«Всякий человек сам себя воспитать должен»
Иван Тургенев — «Отцы и дети»
Уважаемые читатели!
9 ноября 2023 года Ивану Тургеневу исполняется 205 лет со дня рождения.
Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) – представитель плеяды великих русских писателей-реалистов XIX столетия, романист, драматург, поэт и переводчик. Успешный и состоятельный литератор, Тургенев стал связующим звеном между литературными кругами России и Западной Европы. Он открыл богатство и глубину русской литературы западному читателю.
Детство и юность
Родился будущий писатель 28 октября (9 ноября) 1818 года в семье кавалерийского офицера Сергея Николаевича Тургенева и Варвары Петровны Лутовиновой. Ранние годы писателя трудно назвать счастливыми и беззаботными, хотя семейство жило в большом достатке. Родители Ивана, заключившие брак по расчёту, не любили друг друга. Мать, несмотря на природный ум, была женщиной деспотичной, властной и жестокой. Детей она била, доставалось и её любимчику Ивану.
Детство Тургенева прошло в материнском имении Спасское-Лутовиново. В доме говорили исключительно по-французски, детей воспитывали гувернёры-иностранцы, которые и учили маленького Ивана читать и писать. Тургеневы много путешествовали будущий писатель впервые посетил Европу, когда ему было всего 4 года. Впрочем, русскую культуру в семье ценили не меньше, чем наследие Запада. Будучи женщиной начитанной и эрудированной, Варвара Петровна не жалела денег на учителей и книги, общалась со многими знаменитыми литераторами того времени, в том числе с В.А. Жуковским, не пропускала книжные новинки.
Ролик «Краткая биография Ивана Тургенева»
Образование
В 1827 году, когда Ивану было 9 лет, семья Тургенева перебралась в Москву, чтобы дать детям достойное образование. Будущий писатель учился в частных заведениях для детей из богатых дворянских родов – сначала в домашнем пансионе И.И. Вейденгаммера, затем в пансионе И.Ф. Краузе, директора Лазаревского института восточных языков. Иностранные языки Тургенев блестяще знал с детства: именно это позволило ему впоследствии стать переводчиком и «проводником» русских книг за рубежом.
В 1830 году отец Тургенева не выдержал несчастного брака и ушёл из семьи, а спустя четыре года умер. Эти события наложили серьёзный отпечаток на юность Тургенева, хотя Иван и не был близок с отцом.
В 1833 году 15-летний Иван Тургенев поступил на словесное отделение Московского университета, но уже через год юноше пришлось покинуть его стены: семья перебралась в Санкт-Петербург. Иван продолжил учёбу на философском факультете Петербургского университета, который и окончил в 1836 году со степенью действительного студента (в те годы в России была принята четырёхступенчатая система научных степеней). Тургенев всерьёз задумывался о научной карьере. В 1837 году он получил учёную степень кандидата университета, существовавшую в России с 1804 по 1884 гг. и приблизительно сопоставимую с современной степенью магистра. В 1838 году 20-летний Иван отправился за границу. В Берлине он слушал лекции философов и филологов, изучал древние языки и античную литературу, ознакомился с философией Гегеля.
Атмосфера западноевропейского университета, дух немецкого идеализма, сама жизнь на Западе нашли в сердце Тургенева огромный отклик. Семена «западничества» упали на подготовленную почву – Иван Сергеевич с детства был погружен в атмосферу европейской культуры. Тургенев проникся европейскими идеями гуманизма и прогресса, величайшей ценности человеческого духа, и пронёс эти юношеские убеждения через всю жизнь.
В 1839 году Иван Тургенев ненадолго приехал на родину, где в его семье случилось несчастье: сгорел старый дом в Спасском-Лутовинове. Впрочем, надолго в России Тургенев не задержался: 1840 год он вновь встретил в Европе, путешествуя по Германии, Австрии и Италии. На родину Тургенев вернулся только в 1841 году. Попытка получить степень магистра философии не увенчалась успехом: в 1842 году в Московском университете не нашлось ни одного штатного профессора философии, и у Тургенева попросту некому было принять экзамен. Тогда Иван Сергеевич уехал в Петербург, получил степень магистра по греческой и латинской филологии и даже написал диссертацию, которую не стал защищать. К этому времени желание заниматься наукой постепенно сошло у Тургенева на нет: его всё больше привлекало литературное поприще.
Творческий путь
Первые шаги в литературе Тургенев сделал, будучи ещё студентом. Первоначально он намеревался посвятить себя поэзии и в 1834 году написал поэму «Стено». Иван решился показать свой труд профессору П.А. Плетнёву, известному в те годы мастеру словесного искусства, редактору, поэту пушкинского круга. Знаменитый критик строго разобрал студенческий опус, но сдержанно похвалил юного автора, а впоследствии даже опубликовал в журнале «Современник» пару его стихотворений – «Вечер» и «К Венере Медицейской».
В 1830–1840-е гг. Тургенев начал обрастать литературными связями. Он познакомился с В.А. Жуковским, А.В. Кольцовым, А.А. Фетом, встречался с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым.
В 1843 году вышла поэма Тургенева «Параша», заслужившая высокую оценку критиков, в том числе В.Г. Белинского. С этого времени зародилась крепкая дружба писателя и критика. В том же году 25-летний Иван Сергеевич написал стихотворение «В дороге», также известное по первой строке как «Утро туманное, утро седое…» – переложенное на музыку, оно стало знаменитым русским романсом. Воспоминания о былой любви, настроение разлуки и угасания поддерживались в нём печальными картинами зимней природы.
Со второй половины 1840-х гг. Тургенев всё больше обращался к прозе и драматургии. Он работал над повестями «Бретёр» и «Три портрета», а с 1847 года стал постоянным автором журнала «Современник», который тогда перешёл в руки И.И. Панаева и Н.А. Некрасова. На страницах этого журнала появились первые рассказы цикла «Записки охотника», сделавшие их автора знаменитым. Цикл печатался почти четыре года, а в 1852 году вышел отдельной книгой. В основе рассказов лежали впечатления автора от жизни в Спасском-Лутовинове, наблюдения за бытом и сознанием простого народа. За поэтичностью пейзажных описаний, метафоричностью и живыми голосами тургеневских персонажей вставали и общественно-политические, и гуманистические идеалы автора, его искренняя ненависть к крепостному праву. Не случайно после выхода «Записок охотника» отдельной книгой цензор, пропустивший её в печать, был уволен: из совокупности текстов вырастали новые смыслы, незаметные в журнальных публикациях отдельных рассказов и очерков.
В 1847 году Тургенев снова уехал в Европу – на этот раз вместе со своим другом Белинским. Огромное впечатление на писателя произвели революционные события 1848 года во Франции, свидетелем которых он стал, живя в Париже. Пережитый страх навсегда сделал Тургенева противником кровопролития, насилия и бунтов.
В 1848–1851 гг. Тургенев работал над такими драматургическими произведениями как «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка». Некоторые пьесы пользовались успехом у читателей и зрителей, хотя критики считали его произведения «несценичными», затянутыми, лишёнными живости. Впрочем, за рубежом Тургенев-драматург пользовался большим успехом, и его пьесы включались в репертуар французских, немецких и австрийских театров.
В начале 1850-х гг. Тургенев то жил за границей, то возвращался в Россию. Некоторые его работы того времени, в том числе некролог Н.В. Гоголю, не пропущенный цензурой, антикрепостнические настроения «Записок охотника», дружба с В.Г. Белинским и А.И. Герценом не могли не привлечь внимание властей. В 1852 году Тургеневу запретили жить в столицах, и он вновь отправился в родовое имение Спасское-Лутовиново – на сей раз в ссылку. Разрешение посещать Москву и Санкт-Петербург писатель получил лишь два года спустя, а написанные им важнейшие произведения этих лет увидели свет только после смерти императора Николая I: в 1856 году вышел роман «Рудин», а три года спустя – роман «Дворянское гнездо».
1860-е гг. ознаменовались творчеством Тургенева в жанре романа. В 1860 году в журнале «Русский вестник» М.Н. Каткова вышел роман «Накануне», а в 1862 году там же увидел свет самый знаменитый роман писателя «Отцы и дети». Книга произвела фурор в русском литературном обществе. В стране, где только что было отменено крепостное право, а впереди маячили новые великие реформы, образ Базарова стал воплощением мировоззрения большинства молодых интеллигентов. Жестокий разрыв между идеалами различных поколений, глубокая внутренняя драма каждого героя нашли глубокий отклик в сердцах читателей и критиков.
Годы реформ ознаменовали для Тургенева разрыв с его прежними друзьями – А.И. Герценом, Н.А. Некрасовым, Н.А. Добролюбовым, М.А. Бакуниным. Писатель не разделял их революционных настроений, да и эстетические их установки были ему чужды. Искусство, по Тургеневу, не должно было целиком и полностью подчиняться идеологии, становиться рупором пропаганды. Поссорился Тургенев и с Л.Н. Толстым, и с А.А. Фетом.
К концу 1860-х гг. прекратилось сотрудничество Ивана Сергеевича с М.Н. Катковым, находившимся по другую сторону политических баррикад – на стороне консервативно-охранительной. За вышедший в 1867 году роман «Дым», в котором Тургенев критически и даже сатирически изобразил представителей всех общественных течений, автора, по его собственным словам, «ругали все – и красные, и белые, и сверху, и снизу, и сбоку – особенно сбоку».
В 1863 году И.С. Тургенев окончательно перебрался за границу и поселился в Баден-Бадене. В Европе он принял на себя роль своеобразного «переводчика» – как в широком культурном смысле, так и в узкоспециальном. Иван Сергеевич знакомил европейское общество с произведениями русской литературы, а русского читателя – с зарубежными авторами. Тургенев много переводил сам, редактировал и комментировал чужие переводы.
В Европе Тургенев быстро обрастал литературными связями. Он встречался и вёл переписку со многими известнейшими писателями второй половины XIX века: Уильямом Теккереем, Чарльзом Диккенсом, Генри Джеймсом, Жорж Санд, Виктором Гюго, Эмилем Золя, Анатолем Франсом, Ги де Мопассаном, Альфонсом Доде, Гюставом Флобером и другими. В истории литературы остались регулярные встречи Гюстава Флобера, Эдмона Гонкура, Альфонса Доде, Эмиля Золя и Ивана Тургенева в парижских ресторанах. С 1874 года писатели раз в месяц собирались на «обед освистанных авторов», чтобы поговорить о литературе, искусстве, языке. Душой этого эстетически-гастрономического кружка был Тургенев.
К концу 1870-х гг. слава Тургенева сделала его самым востребованным русским писателем в Европе. Свидетельством тому стало присуждение в 1879 году Тургеневу звания почётного доктора Оксфордского университета: ни один литератор доселе не удостаивался такой чести.
В 1877 году в журнале «Вестник Европы», с которым Тургенев сотрудничал с 1868 года, вышел его последний роман «Новь». Как ранее «Дым», он был воспринят в штыки и приверженцами самодержавия, и революционерами-народниками. Впрочем, впоследствии критика немного смягчила своё отношение к труду писателя.
Последним и прощальным произведением Тургенева стал цикл его лирических миниатюр своеобразного жанра, определённого автором как «стихотворения в прозе». Это были небольшие зарисовки, посвящённые важнейшим для писателя темам – родине, литературе, искусству, любви и родной словесности. Стихотворение «Русский язык» осталось в истории русской литературы как лирический манифест не только самого Тургенева, но и всех русских писателей и поэтов, для которых величие языка и значение искусства неразрывно связаны с историей и общественной жизнью страны и народа.
Электронная презентация «По тургеневским местам» на канале ПЦПИ:
Семья и личная жизнь
В жизни Тургенева было много влюблённостей, но семьёй писатель так и не обзавёлся. Среди возлюбленных его молодости оказались и княгиня Екатерина Шаховская, и белошвейка Дуня Иванова. На последней Тургенев даже хотел жениться, но мать писателя была категорически против неравного брака, и женитьба не состоялась. В 1842 году Авдотья родила дочь, которую писатель смог официально признать лишь в 1857 году. Были в жизни Тургенева и другие увлечения – сестра революционера М.А. Бакунина Татьяна Александровна, дальняя родственница самого писателя Ольга Александровна Тургенева, сестра Л.Н. Толстого Мария Николаевна.
В 1843 году писатель познакомился со знаменитой французской оперной певицей Полиной Виардо, приехавшей на гастроли в российскую столицу, и её мужем Луи Виардо – писателем, литературным критиком, искусствоведом и театральным деятелем. Возникшая привязанность к Полине заставила Тургенева уехать за семейством Виардо во Францию – вопреки воле матери и без денег.
С Полиной писатель старался не расставаться в течение всей оставшейся жизни. В начале 1860-х гг. он поселился с семьёй Виардо в Баден-Бадене, а в 1870-х гг. перебрался за ними в Париж. В доме Виардо воспитывалась и внебрачная дочь Тургенева Пелагея. Насколько близкими были отношения Ивана Тургенева и Полины Виардо, остаётся только догадываться и по сей день.
В 1879 году 61-летний Тургенев влюбился в 25-летнюю Марию Савину – актрису, исполнявшую роль Верочки в его пьесе «Месяц в деревне». Чувства пожилого писателя не нашли отклика в душе молодой женщины: она относилась к Тургеневу скорее по-дружески.
Смерть
В поздние годы Иван Сергеевич много болел. Он страдал от подагры, межрёберной невралгии и стенокардии. В 1883 году писатель мучился от нестерпимой боли в позвоночнике, от которой временами не спасал даже морфий. Смерть Тургенева наступила 22 августа (3 сентября) 1883 года в возрасте 64 лет, вероятнее всего – от рака позвоночника. Согласно завещанию, похоронили писателя на родине, но и во Франции желающих проститься с великим литератором было достаточно: в траурных мероприятиях участвовало не менее 400 человек, в том числе знаменитые писатели, артисты, театральные деятели и музыканты. 27 сентября тело Тургенева привезли в Санкт-Петербург. Похороны и панихида собрали несколько тысяч человек. Скорбная процессия растянулась на километры. Погребение состоялось на Волковском кладбище.
И.С. Тургенев вошёл в историю мировой литературы как проницательный драматург, тонкий лирик и романист-классик. Произведения писателя отразили всю сложность и многообразие российской жизни второй половины XIX столетия – времени реформ, общественной борьбы и мировоззренческих кризисов. Творчество Тургенева и его просветительская и переводческая деятельность заметно повлияли на труды западноевропейских авторов. Иван Сергеевич открыл Европе русскую литературу… и самого себя.
8 фактов об Иване Тургеневе
- Противник крепостного права, Тургенев, как указывают биографы, «постарался облегчить участь» доставшихся ему в наследство около почти 2000 крестьян.
- Дочь Тургенева Полина с восьмилетнего возраста воспитывалась в семействе Виардо и говорила почти исключительно по-французски — к умилению отца.
- Стихотворение «Утро туманное» было как минимум трижды положено на музыку, но известным стал именно «романсовый» вариант, причем его автор доподлинно неизвестен.
- С 1874 года в парижских ресторанах или на дому проходили холостяцкие «обеды пяти» — Флобера, Эдмона Гонкура, Доде, Золя и Тургенева, — где последнему отводилась главная роль.
- В 1880 году Тургенев выступил на открытии первого памятника Пушкину с речью, которую несколько позже признали более значительной, чем знаменитая Пушкинская речь Достоевского, произнесенная в эти же дни.
- В «Бесах» Достоевского фигурирует «великий писатель Кармазин» — крикливый исписавшийся литератор без дарования, отсиживающийся за границей.
- В числе посмертных подношений Тургеневу был венок с надписью «Автору «Муму»» от общества покровительства животным.
- Мозг Тургенева был самым тяжелым из исследованных на тот момент — 2012 граммов, почти на 600 г больше среднего веса.
Библиография
Библиография Тургенева очень обширна, в неё входят и реалистические романы и рассказы, и лирические стихотворения, и драматургия. Назовём наиболее известные произведения писателя.
Романы:
Рудин (1855)
Дворянское гнездо (1858)
Накануне (1860)
Отцы и дети (1862)
Дым (1867)
Новь (1877)
Рассказы и повести:
Записки охотника (рассказы «Бежин луг», «Гамлет Щигровского уезда», «Ермолай и мельничиха», «Живые мощи», «Певцы», «Уездный лекарь», «Хорь и Калиныч» и др.) (1847–1851)
Муму (1852)
Ася (1858)
Первая любовь (1860)
Призраки (1864)
Странная история (1870)
Вешние воды (1872)
Пунин и Бабурин (1874)
Песнь торжествующей любви (1881)
Клара Милич (После смерти) (1883)
Une fin (Конец) (1883)
Пьесы:
Где тонко, там и рвётся (1848)
Нахлебник (1848)
Завтрак у предводителя (1849)
Холостяк (1849)
Месяц в деревне (1850)
Провинциалка (1851)
Стихи и стихотворения в прозе:
В дороге («Утро туманное») (1843)
Стихотворения в прозе (1877–1882)
Обложка: И.Е. Репин. Портрет И.С. Тургенева, 1874 год. Из собрания Третьяковской галереи
Экранизации
Список фильмов, телефильмов и телесериалов, являющихся экранизациями произведений И.С.Тургенева
- 1910 — Лейтенант Ергунов / Le Lieutenant Yergounoff (Россия, Франция) Реж Андре Метр, Кай Ганзен (по мотивам рассказа «История лейтенанта Ергунова»)
- 1913 — Нахлебник / Il pane altrui (Италия). Реж. Убальдо Мария Дель Колле,
- 1915 — Вешние воды (Россия). (фильм не сохранился)
- 1915 — Дворянское гнездо (Россия) Реж. Владимир Гардин (фильм не сохранился)
- 1915 — Клара Милич (Россия). Реж Эдвард Пухальский (фильм не сохранился)
- 1915 — Накануне (Россия). Реж. Владимир Гардин, Николай Маликов (фильм сохранился фрагментарно)
- 1915 — Отцы и дети (Россия). Реж. Вячеслав Висковский (фильм сохранился фрагментарно)
- 1915 — Первая любовь (Россия). Реж. Евгений Бауэр, Вячеслав Висковский (фильм не сохранился)
- 1915 — Песнь торжествующей любви (Россия). Реж Евгений Бауэр, (фильм не сохранился)
- 1915 — После смерти (Россия). Реж. Евгений Бауэр (по мотивам повести «Клара Милич»)
- 1916 — Чаша запретной любви (Россия) (фильм не сохранился)
- 1917 — Сон (фильм не сохранился)
- 1918 — Постоялый двор (Россия). Реж. Чеслав Сабинский (фильм сохранился не полностью).
- 1919 — Фауст (другое название «Тургеневская девушка») (Россия). Реж. Ольга Рахманова (фильм не был выпущен)
- 1920 — Дым / Fumo (Италия). Реж. Васко Сальвини
- 1921 — Вина графа Вронского / Die Schuld des Grafen Weronski (Германия), Реж. Рудольф Бибрах
- 1923 — Песнь торжествующей любви / Le chant de l’amour triomphant (Франция). Реж Виктор Туржанский
- 1924 — Вешние воды / Frühlingsfluten (Германия). Реж. Николай Маликов
- 1924 — Нахлебник (фильм / Il pane altrui (Италия). Реж Телемако Руджери
- 1935 — Бежин луг (СССР). Реж. Сергей Эйзенштейн (фильм не сохранился, восстановлен в качестве фотофильма)
- 1941 — Первая любовь / Primer amor (Испания). Реж. Клаудио Де Ла Торре
- 1943 — Тайны / Secrets (Франция). Реж. Пьер Бланшар (по мотивам пьесы «Месяц в деревне»)
- 1947 — Месяц в деревне / A Month in the Country (ТВ) (Великобритания)
- 1950 — Поединок в горах / Duelo en las montañas (Мексика). Реж Эмилио Фернандес
- 1951 — Весна в Марьино / Spring at Marino (ТВ) (Великобритания). (по мотивам романа «Отцы и дети»)
- 1953 — Нахлебник (телеспектакль) (СССР). Реж. Владимир Басов, Мстислав Корчагин
- 1953 — Завтрак у предводителя (СССР). Реж. Анатолий Рыбаков
- 1955 — Месяц в деревне (ТВ), (Великобритания), реж Роберт Хеймер [1].
- 1956 — Чужой хлеб / Pane Altrui ((ТВ) (Италия), режиссёр Татьяна Павлова (по пьесе «Нахлебник»)
- 1957 — Вешние воды / Chun chao (Гонконг). Реж. Чинг Доу
- 1958 — Отцы и дети (СССР). Реж. Адольф Бергункер, Наталья Рашевская
- 1958 — Отцы и дети[it] (ТВ) (Италия), режиссёр Гульельмо Моранди[it]
- 1959 — Вешние воды / The Torrents of Spring (ТВ), (Великобритания)
- 1959 — Месяц в деревне (ТВ) (США). Реж. Марк Дэниэлс [2].
- 1959 — Муму (СССР). Реж. Евгений Тетерин, Анатолий Бобровский
- 1959 — Накануне (СССР, Болгария). Реж Владимир Петров
- 1960 — Месяц в деревне / Ein Monat auf dem Lande (ТВ), (ФРГ). Реж. Роберт Фрайтаг
- 1960 — Мечта / Un rêve (ТВ) (Франция). Реж. Жан Пра[fr]
- 1963 — Первая любовь / Premier amour (ТВ), (Франция). Реж.Жан Пра[fr]
- 1964 — Месяц в деревне / Kuukausi maalla (ТВ) (Финляндия). Реж.Мауно Хивёнен[fi]
- 1964 — Месяц в деревне / Um Mês no Campo (ТВ), (Португалия). Реж. Педру Мартинш
- 1964 — Провинциалка / A Provincial Lady (ТВ), (Австралия). Реж. Патрик Бартон[en]
- 1965 — Месяц в деревне / Ein Monat auf dem Lande (ТВ), (ГДР). Реж. Вольфрам Кремпель, Курт Зеегер
- 1965 — Дворянское гнездо / Plemicko gnijezdo (ТВ), (Югославия). Реж. Дэниэл Марусич
- 1966 — Путешествие пятой лошади / The Journey of the Fifth Horse (ТВ), (США). Реж. Ларри Аррик, Эрл Доусон(по мотивам повести «Дневник лишнего человека»)
- 1966 — Месяц в деревне (ТВ) (Великобритания). Реж. Кристофер Морахан [3].
- 1966 — Месяц в деревне / Un mois à la campagne (ТВ), (Франция). Реж. Андре Барсак
- 1967 — Бретёр / Zabijaka (ТВ) (Польша). Реж. Станислав Ленартович, по одноимённому рассказу
- 1967 — Месяц в деревне / Ein Monat auf dem Lande(ТВ), (Австрия). Реж. Вольфганг Глюк
- 1967 — Нахлебник / Na tudjem hlebu (ТВ), (Югославия). Реж. Йован Коньович
- 1968 — Провинциалка / Een dame uit de provincie (ТВ), {Нидерланды}.
- 1968 — Вешние воды / Jarní vody (Чехословакия). Реж. Вацлав Кршка
- 1968 — Месяц в деревне (ТВ), (СССР). Реж. Екатерина Еланская
- 1968 — Первая любовь (ТВ), (СССР). Реж. Василий Ордынский
- 1969 — Дворянское гнездо / Adelsnest (ТВ), (ГДР). Реж Ханс-Эрих Корбшмидт
- 1969 — Песнь торжествующей любви / Pieśń triumfującej miłości (ТВ), (Польша). Реж. Анджей Жулавский
- 1969 — Дворянское гнездо (СССР). Реж. Андрей Михалков-Кончаловский
- 1969 — Елена (фильм / Jelena (ТВ), ГДР). Реж. Ханс-Эрих Корбшмидт
- 1970 — Первая любовь / Erste Liebe (ФРГ, Швейцария, Венгрия). Реж Максимилиан Шелл
- 1971 — Первая любовь / Pierwsza miłość (ТВ), (Польша). Реж. Сильвестр Хенчиньский
- 1971 — Жизнь и смерть дворянина Чертопханова (ТВ), (СССР). Реж. Виктор Туров (по мотивам рассказов цикла «Записки охотника»)
- 1972 — Нахлебник (ТВ), (СССР). Реж. Инесса Селезнёва, Григорий Конский
- 1973 — Провинциалка / La provinciale (ТВ), (Франция). Реж. Филипп Лайк
- 1974 — Первая любовь / El primer amor (Мексика). Реж. Хосе Диас Моралес
- 1974 — Вешние воды / Frühlingsfluten {ТВ) (ФРГ). Реж. Войтех Ясны
- 1975 — Первая любовь / Hatsukoi (Япония). Реж. Цугунобу Котани
- 1975 — Бенямишек / Beniamiszek (ТВ), (Польша). Реж. Влодзимеж Ольшевски, по мотивам рассказа «Конец Чертопханова».
- 1975 — Возвращение (ТВ) (СССР), телекспектакль в постановке МХАТа, по повести «Два приятеля».
- 1975 — Гамлет Щигровского уезда (ТВ) (СССР). Реж. Валерий Рубинчик
- 1976 — Степной король Лир (ТВ) (СССР). Реж. Анатолий Васильев
- 1976 — Фантазия (ТВ) (СССР). Реж. Анатолий Эфрос. Фильм-балет по мотивам повести «Вешние воды».
- 1977 — Рудин (СССР). Реж. Константин Воинов
- 1977 — Ася (СССР, ГДР). Реж. Иосиф Хейфиц
- 1977 — Бирюк (СССР). Реж. Роман Балаян
- 1978 — Месяц в деревне / A Month in the Country {ТВ) (Великобритания). Реж. Квентин Лоуренс [4].
- 1978 — Отцы и дети / Väter und Söhne (ТВ) (ФРГ). Реж. Клаус Петер Витт
- 1979 — Месяц в деревне / Een maand op het land (ТВ) (Бельгия). Реж. Антонин Москалик, Винсент Руффар
- 1980 — Месяц в деревне / Egy hónap falun (ТВ) (Венгрия). Реж. Тамаш Сиртеш
- 1981 — Затишье (ТВ) (СССР). Реж. Виталий Четвериков
- 1983 — Отцы и дети (мини-сериал) (СССР). Реж. Вячеслав Никифоров
- 1984 — Зарница / Summer Lightning (Великобритания, Ирландия). Реж. Пол Джойс. По мотивам повести «Первая любовь» [5].
- 1985 — Месяц в деревне / A Month in the Country {ТВ) (Великобритания). Реж Билл Хэйс [6].
- 1985 — Накануне (СССР, Болгария). Реж Николай Мащенко
- 1987 — Муму (ТВ) (СССР) (мультфильм) Реж. Валентин Караваев
- 1988 — Сон (СССР) (мультфильм). Реж. Нина Шорина
- 1989 — Вешние воды / Torrents of Spring (Великобритания, Франция, Италия). Реж Ежи Сколиммовский
- 1989 — Поездка в Висбаден (СССР, Австрия, Чехословакия). Реж. Евгений Герасимов. По мотивам повести «Вешние воды»
- 1991 — Отцы и дети / Fædre og sønner (ТВ) (Дания). Реж. Eyun Johannessen
- 1992 — Дымъ (мини-сериал) (Россия, Германия). Реж. Аян Шахмалиева
- 1995 — …Первая любовь (Россия, Германия). Реж. Роман Балаян
- 1997 — Нена / Nena (Испания). Реж. Ксвьер Бермудес. По рассказу «Ася»
- 1998 — Му-Му (Россия) Реж. Юрий Грымов
- 2001 — Первая любовь / Lover`s Prayer (США, Великобритания). Реж Реверж Анселмо
- 2006 — Закрой глаза и не дыши / Schließ die Augen und atme nicht (Германия) (мультфильм). Реж. Vuk Jevremovic. По мотивам рассказа «Призраки»
- 2008 — Отцы и дети (мини-сериал) (Россия). Реж. Авдотья Смирнова
- 2013 — Первая любовь / 1er amour (Канада). Реж. Гийом Сильвестр
- 2013 — Моя первая любовь / Hatsukoi (Япония). Реж. Кэйко Цуруока. По мотивам повести «Первая любовь»
- 2014 — Две женщины (Россия, Франция, Латвия, Великобритания). Реж. Вера Глаголева. По мотивам повести «Месяц в деревне»
Викторина «Этот неизвестный Тургенев»
Ответственный: Олейник Н. А.