Уважаемые читатели!
7 марта исполняется 80 лет со дня рождения Андрея Миронова – знаменитого советского актера, известного по ролям в культовых фильмах «Бриллиантовая рука», «Соломенная шляпка».
Публичный центр правовой информации имени Г. В. Плеханова приглашает вас на Час кумира «Андрей Миронов: Расставанье не для нас…»
Будем вспоминать великого и гениального артиста.
Андрей Миронов — один из самых красивых и гениальных актеров советского кино, из тех, что рождаются раз в столетие. Он прославился в театре и кино уже в молодости, играл лучшие роли и был любим красивейшими женщинами. Но профессия, ради которой он жил, стала причиной его раннего ухода.
Биографическая справка
Андрей Миронов – коренной москвич. Он родился в семье Марии Владимировны Мироновой и Александра Менакера. Его родители, Мария Владимировна Миронова и Александр Семенович Менакер, были известными артистами. Они встретились, будучи уже семейными людьми на гастролях в Ростове-на-Дону. Влюбленные не захотели обманывать своих супругов, сразу же расторгнув прежние браки, создали новый союз.
В 1941 году на вечернем спектакле накануне 8 Марта года у тридцатилетней Марии Владимировны прямо за кулисами начались схватки. Так вместе с долгожданным сыном возникла красивая история, что будущий великий артист родился на сцене.
Родители мальчика немного схитрили, записав ему другую дату – 8 марта. Мама, Мария Владимировна, говорила, что этот мальчик будет праздничным подарком для женщин. Ее слова оказались пророческими – у ее сына была огромная армия поклонниц, он сам любил многих женщин, и они обожали его.
Родители очень радовались появлению долгожданного малыша.
При рождении он получил фамилию отца и носил её до 1950 года, когда добрые люди посоветовали родителям сменить мальчику фамилию, чтобы «пятая графа» не осложняла ему жизнь. Так Андрей Менакер стал Андреем Мироновым.
Андрюше было три месяца, когда началась Великая Отечественная война. Театр, где работали его родители, эвакуировали в Ташкент. В этом теплом восточном городе прошло раннее детство будущего актера. В Ташкенте малыш перенес серьезную болезнь, тропическую дизентерию. Болезнь протекала очень тяжело, мама опасалась за жизнь Андрюши. Знакомые помогли достать необходимые лекарства, ребенок пошел на поправку.
Пережив тяжелые военные годы, семья возвращается в Москву. Андрей Менакер становится школьником.
У Андрея было счастливое детство. Он был единственным ребенком в семье, ему доставалась вся родительская любовь. По воспоминаниям самого артиста, в детстве и юности он большую часть времени проводил с родителями.
Лето родители Миронова проводили в подмосковном поселке Пестов, в Доме отдыха для артистов. Здесь можно было встретить писателей, композиторов, известных актеров из МХАТа, других театров. Андрей тоже часто бывал здесь, на него очень влияла атмосфера искусства, которая царила в Доме отдыха.
Благодаря родителям Андрею посчастливилось общаться с талантливыми людьми: Михаилом Зощенко, Валентином Катаевым, Борисом Ефимовым, Верой Марецкой, Фаиной Раневской, Леонидом Утесовым, который дарил маленькому Андрюше музыкальные инструменты и очень огорчался, когда мальчик их ломал — ему было интересно посмотреть, что внутри.
Родители замечали, что их сын растет талантливым, артистичным мальчиком. Видели это и педагоги, часто привлекая Андрея к участию в школьных спектаклях.
Мальчик увлекался футболом, коллекционировал значки, с удовольствием смотрел заграничные «трофейные» фильмы. В школе он считался обычным, средним учеником, при этом был лидером, пользовался авторитетом у одноклассников.
В одиннадцать лет он чуть не дебютировал в кино. Но раннему началу кинокарьеры помешала… природная чистоплотность — чистота и порядок в доме Мироновых были возведены в культ. В подмосковное Пестово, где в Доме отдыха мхатовцев проводили отпуск родители, приехала съемочная группа фильма «Садко». Андрею вместе с сыном знаменитого мхатовца Хмелева поручили «роли» в массовке. Но Хмелеву дали роскошный костюм боярчонка, а Миронову — дерюгу попрошайки, которую он, побрезговав надеть на голое тело, нацепил поверх модной тенниски с блестящей молнией. Когда в кадре рядом с боярином оказался колоритный нищий в носках под лаптями и рубище, через которое отчетливо просвечивала молния, режиссер с криком изгнал хулигана со съемочной площадки.
Начало актерской карьеры
Первые роли Миронов сыграл на сцене школьного театра. Он блистал в пьесе Константина Симонова «Русские люди» в роли немца фон Краузе. Сам вспоминал: «Кончилось тем, что я затмил всю партизанскую линию. Небольшая роль стала чуть ли не основной в сюжете пьесы. Партизаны все меркли рядом с моим разнузданным немцем».
О выборе профессии речи не было, Андрей знал, что у него одна дорога – работать на сцене.
После окончания школы он подает документы в Щукинское училище, поступает туда. Никакой протекции для сына знаменитых актеров не было. Родители не знали о решении сына и его успехе, в это время они были на гастролях. Члены приемной комиссии даже не догадывались, чей сын пришел на экзамены, ведь он носил широко распространенную фамилию.
Поступление Андрея в театральное училище им. Щукина стало для его родителей сюрпризом: ему хорошо давались языки, думали, что он будет поступать в МГИМО или на иняз. Родители благосклонно восприняли решение сына стать артистом. Иначе без их одобрения, а в особенности без согласия матери, Марии Владимировны, Андрей без разговоров забрал бы документы из театрального и стал дипломатом. И, возможно, не ушёл бы так рано из жизни.
Как станет известно после его смерти, Миронов страдал врождённой аневризмой сосудов головного мозга — заболеванием, категорически несовместимым с такой эмоциональной профессией, как актёрство.
Миронов учится с увлечением, упорно осваивает актерское мастерство. По-другому ему, сыну известных родителей, просто нельзя, он должен быть лучшим.
Через четыре года он с отличием заканчивает театральный ВУЗ.
Театр
Талант актера неоспорим и очевиден, он без каких-либо проблем в июне 1962 г. был принят в труппу Московского театра сатиры. Здесь он и проработает четверть века, отдав этому театру всю свою короткую, но яркую жизнь.
Валентин Плучек, главный режиссер Театра сатиры, высоко оценил талант молодого актера. Миронов сразу стал его любимцем, и это было совсем неудивительно. Яркий, искрометный талант, невероятный темперамент молодого актера мгновенно покорял всех, кто был рядом с Андреем. Даже опытные театралы были поражены высоким профессионализмом новичка. Первые постановки с участием Миронова «Клоп», «Доходное место», «Над пропастью во ржи» ясно показали это.
Одна из первых его ролей на этой сцене — Сильвестр в «Проделках Скапена» Ж.-Б. Мольера. Долго в памяти зрителей хранился момент, когда Сильвестр «так весело прыгал по сцене, как мячик, так упивался своей прыгучестью, что упал в оркестровую яму». Разодрав барабан, на который он приземлился, в клочья, со свойством мячика он выпрыгнул в ту же точку на подмостки сцены под гром аплодисментов.
Первые спектакли Андрея Миронова — «Клоп», «Баня», «Над пропастью во ржи», «Доходное место» — вызвали общее восхищение зрителей и критики, что нечасто случается на театре.
Роль Холдена в спектакле «Над пропастью во ржи» (по повести Сэлинджера) — во время работы над ней он познакомился с актрисой Татьяной Егоровой, в которую долго был влюблен, — сделала его знаменитым на всю Москву.
В те годы попасть на спектакль в Театр сатиры было очень непросто. Появление новой звезды еще более усложнило эту задачу. Завзятые театралы считали большой удачей попасть на постоянный спектакль с участием Миронова, антрепризы в других театрах тоже пользовались бешеной популярностью. Этот актер обладал каким-то удивительным магнетизмом, за его игрой наблюдали, затаив дыхание. Он умел держать зрителя, вести его за собой от начала до конца представления.
Андрей Миронов в кино
Фильмография Андрея Миронова началась с картины Александра Зархи «Мой младший брат». Ее считают первой серьезной работой артиста в кино. Это была роль второго плана, актер играет баскетболиста Юрия, мечтательного, романтичного юношу, каких было немало во времена хрущевской «оттепели».
Затем была романтическая комедия Генриха Оганисяна «Три плюс два», которая не потеряла своей актуальности и поныне. Этот фильм — невероятно оптимистичная, солнечная картина, приносившая огромные кассовые сборы. Молодые актеры за создание такого шедевра были отмечены руководством – повышением оклада и солидными по тем временам премиями. Миронов сыграл ветеринара Романа – одного из троих друзей, которые отправились на море и повстречали там двух девушек. Актер, которому на то время исполнился 21 год, по сценарию должен был влюбиться в Зою, цирковую актрису (Наталья Фатеева).
Добрый, интеллигентный Роман стесняется своей профессии, из-за которой он уже пережил расставание с любимой девушкой, а зрители горячо ему сочувствуют. На самом деле Миронов по-настоящему влюбился в голубоглазую красавицу Наталью. Их отношения были недолгими, Миронов тяжело переживал расставание со своей любовью.
В фильме Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» Миронову досталась роль Димы Семицветова, продавца комиссионки, частенько торгующего дефицитом из-под полы. Его близким партнером по фильму был Анатолий Папанов, выступающий в роли тестя Димы. И хотя роль Миронова была второстепенной, кинокритики оценили игру актера чрезвычайно высоко.
Многие режиссеры добивались участия Андрея Миронова в создании их фильмов. Его фамилия в титрах была настоящим талисманом, картины с его участием были просто обречены на успех. Уместно вспомнить картину Алексея Коренева «Урок литературы», здесь актеру досталась роль Феликса. Эта картина пользовалась популярностью. В фильме Григория Рошаля «Год как жизнь», актер перевоплощается в молодого Фридриха Энгельса, а Игорь Кваша играет его сподвижника Карла Маркса.
Комедийный талант Андрея Миронова нашел яркое выражение в фильме «Бриллиантовая рука». В комедии был занят знаменитый комик Юрий Никулин, любимец зрителей Анатолий Папанов, и каждый сыграл свою роль с блеском. Для Миронова этот фильм стал настоящим трамплином к успеху – ведь здесь он демонстрирует свой незаурядный певческий талант. Его песня «Остров невезения» мгновенно разлетелась по стране, став настоящим хитом. С тех пор актер очень часто исполняет песни в фильмах, где он снимается.
Театральная карьера актера часто пересекается с его кинокарьерой. Так, пьеса «Маленькие комедии большого дома», где партнером Миронова был Спартак Мишулин, через небольшой промежуток времени становится популярным телевизионным спектаклем. Зрителями этого талантливого дуэта становилась вся многомиллионная страна.
В фильме «Достояние республики» люди, близко знавшие Андрея Александровича, в Маркизе, учителе-фехтовальщике, узнавали его самого.
Главная удача картины — роль, где знаменитый актер выразил самого себя. Это добрый, несколько сумбурный, но удивительно азартный человек, настоящий максималист, не признающий половинчатых, размытых чувств. В его душе живет большая нежность, любовь ко всему живому, которая легко сочетается с неизменной самоиронией. Такие люди редко встречаются в жизни, и таким человеком был сам Андрей Миронов.
Миронов исполнял преимущественно комедийные и музыкальные роли. Однако популярности и обожания зрителей актеру было мало. Ему казалось, что режиссеры используют не весь его потенциал. После фильмов «Бриллиантовая рука», «Берегись автомобиля» и «12 стульев» Марка Захарова его привыкли видеть в роли полукарикатурного обаятельного авантюриста.
После роли обаятельного злодея Геши в «Бриллиантовой руке» сердца миллионов советских людей навсегда были отданы Андрею Миронову. Песня «Остров невезения» стала для Миронова пропуском в мир мюзиклов.
Игра Миронова в отечественных мюзиклах была поистине непревзойденной. «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка» с начала своего появления на экране вошли в «золотой фонд» советского кинематографа.
Отлично сыграл Миронов и в «Обыкновенном чуде», осчастливив зрителей очаровательной песенкой о бабочке и воробушке.
Его роль министра в «Обыкновенном чуде» Марка Захарова богата полутонами.
Участие в фильмах Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России» стало для актера знаковым. После их выхода Андрею Миронову присвоили звание Заслуженного артиста РСФСР.
Кроме музыкальности, Миронов поражал всех и своим бесстрашием: все трюки в кинофильмах он выполнял только сам. В картине «Невероятные приключения итальянцев в России», снятой Эльдаром Рязановым, он висел над Невой на высоте двадцатиэтажного дома, перебирался с пожарной машины на крышу «Жигуленка», сползал из окна гостиницы «Астория» на ковровой дорожке. Итальянские актеры крутили пальцем у виска и называли его «сумасшедшим русским».
После «Итальянцев в России» Рязанов приступил к «Иронии судьбы», не сомневаясь, что Ипполита сыграет Андрей. Но тот попросил роль Жени Лукашина, и отказать ему режиссер не мог. Он дал ему попробоваться в каверзной сцене. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил: «Я у женщин никогда не пользовался успехом… еще со школьной скамьи… Была у нас девочка, Ира. Я в нее в восьмом классе втюрился… Потом она вышла за Павла».
В итоге роль Лукашина досталась Мягкову — поверить в то, что неведомая Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно.
Дальше была роль харизматичного авантюриста Остапа Бендера в «Двенадцати стульях», участие в картинах «Будьте моим мужем» (Виктор, детский врач), «Мой друг Иван Лапшин» (писатель Ханин). И со всеми этими работами Андрей Александрович справляется блестяще.
Одной из лучших таких его работ в кино стала, пожалуй, роль Ханина в ленте «Мой друг Иван Лапшин». От комизма, легкости и обаяния прежних его — светлых и лиричных — персонажей не осталось и следа, а на экране возник человек, переживший истинную душевную драму.
Критики особенно высоко отмечают его игру в фильме «Мой друг Иван Лапшин», по фрагментам этой картины студентов до сих пор обучают актерскому мастерству.
Полюбились зрителям и его роли в романтической комедии «Будьте моим мужем» (1981) с Еленой Прокловой, и в «Сказке странствий» (1983) Александра Митты.
Последней в кино для Андрея Миронова стала роль Джонни Феста в комедии «Человек с бульвара Капуцинов» (1987) Аллы Суриковой. Успех у фильма о продвижении немого кино на Диком Западе был феноменальный – 60 миллионов зрителей за год, такого не было со времен «Бриллиантовой руки». Алла Сурикова хотела видеть в роли интеллигентного просветителя Феста только Миронова, компанию артисту составили такие звезды советского кино, как Олег Табаков, Николай Караченцов и Михаил Боярский. Документальный фильм про Андрея Миронова
Поклонницы часами просиживали на лужайке у калитки мироновской дачи: вдруг выйдет Андрей. На площадь Маяковского стекались толпы посмотреть, как он выходит из театра — обаятельный, жизнерадостный, с глазами цвета синьки. Поклонницы ради автографа своего кумира готовы были броситься под колеса его автомобиля, а иногда действовали и вовсе экстравагантно — прокалывали шины.
Личная жизнь
Личная жизнь Андрея Миронова никогда не была тайной за семью печатями.
Еще при рождении мама назвала Миронова «подарком для женщин», он вырос именно таким мужчиной – обаятельным, харизматичным, настоящим рыцарем. Бьющая ключом энергия, жизнелюбие привлекали к нему женщин.
Совсем не удивительно, что на протяжении жизни обаятельный Андрей Миронов пользовался огромной популярностью у женщин – об этой стороне жизни актера написана не одна книга. Помимо многочисленных романов, официальных браков у него было всего два.
Его первой женой была Екатерина Градова, та самая радистка Кэт, за судьбу которой так беспокоились зрители «Семнадцати мгновений весны».
Через два года после свадьбы Екатерина родила дочь, которую назвали в честь мамы Андрея Марией.
Как вспоминает Градова,
«Андрей боялся оставаться с маленькой Манечкой наедине. На мой вопрос, почему, отвечал: «Я теряюсь, когда женщина плачет». Очень боялся кормить Машу кашей. Спрашивал, как засунуть ложку в рот: «Что, так и совать?» А потом просил: «Давай лучше ты, а я буду стоять рядом и любоваться ею…»
Мария Миронова пошла по стопам родителей и сегодня она = известная российская актриса.
Союз с Екатериной Градовой распался через три года, в 1976 году Андрей вступает в новый брак, с Ларисой Голубкиной, ставшей известной после роли в музыкальной комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада».
Она была старше Андрея на год, и у неё тоже была дочь Маша – ровесница дочери Миронова. Андрей усыновил дочь Ларисы, которая также продолжила актерскую династию, она известна под именем Марии Голубкиной.
Андрей Миронов не делал особых различий между девочками, он старался, чтобы ни одна из них не оставалась без его внимания. Первой семье актер помогал деньгами, несмотря на известность, ему приходилось очень много работать, чтобы иметь возможность содержать обе семьи.
Он был достойным мужем и отцом, надежным партнером и единомышленником для своих женщин.
Болезнь и последние годы жизни
Народный артист ушел из жизни, будучи еще совсем молодым, ему исполнилось только 46 лет.
Первые серьезные признаки болезни у Миронова обнаружились в конце 70-х годов. Осенью 1978 года во время гастролей в Ташкенте у него произошло первое кровоизлияние в мозг. Тогда ему поставили диагноз менингит, но через пару месяцев Миронов уже восстановился и вновь вышел на сцену.
Болезнь не давала Андрею Миронову спокойно жить и выступать на сцене.
Второе кровоизлияние оказалось смертельным. Оно застало Миронова на сцене рижского театра, где он играл Фигаро.
Безумный день, или Женитьба Фигаро. Театр Сатиры. Часть 1 (1973) https://www.youtube.com/watch?v=r8xv7oo1X98
Безумный день, или Женитьба Фигаро. Театр Сатиры. Часть 2 (1973) https://www.youtube.com/watch?v=5aT0nTggZck
Почему-то именно в этот день, 14 августа 1987 года, в Прибалтику съехались почти все родственники Андрея — его мать, обе жены, дочери — и многие его друзья.
Как вспоминает его партнер по спектаклю Александр Ширвиндт, последней репликой Миронова были слова:
«Да! Мне известно, что некий вельможа одно время был к ней неравнодушен, но то ли потому, что он ее разлюбил, то ли потому, что я ей нравлюсь больше, сегодня она оказывает предпочтение мне…»
Это были последние слова Фигаро, которые он успел произнести… После чего, пренебрегая логикой взаимоотношений с графом, Фигаро стал отступать назад, оперся рукой о витой узор беседки и медленно-медленно стал ослабевать… Граф, вопреки логике, обнял его и под щемящую тишину зрительного зала, удивленного такой «трактовкой» этой сцены, унес Фигаро за кулисы, успев крикнуть «Занавес!». «Шура, голова болит», — это были последние слова Андрея Миронова, сказанные им на сцене Оперного театра в Риге и в жизни вообще…»
Миронов потерял сознание. Его доставили в нейрохирургическое отделение местной больницы Гайльэзерс, где диагностировали обширное кровоизлияние в мозг.
Миронов потерял сознание. Его доставили в нейрохирургическое отделение местной больницы Гайльэзерс, где диагностировали обширное кровоизлияние в мозг.
Два дня нейрохирурги боролись за жизнь Андрея Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Он так и не пришел в сознание.
Утром 16 августа его не стало после обширного кровоизлияния в мозг.
Похоронили Андрея Миронова в Москве через несколько дней на Ваганьковском кладбище.
Его неожиданная и ранняя смерть стала ударом для всех – и членов семьи, и коллег, и поклонников. Мать Андрея, Мария Владимировна, так и не оправилась от утраты, в 1997 году ее похоронили рядом с сыном.
Роберт Рождественский ПАМЯТИ АНДРЕЯ МИРОНОВА
Не хочу я об этом писать, не хочу.
Не умею я
к мертвым друзьям привыкать!
Словно в черную дверь
кулаками стучу.
Словно собственный крик
Не могу отыскать…
Ах, каким был живым он!
Каким молодым!
Как легко
снизошел он со сцены в молву.
Так ушел,
будто славы мерцающий дым
тихо обнял его
и унес
в синеву…
Ах, как он улыбался…
«Все надо уметь!..»
Ах, как он улыбался…
И ужас берет,
что на эту —
такую нежданную —
смерть
продавались билеты
за месяц вперед…
Не про то я сегодня,
совсем не про то!..
Но в театре и в жизни
зияют места.
Их уже не займет
никогда и никто.
Андрей Миронов «Падает снег на пляж»
Биография Андрея Миронова тесно связана с советским кинематографом и Московским театром эстрады.
За большую работу по проведению и подготовке 22 Олимпийских игр в Москве актер бал награжден медалью «За трудовую доблесть».
В его честь названы улицы в Воронеже, Ижевске, Кургане.
Ученые Крымской астрофизической обсерватории назвали в честь артиста один из астероидов.
Театр «Русская антреприза» в Санкт-Петербурге носит имя Миронова.
В память об актере ежегодно в день его рождения проводится вручение статуэток «Фигаро». Их получают самые одаренные молодые артисты театра и кинематографа.
Память о великом артисте живет и в сердцах обычных зрителей. Повезло тем, кто когда-то увидел его игру на сцене. Другие любят его образы, созданные в фильмах. Режиссеры считали за счастье получить согласие Миронова сняться в их картине. Актеры вспоминают его, как надежного партнера на площадке. Женщины до сих пор считают его самым привлекательным мужчиной отечественного кинематографа.
«Копилка цитат» Андрея Миронова
Ссылки на видео и документальные фильмы , посвященные А. Миронову:
Актер Андрей Миронов — о себе, ролях в кино и творческих планах https://www.youtube.com/watch?v=5YzX0IWt1lE
«Андрей Миронов. Скользить по краю» Документальный фильм https://www.youtube.com/watch?v=NlGocid6-vE
«Андрей Миронов. «Я блесну непрошеной слезой» https://www.youtube.com/watch?v=2922VMxFufk
«Как на самом деле снимается кино» Андрей Миронов (1978) https://www.youtube.com/watch?v=7sdPs39Rmhs&t=3s
СОВЕТУЕМ ПРОЧИТАТЬ
Спасибо за внимание! До новых встреч!
Фото из открытых источников интернета