Час милосердия «Уроки любви к детям Януша Корчака» (к 145-летию со дня рождения Януша Корчака, польского педагога, писателя, врача)

Уважаемые читатели!

Приглашаем вас познакомиться с одним из самых ярких представителей гуманистической педагогики по праву считается Януш Корчак. Публицист и педагог, военный врач, основатель и директор дома сирот в Варшаве, он прожил удивительную жизнь, на протяжении которой ни разу не отказывался от своих идей и жизненных принципов, даже перед лицом смерти.

Юный педагог

Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмит) родился 22 июля 1878 году в Польше, которая на тот момент была частью Российской Империи. При рождении его звали Эрш Хенрик, и он был старшим сыном в ассимилированной еврейской семье Гольдшмидтов.

Генрик, как на польский манер его называли в семье, учился в русской гимназии в Варшаве. Порядки в подобных заведениях многонациональной Российской Империи были весьма строгими: ученикам запрещалось разговаривать (даже на переменах) на любом другом языке, кроме русского, существовала система физических наказаний за малейшие провинности — словом, школы и гимназии тогда напоминали скорее тюрьмы со строгим режимом, нежели учебные заведения.

Выросший в еврейской семье, Генрик, однако, считал себя поляком и гордился этим. При этом ему были неприятны законы, которые уже со школьной скамьи стирали и национальную самоидентичность человека, и его личные особенности, его характер.

Когда мальчик учился в пятом классе, его отец серьезно заболел и не мог больше работать. Семья Гольдшмидтов, некогда весьма обеспеченная, оказалась на грани банкротства. Тогда Генрик стал подрабатывать репетиторством. Его учениками были и его ровесники, и ребята, старше его. К каждому своему ученику юный преподаватель находил личный подход, выявлял сильные и слабые стороны, выстраивая методики обучения детей , чувствуя индивидуальные особенности.

Электронная презентация ««Зов сердца» (К 145-летию со дня рождения Януша Корчака)

Первая статья и врачебная практика

В 18 лет юноша опубликовал статью «Гордиев узел», в которой, основываясь на личном опыте преподавания, задавал и раскрывал важные вопросы, касающиеся воспитания детей, на которые вряд ли могли ответить педагоги, работающие в «тюремной» системе, а родители не задумывались вовсе. Корчак хотел донести до читателей мысль, что характер и дальнейшая жизнь ребенка зависит от его воспитания и от того, что ему дают родители, а не няни и учителя.

Тогда же Генрик начинает активно публиковаться не только как автор педагогических статей, но и как драматург. Его первая опубликованная пьеса вышла под псевдонимом Януш Корчак, и с этим именем он вошел в историю педагогики и публицистики.

После окончания гимназии Януш решил пойти по врачебной стезе и поступил на медицинский факультет Варшавского университета, однако педагогику не бросил. Во время учебы он ездил на стажировку в Швейцарию, интересовался работой детских больниц и приютов, а также изучал труды Иоганна Песталоцци, швейцарского педагога и гуманиста.

Во время Русско-Японской войны 1905 года только получивший диплом врача Януш Корчак оказывается на передовой. После войны он отправляется на новую, более длительную стажировку: работает в детских больницах и приютах Берлина, Франции и Англии.

Дом сирот: как любить ребенка?

В 1911 году, применив весь опыт зарубежных стажировок, Януш Корчак на свои деньги и средства меценатов открывает дом сирот для еврейских детей. Этот вопрос на окраинах Российской Империи стоял особенно остро — антисемитизм, предвзятое отношение к евреям, не давали даже малейшей возможности сиротам и детям из малообеспеченных семей вырваться из маргинальной среды. Дом сирот Корчака давал этим детям шанс стать достойными людьми.

Более того, Януш Корчак настоял на автономности своего заведения и независимости воспитательской деятельности. В этом приюте царила настоящая демократия: все вопросы дети и педагоги решали сообща, за провинности не наказали, а рассматривали дело на детском товарищеском суде.

В годы Первой Мировой войны Корчак, как военный врач, снова отправляется на передовую. Работает в дивизионном полевом госпитале, затем врачом в детском приюте Киева, где и написал свою знаменитую книгу «Как любить ребенка».

Эта книга стала настоящим прорывом в педагогической литературе того времени. Корчак писал о том, что ни розги, ни вседозволенность не сделают из ребенка достойного человека. Родительская любовь и уважение, постоянный диалог с ним как с маленьким человеком — вот что становится основой гармоничного развития личности.

Старый Доктор

Перед евреем Корчаком всегда стоял остро вопрос национальной самоиндефикации. Он родился в Польше, любил эту страну и чувствовал себя поляком. Идеи коммунизма, революции, равно как и сионизма, он не принимал, считал, что любая радикальная мысль несет разрушения, даже если направлена на благое дело.

Однако к концу 1930-х годов он всерьез начинает задумываться о переезде в Палестину: с ростом немецкого нацистского режима в Европе становится крайне неспокойно. Но сделать это Януш Корчак не успел — в 1939 году Польшу оккупировали немецкие войска. Тем не менее, он не боялся носить форму офицера польской армии и продолжил свою педагогическую работу: в своем доме сирот и на радио, где выступал под псевдонимом Старый Доктор.

В 1940 году в Варшаве было сформировано гетто, куда Корчак был насильно перемещен со своими воспитанниками. В еврейском гетто он старался помочь всем: добывал лекарства и продукты, вел приемы — как врач и как учитель. Подпольщики несколько раз готовили ему побег: была готова конспиративная квартира, новые документы. Но Старый Доктор отказался оставлять своих детей. «Вы же не сможете оставить своего ребенка на растерзание? А у меня их двести», — так отвечал он на предложение немедленно бежать, когда уже нацистскими властями был принят закон о «расформировании» (т.е. полнейшем уничтожении) еврейских гетто.

В августе 1942 года двести детей, помощницу Корчака Стефанию Вильчинскую и его самого этапировали в поезд на Треблинку. По воспоминаниям очевидцев, дети стояли по четверо, а во главе этой трагической колонны шел Януш Корчак, ведя за руки двоих детей. Конвоиры, как по команде, встали смирно и отдали честь.

Когда все дети и воспитатели оказались в вагоне, один из офицеров СС подошел к Корчаку. Он узнал автора «Короля Матиуша», книги, которую любил в детстве. Офицер предложил Корчаку выйти из вагона. «Ошибаетесь, не все люди мерзавцы!»,— отрезал тот.

Через несколько дней Януш Корчак, его воспитанники и коллеги погибли в газовой камере концлагеря Треблинка.

Перу Януша Корчака принадлежит более 20 книг о воспитании детей, художественные произведения и пьесы. 1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Януша Корчака. Дом сирот в Варшаве функционируют до сих пор.

Виртуальная книжная выставка «Януш Корчак для детей и взрослых»

Десять заповедей польского педагога Януша Корчака для родителей:

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникеева, Нэлли Петровна. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, Л. Выготский, А. Макаренко, Э. Эриксон / Нэлли Аникеева. – 2016. — (Родителям о детях)
  2. Гиффорд, Элизабет. Добрый доктор из Варшавы / Элизабет Гиффорд; перевод с английского И. Ермолиной; литературный редактор Ю. Каллистратова. — 2021
  3. Детство в концепции Януша Корчака. // Социальная педагогика. — 2018. — № 2/3. — С. 14-18
  4. Наследие Януша Корчака: живое слово для живого дела. // Социальная педагогика. — 2018. — № 2/3. — С. 10-13
  5. Семенов Б. К., Януш Корчак — родителям. // Специалист (Кругозор). — 2015. — № 8. — С. 38-39
  6. Шипова, А. В., Основные педагогические концепции Я. Корчака. // Научное обозрение: гуманитарные исследования (Педагогические науки). — 2013. — № 10. — С. 39-42

Викторина «Януш Корчак»

Спасибо за внимание!

Ответственный: Олейник Н. А.