHFd3XXVU&t=5s

Постепенно Образцов находил талантливых драматургов, которые писали пьесы специально для нового театра. К пьесам были свои требования: например, нельзя писать длинные монологи — сыграть такое с куклами очень сложно.

Образцов очень любил шутливые пародии, высмеивающие мещанство и пошлость: «Мы только знакомы, как странно», «Налей бокал», «Хабанера».

Из воспоминаний ещё одного из друзей Сергея Образцова  Бориса  Ефимова:

«Он был обласкан жизнью – зрителями, читателями, Советской властью, в том числе лично Человеком с усами».

Одним из самых частых гостей театра был Иосиф Сталин. Он настолько любил юмор и находчивость Образцова, его мастерство, что не раз приглашал его в Кремль. Однажды Сталин опоздал на представление, и его любимая «Хабанера» уже прошла. Тогда он попросил Образцова вернуться на сцену и показать номер еще раз. Похвалы и аплодисментов не жалел.

Любовью зрителей Образцов очень дорожил. Дорожил ли он любовью власти? И да, и нет. Он был странным в этом отношении человеком. Искренне признавался в любви Октябрьской революции и тут же мог отмочить по поводу этой революции такое, что люди вокруг начинали испуганно оглядываться.

«Волшебная лампа Аладдина»

В 1940-м в театре поставили легендарный спектакль «Волшебная лампа Аладдина» по пьесе Нины Гернет. В нем впервые в стране использовали тростевые куклы — настоящее новшество. Трехметровый джинн Кашкаш — самая большая кукла театра. Над ним вместе с Образцовым работал главный художник Борис Тузлуков. Они долго думали, как выполнить джинна, чтобы он выглядел волшебно и таинственно. Было много вариантов, это постоянно обсуждали, идеи менялись, пока однажды Тузлуков не принес куклу, которую мастерил втайне от всех.

Голову джинна он поместил на центральную трехметровую палку-трость, две другие трости представляли собой руки. Его телом из подсвечивающейся пурпурной ткани управляли три актера. В голове куклы сделали механизм, позволяющий ей шевелить усами и ушами, открывать и закрывать глаза и рот, опускать брови.

Вскоре и кукла, и сама постановка прославились на всю страну. Спектакль был рассчитан скорее на подростков и взрослых — малыши боялись страшного джинна.

Военное время

В 1941-м в здание театра в Москве попала бомба. Потребовалась срочная эвакуация. Большинство актеров уехали в Новосибирск. Там создали базу, где солдат учили изготавливать кукол и управляться с ними. Кроме того, в этом городе состоялась премьера спектакля «Король-олень» по сказке Карло Гоцци.

В годы Великой Отечественной войны Сергей Образцов создал 16 концертных бригад, которые выступали на фронте. Солдатам показывали «Сон Гитлера», «Над крышей Берлина» и другие постановки. Сам Образцов в костюме Пьеро выступал с куклой «Муссолини». Представления устраивали и для мирных жителей в Поволжье, Сибири, Казахстане.

В конце июля – начале августа 1945 года под Берлином, в Потсдаме, встретились главы государств-союзников для решения судеб послевоенной Германии. По вечерам для их развлечения проводились концерты с участием выдающихся мастеров, в том числе советских. Сталин любил Образцова, поэтому позвали в Потсдам и Сергея Владимировича.

Один из этих VIP-концертов решили повторить на ступенях рейхстага. Образцов уже готовился к отбытию в гостиницу, когда к нему обратился немец-инвалид. Он поведал печальную историю о том, как 8 мая 1945 года, на глазах у его четырехлетней  дочки погибла от шальной пули её мама. С тех пор девочка всех боится, почти не ест и не пьет, не разговаривает, забилась в угол. «… Может быть, господин Образцов согласится как-то помочь ей»?

Образцов, не раздумывая, согласился навестить сироту. Правда, чтобы увидеть девочку, Сергею Владимировичу пришлось спуститься в глубокое бомбоубежище, до предела заполненное женщинами, стариками и детьми. С трудом добрались до места в дальнем углу, где притаилась бедная девочка. Её  дедушка  попытался представить ей русского гостя, но в ответ она еще больше натянула на себя плед. Образцов попросил деда оставить внучку в покое, достал из сумки одну из самых знаменитых своих кукол – малыша по имени Тяпа – и тихо-тихо запел колыбельную песенку. В подвале все умолкли: никто не понимал, кто этот господин и что ему здесь нужно…

Между тем через какое-то время из-под пледа показалась голова девочки. Увидев куклу, она протянула к ней руки. Продолжая петь, Образцов сделал шаг навстречу ребенку. И вот они уже вместе держат «засыпающего» Тяпу. Сергей Владимирович осторожно, чтобы не нарушить «сон младенца», а главное, не спугнуть Грету, снимает куклу со своей руки, и она остается в объятиях девочки. Теперь она начинает петь свою колыбельную – вероятно, ту самую, с помощью которой еще совсем недавно мама укладывала ее спать. Девочке робко вторят другие голоса: эту песенку здесь знают многие.

Пение заканчивается, и в полной тишине неожиданно раздается какой-то странный звук, напоминающий птичьи трели. Оказывается, под пледом, помимо Греты, еще и канарейка в красивой клетке. Она тоже жертва только что завершившейся войны: во время бомбардировки лишилась одного глаза и несколько месяцев не издавала никаких звуков. И вот то ли знакомый голос Греты, то ли умиротворяющая мелодия заставила канарейку вновь запеть.

Прошло много лет. Образцов давал свой сольный концерт в Западном Берлине. По окончании выступления к нему подошла женщина средних лет и протянула небольшой букет цветов. Сергей Владимирович поблагодарил ее, а женщина спросила: «Вы меня не узнаете? Помните, в 1945 году инвалид пригласил вас к девочке с канарейкой в бомбоубежище?»

– Как же, – сразу вспомнил Образцов, – я подарил вам тогда своего любимого Тяпу.

– Тяпа жив до сих пор и, в отличие от меня, совсем не повзрослел, – не без кокетства заметила дама. – Только теперь он помогает мне укладывать спать мою внучку…»

В 1946 году Сергея Образцова наградили Сталинской премией и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Народный артист РСФСР С.В. Образцов. Автор Б. Вдовенко. 24 августа 1951 года. Главархив Москвы

«Необыкновенный концерт»

Послевоенное время ознаменовалось для театра появлением еще одного спектакля-легенды, задуманного Образцовым до войны. Речь идет о пародийном ревю «Необыкновенный концерт». Знаменитый шедевр мастера кукольных дел в 1946 году был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самое известное в мире русское кукольное представление XX века. .Его сыграли больше 10 тысяч раз в разных странах мира.

Главный персонаж — бесподобный конферансье Эдуард Апломбов. Не поднимая томных век на публику, он заставляет ее плакать от смеха.

Первым исполнителем этой роли стал талантливейший Зиновий Гердт — именно его голос сделал Апломбова незабываемым.

Получился этот персонаж почти случайно. Работая над «Необыкновенным концертом», Образцов в шутку подумал: «А почему бы нам не сделать куклу-конферансье?» Его поддержали. Прототипом героя стал известнейший конферансье тех лет Михаил Гаркави.

Вначале он назывался «Обыкновенный концерт». В нём остроумно и справедливо высмеивались концертные штампы и весьма нередкая халтура. Как в случае с любой пародией, не обошлось и без обид: многие артисты стали узнавать в героях себя.

Министерство культуры СССР вообще не хотело, чтобы спектакль показывали, — якобы он принижает советскую эстраду. Делать было нечего, Образцов переделал несколько номеров.

Кто-то из высокопоставленных перестраховщиков в органах, которым было положено осуществлять всестороннюю бдительность, усмотрели в названии «Обыкновенный концерт» недопустимое «огульное охаивание» концертной деятельности Москонцерта. И «Обыкновенный концерт» было рекомендовано переименовать в «Необыкновенный», то есть нетипичный.

В 1968-м спектакль вышел в новой редакции. «Необыкновенный концерт» — до сих пор визитная карточка и один из самых популярных спектаклей Театра кукол имени Сергея Образцова.

Необыкновенный концерт Сергея Образцова https://www.youtube.com/watch?v=Xpym3H9rB0k&t=5s

Необыкновенный театр. Как Сергей Образцов влюбил весь мир в своих кукол

Сергей Владимирович был не только кукольником. Он был артистом, певцом, художником, музыкантом, писателем, режиссером,  общественным деятелем, строителем, архитектором, публицистом.

Долгие годы Сергей Владимирович щедро отдавал созданному им великолепному театру свой неугасимый талант режиссера, художника, выдумщика, организатора.

Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актёров, режиссёров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые работают в сотнях театров нашей страны и в десятках стран мира.

Художественный руководитель Государственного центрального театра кукол народный артист СССР С.В. Образцов со своими куклами в рабочем кабинете. Автор М. Трахман. 1960–1970-е годы. Главархив Москвы

Чтобы сделать куклу участником сценического действия, Сергей Образцов придавал ей движение, голос, собственные интонации, характер. Невидимый зрительному залу, он чудесным образом сливался с куклой. Кукла начинала жить: двигаться, разговаривать, петь, сердиться, или смеяться… Она становилась доброй или злой, благородной или хвастливой, глупой или хитрой — становилась человеческим образом. Трудное и тонкое искусство «очеловечивания» куклы нашло в театре Образцова великолепных мастеров.

Актёр-кукловод в спектаклях, поставленных С. В. Образцовым, является отнюдь не подсобной фигурой, приводящей в движение куклу, а творцом сценического образа. Применяя действенный анализ, метод физических действий, Образцов-режиссер убеждает в том, что сложный процесс создания актёром художественного образа имеет в театре кукол те же законы, что и в театре драматическом. Режиссёрское искусство Образцова отличает глубина анализа, поиски новых решений в конструкции щирмы и декораций, «анатомии» кукол.

Творческий путь Образцова-режиссёра отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: «По щучьему велению» (1936), «Кот в сапогах» (1937), «Волшебная лампа Аладдина» (1940), «Король-Олень» (1943), «Весёлые медвежата» (1945), «Необыкновенный концерт» (1946), «Божественная комедия» (1961), «Дон Жуан» (1975) и многие другие. Получившие зрительскую любовь и признание специалистов, они до настоящего времени не сходят с афиши театра.

Не только уникальным театром знаменит Сергей Образцов – он создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов «Кинокамера обвиняет», «Удивительное  рядом», «Невероятная правда» и «Кому он нужен, этот Васька». Оригиналы фильмов хранятся в Музее театра.

Личная жизнь

Сергей Образцов  был женат дважды.

Первая жена — Софья Семеновна, учительница, работала в детском доме «Улей» у Преображенской заставы. Там он с ней и познакомился в возрасте 17 лет, когда устроился туда учителем рисования.

Вскоре между ними начались отношения, затем пара оформила брак.

В декабре 1925 года у пары родился сын Алексей. В 1928 году у них родилась дочь Наталья. Но при родах жена умерла.

Это стало большим ударом для Образцова. Через всю свою жизнь великий артист и режиссер-кукольник Сергей Образцов пронес любовь к  Софье.

Больше, чем любовь. Сергей и Софья Образцовы. https://www.youtube.com/watch?v=LyztK15djV4

Вторая жена — Ольга Александровна Шаганова, актриса. Поженились в 1931 году.

Ольга Шаганова — вторая жена Сергея Образцова

«Черненькая, худенькая, отчетливая, энергичная, не слишком добрая», — описывал ее Евгений Шварц.

Их сдружила общая любовь к собакам. Для роли в спектакле «Чудак» в МХАТ требовалась собака, Сергей купил рыжего сеттера Мая. А в «Хижине дяди Тома» беглых негров на сцене преследовала другая собака — серая догиня Муза, принадлежавшая Шагановой. Оба спектакля повезли на гастроли в Донбасс, с труппой отправились и собаки. Но оказалось, ни в гостиницы, ни на частные квартиры с собаками не пускают. В первом же городке — Макеевке — Образцов с Шагановой до ночи просидели на скамеечке в сквере, наблюдая за питомцами.

А после гастролей они оформили брак. Во втором браке детей не было. Шаганова как могла пыталась заменить мать детям Образцова Алеше и Наташе.

Образцов-писатель

А еще Сергей Владимирович писал книги. Он говорил в них о режиссерской и актерской работе, о мастерстве обращения с куклами и о секретах их изготовления. Он кропотливо исследовал свои собственные удачи и поражения.

«Книги нужны режиссеру как воздух, без них нельзя поставить ни одного спектакля. Это самые большие помощники в работе, самые лучшие друзья», — считал он.

Система режиссёрской, актёрской работы, изложенная С.В. Образцовым в его книгах «Актёр с куклой» (1938), «Моя профессия» (1950) — уникальный документ эпохи.

Своё богатейшее литературно-теоретическое наследие он завещал нам также в книгах: «Актер с куклой», «Моя профессия», «По ступенькам памяти», «Моя кунсткамера», «О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон», «Театр китайского народа», «Эстафета искусств».  В последней он размышляет о том, как все виды искусств сочетаются между собой и дополняют друг друга.

Все эти книги хранятся в библиотеке театра.

Большое место в его размышлениях занимали куклы и отношение к ним. Вот как он писал во вступлении к книге «Моя профессия»:

«Если на маленькие кукольные плечи нельзя положить ту же почетную ношу, ту же обязанность быть действительно нужными людям, какая лежит на плечах большого искусства, тогда я не хочу ни писать о куклах, ни заниматься этим искусством, потому что в таком случае оно превращается либо в детскую забаву, либо в эстетское оригинальничанье взрослых».

Всемирная известность

Образцов был убеждён в том, что искусство — самый великий дипломат, способный сблизить интересы разных народов, разделённых тысячами километров. Он доказал это всей своей жизнью, являясь выдающимся общественным деятелем, видным учёным — членом-корреспондентом Берлинской Академии искусств (1955).

Образцов пробовал себя в качестве сценариста и режиссера документальных фильмов и телеспектаклей. Одна из самых известных его работ — «Небесное создание», сделанная на киностудии «Союзмультфильм».

Он продолжал ставить спектакли и вести преподавательскую деятельность — работать в ГИТИСе начал еще в 1935 году (в 1973-м стал профессором института).

Театр Образцова  имел огромный успех и за рубежом.  Германия,  Франция, Соединенные Штаты, Англия, Латинская Америка, Китай, Япония… Любопытно, что в каждой стране некоторые номера «Необыкновенного концерта» исполнялись на соответствующем языке.

Зарубежных зрителей в первую очередь подкупала манера общения Образцова с залом.

Народный артист СССР С.В. Образцов беседует с артистами японского кукольного театра «Таро-дза» во время гастролей театра в Москве. Авторы А. Коньков, В. Хухлаев. 5 сентября 1968 года. Главархив Москвы

А в 1976-м Образцову предложили стать президентом Международного союза кукольников UNIMA и совета центра этой организации. В этой должности он пробыл восемь лет, затем стал почетным президентом.   

Звание академического театр получил в 1981-м. К этому времени и он сам, и куклы превратились в звезд, которым рукоплескали Софи Лорен, Индира Ганди, Ив Монтан и многие другие известные личности.

Сергей Образцов скончался 8 мая 1992 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Волшебник Садового кольца

В Москве, на Садовом кольце, возле знаменитого театра с часами, есть памятник Образцову. Кажется, что он стоит там давным-давно, ведь великий кукольник давно стал гением места для этого перекрестка на Самотеке.

Награды и премии

Заслуженный артист РСФСР (1935). Народный артист РСФСР (1947). Народный артист СССР (1954).

Герой социалистического Труда (1971)

Сталинская премия второй степени (1946) — за выдающиеся достижения в области кукольного театра

Ленинская премия (1984) — за постановку спектаклей последних лет (Премия за произведения литературы и искусства для детей)

Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1967) — за постановку спектаклей для взрослых и детей

Три ордена Ленина (27.10.1967, 9.7.1971, 3.7.1981)

Два ордена Трудового Красного Знамени (2.2.1946, 11.7.1961)

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «В память 800-летия Москвы»

У Сергея Владимировича было много наград, но самой ценной и любимой для него была награда, присужденная ему польскими детьми — это Орден Улыбки. А лучшим памятником С. В. Образцову всегда был и есть детский восторг, и взрослый смех!

СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ О СЕРГЕЕ ОБРАЗЦОВЕ

Видео о жизни и творчестве Сергея Образцова

Образцов, Сергей Владимирович – Биография https://www.youtube.com/watch?v=MhQEtgQzFtk&t=14s

ЛЮДИ И СУДЬБЫ.  Сергей Образцов https://www.youtube.com/watch?v=6T6T-UWKJ0M

Необыкновенный Образцов https://www.youtube.com/watch?v=4jrLJt-Tzf4

Полчаса с Сергеем Образцовым (1974). Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД https://www.youtube.com/watch?v=8qw7ST8qCSI&t=28s

Как уходили кумиры. Сергей Образцов https://www.youtube.com/watch?v=fZD-bLfQ4gk&t=352s

Вот таким человеком был Сергей Владимирович Образцов — человек, даривший людям море любви и добра, человек, который всю жизнь играл в куклы…

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Материал подготовлен на основе открытых источников

Фото из открытых источников интернета

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *