Уважаемые читатели!
Для Вас мы подготовили информацию о Михаиле Аркадьевиче Светлове — талантливом и остроумном поэте, драматурге и человеке, которому 17 июня 2023 года исполнилось 120 лет со дня рождения.
Имя Михаила Светлова прозвучало на всю страну 29 августа 1926 года, когда в «Комсомольской правде» было напечатано его стихотворение «Гренада». Именно этот день стал поэтическим днем рождения Светлова. Позднее Михаил Аркадьевич признавался, что именно в «Гренаде» он открыл самого себя.
Рожденный эпохой
За сорок лет поэтической работы Светлов написал сотни стихотворений, несколько поэм и драм, ставших своего рода героической летописью советской эпохи. Михаил Аркадьевич Светлов (Шейнкман) родился 17 июня 1903 г. в г. Екатеринославе (совр. Днепропетровск) в семье ремесленника. В 1914-1917 гг. учился в четырехклассном училище и одновременно служил «мальчиком» на товарной бирже. Водоворот войн и революций не позволили будущему поэту продолжить обучение. Только в 1922 г. Михаил смог перебраться в Москву, где поступил учиться сначала на рабфак, а затем в Высший литературно-художественный институт им. В.Я. Брюсова.
Пробой пера стала «Песня юных борцов» — стихотворение, напечатанное в 1917 г. в газете «Голос солдата». В 1923 г. вышел и первый сборник стихов «Рельсы». Но настоящую известность поэту принесли стихи о Гражданской войне: первое — «Гренада» — было напечатано 29 августа 1926 г. в «Комсомольской правде». Этот день стал поэтическим днем рождения Светлова. Михаил Аркадьевич признавался, что именно в «Гренаде» он открыл самого себя. Позже, в годы Второй мировой войны, «Гренада» была гимном заключенных в концентрационном лагере Маутхаузен, созданным фашистским режимом в Австрии в 1938 г. В 1930 г. увидела свет и знаменитая «Каховка». Оба стихотворения стали песнями и приобрели редкую популярность: где бы ни выступал поэт с творческими вечерами — слушатели ждали именно их.
В 30-е гг. Михаил Светлов занимает уже видное место в советской литературе, его знают и любят читатели. Поэт создавал реальные, но вместе с тем романтически возвышенные образы своих героев, рожденные эпохой, созвучные ее духу и настроениям. С интересом он пробует себя и в роли драматурга: пишет романтическую пьесу «Сказка» (1939 г.), снова возвращается к событиям Гражданской войны в пьесе «Двадцать лет спустя» (1940 г.).
Электронная презентация ПЦПИ «Михаил Светлов песни к фильмам»
В годы Великой Отечественный войны свыше тысячи советских писателей добровольцами ушли на фронт. Светлова на фронт не пустили — хотели сберечь. Вот что поэт писал в те дни своему другу, режиссеру Алексею Денисовичу Дикому: «В Москве мне дали броню. Мне стало противно, и я уехал на фронт. Ручаюсь Вам — плохого Вы обо мне не услышите». На фронте Светлов, как многие из его коллег, был военным корреспондентом сначала газеты «Красная звезда» в Ленинграде, затем — газет 1-й ударной армии Северо-Западного фронта «На разгром врага» и «Героический штурм». В «Заметках о моей жизни», написанных в 1958 г., М.Светлов вспоминал свои первые впечатления о войне: «В первые же дни со мной произошел забавный случай. Начальник политотдела армии терпеть не мог «штатских», считая их всех поголовно отъявленными трусами. Он решил послать меня на командный пункт полка во время боя. Меня об этом предупредил делопроизводитель политотдела. Я решил себя «доказать» и, минуя КП полка, направился на КП роты. Бой был жестоким, мы понесли много потерь, но я не очень трусил — мне казалось, что на меня все время устремлен испытующий взгляд начальника политотдела. Ему об этом, очевидно, доложили. Он встретил меня притворно сурово: «Почему вы пошли на КП роты? Я вас посылал на КП полка». — «Рота входит в состав этого полка. Таким образом, я приказа не нарушил». Он улыбнулся: «Говорят, был такой огонь, что нельзя было голову поднять». — «Можно было поднять голову, — ответил я, — но только отдельно». После такого ответа я сразу приобрел популярность»
Борис Аронович Бялик — литературовед, участник Великой Отечественной войны — рассказал другой «забавный случай», связанный с Михаилом Светловым: чтение стихов бойцам поэт не прервал, даже когда на него и его слушателей спикировали три бомбардировщика. Этот эпизод снискал М.Светлову большое уважение. И хотя сам вид поэта был безнадежно штатским, «гимнастерка висела на нем, как на вешалке, теряя всякое сходство с военной формой, а портупея удивительно напоминала подтяжки», оказалось, что Светлов — по-настоящему смелый человек. В его присутствии забывали о самой войне, хотя она оставалась тут же, под боком.
Так было и в боях под Цеменой. Советские войска окружили захватившую Демянск 16-ю немецкую армию, оставалась лишь узкая горловина, проходившая через деревню Цемена, которую никак не удавалось перерезать (в исторической литературе эти события января-февраля 1942 г. получили название «Демянский котел»). Позиции частей, штурмовавших горловину, были крайне тяжелы: они проходили по болоту и эти места непрерывно обстреливались из тяжелых орудий. Особенно мощными были артиллерийские налеты, проводимые три раза в день — в часы завтрака, обеда и ужина. Кроме того, каждые десять минут обрушивался снаряд такой величины, что можно было наблюдать его полет. Снаряды, их называли «чемоданы», падали куда попало, не причиняя особого вреда, но оказывали серьезное психологическое воздействие. Артиллерийские налеты были достаточно впечатляющими даже издалека, когда их наблюдали с высотки на расстоянии нескольких километров. Казалось, что там, где перекатываются такие валы огня и дыма, не может уцелеть ни одна живая душа.
Корреспонденты избегали поездок в Цемену, а если уж приходилось туда ехать, старались выполнить все задания молниеносно. По приказу редактора туда был направлен Михаил Светлов. Старший лейтенант, сопровождавший Светлова, завез его в одно их подразделений. Когда он вернулся за корреспондентом в назначенное время, оказались, что тот уже успел подружиться с ребятами, и беседа у них была в самом разгаре. На замечание старшего лейтенанта, что с минуты на минуту начнется артобстрел и нужно срочно уезжать, Светлов холодно ответил: «Не понимаю. Они же все остаются. Они же здесь живут…». Светлов остался с бойцами. Как ни оберегали поэта генералы и солдаты, он упрямо твердил, что его место — на переднем крае.
На войне Светлов писал стихи, корреспонденции, листовки, и впервые в жизни — очерки. Так, известен его очерк о девушке-санинструкторе «Дружинница». Огромную популярность получило стихотворение «Итальянец». Впечатления о войне нашли отражение и в пьесе послевоенного периода «Бранденбургские ворота». Поэт создавал произведения, психологически проникновенно раскрывающие истоки мужества советских людей, остро переживал героическую эпопею героев-панфиловцев и Лизы Чайкиной — отважной калининской партизанки. Он не мог отказаться от желания воссоздать конкретных героев, которые жили рядом, погибли за свободу родины, перед которыми склоняли головы.
Лучшим признанием его верности солдатскому братству, его участия в общей борьбе за победу может послужить такой известный лишь немногим факт. В начале декабря военного 1942 г. исполнилось 25 лет литературной деятельности М.Светлова. Савелий Александрович Савельев, как он сам себя называет «литературный следопыт», вспоминает, что на фронте тогда шли жесточайшие оборонительные бои. И все же газета 1-ой ударной армии «На разгром врага», в которой работал тогда Михаил Светлов, поместила в номере за 2 декабря на первой странице, рядом со стихотворением поэта «Ночь перед боем», теплую заметку, в которой говорилось, что поэт-фронтовик Михаил Светлов встречает свой юбилей на фронте, в рядах этого войскового соединения. Можно не сомневаться в том, что Светлова захватило свойственное людям на войне чувство всенародного братства, фронтовой дружбы, естественного желания поддержать друг друга.
Прекрасные слова о творчестве М.Светлова принадлежат Ольге Берггольц («Михаилу Светлову», 1963 г.) :
…Потом была Война…
И мы, как надо,
как Родина велела, шли в бои.
И с нами шла «Каховка» и «Гренада»,
прекрасные ровесники твои.
О, как вело,
как чисто пело Слово!
Твердили мы:
— Не сдай! Не уступи!
…Звени, военная свирель Светлова,
из голубой, из отческой степи…
Долгие годы из уст в уста передавалась история о том, как Светлов захватил в плен немецкого генерала. Вот как ее вспоминает сын поэта: «Это случилось в конце войны <…> Светлов как-то привел целую группу пленных, среди которых оказался генерал, переодетый в солдатскую шинель. Сам герой рассказывал об этом очень скромно: «Никакого геройства не было! Я им практически показал дорогу в штаб». В опубликованных автобиографических «Заметках» Светлов лишь вскользь упоминает этот эпизод, надеясь когда-нибудь вновь вернуться к пережитому на войне. Сталкиваясь со смертью, видя величие и подвиг советского солдата, он никогда не позволял себе чувствовать собственную исключительность:
Я тебя ни разу не покинул —
Шел из боя в бой, из года в год,
Я, познавший, может, половину,
Может, четверть всех твоих невзгод… .
Война закончилась для майора Светлова в 1945 г. в Берлине. За боевую работу в годы Великой Отечественной войны М.Светлов был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями. Как и все поэты-фронтовики, после Победы он продолжал писать, еще дыша войной, оставаясь членом великого фронтового братства. В последние годы жизни Светлов много общался с читателями, часто встречался с молодежью. Он уже не только известный поэт и драматург, но и опытный критик, воспитатель, взыскательный учитель.
В позднем творчестве поэта все слышнее становятся грустные ноты. Смерть поэта 28 сентября 1964 г. оборвала работу над пьесой об А.Сент-Экзюпери. Через три года, в 1967, за книгу «Стихи последних лет» Михаилу Аркадьевичу Светлову посмертно была присуждена Ленинская премия.
Имя Михаила Аркадьевича Светлова сегодня, кажется, ушло в прошлое вместе с советской эпохой: его перестали издавать, его нет в школьной программе, о нем редко вспоминают литературные критики и кинематографисты. Но Светлов остается частью русской истории, русской литературы. Сохранить память о нем, познакомить с его лучшими работами молодое поколение помогут хранилища культурного наследия России — архивы, музеи, библиотеки. Внесли свой вклад в эту большую работу и нижегородцы. В 1975 г. имя поэта было присвоено открывшейся библиотеке Советского района г. Горького. С 1993 г. библиотека получила статус литературно-эстетического центра им. М.Светлова.
Литература:
Произведения М.А. Светлова
1. Светлов М.А. Заметки о моей жизни ⁄⁄ Советские писатели: автобиографии в 2 т. — М., 1959. — Т. 2. — С. 304-310.
2. Светлов М.А. Избранное ⁄ предисл. М.Соболя; сост. и подгот. текста Р.Амирэджиби. — М.: Худож. лит., 1988. — 495 с.
3. Светлов М.А. Стихотворения и поэмы ⁄ вступ. статья, сост., подгот. текста и прим. Е.П. Любаревой. — М.; Л.: Сов. писатель, 1966. — 496 с.
О М.А. Светлове
4. Алмазный фонд воспоминаний: сб. ⁄ сост. Л.Б. Либединская; под общ. ред. О.А. Ростовой. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. — 208 с.
5. Либединская Л.Б. «Зеленая лампа» ⁄⁄ «Зеленая лампа» и многое другое: сб. ⁄ Лидия Борисовна Либединская. — М., 2000. — С. 156-176.
6. Любарева Е.П. Михаил Светлов: критико-биогр. очерк. — М.: Сов. писатель, 1960. — 244 с.
7. Пушкарева Л.А. «Алмазный фонд воспоминаний» ⁄⁄ Библиотека. — 2003. — № 7. — С. 81-82.
8. Савельев С.А. Михаил Светлов в шинели ⁄⁄ Записки литературного следопыта ⁄ Савелий Александрович Савельев. — М., 1976. — С. 157-196.
9. Светлов А.М. Александр Светлов: «Отец научил меня главному — не делать зла людям…»: [беседа с сыном поэта Михаила Светлова — Александром] ⁄ беседовала Ирина Зайчик ⁄⁄ Караван историй. — 2004. — № 4. — С. 250-269.
10. Ты помнишь, товарищ…: воспоминания о Михаиле Светлове. — М.: Сов. писатель, 1973. — 336 с.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Ответственный: Олейник Н. А.