Час духовности «Семья на Руси: традиции и современность»

Уважаемые читатели!

Наш сегодняшний праздник посвящен любви и верности. Любви супружеской, долгой и несмотря ни на какие препятствия, счастливой.

В этот день принято поздравлять тех, кто прожил долгую жизнь вдвоем с любимым человеком. Несмотря на трудности, препятствия, разногласия, не променял своего супруга на другого человека. Именно про таких людей говорят – две половинки.

Присоединяйтесь к нам! Будем говорить о Семье, Любви и Верности!

Из истории праздника

8 июля, День Петра и Февронии, в народе уже не один век считается счастливым для любви и просто создан для свадеб. История взаимоотношений русских влюбленных Петра и Февронии стала символом любви и преданности друг другу, идеалом супружества и благочестия, поэтому и стал этот день праздником семьи, любви и верности.

В дореволюционной России семейный праздник в честь святых отмечался очень широко.

Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела Петра и Февронии. Эта идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации и, в 2008 году, праздник получил официальный правительственный статус. 

Идею праздновать День семьи, любви и верности поддержали все традиционные религиозные российские конфессии — ведь идея празднования Дня семьи, любви и верности не имеет конфессиональных границ. В каждой религии есть примеры семейной верности и любви.

Впервые новый праздник — День семьи, любви и верности отмечался 8 июля 2008 года, который был провозглашен годом семьи. Именно тогда праздник получил  официальный правительственный статус.

Главная цель праздника — продвижение истинных семейных ценностей: любви, верности, ответственности и многодетности, как важнейшей цели семейной политики, становится одной из важнейших задач всего нашего общества.

Установление праздника «День семьи, любви и верности» призвано обратить внимание всего российского народа на то, что семья — основной элемент общества — была и остается хранительницей духовно-нравственных ценностей, национальной культуры.

Что такое семья?

Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь и преданность. Это радость и печали, которые одни на всех. Это привычки и традиции. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни.

Семьяэто люди, объединённые семейными узами или браком, живущие вместе. Так же семья это величайшая ценность в жизни большинства людей. Для ребёнка семья — это именно та среда, в которой складывается его психология, его характер и вместе с тем его будущее.

Семья необходима человеку для  формирования собственной личности и самосовершенствования, а также для того, чтобы жить благополучно и созидать, поддерживая при этом нормальную жизнь общества и сохраняя род человеческий.

Семья  как одна из наивысших жизненных ценностей требует работы. Работы над отношениями, работы над собой. Мало просто любить, надо быть мудрым и понимающим, надо сохранить                взаимоуважение и не скупиться на  внимание.

Семейные отношения – это ответственность и Его, и Ее. 

«Жили они долго и счастливо и умерли в один день» — хорошо знакомая нам по детским сказкам фраза. А знаете ли вы, что нет в ней ни капли выдумки? История жизни и любви благочестивой супружеской четы, жившей в г. Муроме почти восемь столетий назад, не только не затерялась в веках, но и положила начало светлому празднику.

Петр и Феврония Муромские (в иночестве Давид и Ефросинья) — благоверные супруги, своей жизнью отразившие духовные ценности и идеалы Святой Руси. История их жизни много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края.

https://www.youtube.com/watch?v=8EkUZtcKPq4
Петр и Феврония. Песочная анимация Елены Жемиря

В 1547 году на Московском церковном соборе состоялась канонизация святых благоверных Петра и Февронии. После канонизации Московский митрополит Макарий поручил Ермолаю Прегрешному, известному русскому писателю и публицисту XVI века сделать литературную обработку устной легенды. Ермолай Прегрешный, более известный как Ермолай — Еразм, современник Ивана грозного, создал повесть «Повесть о Петре и Февронии» (полное оригинальное название «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еуфросинии»), которая является памятником древнерусской агиографической литературы XVI века. Повесть написана на старославянском языке и имеет несколько литературных переводов. Но эта удивительная история вдохновляет всё новых и новых авторов, писателей и поэтов, на создание литературных произведений, основанных на этом сюжете.

Прекрасную повесть Петра и Февроньи

Хочу рассказать вам, послушайте люди!!!

Есть в вечной любви – бесконечная сила!

Пусть в ваших сердцах ей всегда место будет!

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича и младшим братом княжившего в городе Муроме благоверного князя Павла.

Однажды в семье Павла случилась несчастье — по наваждению дьявола к его супруге Марии стал летать змей. Женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь Павел наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель ему «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Узнав об этом, брат Павла князь Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр убил его. Но перед смертью змей обрызгал князя ядовитой кровью, и тело его покрылось глубокими язвами.

Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Будучи уже больным, он вступил на Муромский престол в 1203 году. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

Но вот в сонном видении князю было открыто, что его может исцелить благочестивая дева из деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр отправил в ту деревню своих людей. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония попросила привести к ней князя. Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, большую награду.

«Я хочу его вылечить, — ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и, передав слугам, велела вымыть князя в бане и смазать все струпья, кроме одного. Феврония догадалась о лукавстве и гордости Петра, потому и велела ему оставить несмазанным один струп. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князю пришлось вернулся к Февронии.

Приехав во второй раз, князь увидел Февронию и так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления и сдержал свое слово. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Они прибыли в город Муром и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди.

Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра.

И тогда город Муром постиг гнев Божий. Вскоре приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

Много веков до 1921 года гробница с мощами святых Петра и Февронии была главной святыней городского кафедрального собора Рождества Богородицы. Собор Рождества Богородицы был свидетелем многих драматических событий в истории древнего Мурома. В течение XIII-XIV веков он вместе с городом неоднократно подвергался татарским разорениям. После завоевания Казани в 1552 году по приказу Ивана IV в Муромском кремле был построен новый каменный собор. В кремле стояли дома московских бояр, где они останавливались во время военных сборов. Многие из них жертвовали собору к мощам святых Петра и Февронии богатые вклады. В XVII веке рядом с собором стояла деревянная церковь Петра и Февронии. В память об этом храме в правой части нижнего этажа собора был устроен придел Петра и Февронии, где стояла их древняя каменная гробница.

В 1921 году мощи святых князей Петра и Февронии подверглись кощунственному обследованию, после чего были перевезены в музей. Собор был закрыт в 1924 году, а перед Великой Отечественной войной был разобран.

Первоначально гробница святых Петра и Февронии, вместе с гробницами других Муромских святых, была выставлена в антирелигиозном отделе музея, а в 1970-х годах убрана в хранилище, где и находилась до начала 1989 года. Зимой 1989 года по просьбе Владимиро-Суздальской епархии гробницы с мощами Муромских чудотворцев были возвращены Русской Православной Церкви. В Благовещенском соборе гробницы с мощами всех Муромских святых находились более трех лет.

19 сентября 1992 года мощи святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия были торжественно перенесены из соборного храма Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь в сопровождении великого множества народа. Это был первый за прошедшие семьдесят лет городской Крестный ход. Он знаменовал собой начало возрождения церковной жизни в древнем Муроме. Солнечным осенним днем под колокольный перезвон процессия двигалась от Благовещенского монастыря по городским улицам к воротам Свято-Троицкого женского монастыря. В обители Святой Троицы святые супруги обрели новый дом. Таким образом завершились их скитания, продолжавшиеся на протяжении XX столетия.

Свято-Троицкий женский монастырь расположен в самом центре древнего Мурома, в Старом Вышнем Городище, где в древности стоял первый Муромский кремль. Православные люди называют это место самым намоленным в городе. На территории монастыря построена часовня и источник в честь святых Петра и Февронии.

Каждый воскресный день в шесть часов утра перед открытыми мощами святых Петра и Февронии совершается водосвятный молебен с акафистом. 8 июля, в день святых Петра и Февронии, по традиции, божественная литургия проходит на монастырской площади у стен Троицкого собора. Богослужение завершается крестным ходом вокруг монастыря. Поломники со всей России и даже из зарубежья едут поклониться главной святыне — мощам святых Петра и Февронии, покровителей любви и брака. Неисчислимы случаи благодатной помощи по молитвам святых. Сестры монастыря собирают свидетельства о благодатной помощи даровании бездетным супругам благословенного чада, благополучных разрешений затрудненных обстоятельств.

Прикоснуться к святыне можно не только в Муроме. Во многих православных храмах есть икона Святых Петра и Февронии, где любой из нас может возжечь свечу и попросить помощи и заступничества у угодников Божиих. Чтимые иконы святых благоверных Петра и Февронии Муромских с частицами их святых мощей находятся в Храме Вознесения Господня на ул. Б. Никитской и в Храме преподобных Сергия и Германа Валаамских на 2-ой Тверской улице в Москве.

Мы подготовили для вас видео-презентацию «Любовь святая и земная», с которой можно познакомиться, перейдя по ссылке в наше сообщество ВКонтакте: https://vk.com/pravoinf?w=wall-64255009_31114%2Fall

Любовью дорожить умейте!

А что важнее всего в семье? Любовь! От нее расцветает мир, зажигаются глаза и сердца влюбленных. Любовь бывает разной: счастливой и горькой, взаимной и безответной, любовь – радость и любовь – страдание. Но настоящая любовь всегда возвышает человека, делает его лучше.

Обручальное кольцо — не простое украшение…

Что является символом любви и верности? Конечно обручальное кольцо. Именно его надевают друг другу на палец влюбленные в день бракосочетания. Именно его хранят супруги всю жизнь. Именно кольца меняют на золотую свадьбу, ведь даже такой прочный металл имеет обыкновение стираться. Ваши кольца символизируют бесконечность отношений, пусть же любовь ваша длится вечно, а погода в ваших домах всегда будет только ясной.

У  праздника очень нежный символ – ромашка. Ромашка – цветок Руси. А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится к любви.  На ромашке гадали – «любит-не любит».

А какая птица издавна на Руси считалась символом верности? Это лебедь. Они узнают друг друга так же, так же, как и мы, люди, – “в лицо”. Лебедь не спутает свою супругу ни с кем! Лебединая семья никогда не разлучается: они вместе плавают, добывают пищу, строят гнездо, воспитывают детей, улетают в далекие теплые страны. Пусть же и в ваших семьях звучит тема лебединой верности, тихого теплого счастья.

ДОМОСТРОЙ: нормы семейной жизни на Руси

Несколько столетий на Руси правила мирской, семейной и духовной жизни регулировал Домострой — сборник наставлений. В нем содержались советы по хозяйству, воспитанию дочерей и сыновей, поведению дома и в гостях. Читайте, как должна была вести себя добрая жена, справедливый муж и вежливые дети.

 Рукописный свод житейских законов появился еще в конце XV века в Новгороде, он был популярен в домах новгородской знати. В его основу легли старинные сборники подобных поучений, например «Измарагд» и «Златоуст». В разных редакциях свод законов постепенно обогащался новыми рекомендациями и советами, со временем в него вошли правила семейной жизни. В XVI веке московский церковный деятель, духовник и сподвижник Ивана Грозного протопоп Сильвестр собрал все воедино. Новую книгу Домострой он поделил на три части. В первой говорилось, как молиться и вести себя в церкви, во второй — как чтить царя, в третьей — как жить в семье и вести хозяйство.

Читали Домострой многие: князья и бояре, купцы и небогатые грамотные горожане. В основе поучений лежали христианские ценности: помогать нуждающимся, больным и голодным, не хвалиться своими добрыми поступками перед другими, прощать обиды. Практические советы касались разных сфер жизни: как вести себя в гостях, как солить грибы, ухаживать за скотиной, ремонтировать сани и домашнюю утварь. В тексте упоминался даже этикет деловых отношений — как закупать продукты и расплачиваться с лавочниками.

Домострой XVI века стал одной из первых книг, посвященных быту, хотя и включал в себя религиозный раздел. Он выдержал множество переизданий и еще три столетия спустя регламентировал жизнь старообрядцев, городских купцов и зажиточных крестьян.

«Это памятник неоценимого значения для нашей истории… это цвет и плод искони вечных нравственных и хозяйственных уставов нашего быта. Домострой и есть зерцало, в котором мы наглядно можем изучать и раскрывать все, так сказать, подземные силы нашей исторической жизни».     Иван Забелин, из книги «‎‎Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях»

Семья: строгая иерархия и подчинение старшим

В средневековой Руси преобладали традиционные представления о ценностях. Христианская модель брака подразумевала большую семью со множеством детей и патриархальным укладом жизни. Людей, которые остались одинокими до зрелого возраста, считали неполноценными, сознательный отказ от брака рассматривали как уклонение от воли Божьей. В нравоучительных текстах даже осуждали тех, кто оставлял своих близких, чтобы уйти в монастырь.

По Домострою семья представляла собой единый организм: муж-добытчик работал и приносил пропитание, жена вела хозяйство, дети беспрекословно подчинялись родителям, даже когда вырастали. Домострой четко обозначал иерархию и отношения между членами семьи. Это снижало вероятность ссор и конфликтов: каждый знал свое место и обязанности. Обычным средством воспитания были телесные наказания, хотя бить палками или розгами советовали в крайних случаях — если беседы не подействовали.

Правила поведения касались всех домочадцев, в том числе слуг и людей, которые жили на иждивении хозяев. Прислугу также следовало воспитывать и наказывать. Причем не только хозяину-супругу, но и его жене:

«Слуг так же, по вине смотря и по делу, учить и наказывать, и раны возлагать, наказав, пожаловать… А за всякую вину по уху, и по глазам не бить, ни кулаком под сердце, ни пинком, ни посохом не колотить, ничем железным и деревянным не бить. Кто так бьет, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и перст вывихнет, и голова болит, и зубная болезнь, а у беременных жен и детей в утробе повреждение бывает…»

Жена: «Богу и мужу угодить»

На Руси принято было заключать браки по договоренности. Спутника жизни выбирали родственники, и часто речь о взаимной любви между будущими супругами не шла. Только женихи в возрасте могли выбирать себе невесту и самостоятельно вести переговоры о будущей свадьбе. Браки расторгали в редких случаях, семья считалась ценностью, которую следует оберегать всю жизнь.

Слово «домострой» сегодня ассоциируется прежде всего с патриархальным укладом. Фактически замужняя женщина из народа жила взаперти, занималась лишь домашней работой. Нормы Домостроя устанавливали, что жена должна быть «чиста и послушна», выполнять свои обязанности — вести хозяйство и воспитывать детей. Предписывалось быть молчаливой, доброй, трудолюбивой, во всех делах советоваться с мужем. При этом супруг как глава дома должен учить и воспитывать не только детей, но и жену, и тогда «все будет споро, и всего будет полно».

«Добрая жена веселит мужа своего, жизнь их проходит в согласии. Добрая, трудолюбивая, молчаливая жена — венец мужу своему. Если обрел муж добрую жену, только блага выносит из дома своего».

Женщину в книге величали «государыней дома», и главное ее дело — «Богу и мужу угодить». Она контролировала обучение детей, работу слуг, пополнение запасов и распределяла обязанности между членами семьи. Домочадцы, за исключением мужа, обязаны были ей повиноваться и помогать.

В книге подробно расписывалось, как вести себя в разных ситуациях и даже о чем можно разговаривать в гостях:

«Гости, коли случатся, или самой где быть, за столом сесть и в лучшее платье переодеться, и беречься жене от пьяного пития. Муж пьян — дурно, а жена пьяна — и в миру непригоже. С гостями беседовать о рукоделии, о домашнем хозяйстве… Чего не знаешь, то у добрых жен спрашивать, вежливо и ласково, и кто что укажет, на том низко челом бить».

Не поощрялось хозяйке быть праздной и подавать слугам плохой пример: все свободное от забот по дому время она должна была проводить за рукоделием. Даже бесцельный разговор считался грехом.

В Домострое говорилось, что «плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами». Неправедная «государыня» подрывала дисциплину и подавала слугам плохой пример. В особых случаях жену следовало наказывать, причем не только на словах. «Учить» супругу следовало наедине, а не перед людьми, а после следовало приласкать и пожалеть.

Дети: «вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться»

Домострой предписывал растить детей в строгости: дети должны быть «всегда упокоены, сыты и одеты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Обязанности по воспитанию возлагались и на мать, и на отца. Следить за сыновями и дочерьми следовало, пока они не вступят в брак. Педагогика Домостроя включала несколько аспектов: учение «страху Божию», знанию, вежливости, ремеслу и рукоделию.

Дети с раннего возраста начинали помогать взрослым, труд был одной из главных христианских добродетелей. Смех и баловство считали грехами, родителям советовали даже не улыбаться во время игр с детьми. В воспитании рекомендовали учитывать особенности ребенка: «По детям смотря и по возрасту, их учить рукоделию — матери дочерей, отцу сыновей, кто к чему способен, какие кому Бог возможности даст». Дети помогали по хозяйству, с семи-восьми лет матери учили дочерей шитью, а отцы сыновей — своему ремеслу, например кузнечному или гончарному ремеслу. Грамота считалась необязательной. Писать и читать ребенка учили, если только планировали отдать его на государственную службу или в духовники. Отдельная глава Домостроя посвящалась будущему браку дочерей, родителям советовали заранее собирать в приданое одежду и утварь.

Домострой предписывал обучать детей приличному поведению, или «вежеству». В одной из глав советовали, как держать себя сыну в чужом доме: «в носу пальцем не ковырять, не кашлять, не сморкаться, вежливенько стоять и по сторонам не оглядываться». Ребенку предписывалось лишнего не болтать и не подслушивать — так стремились защитить дом от сплетен и ссор с соседями.

Ответственность за детей возлагалась на родителей: если дети нагрешили по недосмотру, то мать и отец будут держать ответ в день Страшного суда. Воспитанные дети в старости должны были заботиться о родителях, когда те заболеют или «оскудеют разумом». Нельзя было ругать родителей — иначе перед Богом будешь проклят.

«Кто бьет отца или мать — тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: «Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит».

В главе «Как детей учить и страхом спасать» рекомендовали телесные наказания. Причем бить разрешалось только мальчиков: «казни сына своего от юности его… если жезлом бьешь его, не умрет, но здоровее будет». Телесные наказания в Средневековье для мальчиков были распространены не только на Руси: считается, что так будущего воина готовили к тяготам и закаляли его характер. Девочек за провинности предписывалось лишь строго ругать.

Автор: Маргарита Ковынева

Источник: https://www.culture.ru/materials/254777/domostroi-normy-semeinoi-zhizni-na-rusi

Мы подготовили для вас подборку интересных статей об истории русской семьи, размещенных на портале «Культура. РФ». Читайте с удовольствием!

Где искали женихов и невест в XIX веке. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/253842/gde-iskali-zhenikhov-i-nevest-v-xix-veke

Выбор спутника и спутницы жизни в XIX веке становился хорошо спланированным мероприятием: неудачные браки было не так просто расторгнуть. Свахи, брачные объявления, балы и смотрины — как выбирали выгодную партию для брака в Москве и Петербурге?

«Детские» русские традиции. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/253240/detskie-russkie-tradicii

Что такое «бабкина каша», как можно было «застричь язык» ребенку и кому дарить подарок на первый зубик? Многие русские традиции, которые были связаны с рождением и воспитанием детей, сохранились и сегодня. Рассказываем о самых популярных ритуалах, а заодно — о происхождении некоторых устойчивых выражений.

Как сыграть свадьбу и жить долго и счастливо. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/206685/kak-sygrat-svadbu-i-zhit-dolgo-i-schastlivo

Как правильно обустраивать квартиру, нанимать прислугу и заботиться о своей репутации, к концу XIX века знали все, а тем, кто подзабыл, на помощь приходила книга Юрьева и Владимирского «Правила светской жизни и этикета». Отдельное место в ней отводится браку. Ставим себя на место молодой пары, которая живет в прекрасную русскую эпоху, и узнаем старинные свадебные обычаи.

Кино о советской семье. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/121090/kino-o-sovetskoi-seme

Самое важное и дорогое, что есть у человека, — это его семья, близкие, родные люди. Семейная жизнь далеко не всегда бывает безоблачной, случается всякое, недаром старинная пословица гласит: «В каждой избушке — свои погремушки», но важно, чтобы настоящие, крепкие узы, которые связывают людей, оставались прочными навсегда и несмотря ни на что. Сегодня мы вспоминаем самые интересные семьи из советских кинофильмов.

Любить по-русски. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/254030/lyubit-po-russki

Как говорили о чувствах Татьяна Ларина, Евгений Базаров, Пьер Безухов и другие.

Парные случаи. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/253442/parnye-sluchai

Поэт и танцовщица, писатель и актриса, пары поэтов и режиссеров — портал «Культура.РФ» рассказывает истории семей, в которых и муж, и жена были настоящими звездами своей эпохи.

Печальные невесты в русской живописи. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/128761/pechalnye-nevesty-v-russkoi-zhivopisi

Свадьба — один из самых праздничных дней в жизни женщины. Но только не в русском искусстве. Художники XIX века постоянно использовали тему женитьбы для создания работ трагических, бичующих всевозможные социальные пороки Российской империи. Разглядываем картины вместе с Софьей Багдасаровой.

Родители — детям. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/171063/roditeli-detyam

Вспоминаем произведения, которые известные русские поэты, художники — и даже одна императрица — создали для своих детей.

Свахи на Руси. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/136914/svakhi-na-rusi

Феклы Ивановны, Устиньи Наумовны, Домны Платоновны, Акулины Гавриловны… Почтенные матроны, про которых в народе говорили «сваха лукавая — змея семиглавая», но в таком важном деле, как поиски семейного счастья, — обойтись не могли. Ни барышни, ни крестьянки. О мастерицах навести мосты в делах семейных узнаем с Натальей Летниковой.

7 свадеб из русской классики. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/254926/7-svadeb-iz-russkoi-klassiki

Лев Толстой писал в своем дневнике: «…описывать жизнь людей так, чтобы обрывать описание на женитьбе, это все равно что, описывая путешествие человека, оборвать описание на том месте, где путешественник попал к разбойникам». Мы собрали самые яркие описания свадеб из русской классики. Читайте, как женились герои Толстого и Чехова, Горького и Зощенко.

7 секретов традиционной русской свадьбы. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/128650/7-sekretov-tradicionnoi-russkoi-svadby

Припевки и корилки, запытывание и гадания — в каждой местности на Руси были свои свадебные обряды. Как проходил девичник у наших прабабушек, кто продавал косу невесты и что подавали на праздничный стол — знакомимся с особенностями русской традиционной свадьбы.

Совет да любовь. Самые крепкие браки. – Режим доступа: https://www.culture.ru/materials/143458/sovet-da-lyubov-samye-krepkie-braki

Вопреки мнению, что актерские браки недолговечны, есть немало примеров крепких звездных семей. Вспоминаем счастливые пары, прошедшие испытание временем.

Да, одному человеку нелегко прожить. Самое большое богатство в жизни каждого человека – это его семья. Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Только в дружной, счастливой семье вырастают добрые, отзывчивые дети. Самый верный способ укрепления семьи — это вечные Божьи ценности — любовь, вера, надежда, прилежание, целеустремленность, трудолюбие.

Семья  должна стать частичкой неба на земле, местом, где любовь не подавляется грубостью, но, наоборот, лелеется. Наше счастье зависит от того, насколько мы будем проявлять любовь, сочувствие и истинную учтивость друг к другу.

http://www.youtube.com/watch?v=lSHFPNF4DLg&feature=related

Родители не только должны заботливо оберегать будущее счастье и интересы своих детей, но также сделать свой семейный очаг, насколько это возможно, привлекательным местом. Это имеет гораздо более важные последствия, чем приобретение вещей и накопление денег. Дом не должен испытывать недостатка в солнечном свете. Чувства, связанные с семьей, должны храниться живыми в сердцах детей, чтобы они могли вспоминать дом своего детства как место, где, как и на небе, царят мир и счастье. И тогда, став взрослыми, они возвратятся домой, чтобы стать поддержкой и благословением для своих родителей.

Материнское тепло и нежность…отцовская мудрость и надежность, веселый беззаботный детский смех…Семья. Что может быть для человека милее и дороже?! Что может по значимости сравниться с ней?! Пожалуй, лишь только сама человеческая жизнь.

Издревле русскую женщину сравнивали с прекрасными деревьями: белою березой, ивушкой зеленою, яблонькой кудрявой или тонкою рябиной. Образ девушки-невесты, женщины-матери воспевался в многоликой музыкальной песенной палитре и наделялся лучшими чертами прекрасной русской природы.

Но ведь семья – это не только муж и жена. Это и дети, и внуки, и многочисленная родня с обеих сторон. Когда мужчина и женщина соединяют свои судьбы, все их родственники так же роднятся между собой, но иногда люди даже не знают, как друг друга называть. Давайте с вами вспомним их «семейные» имена!

Брат отца (матери) — ДЯДЯ

Сестра отца (матери) — ТЕТЯ

Отец жены — ТЕСТЬ

Мать жены — ТЕЩА

Брат жены — ШУРИН

Брат мужа — ДЕВЕРЬ

Сестра мужа — ЗОЛОВКА

Сестра жены — СВОЯЧЕНИЦА

Отец мужа — СВЕКОР

Мать мужа — СВЕКРОВЬ

Дочь (сын) брата, сестры — ПЛЕМЯННИЦА, ПЛЕМЯННИК

Мужья двух сестер — СВОЯКИ

Жены двух братьев — СВОЯЧЕНИЦЫ

Матери жены и мужа друг другу – СВАТЬИ

Пословицы о семье

  • Добрая семья прибавит разума-ума
  • В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  • В своем доме и стены помогают
  • В семье и каша гуще
  • В семье разлад, так и дому не рад
  • В семье, где нет согласия, добра не бывает
  • В хорошей семье хорошие дети растут.
  • Везде хорошо, но дома лучше.
  • Где лад, там и клад. (Коли у мужа с женою лад, так не надобен и клад)
  • Дерево держится корнями, а человек семьей.
  • Лучше хлеб есть с водой, чем жить со злою женой
  • Любовь-не картошка, не выбросишь в окошко
  • Птица крыльями сильна, жена мужем красна
  • С милым рай и в шалаше
  • С плохой женой состаришься, с хорошей помолодеешь
  • Что гусь без воды, то и муж без жены
  • Шей шубу теплее, а жену выбирай добрее
  • Семьей дорожить — счастливым быть.

О семье – с улыбкой!

Семья – это когда вы знаете, что где-то в глухой Сибири есть деревня в три с  половиной дома, которая носит вашу  фамилию.

Семья – это когда на Новый год елка большая и живая. А когда приходишь с мороза, то в доме тепло, и вкусно пахнет.

Семья – это когда обладаешь эксклюзивным рецептом селедки под шубой, который никому ни под каким секретом нельзя выдавать.

Семья – это когда последний лакомый кусочек торта «Наполеон», изготовлению которого бабушка посвятила два дня  своей жизни, неделями портится в холодильнике, потому что каждый     оставляет его для другого.

Семья – это когда тебя спрашивают: «Ну, что?», и ты без всяких пояснений знаешь, что это значит.

Семья – это когда вам пять лет, и мама расчесывает ваши длинные спутанные волосы, вы вскрикиваете от боли, а вокруг носится ваш дед со словами: «Не трожь ребенка!» Это когда дедушка — Дед, бабушка – Буля… 

Семья – это когда вы называете «котенком» вашу сорокакилограммовую собаку, которая только что обежала все помойки, извалялась в луже, а теперь пытается забраться вам на    колени.

Семья – это когда вашему ребенку пять лет, и вы ему что-то объясняете, и вдруг понимаете, что это внутри вас говорит ваша собственная мама. И что с этим делать – совершенно не известно.

Семья – это с умилением: «Посмотри, как он ест», «Посмотри, как он спит», «Посмотри, какие реснички, щеки, ручки, ножки, пальчики…»

Семья – это когда звонишь на работу мужу напомнить купить майонеза, а попадаешь к маме домой. А когда приносишь бабушке из леса драгоценную горстку земляники, то она тайком скармливает ее наглой собаке: «Как же, ему тоже нужны витаминчики!»

Семья – это: «Не хмурься», «Не сутулься», «Не ешь за компьютером», «Расчеши вихры», «Вынеси мусор» и «Все равно за тобой придется перемывать». Это ваш живот, ваша плоть и кровь, ваши кости, нервы, скелет, мышцы, волосы, руки, плечи, ступни. Ваши привычки, повадки, жесты, ухмылки, слова, словечки, ваш рост, вес, форма, размер и цвет.

Семья – это: «Ты вымыл руки?» или: «Не хватай куски!» или: «Ты же знаешь, я не усну, когда тебя нет дома».

Семья – это, когда к тебе все обращаются: «Лен, то есть Тань!, а к Лене – «Тань, то есть Лен, то есть Тань… тьфу, Лена!»

Семья – это когда ваши друзья говорят по телефону вашей маме: «Блин, ну, сколько тебя можно ждать, имей совесть!», потому что так и не научились различать ваши голоса.

Семья – это когда ты знаешь, что глаза у тебя папины, руки – бабушкины, характер – плохой, а родинка на плече от бородатого дяди Толи,внучатого племянника дедушкиной двоюродной сестры по материнской линии.

Семья – это множество альбомов с одинаковыми фотографиями, которые при рассмотрении сопровождаются вопросами: «Найди меня» или «Угадай, кто здесь Вася, а кто Сережа».

На протяжении нескольких лет российским и зарубежным гражданам и организациям вручается Орден Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских.

Эта награда дается за значительный вклад в укрепление института семьи, как признание выдающегося служения укреплению семьи, исполнению супружеского долга и подвига, совершенного во имя семьи.

Орден имеет три степени. Каждая степень определяет шесть номинаций: «За гражданский подвиг в укреплении института семьи», «За творческий подвиг в укреплении института семьи», «За воинский подвиг во спасение жизни и семьи», «За родительский подвиг», «За подвиг в ознаменование семейного долголетия», «За подвиг материального вклада в укрепление института семьи»

В 2008 году Организационным комитетом по проведению «Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации» учреждена медаль «За любовь и верность».

Этой медалью, в соответствии с Положением о медали «За любовь и верность», награждаются граждане России – супруги, зарегистрировавшие брак не менее 25 лет назад, получившие известность крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, а также добившиеся благополучия, обеспеченного совместным трудом, воспитавшие детей достойными членами общества.

В соответствии с Положением об общественной медали “За любовь и верность” ее вручение производится, как правило, в торжественной обстановке, 8 июля, в День семьи, любви и верности в Российской Федерации на мероприятии чествования лучших семей, праздниках семей и др. с участием старшеклассников, учащейся молодежи с привлечением общественности, средств массовой информации.

Памятники Петру и Февронии

Также в 2008 году стартовала общенациональная программа «В кругу семьи». В рамках этой программы началась установка скульптурных групп в различных городах России. Архангельск стал первым из 10 городов, где установлена первая скульптурная композиция «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские». Затем памятники и скульптурные группы, воспроизводящие разные эпизоды из жития святых благоверных Петра и Февронии, появились в Муроме, Абакане,  Сочи, Ярославле, Ульяновске и других городах.

Памятник святым благоверным Петру и Февронии есть и в Ростове-на-Дону. Он открылся в парке Революции 16 сентября 2011 г, в день города.

Бронзовые фигуры святых стоят на гранитном пьедестале, над ними – лик Богородицы. Высота памятника – шесть метров. Композицию создал известный ростовский скульптор Анатолий Скнарин, который уже подарил ростовчанам «Тачанку», «Ростовчанку» и другие скульптуры. Неоценимый вклад в создание новой достопримечательности г. Ростова-на-Дону внес благотворительный фонд им. Ивана Игнатьевича Саввиди. В свадебные церемонии молодых семей южной столицы входит теперь и поклон святым Петру и Февронии.

Всероссийский праздник «День семьи, любви и верности»– добрый, светлый праздник, который  с каждым годом становится все более масштабным и популярным, распространяется по России и выходит за ее пределы.

День семьи, любви и верности — сравнительно молодой праздник. Со временем у него обязательно появятся свои традиции празднования. А сейчас каждая семья — и совсем молодая, и уже крепкая и дружная, и даже будущая — может положить начало своей собственной традиции отмечать этот день. Пусть этот день, проведенный в кругу семьи, станет для вас светлым и радостным, полным взаимопонимания и любви!

Этот праздник дает хороший повод каждому из нас проявить заботу о самых родных людях: жене или муже, детях и родителях, поздравить родных, поддержать теплыми словами, подарить нежную ромашку – символ праздника.

В этот душевный праздник мы желаем всем хранить свой очаг и не позволять ему гаснуть. Любви и взаимопонимания, терпения и удачи, счастья и благополучия, добра и улыбок! Храните семейный уют и тепло, любите друг друга и дарите нежность.

День семьи, любви и верности — день основ нашей жизни, день самых светлых и искренних чувств. Цените каждый миг, проведенный вместе, наполняйте его счастьем и любовью. Живите долго и счастливо!

Друг друга храните во все времена.

Живите в ладу и гармонии,

И пусть жизнь ваша будет освещена

Любовью Петра и Февронии!

«…Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!»

До новых встреч, дорогие друзья! Будьте счастливы!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Фото из открытых источников интернета