«Жизнь – это отчасти попытка отстоять суверенность души: не поддаться ни соблазнам, ни угрозам» – по мнению Ахмадулиной, это главный урок, который она получила в Литинституте.
Беллу Ахмадулину называют Вольным ветром 60-х годов ХХ века. Она была талантливой поэтессой и написала огромное количество замечательных произведений. Помимо этого, приняла участие в съемках трагикомедии «Живет такой парень» и мелодраме «Ключи без права передачи». В 60-е годы её творчество произвело настоящий поэтический бум. Поразительным образом Ахмадулиной удавалось собирать полные стадионы. Поклонники любили её произведения, а композиторы превращали их в прекрасные песни, романсы.
Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина входит в число самых значительных русских поэтов второй половины XX века. Вместе с Вознесенским, Евтушенко, Рождественским и Окуджавой Ахмадулина оказалась на гребне поэтической волны в конце пятидесятых – именно эта пятерка и стала олицетворением новой советской поэзии.
Уважаемые читатели! Приглашаем вас на Час кумира «Благословляю жизнь на земле»
Белла Ахатовна Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве в семье партработника, татарина Ахата Валеевича Ахмадулина. Впоследствии отец, пройдя через войну, стал крупным чиновником, занимал посты начальника управления кадров, заместителя председателя Государственного таможенного комитета СССР. Мать Надежда Макаровна Лазарева была русской с итальянскими корнями. Она окончила институт восточных языков, говорила на нескольких языках – японском, английском и французском – и работала переводчицей в органах госбезопасности.
По воспоминаниям самой Ахмадулиной, в детстве она была «угрюмое дитя, неприветливое, несимпатичное нисколько». Родители пропадали на работе и воспитанием девочки, в основном, занимались бабушка и тетя Христина. Когда началась Великая Отечественная война, Белла с бабушкой отправились в эвакуацию – сначала в Уфу, а потом – в Казань, к родственникам отца. Мать отца приняла их без радости. К тому же ее очень сердило, что внучка не говорит по-татарски. В эвакуации Белла чуть не умерла от недоедания, но вызванная в последний момент бабушкиной телеграммой мать приехала и успела ее спасти, забрав от родственников.
В Москву они вернулись только в 1944 году, когда Белле уже пора было идти в школу. Однако сходив первый раз в первый класс, ребенок категорически отказался дальше туда ходить. «Я один раз сходила в школу, а потом так и пренебрегала образованием. В школу я не ходила три года, и ничего поделать со мной нельзя было. Почему-то школа меня ужаснула», — рассказывала Ахмадулина.
Несмотря на это, она хорошо знала грамоту и писала без ошибок, потому что много читала к тому времени, сначала с бабушкой, потом одна, в основном – Пушкина и Гоголя.
Стихи Белла начала писать, ещё учась в школе. Она ходила в кружки Дома пионеров – литературный и драматический. И уже в раннем детстве решила, что хочет стать литератором, о чем и заявила родителям. После школы, однако, отец отправил ее поступать на факультет журналистики МГУ. Но уже на первом собеседовании Белла заявила, что никогда не читала газету «Правда», после чего ее выгнали и не допустили до экзаменов.
Никуда не поступив, семнадцатилетняя Ахмадулина устроилась в газету «Метростроевец» внештатным корреспондентом. После работы ходила в литературный кружок завода им. Лихачева, которым руководил поэт Евгений Винокуров и где бывал Степан Щипачев. С их подачи первые стихи 18-летней поэтессы были напечатаны в журнале «Октябрь».
В 1956 году Белла Ахмадулина поступила в Литературный институт. Поэт Илья Сельвинский, которому дали на отзыв ее стихи из Литинстита, был настолько потрясен ими, что прислал юной поэтессе письмо, в котором написал: «Что бы в Вашей жизни ни произошло, помните, что у вас дарование с чертами гениальности, и не жертвуйте им никому и ничему!».
В институте Ахмадулина сразу стала пользоваться огромной популярностью. «Белла поражала, как случайно залетевшая к нам райская птица, хотя носила дешёвенький бежевый костюмчик с фабрики «Большевичка», комсомольский значок на груди, обыкновенные босоножки и венком уложенную деревенскую косу, про которую уязвлённые соперницы говорили, что она приплётная. На самом деле равных соперниц, во всяком случае, молодых, у неё не было ни в поэзии, ни в красоте», — вспоминал свое тогдашнее знакомство с Ахмадулиной поэт Евгений Евтушенко.
У него завязался бурный роман с юной поэтессой. В итоге Евтушенко стал первым мужем Беллы. Их брак продлился всего три года, а потом, по словам поэта, однажды их любовь «просто исчезла». В 1958 году они развелись.
В 1959 году, в возрасте 22 лет, Ахмадулина написала своё самое знаменитое стихотворение «По улице моей который год…». В 1975 композитор Микаэл Таривердиев положил его на музыку, и этот романс в исполнении Аллы Пугачевой с тех пор каждый год миллионы советских зрителей слышали в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
В том же 1959 году Ахмадулину исключили из Литературного института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака, получившего Нобелевскую премию по литературе. «Всем объявили: этот писатель — предатель. Некоторые с легкостью подписывали обвинения, некоторые просто не понимали, о чем речь. Да, взрослые писатели, некоторые именитые писатели подписывали фальшивые проклятия Пастернаку. А мне просто сказали, что вот надо, совали эту бумагу… Хорошо, если уже в раннем возрасте человек понимает, что ты один раз ошибешься и потом всю жизнь, всю жизнь… Но мне и в голову не приходило ошибаться, я не могла этого сделать, это было бы так же странно, как, я не знаю, обидеть мою собаку или какое-то злодеяние», — вспоминала Ахмадулина. Официальным же поводом для ее исключения стал несданный экзамен по марксизму-ленинизму.
После отчисления Белле очень помог главный редактор «Литературной газеты» Сергей Смирнов, предложивший ей стать внештатным корреспондентом «Литературной газеты Сибирь» в Иркутске. Свои впечатления от поездки по Сибири Ахмадуллина описала в рассказе «На сибирских дорогах», который был напечатан в «Литературной газете» вместе с серией стихотворений об этом крае и его людях. Смирнов же помог Белле и восстановиться в институте, поставив в Союзе писателей вопрос о поддержке молодых талантов.
В 1959 году Ахмадулина стала женой писателя Юрия Нагибина, который до этого был уже четыре раза женат.
В 1960 году Белла окончила Литературный институт с красным дипломом, а уже через два года увидел свет первый сборник ее стихотворений «Струна».
К этому времени к поэтессе уже пришла известность, поэтические вечера с ее участием собирали огромную аудиторию.
Ахмадулина стала звездой поэтических вечеров 60-х. Вместе с поэтами Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским и Робертом Рождественским они выступали в Политехническом музее, Московском университете, в Лужниках, собирая не только полные залы, но и полные стадионы.
В 1964 году Василий Шукшин уговорил красавицу поэтессу сыграть роль журналистки в своем фильме «Живёт такой парень» (1964), получившем «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции.
В 1968 году сборник стихов Ахмадулиной «Озноб» был выпущен эмигрантским издательством «Посев». Несмотря на это «крамольное» событие, стихи Ахмадулиной продолжали издавать в СССР, хотя каждый сборник подвергался строгой цензуре.
В 1968 году брак Нагибина и Ахмадулиной распался. Их расставание она отметила строками: «Прощай! Но сколько книг, дерев нам вверили свою сохранность, чтоб нашего прощанья гнев поверг их в смерть и бездыханность. Прощай! Мы, стало быть, — из них, кто губит души книг и леса. Претерпим гибель нас двоих без жалости и интереса». Разводясь с мужем, поэтесса взяла на воспитание из детского дома приёмную дочь Анну.
В 1970-е годы Белла Ахмадулина посетила Грузию, и с тех пор эта страна заняла в её жизни и творчестве заметное место. Она очень полюбила Грузию, у нее было много приятелей-грузин. А с поэтом Булатом Окуджавой ее много лет связывала тесная дружба.
«Самый мой близкий друг из поэтов – это Белла Ахмадулина, сказал Окуджава на одном из выступлений 1983 года. Это уже мне как сестра. Она сейчас вот ездила в Грузию, там был банкет большой по случаю ее приезда, и там… был мой брат двоюродный, тоже Окуджава. И когда она узнала, что он мой двоюродный брат, она сказала: «А я сестра вашего двоюродного брата». Ну вот Белла Ахмадулина – это главный мой друг».
В 1970 году поэтесса еще раз появилась на экранах, снявшись в фильме «Спорт, спорт, спорт».
После расставания с Нагибиным Ахмадулина недолгое время состояла в гражданском браке с сыном балкарского классика Кайсына Кулиева Эльдаром, который был младше ее на 14 лет. В 1973 году она родила от Эльдара Кулиева дочь Елизавету.
В 70-е годы вышли сборники стихов «Уроки музыки», «Сны о Грузии», «Стихи», «Метель» и «Свеча», в неофициальном альманахе «Метрополь» появился сюрреалистический рассказ «Много собак и собака».
В 1974 году Ахмадулина вышла замуж за известного театрального художника Бориса Мессерера. Этот брак оказался прочным — вместе они прожили более тридцати лет.
По воспоминаниям писателя Владимира Войновича, в дом Ахмадулиной и ее мужа можно было прийти и днем, и ночью. «В огромной мастерской Мессерера всегда было полно народа, толклись самые разные люди: и наши, и иностранцы. В доме Ахмадулиной и Мессерера часто устраивались посиделки, мы говорили о жизни, искусстве, политике, выпивали».
Совместный дом Беллы с Борисом Мессерером получил название в народе «Чердак на Поварской». Здесь располагалась мастерская самого Бориса, и сюда стекались все самые лучшие творческие силы Москвы. Это была такая общая неофициальная Академия искусств. Здесь родился альманах «Метрополь», в котором печатались многие запретные тогда авторы (В. Аксенов, В. Высоцкий, В. Ерофеев и др.). В 90-е годы ХХ века художник Борис Мессерер оформлял все спектакли МХАТа им. Чехова, балеты в Большом театре. В 2002 году была проведена выставка его работ станковой графики, где был представлен свежий авторский метод изображения натюрмортов. Белла Ахмадулина при столь знаменитом и талантливом муже продолжает свою поэтическую карьеру. А также взялась и за прозу. После встречи с Борисом ее творческая карьера тоже пошла в гору: с 1977 года она получила титул Почетного члена Академии искусств и литературы в США, в 1989 году ее творчество признали, наконец, и в родной стране — она стала Лауреатом Госпремии СССР. Несмотря на компьютеризацию общества, Белла Ахмадулина по-прежнему пишет свои стихи обычной шариковой ручкой, а муж подбирает эти рукописи по всей квартире (на листочках, салфетках и разных обрывках бумаги). Свой дом он с юмором называет «белой пустыней», так как наладить домашний уют ни у Беллы, ни у Бориса не хватает времени. У них очень много лет не было дома даже банального телевизора.
В 80-е годы были изданы сборники Ахмадулиной «Тайна», «Сад», «Избранное» и другие. Более десяти книг вышли в 90-е, в том числе ее трехтомное собрание сочинений.
Последние несколько лет жизни Белла Ахмадулина из-за глаукомы практически ничего не видела, вследствие чего уже не могла самостоятельно передвигаться и перестала писать стихи. Больше всего она страдала из-за того, что не могла читать.
По словам близкого друга Ахмадулиной Владимира Войновича, в последние годы поэтесса страдала от онкологического заболевания. При этом сама она не знала страшного диагноза, поскольку близкие скрывали это от нее.
В конце октября 2010 года Ахмадулина была госпитализирована в больницу имени Боткина, где ее прооперировали. Операция прошла успешно и поэтессу вскоре выписали из клиники, но ее организм не выдержал. Через четыре дня после выписки из больницы ей стало плохо.
Белла Ахмадулина скончалась 29 ноября 2010 года в карете «скорой помощи» по пути из дачного поселка Переделкино в Москву. Согласно официальным некрологам, причиной смерти поэтессы стал сердечно-сосудистый криз. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Белла Ахмадулина — одна из самых ярких представительниц поколения поэтов времен «оттепели». Ее причисляют к неоакмеистам-шестидесятникам – продолжателям поэтической традиции, заложенной Ахматовой, Гумилевым и Анненским.
Иосиф Бродский назвал Ахмадулину «сокровищем русской поэзии». Наряду с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и Евгением Евтушенко она покоряла публику своими стихами в Политехническом, на стадионах и площадях. У нее была удивительная осанка, необычный голос, своеобразная манера поведения, что также привлекало многочисленных поклонников.
«Белла Ахмадулина была самым красивым поэтом своего времени. Самым беспомощным и самым победительным. Для тех, кто ее любил и не любил, она была одинаково значима и, странно сказать, равно дорога. Теперь таких не делают», писал о ней Дмитрий Быков.
Всего у Ахмадулиной вышло более 200 книг. Ее произведения переведены на многие языки мира, в том числе на английский, немецкий, итальянский, французский, сербскохорватский, чешский, словацкий, польский, иврит, болгарский, датский, латышский, эстонский, грузинский, молдавский, армянский, румынский, курдский, арабский и японский.
Ее перу принадлежат эссе о выдающихся писателях и поэтах ХХ века – Владимире Набокове, Анне Ахматовой, Марине Цветаевой, Павле Антокольском, Владимире Высоцком, а также многочисленные эссе о Пушкине и Лермонтове.
Ахмадулина известна и как переводчик. Она публиковала лирическую прозу и переводы армянских, абхазских, а также европейских и американских поэтов. Но главной ее любовью были грузинские поэты. Ее переводы открыли российским любителям поэзии стихотворное творчество Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.
Ахмадулина участвовала в самиздатовском журнале «Синтаксис» и альманахе «Метрополь», не раз вступалась за преследуемых властями представителей советской интеллигенции — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича.
Войнович вспоминал, что, когда в 1974 году его исключили из Союза писателей и серьезно преследовали, некоторые знакомые при виде него старались перейти на другую сторону улицы, а Белла, наоборот, навещала демонстративно часто. По словам писателя, «это была огромная моральная поддержка, неоценимая».
Когда был суд над писателем Леонидом Бородиным, принадлежавшим к «почвенному» крылу диссидентов, Ахмадулина единственная из либерального лагеря пришла выступить в его защиту. «Что бы мне сейчас ни говорили о Белле, это не забывается», — сказал потом Бородин.
Белла Ахмадулина подписала знаменитое «Письмо сорока двух», опубликованное в газете «Известия» 5 октября 1993 года. Это было публичное обращение группы известных литераторов к гражданам, правительству и президенту России Борису Ельцину по поводу событий осени 1993 года, в ходе которых произошёл силовой разгон Верховного Совета России с обстрелом здания парламента из танков. Авторы письма призывали президента России запретить «все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений», ужесточить законодательство, ввести и широко использовать жёсткие санкции «за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти».
В 1996 и 2003 году Ахмадулина была среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.
Некоторые факты о Белле Ахмадулиной:
- При рождении Ахмадулина получила имя Изабелла, но сократила его до Беллы (по-итальянски Bella – «красавица»).
- Ахмадулина никогда не называла себя поэтессой. Только – поэтом.
- Ахмадулина обожала природу, с детства подбирала бездомных животных, принося их домой. Особенно она любила собак, как и Цветаева считая, что слово «собака» надо писать с большой буквы. Дома у нее жили шарпей по кличке Гвидон, названный честь персонажа пушкинской сказки, и пудель с литературной кличкой Вося (Вова Войнович и Вася Аксенов).
- За самую первую публикацию в журнале «Октябрь» юная Ахмадулина получила гонорар 70 рублей. Она купила на него собаку.
- Ахмадулина неоднократно становилась героиней чужой прозы: Евгений Евтушенко описал ее в романе «Не умирай прежде смерти», а Юрий Нагибин вывел в своем дневнике под именем Гелла. Также утверждается, что Василий Аксенов в романе «Таинственная страсть» описал расставание Юрия Нагибина с Беллой Ахмадулиной, которую в романе он называет Аххо или Нэллой.
- С 1977 года Ахмадулина была почетным членом Американской академии искусств и литературы.
- Белла Ахмадулина награждена орденами Дружбы народов (1984) и «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени (1997). Является лауреатом Государственной премии СССР (1989), премии Президента РФ (1998), премии «Триумф» (1994) и нескольких других премий – как отечественных, так и зарубежных.
В своем творчестве Ахмадулина создала свой собственный поэтический стиль, самобытный художественный мир, который интересен и притягателен неповторимой индивидуальной эмоциональной окраской, естественностью и органичностью поэтической речи, изысканностью и музыкальностью. Поэтесса описывала окружающий мир и повседневность, привнося в них свои эмоции и переживания, свои мысли и наблюдения.
Когда в 2010 г. ее не стало, писатель Андрей Битов отметил, что она родилась через сто лет после смерти Александра Пушкина и ушла из жизни через сто лет после смерти Льва Толстого. Ее исключительность проявлялась во всем – и в экзотическом имени, и во внешности «райской птицы», и в манере читать стихи, и в изысканной метафоричности поэтического языка. Она была настолько «нездешней», особенно на фоне советской реальности 1960-х гг., что Павел Антокольский назвал ее «чудом по имени Белла».
Не плачьте обо мне — я проживу
счастливой нищей, доброй каторжанкой,
озябшею на севере южанкой,
чахоточной да злой петербуржанкой
на малярийном юге проживу.
Не плачьте обо мне — я проживу
той хромоножкой, вышедшей на паперть,
тем пьяницей, поникнувшим на скатерть,
и этим, что малюет Божью Матерь,
убогим богомазом проживу.
Не плачьте обо мне — я проживу
той грамоте наученной девчонкой,
которая в грядущести нечёткой
мои стихи, моей рыжея чёлкой,
как дура будет знать. Я проживу.
Не плачьте обо мне — я проживу
сестры помилосердней милосердной
в военной бесшабашности предсмертной,
да под звездой моею и пресветлой
уж как-нибудь, а всё ж я проживу. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ