Час полезных советов «Наставничество как образовательный тренд современности»

Уважаемые читатели!

Наставничество — это древний и уважаемый процесс передачи знаний, умений и мудрости от одного поколения к другому. Эта практика формировалась и развивалась в цивилизации на протяжении тысячелетий, начиная с самых ранних известных культур. Наставничество играло важную роль в образовании, воспитании лидеров и развитии общества.

В МБОУ » Школа №3″ наставники помогают повышать успеваемость и мотивацию учеников, разобраться в себе и побороть страхи, а также выбрать будущую профессию. Все ребята учатся по-разному: кто-то на одни пятерки, но при этом сомневается в том, какой путь выбрать после школы; кто-то отстает от программы, но при этом много времени посвящает профессиональному спорту или творческому хобби. Поэтому наставники часто совмещают функции психолога, и куратора. Они поддерживают мотивацию учиться и помогают повзрослеть и принять решение о будущей профессии. При этом наставник работает и с ребенком, и с родителями. Если возникают проблемы, они решаются сообща.

В разные исторические периоды это понятие имело свой смысл, отличительные особенности и значение, но в самом широком смысле наставником считался человек, который передает свои накопленные знания и личный опыт другому человеку или целому коллективу. В период первобытнообщинного строя в наставнике нуждался каждый юноша, который готовился вступить во взрослую жизнь через ритуал посвящения (испытания), поскольку считалось, что только умелый и умудренный жизненным опытом наставник способен осуществить передачу необходимых знаний и навыков выживания от старших поколений к младшим для сохранения жизненного уклада племени. Цель наставничества заключалась тогда в воспитании чувства верности интересам рода и племени, сообщении знаний о традициях, обычаях, обрядах и нормах поведения на основе преданий и верований. При этом миссия наставника могла быть возложена только на умудренного жизнью старика —  старейшину, вождя или священнослужителя.

Так, один из синонимов понятия «наставник» или «ментор» — уходит своими корнями в древнегреческую мифологию. Именно так звали старого друга Одиссея, персонажа мифов и поэмы Гомера «Одиссея». Ментор присматривал за сыном героя Телемахом,  не только заботился,  но и обучал его, делясь своими знаниями и опытом. Со временем имя «Ментор» стало символом мудрого и заботливого наставника, советчика, способного направить, научить новому, пользующегося всеобщим доверием.

История наставничества намного более древняя, чем мы можем предполагать. Существуют многовековые источники, указывающие на то, что практика наставничества была широко распространена в древних цивилизациях, таких как Египет, Греция, и Рим и существовала у самых разных народов и в самых разных религиях. Уже в V-III веках до нашей эры вопросами наставничества занимались древние мыслители – Сократ, Платон, Аристотель.

Если углубиться в суть, мы обнаружим взаимосвязь со словами учитель, философ, жрец, гуру, писец. И каждое из этих слов добавляет к понятию свою отдельную краску. Каким многогранным становится слово «наставничество».

В Древнем Риме патриции, желая обеспечить лучшее образование для своих детей, нанимали греческих учителей. Так, например, знаменитый философ Сенека передавал не только академические знания, но и взращивал определенные моральные ценности, что делало роль учителя в жизни ученика особенно важной.

Нового уровня наставничество достигло с появлением философских школ в Афинах — центре древнегреческой культуры. Великие философы такие, как Сократ, Платон и Аристотель были не просто учителями, но наставниками, направляющими своих учеников на пути к знанию и мудрости. Причем передавали эту традицию и подход друг другу, обогащая его: Сократ был наставником Платона, а Платон —  Аристотеля.

Сократ разработал свой особый метод, которым мы пользуемся в настоящее время. Этот подход включал задавание вопросов ученикам с целью стимулирования критического мышления и самоанализа. Сократ считал, что знание заключается не в передаче информации, а в пробуждении мысли. Он говорил: «Я не могу никого ничему научить, я могу только заставить их думать». Это, пожалуй, было первым проявлением коучингового подхода в истории.

Можете ли вы представить себе Сократа в современном офисе, проводящего «мозговой штурм» с сотрудниками? Скорее всего, это было бы незабываемое зрелище. Интересно, смог бы он справиться с вызовами нашего времени, имея в арсенале свои древние подходы в «пробуждении мыслей»? Можно предположить, что Сократ с достоинством продемонстрировал бы свой профессионализм во всех тех важных моментах, которые и сейчас актуальны для современного наставничества. Например,

Опыт и компетентность: Наставник должен иметь глубокие знания и опыт в своей области, чтобы делиться ими с подопечными.

Эмпатия и понимание: Наставник должен уметь понимать чувства и потребности своих подопечных, оказывая им поддержку и помощь.

Коммуникативные навыки: Наставник должен уметь ясно и эффективно общаться, передавая свои знания и опыт.

Настойчивость и терпение: Наставник должен быть готовым к долгосрочной работе с подопечным, проявляя настойчивость и терпение в процессе обучения и развития.

Его ученик и последователь Платон, разделяя позицию Сократа, считал, что воспитанием человека необходимо заниматься с самого раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей.  Платон был убежден, что воплощать воспитание, способное вознести человека до самых высоких сфер мироздания, способен наставник преклонных лет. Только с возрастом, считал древнегреческий философ, во-первых, накапливается тот обширный опыт и необходимые знания, в которых нуждается следующее поколение, во-вторых, человек овладевает способностью передачи этого бесценного опыта молодым поколениям и в-третьих, приходит умение воспитать совершенного справедливого гражданина, сохраняя с ним при этом тесную духовную связь.

Позднее, философ Аристотель в своих трудах отводил учителю-наставнику выдающуюся роль и возвышал его личность на самую высокую ступень общества. Он считал основным искусством наставника воспитание в ученике души разумной — чистой, универсальной и бессмертной.

Древний Египет стал одной из первых цивилизаций, где наставничество обрело систему и структуру. Жрецы, писцы и мастера передавали свои знания молодым ученикам, обеспечивая непрерывность культурных, научных и технических традиций.

Жрецы обучали религиозным ритуалам, медицинским знаниям и искусству письма. Многие из этих знаний сохранились в виде папирусов, таких как «Папирус Эберс», который является одним из самых древних медицинских трактатов. Писцы обучались в специальных школах, где старшие писцы наставляли молодых учеников в искусстве письма и записи информации. Наставничество также имело место среди художников и скульпторов, которые создавали величественные памятники и фрески, украшавшие храмы и гробницы.

Месопотамия — колыбель цивилизации, также отличалась развитыми системами наставничества. Вавилонские и ассирийские ученые передавали ученикам свои знания в области астрономии, математики и права.

Кодекс Хаммурапи, один из самых ранних и полных сводов законов, вероятно, был результатом наставнической работы ученых и законодателей

Получается, еще в древние времена наставничество базировалось на ряде принципов и правил, которые немного различались в зависимости от культуры.

Древний Рим:

Патронат: Старшие и опытные люди (патроны) брали под свое крыло молодых и менее опытных (клиентов), предоставляя им защиту и обучение.

Риторика и право: Наставничество часто включало обучение риторике и юриспруденции, ключевым навыкам для успешной карьеры в Риме.

Древняя Греция:

Личное наставничество: Учителя и ученики имели тесные личные отношения.

Образование через диалог: Сократический метод предполагал обучение через вопросы и ответы, стимулируя критическое мышление и самопознание.

Этические и философские основы: Наставничество часто было направлено на развитие добродетелей и философского понимания жизни.

Египет:

1. Передача знаний в семье: В семьях, где профессии передавались по наследству, отец обучал сына своим навыкам и знаниям. Это могло включать обучение письму, ремеслам, строительству и управлению.

2. Практическая работа с мастером: Молодые ремесленники учились, работая вместе с опытными мастерами. Обучение проходило непосредственно на практике, где ученики перенимали методы и секреты мастерства.

Можно ошибочно подумать, что этот философский акцент обучения создавал определенную атмосферу серьезности и глубины. Однако истории известны примеры и забавных ситуаций в ходе обучения, которые помогали наставникам, шутя и играючи,  доносить важные смыслы.

Наставничество —  древнейший институт человеческих взаимоотношений. Если говорить о Востоке, то наставничество там развивалось не менее интенсивно.

В Китае философ Конфуций (551−479 до н.э.) считается одним из величайших наставников всех времен. Его учение и методология наставничества основывались на принципах моральной добродетели, семейных ценностей и общественного долга. Конфуций и его ученики составили «Аналекты» — сборник изречений и диалогов, которые передают мудрость великого учителя. В «Аналектах» Конфуций подчеркивает важность наставничества и личного примера в обучении и воспитании. Его подходы к обучению и моральному развитию долгое время оказывают влияние на образование и этику не только в Китае, но и за его пределами

Личный пример: Конфуций подчеркивал важность личного примера и морального воспитания. Наставники должны были быть примером добродетели для своих учеников. Семейные узы: Образование и наставничество часто проходили в рамках семьи, где старшие члены семьи обучали младших.

В Индии наставничество было неотъемлемой частью образовательной системы в форме гурукулы — это традиционная индийская школа, где гуру (учитель) обучал своих учеников (шишья) в личном, часто уединенном окружении. Гуру был не просто учителем, он был духовным лидером и наставником, который направлял своего ученика на пути самопознания и мудрости. Как говорится в древней индийской пословице: «Наставник — это тот, кто помогает тебе найти свет в себе самом».

Передача знаний через устную традицию: Знания передавались из уст в уста, через мантры и тексты, которые ученик заучивал наизусть.

Традиционно роль наставника и духовного учителя высока в религиозной практике. Неспроста служители церквей, храмов хранили священные знания и передавали их своим ученикам. Наставников, мудрецов не только почитали, но и наделяли их особым социальным статусом.

На Руси институт наставничества существовал испокон веков. Свое наибольшее развитие, на духовном и религиозном уровне, получил при Сергии Радонежском, который по праву считается основоположником русского старчества-наставничества.

Старчество в православной религии представляло собой монашеский институт, в основе которого лежало духовное руководство старца, который являлся монахом-наставником. Глубокое уважение и беспрекословное послушание со стороны молодого поколения в славянской традиции существовало и до этого, но именно с развитием русского старчества оно стало системообразующим в духовном образовании и воспитании.

Старец, священник-монах осуществлял духовное наставничество над другими монахами, с которым проживал в одном монастыре. Отмечались случаи, когда наставничество осуществлялось старцем не только над монахами, но и над теми мирянами, которые периодически приходили к старцу в монастырь. Форма осуществления такого наставничества могла быть разной: беседы, советы, групповые обсуждения, лекции.

Со временем модель отношений, характерная для старчества в монастырях, распространилась за пределы монашеских обителей и проникла в мир. В результате возродились традиционные для славянских народов отношения, при которых опытный человек, обладающий знаниями и являющийся экспертом в одной или нескольких областях, помогает менее опытному или сведущему усвоить знания и развить умения, которые ему необходимы. Эта модель отношений стала культивироваться в семье и в профессиональных отношениях.

Преподобный Сергий Радонежский — фундаментальная фигура в Русской Православной церкви, один из самых почитаемых святых во всем мире. Он сумел возродить русскую монашескую традицию и стал духовным настоятелем Руси в сложнейший для нее период татаро-монгольского ига.

Его жизнь и деятельность стали вдохновением для многих поколений верующих, а его наставления и учения сохраняют свою актуальность и сегодня. Деятельность Сергия Радонежского в области духовного наставничества и образования оставила неизгладимый след в истории православной церкви и культуры Руси.

С развитием отечественного образования в царских семьях стали приставлять к цесаревичам и княжнам наставников-учителей. На детей из царских династий всегда возлагались большие надежды, ведь им предстояло со временем унаследовать трон и выполнять ответственейшую функцию – управлять государством. Для того, чтобы быть достойными этой высокой миссии, наследники престола проходили через особую систему воспитания и образования. Наставниками цесаревичей становились выдающиеся личности – деятели культуры, учёные, священнослужители, военнослужащие.

К наставникам так же относили всех тех, кто занимался воспитанием детей в дворянских семьях: няни, бонны, дядьки, обеспечивавшие физиологическое выращивание, и гувернантки, гувернёры, домашние учителя, отвечавшие за воспитание и обучение.

Среди простого населения наставничество тоже встречалось, особенно в среде ремесленников, где умение расписывать посуду или вырезать по дереву передавалось от мастера к подмастерью.

В образовательной системе России слово «наставник» было официально введено в педагогический процесс в 1813 году. Министерство народного просвещения приняло решение о вводе в учебных заведениях новой должности – наставник.

Для российской педагогики проблема наставничества всегда оставалась предметом особого внимания. Например, в XIX в. о наставничестве размышлял К.Д. Ушинский. Основоположник отечественной педагогики подчеркивал, что существует прямая зависимость профессиональной адаптации личности от уровня педагогического мастерства и знаний наставника. «Дело воспитания состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества», который был бы готов к «самостоятельной жизни в обществе».

Очень популярным наставничество было и в Советском Союзе, когда масштабно развивалось профессионально-техническое образование и производственное обучение: молодежь, приходя после учебного заведения на производство, получала в наставники опытного мастера.

Наставничество в современной России остается актуальным направлением, как в сфере образования, так и в профессиональной деятельности. Его рассматривают как эффективный метод кадровой работы трудовых коллективов, а также как форму корпоративного обучения и роста персонала.

Люди, регулярно читающие бизнес-литературу и посещающие тренинги личностного роста, столь же регулярно получают совет найти себе ментора, коуча или еще кого-то, кто наставлял бы их на путь истинный. В русском языке для этого есть простое и понятное слово — наставничество.

Термином «наставничество» обозначается взаимодействие, в котором более опытный человек передает свои знания и навыки менее опытному в какой-либо сфере. Это могут быть всевозможные семинары и тренинги на конкретную тему или же «обо всем и ни о чем», где присутствующих «учат жить». Это может быть целевое наставничество в организации или на производстве, когда новый сотрудник должен освоить конкретный блок навыков.  Это может быть наставничество в школе, когда более опытный педагог помогает молодому учителю войти  «в курс дела». Или, к примеру, в медицинском учреждении, когда молодой врач осваивает прикладные аспекты профессии под руководством опытных коллег.

В каком же формате может осуществляться наставничество? Жизнь не стоит на месте, поэтому регулярно появляются новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала. Одни  получают широкое распространение, другие практикуются исключительно в качестве эксперимента.

Модели наставничества:

  • Традиционная модель
  • Ситуационное наставничество
  • Партнерское наставничество
  • Групповое наставничество
  • Скоростное наставничество
  • Флэш-наставничество
  • Саморегулируемое наставничество
  • Реверсивное наставничество
  • Командное наставничество

Современные наставники уже не просто обучают — они помогают раскрывать потенциал человека, определять его сильные и слабые стороны и указывать направление для развития.

Наставничество в современном понимании рассматривается как процесс, в котором происходит обучение новичка профессиональным навыкам. В этом случае наставник ответственен за профессиональный рост сотрудника, его продвижение по карьерной лестнице и овладение необходимыми навыками.

Как стать хорошим наставником?

Чтобы стать хорошим наставником, нужно желание делиться знаниями и опытом. Хороший наставник не только умеет хорошо говорить, структурируя свои знания и опыт, но и слушать и слышать своего подопечного,  умеет создавать комфортную психологическую обстановку для развития своего подопечного.

Получается, что многие из принципов и методов наставничества, заложенные еще в древнем мире, продолжают оказывать влияние на современные образовательные и профессиональные системы.

Наставничество, зародившееся тысячи лет назад, остается актуальным и сегодня, помогая передавать знания, формировать лидеров и поддерживать непрерывность культурных и научных традиций.

Все, что было сформировано в древние времена, продолжает свой путь развития.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!