Час информации «Память народа в книжной культуре»

«Литература, созданная русским народом — это не только его богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался. К этому нравственному началу мы всегда можем обращаться за духовной помощью»

 Д. С. Лихачев

2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России. Соответствующий Указ №745 от 30 декабря 2021 года подписал Президент Российской Федерации Владимир Путин. Согласно Указу, Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей России.

Что такое культура? Это опыт тысяч поколений, сохраненный и переданный потомкам. То есть, культура – это память прошлого, живущая в настоящем. Традиции народа передаются из поколения в поколение, формируя его национальные особенности, его индивидуальность.

Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с высокоразвитой современной культурой бережно хранит традиции своей нации, глубоко уходящие корнями вглубь. А всем, чем владеет народ  уже на протяжении нескольких веков — это язык, устный фольклор, обычаи и традиции, литература, песни, танцы, костюмы. Все это и есть культура народа, его культурное наследие. Каждой национальной духовной культуре свойственны общечеловеческие ценности и они сохранены и представлены в национальных художественных произведениях, ведь ничто не отражает душу народа так глубоко и ярко, как талантливая литература. Литература  — это духовное завещание одного поколения другому. Все рукописи, старинные записки летописцев, которые были написаны много лет и веков назад являются драгоценной памятью. Эта память способствует погружению в атмосферу и жизнь прошлых лет.

Д. С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — преодоление времени, преодоление пространства. Память—основа совести и нравственности, память — основа культуры. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память наше богатство».

Если не будет исторической памяти, потомки забудут,  какой ценой была получена свобода и победа. А посредством памяти информация переходит из поколения в поколение.

Память  истории  —  своеобразный  пантеон  национальной  идентичности.  Она  содержит  знания  об  исторических  битвах,  судьбоносных  событиях,  жизни  и  творческих достижениях    выдающихся  деятелей  политики, науки,  техники, литературы  и  искусства.    Вся  история  человечества  —  это  банк  памяти.  История  выступает  в  роли  посредницы  в  смене  поколений.  Добытые  ею  знания  в  прошлом  становятся  необходимым  элементом  в  будущем,  они  необходимы  в  духовной  культуре,  в  которой  всегда  имеется  историческая  основа.  Поэтому  каждому  новому поколению  необходимы  знания  по  истории  своей  страны, которые можно почерпнуть в книгах. Молодое поколение должно приобщаться к национальной культуре, ведь наше сегодня, как когда-то наше прошлое, также творит традиции и обычаи будущего.   Мы должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции и обычаи национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры.

Литература имеет огромное значение в сохранении истинной картины развития событий своей страны. В первую очередь, из-за своего некоего интерактивного формата. Она незамедлительно реагирует на любые события в жизни общества, писатели и поэты одни из первых высказывают собственное мнение о социальных проблемах и независимо от общественного мнения отображают в своих произведениях видение происходящего.

Литературные произведения освещают жизнь народа через восприятие главных героев. Этим приемом авторы доносят свои мысли до каждого читателя, и глобальные исторические события становятся более понятными.

Помимо фактов в произведениях художественной литературы изложена духовно-моральная сторона событий, что является немаловажным фактором для более глубокого понимания исторической обстановки. Перед читателем разыгрывается история страны в лицах, исторические персонажи представлены обычными людьми со свойственными им чертами характера.

Ярким примером формирования исторической памяти народа в литературе служат произведения об Александре Невском.

Воспитание подрастающего поколения на примере подвига Александра Невского способствует формированию базовых национальных ценностей:

— патриотизм — любовь к России, к своему народу. Готовность положить живот свой за люди своя – высший идеал христианской жизни. В этом проявляется патриотизм Александра Невского, выраженный не только в военных успехах, но и в проведении им внутренней политики. В России именем Александра Невского названы улицы, переулки, площади, ему посвящены православные храмы. Народ должен помнить подвиги своих предков.

Человеческая память ограничена, все даты, имена и названия со временем подвержены забвению. Необходимо всеми способами сохранять воспоминания участников переломных событий в истории каждого государства и человечества в целом. Память о событиях прошлого всегда должна сохраняться. Без знания прошлого нельзя должным образом сориентироваться в настоящем, невозможно понять, что надо делать в будущем.

Академик Д.С. Лихачёв в своей книге «Письма о добром и прекрасном» рассуждает о том, что ничто в мире не проходит бесследно. К примеру, если смять бумажный листок, то в следующий раз он уже сомнётся по тем же линиям. Когда человек не хочет хранить память о прошлом, он не сможет осознать важность каждого момента. История – это не одни войны, завоевания и открытия. История – это наследство, переданное нам сотнями людей, которые жили и умирали, ради того, чтобы передать свой опыт последующим поколениям. Мы не сможем двигаться в нужном направлении, пока не научимся ценить и уважать этот дар.

Народная мудрость

«По старой памяти, что по грамоте». В этой пословице говорится о том, что память имеет большое значение в жизни человека. Приобретенные знания всегда пригодятся.

«Не будь тороплив, будь памятлив». Наши мудрые предки говорили о том, что нужно быть памятливым и нельзя торопиться. В этом заключается залог успеха, по их мнению.

«Пропал, как швед под Полтавой». В этой пословице наш народ сохранил историческую память о Полтавской битве, которая привела к перелому в Северной войне в пользу России.

«Бывало было: и бояре волком выли». В этой пословице говорится о том, что в жизни у всех бывают трудные времена. Нужно помнить об этом и не отчаиваться в тяжелые моменты.

«Француз боек, да русский стоек». В данной пословице запечатлелись многочисленные противостояния Франции и России. Наши предки говорили о том, что французы бойкие, но им ни за что не удастся победить русских. Со временем эту пословицу стали употреблять тогда, когда хотели сказать о человеке, которого невозможно сломить.

«Что было, видели деды, что будет, увидят внуки». В этой пословице идёт речь о памяти прошлого и неизбежности будущего. Всему своё время.

«Не всякому прошлое сладостно вспоминается». В этой пословице говорится о том, что у многих людей воспоминания из прошлого вызывают страдания. Не все раны лечит время.

«Не пожить тех дней, что прошли». Смысл данной пословицы заключается в том, что прожитых дней уже не вернуть. Прошлое остаётся жить только в нашей памяти.

«Это было при дедушке Мирошке, когда денег было трошки». Так говорится о давних временах, которые уже прошли.

 «Прошлое вспоминайте, будущее чайте». Эта пословица выражает послание наших предков своим современникам и потомкам: нельзя забывать прошлое, а в будущее нужно смотреть с надеждой.

Афоризмы

«Историческое деяние бывает закончено не тогда, когда оно свершилось, а лишь после того, как оно становится достоянием потомков». Австрийский драматург Стефан Цвейг считал, что любое деяние становится часть истории только после того, как станет достояние потомков.

«История — это ложь, с которой все согласны». Французский поэт и философ Вольтер говорил о том, что наша история выдумана. По его мнению, многие события прошлого были намеренно выдуманы и все окружающие охотно принимали эту ложь.

«Какой бы ни была история, но она родила нас». Советский государственный деятель и учёный-философ Г.Ф. Александров говорил, что люди должны уважать свою историю, хотя бы за то, что без неё не было бы и их самих.

«Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности». Римский политический деятель и философ Марк Туллий Цицерон говорил, что главная задача истории – отображать реальные факты, ничего не утаивая.

«Не знать истории — значит всегда быть ребенком». Римский политический деятель и философ Марк Туллий Цицерон считал, что лишь знание своей истории делает человека взрослым и зрелым.

«Величайшее недоразумение — это вдаваться в мораль, когда дело касается исторических фактов». Французский писатель и философ Дени Дидро считал, что мораль неуместна там, где присутствуют исторические факты.

«Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков». Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу говорил о том, что глядя на историю, понимаешь, что люди не выносят из своего прошлого никаких уроков.

«Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин». Немецкий поэт Генрих Гейне отметил влияние, оказанное женским полом, на создание истории. 

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего». Русский писатель Максим Горький считал, что человек, который не знает прошлого своего народа, не сможет понять смысл настоящего и уж тем более цель будущего.

 «История мира — это биография великих людей.

Существует множество способов сохранения исторической памяти. Это названия улиц, городов, рек, гор, возведение памятников, художественная и научная литература, театральное искусство, творчество художников, кинематограф.

Л.Н. Толстой утверждал следующее: «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев – обречена на вымирание». С этой мыслью сложно не согласиться. Люди, которые забудут то, что связано с их предками, не смогут просуществовать долго, так как народ без опоры на опыт прошлого не сможет развиваться, он рано или поздно начнет деградировать, пока эта деградация не дойдет до финальной разрушительной точки. Люди, разрывая связь прошлого и настоящего, в то же время разрывают связь между собой. История выполняет важные функции для развития народа, так как она объединяет людей. Народ, представителей которого ничего не объединяет, обречен на вымирание.

 «Общение с книгой – это, прежде всего, общение с жизнью!» — утверждал Е.Н. Ильин.

Русская и советская литература учит тем нравственным ценностям, что веками складывались и хранились в культуре, в жизни русского народа. Русская литература всегда отличалась высоким гуманизмом, духовностью, богатством нравственных ценностей.

Воспевая мужество народа в борьбе с захватчиками, историческая литература даёт нам примеры доблести и славы русского народа: «Слово о полку Игореве», И. Калашников «Жестокий век», С. Бородин » Звёзды над Самаркандом», В. Ян «Чингис хан», «Батый», » К последнему морю».

Литература о Великой Отечественной войне демонстрирует нам те нравственные ценности, которые проявились в массовом героизме старшего поколения. Это книги, ставшие классикой: Б. Васильев «А зори здесь тихие», В. Астафьев «Прокляты и убиты», Бондарев «Горячий снег», В. Некрасов «В окопах Сталинграда».

Свободолюбие, звучащее в поэзии Пушкина, Лермонтова, так же страстно передаётся в лирике Р. Рождественского, А. Вознесенского, М. Светлова и др. советских поэтов. Активная гражданская позиция демонстрируется в книгах М. Шолохова «Поднятая целина», Н. Островского «Как закалялась сталь».

Любовью к родному краю пронизаны строки Есенина, Кольцова, но и в прозе советских писателей — деревенщиков, таких как Шукшин,. Белов и Распутин, мы видим понимание и сочувствие к труженикам земли, боль за разорённые и брошенные деревни.

Милосердие и сострадание к ближнему, как образцы высокой нравственности в романах Ф. М. Достоевского, продолжают жить и в современной литературе, в книгах Ч. Айтматова «Плаха», А. Приставкина «Ночевала тучка золотая».

Проходят годы, сменяются поколения, но по-прежнему актуально и мудро звучат слова, сказанные великим русским писателем : «Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти» (М. Е. Салтыков — Щедрин).

В  наше  время  литературные  произведения  (биографические  книги,  мемуары,  исторические  альманахи,  посвященные  тем  или  иным  эпохам),  фильмы  передают  представления  о  трагических  страницах  российской  истории,  могут  возродить  интерес  общества  к  истории,  стимулировать  после  просмотра  фильма,  прочитать  книги  по  истории  той  эпохи  или  биографии  их  героев.  Немалое  значение  имеет  устная  история,  закрепленная  в  воспоминаниях  участников  событий.  Их  достоверность  создает  особый  эмоциональный  канал  сопричастности  к  прошлому.  Без  осмысления  прошлого,  трудно  понять  настоящее  и  построить  будущее.  Поэтому  важно  хранить  историческую  память,  знать  события  прошлого,  жизнь  и  деяния  великих  людей  нашего  народа.

Литература является важным компонентом в воспитании исторической памяти народа. Именно литературные произведения способствуют глубокому пониманию происходящего в обществе, преемственности поколений, исторической справедливости.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!