ВАСИЛИЙ СУХОМЛИНСКИЙ: ЖИЗНЬ, НЕОТДЕЛИМАЯ ОТ ШКОЛЫ
(к 105-летию со дня рождения)
Приветствуем гостей нашего блога!
Указом Президента России Владимира Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. И так совпало, что именно в этом году, 28 сентября, исполняется 105 лет со дня рождения великого педагога
Василия Александровича Сухомлинского
Он был выдающимся преподавателем, учёным, лауреатом многих премий.
О Сухомлинском можно и нужно знать и взрослым, и подрастающему поколению, ибо вся его жизнь и всё его творчество пронизаны большой любовью к детям. Целью своей жизни Учитель считал создание счастливого детства для каждого ребёнка.
Памятной дате был посвящён час знакомства обучающихся 5 класса МБОУ города Ростова-на-Дону «Школа № 3 имени Синяка Федора Васильевича» с жизнью и творчеством Сухомлинского В.А., подготовленный специалистами Публичного центра правовой информации имени Г.В. Плеханова.
Великий педагог и учёный родился 28 сентября 1918 года в небольшом селе Херсонской губернии. Отец Василия плотничал и столярничал в родной Васильевке. В возрасте 15 лет, окончив семилетку, он поступил в университет в Кременчуге, затем ему пришлось бросить институт и пойти работать педагогом в школу. Но всё же он продолжил учиться в пединституте в Полтаве. Василий окончил его заочно с красным дипломом.
ВОЕННЫЕ ВРЕМЕНА
В начале войны простой педагог из села отправляется добровольцем на фронт. Воевал будущий учитель под Смоленском и Тверью, а обороняя подступы к столице, он получил осколочное ранение в область сердца. Врачи долго боролись за жизнь педагога, затем было длительное лечение в госпитале. Незадолго до конца войны будущий великий учёный вернулся на родину и стал заведующим районным отделом народного образования. Но его всегда тянуло к школе, и через два года после победы Сухомлинский становится директором средней школы посёлка Павлыш и работает в ней до самой смерти.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Биография Василия Александровича Сухомлинского и его педагогическая деятельность – это две равнозначные составляющие в жизни великого учёного. Он не мыслил свою жизнь без правильного воспитания личности подрастающего поколения и жил педагогической работой.
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
💎 Педагогика гуманизма – это полная вера в ребенка. Воспитатель не должен заставлять ребенка познавать мир и наказывать за проступки. Педагогика гуманизма, в понимании Сухомлинского, есть: высокая нравственность; сотрудничество воспитателей (родителей и педагогов) с учащимися; труд в качестве творчества. Важным аспектом педагогики гуманизма является баланс в воспитании – обучение личности педагогом и коллективом должно проводиться поровну.
💎 В. А. Сухомлинский создал методики развития детского творчества и педагогику семьи. Он выяснил, что существует теснейшая связь между дошкольным и школьным образованием. Свои идеи Василий Александрович активно практиковал. Он считал, что любую мысль в педагогике нужно качественно и долгое время творчески воспроизводить в команде учеников. Его разработки стали основой для собственной программы развития и образования учащихся.
💎 Великий учитель внедрил и систему выставления оценок. Оценки ставили подросткам, а не малышам.
💎 Поддержание личного авторитета учителем (он должен быть человечным, чтобы дети делились с ним проблемами).
💎 Нужно всегда вызывать интерес ребёнка к получению знаний. Сухомлинский учил, что нельзя увеличивать скорость получения новых знаний ребенком, нужно помочь развить способности. Стать воспитателем может только коллектив, который формировался в радости, а также в уважении и в большом труде.
💎 Великий педагог считал, что особое внимание нужно уделять детям среднего возраста. Если частным образом воспитывать дитя, не наказывать, обходиться с ним по-доброму и ласково, понимать его потребности и желания, то при соблюдении всех этих правил у учителя получится научить ученика, как ему создать верное мировоззрение. Если у учителя получится подготовить ребенка к жизни, чтобы он владел своими эмоциями, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет. Говоря о взаимоотношениях преподавателя и ученика, Василий Александрович считал, что педагог должен расти духовно вместе с каждым учеником. Он должен заново открывать с ним мир и понимать в нём личное. Учителем может быть только тот, кто может обратиться к личности каждого дитя, верит в силу воспитания и имеет призвание учить!
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
📌 Учёный считал, что в школе нужно учить детей тому, как проявлять любовь друг к другу, детям, родителям, учил искать компромисс.
📌 Стать хорошим папой. Сухомлинский считал, что отец наравне с матерью должен ухаживать за ребенком: менять пеленки, играть, кормить… Кроме этого, родители должны заниматься самовоспитанием, то есть постоянно трудиться и заниматься.
📌 Не наказывать. Это один из самых значимых принципов. По мнению Василия Александровича, нет необходимости в наказаниях даже самых трудных и непослушных детей. Если она появлялась, значит родителями были допущены ошибки в воспитании.
ТВОРЧЕСТВО УЧЁНОГО
Василий Александрович написал почти 50 монографий, множество статей и более 1500 сказок для детей. Например, в своей книге «Избранные педагогические сочинения», том 2, «Павлышская средняя школа», автор делится своим опытом работы. Из этого произведения можно узнать, что учебное заведение уже с 4-летнего возраста готовит детей к первому классу. Учителя заранее знакомятся с родителями детишек и помогают им правильно развивать своих чад, а также заботиться об их здоровье.
Для лечения деток школа совместно с предприятиями, где работают их родители, выделяет дополнительное питание и путевки в санатории. Василий Александрович в своей книге рассказывает, как в его учебном заведении заботятся о режиме труда и отдыха учащихся и педагогов и постоянно наблюдают уровень утомляемости учеников на занятиях, корректируя их.
Его школа очень много уделяет времени заботе об экологии. В усадьбе возле школы посажен целый сад из ореховых, вишнёвых, абрикосовых, каштановых, еловых деревьев. Учитель добился того, чтобы на каждого ребенка было около 10 деревьев. В школе Сухомлинского уроки для младших классов велись в саду в специальных беседках.
Василий Александрович придумал целую систему, как поддерживать чистоту в учебном заведении. При входе каждый ученик мыл в специальном бассейне свою обувь. Также Сухомлинский устраивал соревнования конструкторов. Каждый год в кружок юных радиотехников выбирал, кто создал более совершенную модель, а в кружок селекционеров – у кого получился лучший саженец.
Директор был против единой школьной формы, он считал, что она должна быть проста и изящна. Форма и внешний вид играют значительную роль в эстетическом воспитании. Причёска должна быть скромной и соответствовать индивидуальным чертам. В своем учебном заведении Сухомлинский обучал красотой. До наступления рассвета он вместе с учениками шёл в поля. Они слушали пробуждение птиц, собирали опавшие листья и устраивали пикники. Также поступали и на закате.
Последняя книга великого педагога — «Сердце отдаю детям» – стала итогом его учительского и воспитательского опыта. В ней он написал, что ребёнок формируется до 5 лет и что нельзя сухо преподавать у доски, а нужно развивать каждое дитя, прислушиваясь к нему.
Друзья!
Теперь вам известна краткая биография и основные вехи научного и педагогического творчества Василия Александровича Сухомлинского.
Он был уверен, что только люди с высокой нравственностью могут многого добиться в жизни и быть счастливыми, так как они выделяются своей добротой, мудростью и гуманностью. Только гуманная педагогика может воспитать высокую нравственность и духовность человека, его личность и индивидуальность.
Умер учёный 2 сентября 1970 года. Причиной смерти послужил тот самый осколок, который застрял в сердце этого талантливого человека.
В заключение традиционно приглашаем познакомиться с презентацией, посвящённой теме нашей сегодняшней встречи
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!
Подготовил и провёл заведующий сектором Коробов Э.Д.
Фотографии обучающихся использованы в материале с разрешения родителей (законных представителей) несовершеннолетних
Литература:
1. Педагогика : учеб. пособие // В.Г. Рындак. М. Высш. школа, 2006.
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1974.
3. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М. : Нар. образование, 1973.
4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М. : Просвещение, 1979.
5. Челпаченко Т.В. Дидактика В.А. Сухомлинского. Развитие дидактической идеи гармонии умственного и физического труда школьника // Оренбург : изд-во ОрПУ, 2009.