Час юбиляра «Мастер психологического портрета»                                       

Уважаемые читатели!

Сегодня исполняется 140 лет со дня рождения Андре Моруа.

Настоящее имя человека, которого читатели всего мира знают как Андре Моруа – Эмиль Соломон Вильгельм Эрзог. Наследие Андре Моруа огромно и разнообразно –  более 200 книг, тысячи  статей и очерков. Его перу принадлежат психологические романы, философские эссе и новеллы, ироничные рассказы, критические статьи, литературные мемуары и исторические труды. Среди героев его книг – знаменитые писатели и поэты, известные ученые и общественные деятели.

 «Писать – это лучшее занятие на свете», — однажды сказал Андре Моруа. Но стал наиболее известен он благодаря созданию целой серии романизированных биографий великих людей. Это книги о Байроне, Шелли, Бальзаке,  Жорж Санд, Тургеневе, Гюго, Дюма-отце и Дюма-сыне, Прусте. Творческий псевдоним через какое-то время превратился в его официальное имя.

Моруа  родился в 1885 году в обеспеченной семье промышленников из Эльзаса  на севере Франции в небольшом городке Эльбеф. Получил прекрасное домашнее образование. Мать будущего писателя отличалась высокой культурой, любовью к литературе и  с детства приучала сына к чтению.

В1897 году Эмиль Эрзог поступил в лицей города Руан, столицы Нормандии. Одним из важнейших событий в его жизни стало знакомство с лицейским учителем Аленом. Сам Моруа позднее вспоминал этот период так: «Я перешел тогда в класс философии, нашим преподавателем стал Ален, звавшийся еще в ту пору Эмиль Шартье. Струя свежего воздуха ворвалась тогда в мою жизнь. Я неожиданно встретил человека, который судил обо всем смело, самостоятельно, отметая прописные истины…».

До конца своей жизни Моруа считал Алена одним из самых умных людей. И в своих книгах он часто цитирует его, вспоминает данные ему когда-то ценные советы, ставит Алена в пример. Девизом всей жизни Андре Моруа стали слова Платона, которые Ален привел на первом же уроке: «Всеми силами души нужно стремиться к истине».

Во многом, благодаря  Алену,  Эмиль в шестнадцать лет получил премию по философии на общенациональном конкурсе лицеев – степень лиценциата. В этот период начали появляться первые литературные работы Эмиля Эрзога – рассказы, переводы. Уже тогда отмечались его особенные познания в истории. Позже Эмиль продолжил образование в Каннском университете, что позволило ему расширить кругозор и укрепить свои культурные основы.

В 23 года он стал одним из руководителей фабрики своего отца. Позднее он говорил: «Среди писателей моего поколения есть такие, которые пишут лучше, чем я (Мориак, Мальро, Арагон), стиль их современнее, поиски – смелее, но я был едва не единственным (если не считать Сент-Экзюпери), кто обладал опытом активной жизни, то есть знанием того, на чем стоит общество: труда, отношений руководителя и исполнителей, экономики и политики».

В этот период он написал и первый свой сборник новелл, изданный всего в нескольких экземплярах и под собственным именем.

В первую мировую войну он служил переводчиком во французской военной миссии – помогал британцам наладить снабжение армии. Был и на фронте.В одной из битв заслужил медаль за храбрость от британских союзников. Затем – болезнь, госпиталь и вердикт врачей – к военной службе не годен. Однако, он хотел вернуться на фронт и заслужить звание офицера. И это ему удалось, он отличился в войсках связи. Офицер-переводчик Эмиль Эрзог демобилизовался в 1919 году, пережив эпидемию испанского гриппа, а вернувшись к гражданской жизни, сразу же принялся за писательство.

Общение с англичанами так повлияло на писателя, что он решил написать о них книгу под названием «Молчаливый полковник Брамбл». Роман вышел уже под псевдонимом Андре Моруа и имел колоссальный успех. Его хвалили Ф. Мориак, Р. Киплинг, А. Франс – люди, которыми Эмиль восторгался. Первый успех позволил молодому писателю войти в круг знаменитых людей того времени, сбылись его давние мечты.

Постепенно Эмиль начинает задумываться исключительно о литературной карьере и воплощает мечту в реальность после смерти отца. Он продаёт доставшуюся ему по наследству фабрику и начинает писать. Именно в эту пору в поле его зрения оказывается такой жанр как биография, и в течение 20 – 30-х годов прошлого века он создаёт романы об английских романтиках Байроне, Шелли, Дизраэли. Творчество Эмиля Эрзога не осталось незамеченным.

В начале Второй мировой войны фашисты разграбили его дом, арестовали мать и казнили племянников.   Андре Моруа, будучи в возрасте 54 лет, вступил в ряды Сопротивления, однако, когда немцы оккупировали Францию, он был вынужден эмигрировать в США, которые  стали местом сбора многих европейских мыслителей. В США он не перестает работать, пишет серию книг «Голоса Франции», выступает с лекциями, всеми силами стараясь помочь Сопротивлению. В1943 году участвует в штурме острова Корсика, а после – в итальянской кампании. На родину он смог вернуться лишь в 1946 году, тогда же и сменил имя, официально став Андре Моруа.

Вернувшись во Францию после войны, он нашел страну сильно изменившейся, на смену его поколению приходили новые литературные имена. Но произведения Моруа не теряли своей актуальности.

Художественная биография, биографический роман, романизированная и даже беллетризированная биография — такими понятиями оперируют специалисты, рассуждая о любимом жанре Моруа. Сам же писатель с последним термином категорически не был согласен, утверждая, что работает исключительно с фактами.

Но как в таком случае сделать книгу увлекательной? Ведь сюжет её в целом уже известен читателю, более того, ясно, чем всё закончится. Тем не менее, Моруа всё это удавалось, и всю свою жизнь он следовал основному принципу: «биография должна быть одновременно и трудом историка, и произведением искусства».

Более того, писатель считал, что биографический жанр имеет перед тем же романом ряд преимуществ:

«Когда мы читаем биографию знаменитого человека, мы заранее знаем главные перипетии и исход событий.  Мы как бы прогуливаемся по знакомой местности, оживляя свои воспоминания и дополняя их. Спокойствие духа, с которым мы совершаем эту прогулку, лишённую неожиданностей, благоприятствует эстетической установке».

Принято считать, что лучшие произведения Моруа посвящены Байрону, Гюго, Жорж Санд и Бальзаку. Однако русскую классику он ценил не меньше, чем французскую. Когда-то, ещё в детстве, Эмиль получил в подарок от своего учителя томик с рассказами Пушкина, Гоголя и Толстого. При этом педагог напутствовал юного ученика словами: «Ты будешь писателем. Через двадцать лет это тебе пригодится». Так и случилось. А с этого томика началась беззаветная любовь Моруа к русским писателям. И потому написанное им о Тургеневе, Чехове, которого Андре называл «Шопеном в драматургии», Толстом — не менее талантливо, чем сказанное о Прусте или Дюма.

В 1931 году был написан биографический роман «Тургенев». Это – не столько биография писателя, сколько – размышления о нём. В книге воссозданы многие сцены из жизни Тургенева, приводится много цитат из писем и диалогов. Автор даёт прочувствовать эпоху, рассказывает европейскому читателю о крепостном праве и о том, что Тургенев был тесно связан с Францией. Андре Моруа приводит много серьёзных доказательств того, что И. С. Тургенев – великий писатель.

Написав однажды статью о Чехове, Моруа поместил ее в сборнике с красноречивым названием «Образцовые судьбы». Под таким заголовком можно поместить и жизнь самого Андре Моруа.

Но одна фигура особенно манила Андре Моруа − Лев Толстой. Написать о нем Моруа мечтал всю жизнь, бесконечно собирал материалы (он дожил до 80 лет), но так и не решился. И весь свой восторг перед русской литературой ограничил развернутым портретом Тургенева.

Если пристально вглядеться в портреты героев, написанных Моруа, можно понять, что восхищало в судьбе других. Вольтер удивил биографа могуществом старости, ведь только в возрасте более 70 лет тот  написал свои главные шедевры остроумия. В биографии Гюго его больше всего занимал азарт политической борьбы, за которую тот взялся, отодвинув сочинение книг на второй план.  В судьбе Экзюпери, наоборот, биографа поразила гармония, с какой летчик писал в перерывах между полетами. В  блистательной биографии «Три Дюма» писатель ярко описал удивительные судьбы деда, генерала наполеоновских войн, отца, великого Александра Дюма, и драматурга — сына.

Личная жизнь Андре Моруа была отмечена двумя браками, каждый из которых оставил заметный след в его биографии. В 28 лет он женился на Жанне-Мари Шимкевич. Их союз был счастливым и плодотворным: у пары родились трое детей — сыновья Жеральд и Оливье, а также дочь Мишель. Однако семейное счастье оказалось недолгим. В 1924 году, когда Моруа было 39 лет, Жанна-Мари скончалась от сепсиса, оставив писателя вдовцом с детьми на руках. Эта утрата глубоко повлияла на его жизнь и творчество, отразившись в его литературных произведениях, где часто исследуются темы утраты и любви.

Второй брак Моруа состоялся с Симон Кайяве, женщиной из выдающейся семьи, связанной с именем Марселя Пруста. Этот союз был менее гармоничным. Пара некоторое время жила раздельно, и Симон знала о внебрачных связях супруга. Несмотря на это, их брак сохранялся, хотя детей у них не было. Влияние Симон и её связь с литературным наследием Пруста, вероятно, сыграли роль в интересе Моруа к биографическим исследованиям, особенно к работе над книгой «В поисках Марселя Пруста».

Эти два брака иллюстрируют сложные аспекты жизни Андре Моруа, показывая, как личные переживания влияли на его литературное наследие и мировоззрение.

Эссе «Письма незнакомке» — сборник коротеньких писем-размышлений о жизни, посвященный молоденькой девушке или женщине. Незнакомка — образ собирательный, автор и не хочет видеть ее конкретно в какой-либо женщине. Размышления эти являются советами для молоденькой женщины в науке жить, здесь советы о том, как держать себя в свете, как сохранить брак, как не совершить распространенных ошибок. Автор — зрелый человек и иронически смотрит на некоторые вопросы, кажущиеся в молодости очень важными и по-отечески старается напутствовать молодое поколение не принимать все близко к сердцу.

Дружеские советы и наставления женщинам от Андре Моруа

Уклоняйтесь от споров о предметах маловажных

Доводы, излагаемые резким тоном, выводят собеседника из себя. Особенно когда правда на вашей стороне. «Всякое дельное замечание задевает», – говорил Стендаль. Вашему собеседнику, возможно, и придется признать неопровержимость ваших доводов, но он вам этого не простит вовеки.

 В любви мужчина стремится не к войне, а к миру

Блаженны нежные и кроткие женщины, их будут любить сильнее. Ничто так не выводит мужчину из себя, как агрессивность женщины. Амазонок обожествляют, но не обожают.

Теорема Валери:

«Количество нежности, излучаемой и поглощаемой каждодневно, имеет предел»

Нежные слова

Нежные слова, появившиеся и изливающиеся в самый момент проявления чувств, – прелестны. Нежность в затверженных выражениях раздражает.

Человек соткан из противоречий

То прилив, то отлив. «Он осужден постоянно переходить от судорог тревоги к оцепенению скуки», – говорит Вольтер

О кокетстве

Если хорошенько подумать, это вполне естественно.

Без легкого кокетства, порождающего первую робкую надежду, у большинства людей любовь не просыпается. «Любить – значит испытывать волнение при мысли о некоей возможности, которая затем перерастает в потребность, настойчивое желание, навязчивую идею»

Пока нам кажется совершенно невозможным понравиться такому-то мужчине (или такой-то женщине), мы и не думаем о нем (или о ней).

Но стоит нам только принять на свой счет чей-либо взор, улыбку, фразу, жест, как воображение помимо нашей воли уже рисует нам скрывающиеся за ними возможности. Эта женщина дала нам повод – пусть небольшой – надеяться? С этой минуты мы уже во власти сомнений. И вопрошаем себя: «Вправду ли она интересуется мною? А ну как она меня полюбит? Невероятно. И все же ее поведение…»

Как говаривал Стендаль, мы «кристаллизуемся» на мысли о ней, другими словами, в мечтах расцвечиваем ее всеми красками, подобно тому как кристаллы соли в копях Зальцбурга заставляют переливаться все предметы, которые туда помещают.

Отступая, заманить

Это было бы верно, – говорю я, – если бы женщина действовала неумело и было бы очевидно, что инициатива исходит от нее; но искусство как раз в том и заключается, чтобы сделать первые шаги незаметно. «Она бежит под сень плакучих ив, но хочет, чтобы ее увидели…» Отступая, заманить противника – вот старая, проверенная военная хитрость, она немало послужила и девицам, и солдатам.

Вот тут-то вы, женщины, и должны постараться пробудить в мужчине желание преследовать вас. Для этого разработана целая тактика, и вам она знакома лучше, нежели мне. Надо ему кое-что позволить, притвориться, будто он вас сильно занимает, потом неожиданно «все поломать» и решительно запретить ему то, что еще вчера он считал прочно завоеванным. Контрастный душ – встряска суровая, но под ним и любовь, и желание растут как на дрожжах.

 О мужском тщеславии

Мужчинам нравится восхищать речами и звонкими фразами.

Попросить профессионального совета у финансиста, политического деятеля, ученого – один из способов покорить мужчину, и он так же рассчитан на неистребимое тщеславие мужской половины рода человеческого. Уроки ходьбы на лыжах, уроки плавания – превосходные силки для мужчин-спортсменов.

Гете в свое время заметил, что нет ничего привлекательнее, чем занятия молодого человека с девушкой: ей нравится узнавать, а ему обучать. Это верно и по сей день.

Попросить, чтобы вам разъяснили сложную философскую проблему, слушать объяснение с задумчивым видом, повернув головку так, как вам особенно идет, затем проникновенно сказать, что вы все поняли, – кто способен устоять перед этим! Во Франции путь к сердцу мужчины проходит через его ум.

В 1966 году было написано эссе «Открытое письмо молодому человеку о науке жить». Это эссе стало последним обращением и напутствием Моруа к молодому поколению, в нем он напоминает четыре древние как мир истины:

«Во-первых, нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным… Всякий, кто живет ради других, словно по волшебству забывает свою тоску и мелкие житейские неурядицы. Подлинный внешний мир – это внутренний мир.

Второе правило – надо действовать. Вместо того чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобразить тот уголок, куда забросила нас судьба. Мы не в силах изменить вселенную, да и не стремимся к этому. Наши цели ближе и проще: заниматься своим делом – правильно выбрать его, глубоко изучить и достичь в нем мастерства… Если человек в совершенстве овладел каким-нибудь ремеслом, работа приносит ему счастье.

Третье правило – надо верить в силу воли. Неверно, что будущее целиком и полностью предопределено. Великий человек может изменить ход истории. Тот, у кого достанет смелости захотеть, может изменить свое будущее.

Не менее важно и четвертое правило – надо хранить верность. Верность слову, обязательствам, другим, себе самому. Надо быть из тех людей, которые никогда не подводят.  Верность не должна быть слепой. Однако не забывайте, что часто в основе неверности лежит не столько неудачный выбор, сколько обыкновенная привередливость. Ален пишет: “Всякий выбор плох, если человек сидит сложа руки, но всякий выбор может стать удачным, стоит только захотеть. Профессию всегда выбирают вслепую – ведь изучить ее можно только после того, как выбор сделан. То же и в любви…»

Это напутствие касается всех сфер жизни и является попыткой передать свои знания молодому поколению людей, в надежде, что они будут совершать меньше ошибок и больше поймут о мире.

В 1967 году писатель тяжело заболел, и ему предстояла операция. М. Дрюон рассказывал, что его последние слова накануне операции были: «Я иду в бой. Но в бою, на войне нет полной уверенности, что осколок снаряда попадет тебе в живот, а здесь я отлично знаю, что буду ранен. Я готов».

Этот бой стал смертельным и 9 октября 1967 года писатель ушел из жизни.

Самые интересные высказывания мастера слова

Проблема не в том, чтобы иметь деньги на черную икру, а в том, чтобы находить в ней вкус.

Вы всю жизнь будете встречать людей, о которых с удивлением скажете: «За что он меня невзлюбил? Я же ему ничего не сделал». Ошибаетесь! Вы нанесли ему самое тяжкое оскорбление: вы — живое отрицание его натуры.

Вспомните свою молодость. Но, помогая своим детям, требуйте, чтобы они и сами себе помогали. У них не будет ни твердого характера, ни силы воли, если они не научатся преодолевать препятствия. Птица кормит птенцов из клюва и при этом учит их летать самостоятельно.

И общество, где не почитают стариков, и общество, где не любят молодежь, равно несовершенны.

Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому.

Прощать надо молча — иначе какое же это прощение.

Брак без конфликтов – вещь почти такая же невероятная, как нация без кризисов.

Самая поразительная память — память влюбленной женщины.

Беседа без пауз не способна ничего родить. Для созревания плода требуется время.

Эпохой Средневековья датируются два худших изобретения в истории человечества: романтическая любовь и пушечный порох.

Кто в 16 лет не революционер, тому в 30 лет не хватит отваги, чтобы быть начальником пожарной команды. Старость начинается в тот день, когда умирает отвага.

Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.

При зарождении любви влюбленные говорят о будущем, при ее закате — о прошлом.

Мы бываем естественны только с теми, кого мы любим.

Каждому человеку в течение дня представляется не менее десяти возможностей изменить свою жизнь. Успех приходит к тому, кто умеет их использовать.

Единственное, чему учит нас опыт, — что опыт ничему нас не учит.

Брак по расчету оборачивается благом только в том случае, если есть надежда превратить его в брак по любви. В противном случае это брак не по рассудку, а по безрассудству.

Школьные товарищи – лучшие воспитатели, чем родители, ибо они безжалостны.

Счастливый брак — это долгий разговор, который всегда кажется слишком коротким.

Отношения между родителями и детьми так же трудны и столь же драматичны, как отношения между любящими.

Искусство старения заключается в том, чтобы быть для молодых опорой, а не препятствием, учителем, а не соперником, понимающим, а не равнодушным.

Старость не забывает своего нежного опыта и любит давать добрые советы, так как уже не может показывать дурных примеров.

Нет врага более жестокого, чем прежний друг.

Множество женщин сделало блестящую карьеру, умея лишь слушать, к тому же и слушать не обязательно: достаточно делать вид.

Люди так любят слушать о себе, что готовы часами обсуждать собственные недостатки.

Делайте подарки немного дороже, чем вы можете себе позволить.

Всё совершённое тобой к тебе же и вернётся.

В литературе — как в любви: нас удивляет чужой выбор.

Смерть превращает жизнь в судьбу.

Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение.

Андре Моруа  писал психологические романы и рассказы, фантастические новеллы и путевые очерки, исторические труды и философские эссе. Но в историю литературы Моруа вошёл как мастер биографического жанра. Основываясь на документальных биографических данных знаменитых людей (дневники, письма, воспоминания современников), он воссоздавал их живой образ.

В произведениях Моруа элементы психологического романа соединяются с историческим исследованием. Его излюбленный приём – рассказ о событиях от лица разных персонажей, что делает повествование психологически более глубоким и достоверным.

На протяжении длинной творческой жизни подход к написанию биографий менялся – поначалу писатель больше внимания уделял чертам характера героя и мало воссоздавал исторический антураж. Со временем Моруа будет уделять всё больше внимания историческому и общественному фону, на котором разворачиваются события одной биографии.

Моруа связывает все свои работы невидимыми нитями, и они становятся частями целого. Чтение его книг расширяет кругозор читателя, открывает для него новые имена, вызывает желание перечитать уже полюбившихся авторов.

Сегодня темы литературных очерков Андре Моруа актуальны как никогда: «Роль писателя в современном мире», «Чему мы служим» и «Миссия общественных библиотек». Он мечтает о том, чтобы талант писателя был добрым, учил людей доверию и смягчал вражду.

«От вас, молодые писатели, зависит, будет ли через двадцать лет мир счастливее или он окончит своё существование» – обращается Моруа к новому поколению авторов. В наш тревожный век с этим трудно не согласиться.

Советуем почитать:

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!